Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-10-20 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наиболее важными факторами, определяющими объектные отношения, являются личности матери и ребенка. Однако на объектные отношения оказывает влияние еще целый ряд факторов, например культурные, экономические и географические условия, а также историческая традиция. Подобное разнообразие требует, чтобы мы изучали объектные отношения в различных популяциях и в различном окружении, проверяя, какие феномены можно считать универсальными для всего человечества, и исследуя, в какой мере их форма и содержание претерпевают изменения за счет измен-
25
чивых факторов окружающей среды, как-то: культура, социальный уровень, местожительство. С этой целью нам требовалось установить для данных феноменов нормы, которые мы определяли по результатам предыдущего исследования, проводившегося в типичной «нормальной» среде западной культуры. Для замеров мы выбрали тест Бюлер-Хетцер, поскольку этот стандартизированный и широко применяемый тест личности и уровня развития допускает как межиндивидуальные, так и интраиндивидуальные сопоставления; состояние конкретного ребенка определяется рядом числовых показателей, и наконец, этот способ допускает измерения различных сфер личности наряду с общей оценкой. Надежность этого теста уже была подтверждена ранее как в Европе, так и в Соединенных Штатах (Herring, 1937; Hubbart, 1931; Reichenberg, 1937;Simonsen, 1947;Wolf, 1935).
Тест Бюлер—Хетцер, известный также как Венский тест, был изобретен, стандартизирован и испытан Шарлоттой Бюлер и Хильдегард Хетцер (1932) вместе с их помощницами покойной Катериной М. Вульф и Лизелоттой Франкл (см.: Hetzer and Wolf, 1928). Предварительная стадия заключалась в 24-часовом наблюдении за шестьюдесятью девятью младенцами семи последовательных возрастов первого года жизни с целью установить репертуар среднестатистического ожидаемого поведения в каждый период времени. Тесты, созданные на основе этого репертуара, испытывались и стандартизировались путем эксперимента с двадцатью субъектами каждого возраста. Интервалы между возрастными группами первых восьми месяцев жизни равнялись одному месяцу. В последние четыре месяца первого года интервалы увеличивались до двух месяцев. Таким образом, тест для детей первого года жизни был стандартизирован путем эксперимента с двумястами двадцатью субъектами.
|
Как показали мои собственные наблюдения за детьми, выбор в каждой возрастной группе именно двадцати субъектов для стандартизации теста не является случайным. Определенные паттерны поведения появляются у младенцев именно по достижении данного возраста и не раньше. Граница, разделяющая отсутствие того или иного паттерна поведения и его появление, у большинства младенцев, как правило, крайне отчетлива. К примеру, до третьего месяца жизни чрезвычайно редко удается обнаружить реакцию улыбки,
однако столь же редко встречаются младенцы, у которых эта реакция не наступает на третьем, четвертом или пятом месяце. До достижения двухмесячного возраста лишь трое из наблюдавшихся нами ста сорока пяти детей проявили реакцию улыбки, между двумя и шестью месяцами она появилась у ста сорока двух из них и лишь у трех так и не обнаружилась. Мы установили, что к тому времени, когда двадцать из наблюдаемых нами субъектов приобретают определенный паттерн поведения, можно с уверенностью рассчитывать, что она появится также у подавляющего большинства наблюдаемых субъектов того же возраста. Как только число субъектов, у которых отмечается это поведение, превышало двадцать, группа, не обнаруживающая подобное поведение, стремительно уменьшалась в пределах исследуемой нами экспериментальной популяции.
|
Психологическое отделение Венского университета широко применяло стандартизированный тест в течение десяти лет, с 1928 по 1938 год. Он систематически применялся ко всем детям, поступавшим в Центральный детский приют города Вены. Число детей, находившихся в этом заведении в течение первого года своей жизни, варьировалось от четырехсот до пятисот ежегодно. Другими словами, за десятилетие тест прошли примерно пять тысяч детей и тем самым персонал приюта имел возможность скорректировать его недостатки.
Остается рассмотреть, какой вклад внес этот тест в психиатрические и клинические исследования. С этой целью я систематически применял его в том же самом заведении, то есть в Центральном детском приюте Вены, к находившимся там более чем ста детям. Я выяснил, что этот тест является эффективным психометрическим инструментом для клинических измерений. Особая ценность его заключается в том, что он определяет в количественных параметрах ситуацию каждого ребенка, причем как в целом, так и по отдельным аспектам личности, по отношению к средним данным для детей, принадлежащих к одной и той же среде.
С целью подтвердить пригодность этих тестов для Западного полушария мы выбрали две популяции в штате Нью-Йорк. Первую составили дети интеллектуальных работников, «белых воротничков», преимущественно специалистов,
27
воспитывавшихся в родных семьях. Они наблюдались в окружении своих близких (данные приводятся в таблице II в колонке «Родная семья»). В целом обследованию были подвергнуты восемнадцать детей, преимущественно в течение первого года жизни и далее. Эти дети содержались родителями в условиях, которые я бы назвал оптимальными, как правило, они занимали скромное, но удобное помещение. Данные по этим детям в целом совпадают с нормами теста Бюлер—Хетцер, хотя следует отметить, что по D.Q. они несколько опережали среднюю норму, установленную для Вены.
Для наблюдения над второй популяцией, необходимой нам для получения нормативных данных, мы воспользовались услугами ведомства, отдававшего детей на воспитание, поскольку дети должны были каждые четыре недели про-ходить здесь контрольный осмотр. Мы наблюдали и протестировали двадцать три ребенка. Их происхождение было различным, но, как правило, они изначально принадлежали к низшим социальным слоям, что и следовало ожидать, раз они оказались в подобном заведении в большом городе. В течение первого года жизни эти дети стабильно обнаруживали более низкие показатели во всех возрастных группах, нежели представители первой популяции, то есть дети, растущие в родной семье. Их уровень приближался к средним данным, полученным в детской клинике в Вене, где я начинал свою работу и где был создан этот тест. Обстоятельства помешали нам довести до конца запланированное исследование этих детей. Подобные находки убедили меня, что нормы теста младенцев Бюлер—Хетцер в качестве практического руководства и инструмента для психометрической оценки личности ребенка могут помочь мне провести собственное исследование детей как из среднего, так и из низшего социального слоя Соединенных Штатов и Западного полушария в целом.
|
Краткое описание тестов
Тесты позволяют ежемесячно проводить количественную оценку шести секторов личности, а именно:
1. Развитие и созревание восприятия.
2. Развитие и созревание функций тела.
3. Развитие и созревание межличностных отношений.
4. Развитие и созревание памяти и подражания.
5. Развитие и созревание умения манипулировать предметами.
6. Интеллектуальное развитие.
Количественная оценка тестов дает ряд показателей развития, на основании которых выводится уровень развития для данного периода. Иначе говоря, мы получаем поперечный срез деятельности ребенка на данной стадии развития в соотнесении с нормальным или средним развитием.
Роль и возможности тестов в нашем исследовании
Как отмечалось выше, результаты нашего теста нельзя воспринимать в качестве меры для оценки или диагностики развития отдельных детей. Когда речь идет об общей оценке личности наших субъектов, мы предпочитаем полагаться в первую очередь на длительное клиническое наблюдение и на историю каждого конкретного ребенка. Тем не менее тесты дали нам следующую дополнительную информацию.
1. Применительно к каждому конкретному ребенку результаты ежемесячного тестирования указывали нам, происходило ли его развитие и в какой мере, не было ли оно прервано, не наступил ли регресс. Другими словами, этот показатель отмечал тенденцию развития, его темп и направленность.
|
2. Этот показатель также выявлял асимметрии в темпе и направленности развития отдельных частей личности одного и того же ребенка.
3. Далее, тест допускает внутригрупповые и межгрупповые сопоставления большого количества детей. Подобные сопоставления выявляют характеристики, общие для всей группы или подгруппы детей.
4. Тест также дополнительно подтверждает наши клинические наблюдения.
5. Наконец, выстроенный по этим точкам график наглядно иллюстрирует наши описания.
Кроме того, тест не дает и не может дать клинической информации о наличии или отсутствии эмоций или о том, какова их природа. Тест не выявляет динамику влечения, настроения, открытость или замкнутость ребенка, его тревогу или агрессию, бодрое или сонное состояние, настороженность или вялость. Иными словами, тест не дает нам ни клинической информации, ни даже информации о поведении субъекта и мало что говорит нам об объектных отношениях ребенка. Хотя польза этих тестов несомненна, полученная с их помощью картина остается, как сказала в одной из своих лекций Анна Фрейд, двумерной: сама по себе она мало что значит, обретает важность и связь с жизнью лишь при учете клинической картины.
29
Анализ фильмов и материалов наблюдений
Мы старались обеспечить постоянную и объективную запись своих визуальных наблюдений и впечатлений, что позволило бы нам воспроизводить, сравнивать и подробно анализировать свои наблюдения одного и того же поведенческого феномена. С этой целью мы записывали поведение отдельного ребенка на кинопленку, используя процедуру, предложенную мной в 1933 году, — я назвал ее экранным анализом. Суть ее сводится к изготовлению фильмов со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, что позволяет с помощью самого обычного проектора воспроизводить в дальнейшем наши наблюдения столько раз, сколько понадобится, а также замедлять скорость до восьми кадров в секунду. Таким образом мы получаем троекратно замедленный ритм движения и смены выражений лица; другими словами, это — троекратное увеличение паттерна поведения.
Каждого ребенка обязательно снимали при первоначальном наблюдении, то есть как можно раньше после его рождения, а в некоторых случаях даже на последней стадии родов. Мы также документировали на пленке любое поведение ребенка, отклонявшееся от среднестатистического поведения других детей того же уровня развития, и все проводившиеся с ним эксперименты.
|
Помимо фильмов история каждого ребенка включает в себя запись клинических данных, протоколы наблюдений и письменный отчет о содержании бесед с родителями ребенка или ухаживающим за ним персоналом. В большом количестве случаев история ребенка содержит также результаты тестов Роршаха и Шонди, проводившихся с матерью.
Таблица 1 иллюстрирует процедуру эксперимента.
Таблица 1 Экспериментальная процедура наблюдения за младенцами
Продолжительность наблюдения одного ребенка | 4 часа в неделю | 200 часов в год
| Протоколы наблюдения составляют историю субъекта | |
Тесты | Тесты младенцев Хетцер-Вульф с месячными интервалами, показатели и графики развития
| |||
Пол наблюдателя | Еженедельная смена наблюдателей — мужчин и женщин
| |||
Исследования окружающей среды | Беседы с родителями или персоналом приюта | Тесты Роршаха и Шонди для большого числа матерей | ||
Запись фильма со скоростью 24 кадра в секунду для дальнейшего экранного анализа. Каждого ребенка снимают | При первом появлении | При проявлении отклонений в поведении
| Во время эксперимента | |
Изучаемые популяции
1.Распределение субъектов нашего исследования представлено в таблице 2. Дети, обозначенные в колонках «Родная семья» и «Приют», уже упоминались; в этих группах мы первоначально испытывали возможности применения теста Бюлер-Хетцер в Западном полушарии.
2. Одной из наиболее важных для нас проблем была проверка некоторых широко распространенных представлений о природе «личности» новорожденного при рождении, например, утверждения Отто Ранка (1924) о травме рождения или гипотезы Уотсона (1928) о том, что эмоциональное поведение новорожденного включает в себя любовь, страх, ярость и т. п. Это мы обсудим в последующих главах.
Было подробно исследовано тридцать пять случаев родов в полугосударственном, принадлежащем университету небольшом роддоме, предназначенном для матерей со скромным материальным положением. Мы выбрали этот родильный дом, поскольку роды здесь происходили естественным образом, без применения анестезии (за исключением редких случаев, когда требовалось хирургическое вмешательство), под контролем прекрасных акушеров, которым помогали опытные сестры. Из тридцати пяти родов в двадцати пяти случаях дети были сняты на
31
Табл. 2 Общая популяция наблюдавшихся детей
| Всего | 256 | 50 | 60 | 27 | 393 | 246* | * всего 47 000 футов 16-миллиметровой пленки
|
Детская клиника | Несколько сот детей, наблюдавшихся три недели
| 27 | ||||||
Индейская деревня | - | - | 23 | - | 23 | 3 | ||
Акушерская помощь | - | 29 | 6 | - | 35 | 29 | ||
Приют | 62 | - | 2 | 27 | 91 | 25 | ||
Ясли | - | - | 23 | - | 23 | 10 | ||
Родная семья | 9 | 3 | 6 | - | 18 | 14 | ||
Кормление | 185 | 18 | - | - | 203 | 138 | ||
Длительность наблюдения | Более 6 мес. | Не менее 3 мес. | Менее 3 мес. | Умерли в 1-ый год | всего | Число детей, снятых на пленку |
пленку через пять минут после рождения, в двух случаях мы начали съемку еще во время родов. Как правило, новорожденные возвращались вместе с матерью домой по истечении десяти дней. У меня была возможность продолжать наблюдения за двадцатью девятью из них, когда они периодически приходили в больницу.
3. Учитывая возможные разногласия в вопросе о культурных, расовых и иных факторах, влияющих на личность человека, мы хотели проверить, в какой мере подобные различия, если они действительно имеют место, могут повлиять на личность в течение первого года жизни. Мы постарались охватить в нашем исследовании детей, принадлежащих к различным расам и культурам. У нас была возможность наблюдать детей белых и чернокожих родителей, а также индейцев. Индейцев мы наблюдали в одной из деревушек в Латинской Америке, где нам удалось исследовать детей в первые три месяца жизни. Первое наблюдение проводилось, когда детей приносили в церковь крестить, мы видели их в купели. Затем мы могли навещать их в деревенском жилище. Наблюдения за этими двадцатью тремя детьми проводились в течение более краткого срока, нежели три месяца, поэтому результаты данной части исследования представляют собой поперечный срез. Наблюдавшееся нами поведение этих детей не отличалось от поведения детей той же возрастной группы из иного окружения.
4. Наконец, наш план предполагал осмотр большого количества детей в условиях, в которых удалось бы достичь максимального постоянства окружающей среды. С этой целью первоначально было выбрано два воспитательных учреждения. Мы будем называть одно из них «ясли», а второе — «приют».
Описание воспитательных учреждений
Оба учреждения были во многом похожи. Они располагались за городом, в большом просторном саду. В том и в другом тщательно соблюдались гигиенические требования, младенцев с момента рождения отделяли от старших детей и содержали в специальной палате для новорожденных, куда посетителей допускали только после мытья рук и в стерилизованных халатах. В возрасте двух или трех месяцев детей переводили в палату к старшим, размещая в индивидуальных
33
боксах. В яслях эти боксы были застеклены со всех четырех сторон, в приюте — с трех сторон, а один конец оставался открытым. В яслях детей с полугода переводили в палату с четырьмя или пятью кроватками; в приюте они оставались в боксе до достижения пятнадцати или восемнадцати месяцев, а то и дольше. В приюте примерно половина палаты оказывалась освещена хуже, чем другая, хотя в целом света было достаточно и там и тут; в яслях каждый ребенок располагал хорошо освещенным боксом. Ясли были более богатым заведением, но и приют был обеспечен всем необходимым, за одним исключением, о котором будет сказано ниже. В яслях стены были окрашены в светлые нейтральные тона, создававшие бодрое настроение, в то время как приют со светлыми серо-зелеными стенами и замкнутыми боксами производил безотрадное впечатление. Однако я не могу утверждать, что это не является моим личным впечатлением.
В обоих заведениях еду готовили хорошо, по всем правилам и с учетом потребностей каждого отдельного ребенка данного возраста; бутылки и все остальные предметы стерилизовали. В обоих заведениях значительный процент новорожденных вскармливался грудью, однако в яслях вскоре вводилась молочная смесь с последующим отлучением младенца от груди, в то время как в приюте большинство детей оставались на грудном вскармливании вплоть до третьего месяца жизни. В обоих заведениях и одежда детей, и обогрев помещения удовлетворяли всем требованиям.
Что касается медицинской помощи, приют, по меньшей мере, раз в день посещал главный врач и медицинский персонал, который во время обхода осматривал каждого ребенка и проверял его медицинскую карту. Ежедневные обходы совершали также ларинголог и другие специалисты. В яслях подобного ежедневного осмотра не было, педиатр этого учреждения являлся к детям по вызову.
В целом приют имел некоторое преимущество перед яслями с точки зрения поступавших туда детей. Ясли принадлежали исправительному заведению, сюда попадали преступницы, оказавшиеся на момент приговора беременными. Роды проводились в ближайшей больнице, и через несколько дней дети переводились в ясли, где и оставались в течение первого года жизни. Учитывая то, что большинство матерей были малолетними правонарушительницами, в определенной степени социально не приспособленными (часть из них — слабоумными, некоторые — психически ущербными), отбор детей с точки зрения наследственности и среды
оказывался негативным. В приюте подобная негативная селекция не существовала. Младенцы представляли собой самый широкий спектр нуждающихся в попечении детей большого города: часть из них происходила примерно из таких же семей, как и воспитанники яслей, но значительное количество детей поступало из социально приспособленных и вполне нормальных семей, утративших возможность содержать самих себя и ребенка.
Основное различие между яслями и приютом касается ухода за детьми. Ясли, вмещавшие одновременно от сорока до шестидесяти детей, находились под руководством старшей сестры и ее помощниц; их обязанности сводились к тому, чтобы научить матерей этих детей простым и эффективным средствам гигиены и ухода за детьми, а также к надзору за матерями и консультациями. Каждого ребенка кормила, пеленала, обслуживала в целом его родная мать. Если по каким-то причинам ребенка приходилось разлучить с матерью, ее место занимала мать другого младенца или беременная женщина, приобретавшая таким образом опыт, необходимый ей в дальнейшем для ухода за своим новорожденным. Таким образом, каждый ребенок в яслях получал полноценную заботу своей матери или в худшем случае заменяющего ее лица, причем замену подбирала опытная главная медсестра, старавшаяся найти такую женщину, которая испытывала бы симпатию именно к этому ребенку.
Каждый ребенок в яслях получал, по меньшей мере, одну игрушку, большинство одновременно располагали несколькими. Поле зрения ребенка не ограничивалось красивым пейзажем за окном: стенки кровати опускали достаточно низко, чтобы он мог через стеклянные стены заглянуть в соседние боксы. Дети постарше наблюдали за соседями с живым интересом, пытаясь как-то принять участие в событиях, происходивших за пределами их бокса, и можно было отчетливо видеть, в какой мере их внимание приковывает постоянная активность матерей, носивших своих чад по коридору, ласкавших их, кормивших, игравших с ними в боксах или болтавших друг с другом, укачивая новорожденных.
Приют, напротив, принадлежал к числу заведений, созданных для помощи детям примерно пятьдесят лет назад. Он не располагал достаточными средствами, зато размещался в просторном и удачно расположенном здании. Находившиеся здесь дети делились на две категории: с одной стороны, сюда попадали младенцы, рожденные в браке, чьи родители по той или иной причине не могли их содержать
35
и поэтому ежемесячно платили небольшую сумму приюту, а с другой стороны, здесь же были внебрачные дети, которых принимали в приют с тем условием, что их матери должны были в течение первых трех месяцев кормить еще одного ребенка наряду с собственным и помогать готовить и раздавать пищу детям старшего возраста.
Как уже упоминалось, приютом руководили старшая сестра и пять ее помощниц. В возрасте трех месяцев каждого ребенка помещали в отдельный бокс в общем помещении, в котором работали пять нянечек. Чисто математически получалось, что на каждую няню приходилось чуть больше семи детей, однако на практике это выглядело несколько иначе, поскольку те же нянечки должны были наблюдать за приготовлением пищи для младенцев, организовывать доставку пищи и распределять ее; им же приходилось мыть и перепеленывать младенцев. Иногда приходилось также использовать держатели для бутылок, а на время кормления или взвешивания детей, по меньшей мере, одна нянечка должна была полностью посвятить себя этому занятию. В результате каждому ребенку доставалась в лучшем случае одна десятая времени нянечки, то есть одна десятая чего-то напоминающего материнскую заботу, попросту говоря, одна десятая матери. Когда я впервые вошел в приют, я не увидел здесь ни единой игрушки. Возможно, в результате моей деятельности и деятельности моих помощников через несколько месяцев стало появляться все больше игрушек, и к тому времени, когда я покидал приют, игрушки были уже почти у половины малышей.
Еще одним важным фактором в воспитании приютских детей являлось ограниченное поле зрения. Приют остается угрюмым и пустынным, за исключением лишь часов кормления, когда нянечки и помогающие им кормилицы приходят ухаживать за детьми. Следует упомянуть также практику, свойственную как этому приюту, так и многим другим сиротским заведениям и детским больницам: чтобы малыши вели себя спокойнее, няни завешивают изножье кровати и обе ее стороны одеялами или простынями, отгораживая ребенка от мира и других таких же колыбелек, оставляя его в совершенно изолированной клетушке, в которой ему виден один только потолок. В результате младенцы остаются на много месяцев лежать на спине, а в их матрасах образуется вмятина, мешающая им повернуться со спины на бок в возрасте шести или семи месяцев, когда это начинают делать нормальные дети.
Часть 2
УСТАНОВЛЕНИЕ
ЛИБИДИНОЗНОГО
ОБЪЕКТА
37
ГЛАВА 5
БЕЗОБЪЕКТНАЯ СТАДИЯ
В главе 1 я определил психоаналитическое понятие либидинозного объекта и указал, что в мире новорожденного не существует ни объекта, ни объектных отношений. Эту первую стадию я назвал дообъектной, или безобъектной. Данная глава, как и следующая за ней, посвящена проблемам этой наиболее ранней стадии. Я собираюсь сосредоточить внимание на ответных реакциях младенца и представить некоторые рассуждения о природе восприятия младенца и его роли в психоаналитической теории.
Безобъектная стадия более или менее совпадает с фазой первичного нарциссизма. Гартманн (1939) говорит об этой стадии как недифференцированной1, я же предпочитаю называть ее стадией не дифференциации, поскольку восприятие младенца, его активность и функционирование недостаточно организованы по группам, за исключением некоторых необходимых для выживания сфер, таких, как восприятие пищи и метаболизм, циркуляция, функции дыхания и т. п.
1 Концепция Гартманна о фазе недифференцированности подразумевает отсутствие в личности новорожденного дифференциации между Я и Оно, сознательным и бессознательным. Внутри этой недифференцированной личности постепенно происходит разделение на сознательное и бессознательное, Я и Оно. Таким образом, концепция Гартманна в целом отвечает данным, которые мы обнаруживаем в психоаналитической теории и практике; она представляет собой описательную концепцию.
Моя концепция недифференциации, включающая также постулаты Гартманна, шире, поскольку она включает также описание и непсихоаналитические аспекты наблюдения, такие, как нейромышечный, физиологический, поведенческий, например восприятие и действие. На данной стадии недифференциации не существует отчетливого разграничения между психическим и соматическим, внутренним и внешним, влечением и объектом, «Я» и «не-Я» и даже между отдельными участками тела.
39
На этой стадии новорожденный не способен отличить одну «вещь» от другой, он не может отличить (внешний) предмет от своего тела и не воспринимает окружающую среду как нечто отдельное от него самого. Следовательно, он воспринимает утоляющую его потребности и предоставляющую пищу грудь тоже как часть себя самого1. Более того, внут ри себя младенец также еще не является дифференцированным и организованным, даже в таких основных аспектах, как отношения между определенными нервными центрами, с одной стороны, и исполняющими их команды мышечными органами — с другой; лишь привилегированные отдельные области выделяются в качестве функциональных единиц (Tilney and Kubie, 1931).
Ряд наблюдений, в том числе наши, подтверждают, что аппарат восприятия новорожденного отгорожен от внешнего мира исключительно высоким барьером чувствительности. Этот барьер защищает младенца в первые недели, месяцы жизни от восприятия стимулов внешнего мира. Следовательно, мы вправе утверждать, что внешний мир практически не существует для новорожденного — в первые дни его жизни полностью, а в течение примерно первого месяца жизни — отчасти, по убывающей. В этот период все восприятие проходит через интероцептивную и проприоцептивную системы, реакция младенца возникает в ответ на восприятие потребностей, о которых сообщают эти системы. Раздражения, приходящие извне, воспринимаются только тогда, когда уровень их интенсивности превосходит уровень барьера чувствительности. В таком случае они преодолевают барьер чувствительности, нарушая баланс новорожденного, и он яростно выражает свое неудовольствие. Реакция неудовольствия наблюдается с момента рождения.
Тем не менее я хотел бы со всей категоричностью подчеркнуть, что не разделяю гипотезы некоторых авторов о том, что еще не родившийся младенец выражает свое неудовольствие уже in utero. У нас нет никакой возможности выяснить, что именно «выражает» поведение зародыша. Столь же неприемлемыми кажутся мне и рассуждения о чувственном восприятии ребенка во время родов или о психической активности новорожденного и мышлении в первые
1 «Грудной ребенок еще не отличает своего Я от внешнего мира, источника обрушивающихся на него впечатлений» (Freud, 1930, с. 66-67).
недели или месяцы после рождения. Подобные рассуждения вполне достойны утверждений авторитетов прошлых столетий, согласно которым «плач новорожденного» выражает его ужас при первой встрече с нашим несчастным миром. Все эти наивные построения делают честь фантазии своих создателей, но их невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Говоря словами Фрейда: «Неведение есть неведение; из него еще не проистекает право верить во что бы то ни было» (1927).
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!