История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-10-20 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Я не склонен также следовать интерпретациям, сформулированным на более «научном» языке и связанным с
травмой рождения как первого проявления тревоги и главной детерминанты индивидуальной судьбы человека (например, Rank, 1924). На этой идее «травмы» была выстроена целая психологическая доктрина, ее роль совершенно непропорционально преувеличивали, превратив «травму рождения» в злодея, повинного во всех последующих расстройствах психики.
Фрейд с характерной для него научной осторожностью подчеркивает, что в момент рождения сознание еще не присутствует, так называемая травма рождения не сохраняется в памяти, а потому «риск, связанный с рождением, еще не имеет психического содержания» (Freud, 1926а).
Ввиду постоянного возобновления этой дискуссии, я решил провести ряд прямых наблюдений, с тем чтобы получить объективные и наиболее подробные протоколы поведения младенца в момент рождения. С этой целью я присутствовал и вел тщательную запись во время тридцати пяти родов, проводившихся без применения анестезии или успокоительных. В двадцати девяти случаях поведение ребенка было снято на пленку в момент рождения или непосредственно после него. Мы продолжали наблюдать новорожденных в последующие две недели, повторно снимая на пленку их поведение при кормлении, а также их реакции на ряд стандартизированных стимулов.
Эти записи показывают, что реакцию младенца на собственное рождение едва ли можно назвать травматической. При нормальных родах — а таковых подавляющее большинство — реакция младенца оказывается крайне быстрой, она
41
длится всего несколько секунд, и ее вовсе нельзя назвать бурной. Сразу после рождения младенец обнаруживает временную затрудненность дыхания и проявления негативно окрашенного возбуждения. Если младенца предоставить самому себе, эти признаки исчезнут буквально в течение нескольких секунд, уступив место полному покою. Так называемая травма рождения, о которой столько говорили неверные интерпретаторы Фрейда, отличается кратковременностью и малой выразительностью. Мы наблюдаем лишь краткую фазу возбуждения с проявлениями неудовольствия (см. Spitz, 1947а)1. Для сравнения: введение нитрата серебра в глаз новорожденного (непосредственно после перерезания пуповины) вызывает гораздо более бурную и длительную реакцию неудовольствия, которая может продолжаться до полминуты.
|
Эти наблюдения также показывают, что в течение первых часов и даже дней жизни можно обнаружить лишь одно проявление чего-то отдаленно напоминающего эмоцию. Это проявление представляет собой состояние негативно окрашейного возбуждения. Оно возникает, если новорожденный <1 подвергается воздействию стимулов, достаточно сильных, чтобы преодолеть его высокий барьер чувствительности (например, пошлепывание, упоминавшееся ранее в сноске). Возбуждение такого рода воспринимается как неприятное и в старшем возрасте. Простоты ради мы будет использовать термин «неудовольствие» также и при описании негативного возбуждения младенца. Однако противоположность проявлениям неудовольствия у новорожденного составляют отнюдь не проявления удовольствия, которые вовсе не наблюдаются в этом возрасте. Противоположность проявлениям неудовольствия у младенца составляет покой. Негативное возбуждение младенца в ответ на излишнюю стимуляцию следует рассматривать как процесс разрядки в соответствии с описанием Фрейда (1895). В качестве такового это возбуждение является специфически психологическим процессом, оно демонстрирует действие принципа нирваны, согласно
' Разнообразные звуки, издаваемые младенцем при рождении, можно лишь отчасти отнести на счет механических причин, таким, как возникновение самостоятельного дыхания, и еще в меньшей степени они служат выражению неудовольствия. Главным образом эти звуки — результат добросовестных усилий акушера и повитухи ускорить начало самостоятельного дыхания путем легкого похлопывания младенца по попке.
|
которому возбуждение удерживается на постоянном уровне, а любое напряжение, превышающее этот уровень, должно получить немедленную разрядку. Из этого развивается, постепенно обретая форму, психологическое функционирование. Однажды установившись, психологическая функция в течение какого-то времени подчиняется принципу удовольствия-неудовольствия до тех пор, пока принцип удовольствия не уступит место (хотя и не полностью) регулирующим механизмам принципа реальности.
Важно отметить, что в самом начале организм и физиологически, и психологически работает по принципу бинарной системы с «исключенным третьим» (закон противоречия), по одному из так называемых «трех законов мышления» (Baldwin, 1940). У нас есть достаточно причин, чтобы задаться вопросом: не оказывают ли физиологические основания, на которых в дальнейшем строятся психические функции и в конечном счете процессы мышления, малоизученное пока, но значительное и длительное воздействие? Не могут ли они повлиять также на структуру логических законов?
Перейдем теперь к исследованию реакций новорожденного с точки зрения восприятия и поведения.
Примитивные когнитивные реакции
Прежде всего следует задать вопрос, каким образом новорожденный может воспринимать внешние стимулы, необходимые для его функционирования. Чтобы ответить на этот вопрос хотя бы предположительно, мы должны сначала сказать несколько слов о природе восприятия. В противном случае трудно будет понять, каким образом вообще можно рассуждать о восприятии у новорожденного, пусть даже на основании данных, полученных нами на сегодняшний день средствами экспериментальной физиологии и экспериментальной психологии, не говоря уже о попытках сформулировать эти рассуждения с точки зрения концепции Фрейда об устройстве психического аппарата. Я не могу здесь вступать в дискуссию относительно множества проблем, возникающих при любом подходе к этой обширнейшей теме. Точно так же я не стану даже пытаться рассмотреть огромное количество сравнительно недавних экспериментов, посвященных восприятию (этим, в частности, занимались Георг Кляйн, Э. фон Хольст, В. Розенблит, Зелиг Хехт, Райли Гарднер и
|
43
многие другие), тем более что ни один из этих опытов не был посвящен детям, не говоря уж о новорожденных.
Я совершенно сознательно ограничиваюсь здесь обсуждением исследований М. фон Зендена (1932), во многих отношениях совпадающих с данными, полученными Ризе-ном (1947) в опытах с шимпанзе: оба ученых открыли огромные области восприятия, на которые прежде никто не обращал внимания.
Фон Зенден обследовал шестьдесят трех субъектов, появившихся на свет слепыми и подвергшихся операции по удалению врожденной катаракты в возрасте от трех до сорока трех лет. Фон Зенден сообщает, что их реакция на полученное «благо», то есть на внезапно возвращенный дар зрения, оказалась, мягко говоря, неожиданной. Ни один из пациентов не воспринял свое приобретение как благо. Выяснилось, что, несмотря на то, что они имели зрение, видеть они не могли. Их буквально приходилось учить пользоваться зрением; это требовало длительного, тщательного, добросовестного и тяжкого труда, который причинял больным огромные душевные страдания. Говоря о длительном процессе, мы имеем в виду месяцы и годы, причем многие из них так и не научились видеть, а некоторые даже выражали желание вновь ослепнуть. Что означают эти открытия? Во-первых, они показывают, что данные пациенты научились строить свою жизнь без помощи зрения. Их отношения с окружающей средой, как неодушевленной, так и одушевленной, устанавливались с помощью доступных органов чувств, таких, как осязание, слух, обоняние и другие, менее нам известные. Используя эти невизуальные сенсорные модальности, слепые приобрели достаточный код значимых чувственных перцептов, то есть значимых знаков и сигналов. Эти сигналы и знаки были в дальнейшем соотнесены между собой, образовав сложную сеть мнемических следов и составив присущий этим пациентам «образ» мира. С помощью этого «образа» они могли ориентироваться, осуществлять процессы мышления, обходить препятствия, общаться и передавать сообщения.
|
Слепорожденные не могли ни регулировать, ни контролировать внезапно обрушившийся на них массивный поток бесчисленных визуальных стимулов, не могли они и преобразовать его в значимый код. Напротив, визуальные знаки оказались совершенно бессмысленными, они нарушили
функционирование существовавшего значимого кода сигналов, который до тех пор составлял мир этих пациентов; пользуясь терминологией теории коммуникации, эти непонятные визуальные стимулы воспринимались как сбивающий с толку невыносимый «шум».
Опыт «восприятия» слепорожденных, которым удалось вернуть зрение во взрослом или отроческом возрасте, можно mutatis mutandis применить к новорожденному и даже к первым шести месяцам жизни ребенка. Разумеется, между этими двумя категориями субъектов существует фундаментальное различие. Образ мира перенесшего операцию слепорожденного представляет собой уже сложившуюся организованную систему сигналов, полученных от всех остальных органов чувств, за исключением зрения. После операции по удалению катаракты в эту систему взаимосвязей вторгается, повреждая ее, поток чуждых, никогда прежде не испытывавшихся, лишенных значения визуальных стимулов. Несчастный пациент сталкивается с непосильной задачей реорганизации всего процесса мышления. Его умственные и эмоциональные способности страшно перегружены, потому он и чувствует себя беспомощным, сбитым с толку.
Новорожденный, напротив, вообще не располагает какой-либо картиной мира, нет таких стимулов от какого-либо из органов чувств, которые он мог бы признать в качестве сигнала; даже когда он достигает возраста шести месяцев, лишь очень немногие сигналы устанавливаются и обретают стабильность в качестве мнемических следов. Следовательно, стимулы, воздействующие на органы восприятия младенца, будь то зрение или любое другое чувство, оказываются ему абсолютно чуждыми. Любой стимул подлежит сначала преобразованию в значимый опыт, и только после этого он может превратиться в сигнал, к которому постепенно будут добавляться другие сигналы, складываясь в последовательную картину окружающего ребенка мира.
Ряд условий позволяет новорожденному осуществить столь сложную задачу.
1. Прежде всего надо назвать барьер восприятия — он защищает ребенка от большинства раздражителей, которым обычно подвергаемся все мы. Эта защита состоит из нескольких моментов. Во-первых, на момент рождения рецепторные пункты еще не получили энергию (Spitz, 1955b, 1957). Во-вторых, большую часть дня ребе-
45
|
нок проводит во сне или дремоте (Buhler, 1928). И наконец, процесс освоения поступающих стимулов развивается постепенно в течение многих месяцев в прямом соответствии с созревающей способностью младенца к произвольным действиям.
2. Второй фактор вытекает из предыдущего: в результате подобной фильтрации процесс наделения стимулов значением также является постепенным.
3. Третьим фактором становится особая окружающая среда, мир в себе, который мать создает вокруг младенца и который она же распространяет в разных направлениях. Прежде всего, мать непосредственно физически защищает ребенка от перегрузки любого рода раздражителями. Многое в нашей практике воспитания детей — колыбель, кроватка, тепло, пеленание и прочее — служит защите его от внешних раздражителей.
4. Мать помогает ребенку справляться с внешними стимулами, предоставляя ему разрядку напряжения. Она кормит ребенка, как только он проголодается, меняет пеленки, когда он мокрый, укрывает его от холода, тем самым приспосабливая все условия для его удобства и смягчая неприятное напряжение.
5. Наиболее важный фактор, наделяющий ребенка способностью постепенно выстраивать последовательную идеаторную картину мира, проистекает из взаимопонимания матери и ребенка. Эту часть объектных отношений я назвал «диалогом» (Spitz:2,1963b). Диалог представляет собой цикл из последовательности действие-реакция—действие в отношениях матери и ребенка. Эта крайне специфическая форма взаимодействия создает для ребенка его неповторимый особый мир со специфическим эмоциональным климатом. Именно этот цикл действие—реакция-действие позволяет ребенку постепенно преобразовать бессодержательные стимулы в значимые сигналы.
В полном соответствии с открытиями фон Зендена мы особо выделяем роль объектных отношений в возникновении аффектов и организованного восприятия. Данные, полученные Зенденом, свидетельствуют, что восприятию необходимо учиться, координировать его и синтезировать, проходя через бесчисленные и мощные приливы, тихие заводи и быстрины объектных отношений.
Таким образом, мы не склонны говорить о восприятии младенца до тех пор, пока раздражители, которые воспринимаются органами чувств и передаются в центральную первичную систему, не приобрели значения благодаря собственному опыту младенца. Это, однако, не означает, что до тех пор, пока не «наладится» восприятие, не могут откладываться и следы памяти.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!