Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-10-20 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Гипотезы, изложенные ниже, не претендуют на полноту и даже на последовательность, они перечисляются в соответствии с их важностью для данной книги. В тех случаях, когда определения, принятые в психоаналитической литера-
13
туре, оказываются неоднозначными, я привожу цитату из Фрейда (иногда также из других психоаналитических авторов), чтобы прояснить смысл, который я придаю тому или ином понятию. Цитаты приводятся дословно, по тексту подлинника, однако ради краткости я выпускаю порой часть фразы или целое предложение. Я также добавляю в скобках термин «влечение», хотя Standart Edition настаивает на вводящем в заблуждение термине «инстинкт»!.
1. Основные регулирующие принципы функционирования психики по Фрейду: а) принцип нирваны (принцип постоянства); б) принцип удовольствия (представляющий собой модификацию предыдущего) и в) принцип реальности.
2. Дескриптивное разделение души на сферу сознательного и бессознательного (Freud, 1912).
3. Топографический подход, то есть разделение психического аппарата на системы Без., Прсз., Сз. (бессознательное, предсознательное и сознательное) (Freud, 1915а).
4. Динамическийподход: он предполагает,что по своей сути душевные процессы проистекают из взаимодействия сил, которые «изначально относятся к природе инстинктов [инстинктивных влечений], то есть имеют органическое происхождение. Они... представлены психологически как образы или идеи с аффективным зарядом... Эмпирический анализ приводит к формулировке двух групп инстинктов
1 В Standart Edition редактор использует англизированный латинский термин «инстинкт», в то время как в оригинале у Фрейда используется немецкий термин «Treib». Редактор утверждает ( Standart Edition Vо1. XIV, р. 111), что причины подобного предпочтения будут изложены в «Общем предисловии» к готовящемуся 1-му тому Standart Edition. Ожидая возможности рассмотреть аргументы редактора, мы будем пока употреблять термин «инстинктивное влечение» вместо латинского «инстинкт» по следующим соображениям: 1. Фрейд в своих трудах главным образом использует термин Treib, лишь изредка прибегая к латинскому Instinkt. 2. Термин «инстинкт» широко применяется в биологии, причем в значении, достаточно отличающемся от психоаналитического. 3. Столь же распространено употребление термина «инстинкт» и в этологии, но с иным значением, фундаментально отличающимся от психоаналитического, если не прямо противоречащим ему. 4. В результате, как подчеркивал Вельдер (1960), «понимание психоанализа в англоязычных странах было поставлено под угрозу отсутствием в английском языке слова, которое могло бы соответствовать немецкому Treib; английское слово "Instinkt", фигурируемое в большинстве переводов, несет дополнительные оттенки значения, совершенно чуждые самой идее Treib».
|
[инстинктивных влечений]» (Freud, 1926с). В нашем обзоре мы будем иметь в виду два влечения, либидо и агрессию, значение которых Фрейд раскрыл в своих последующих публикациях (1920,1923).
5. Экономический подход «пытается проследить чередование количеств возбуждения и достичь хотя бы отно сительной оценки их величины» (Freud, 1915а). «С эко номической точки зрения психоанализ предполагает, что психические проявления инстинктов [инстинктивных влечений] обладают зарядом (катексисом) определенной величины энергии» (Freud, 1926с). Катексисы суть перемещаемые кванты энергии.
6. Метапсихологический подход: говоря словами Фрейда, «после того, как нам удастся описать психический процесс в его динамическом, топографическом и экономическом аспектах, мы должны подойти к нему как к мета- психологическому явлению» (1915а). Фрейд рассматривает этот подход как трехмерную развертку психического явления. Он достаточно ясно формулирует это в другом месте (1925b), называя перечисленные три точки зрения тремя осями координат психического процесса.
|
7. Структурный подход: в метапсихологической триаде Фрейд позднее заменил топографическую точку зрения структурной «на основании аналитического рассмотрения патологических фактов» (1925b). Структурный подход означает разделение психического аппарата на Я, Оно и Сверх-Я.
8. Генетический подход: начиная с самых ранних публикаций, Фрейд настаивал, что психические процессы подчиняются законам детерминизма. В этой связи он рассматривал данный подход как один из наиболее важных элементов психоаналитической теории, особо выделяя его в качестве такового в «Кратком очерке о психоанализе» (1924b). Генетический подход предполагает, что все психологические явления, помимо наблюдаемых в данный момент и возникающих в результате опыта, можно проследить онтогенетически вплоть до их психологического источника. С точки зрения фаз развития это приводит нас к моменту рождения, а при рассмотрении факторов созревания или врожденных факторов этот подход возвращает нас к эмбриологии и филогенезу.
15
9. Теория либидо и эрогенных зон: применение генетического подхода к сексуальному развитию приводит к открытию ключевой роли эрогенных зон. «Удовлетворение возникает из соответствующего сенсорного возбуждения этих зон» (Freud, 1905b). В процессе созревания активируются оральная, анальная и генитальная зоны, маркируя тем самым последовательные стадии развития либидо.
- Здесь мы подходим к определению инстинктивных влечений, что, однако, представляет собой весьма непростую задачу. Даже в 1924 году Фрейд отмечал: «Психоаналитическая теория либидо еще отнюдь не разработана до конца... ее отношение к общей теории инстинктов пока не прояснено, поскольку психоанализ — молодая наука, вовсе не завершенная, а, напротив, находящаяся в стадии быстрого развития» (1924b). Продолжая, он определяет либидо следующим образом: «Либидо означает в психоанализе в первую очередь силу (однако количественно изменчивую и измеримую) сексуальных влечений, направленных на объект, — "сексуальных" в значении, расширенном психоаналитической теорией».
- Фрейд рассматривает агрессию как второе фундаментальное влечение, действующее в душе. Агрессия менее поддается качественному определению, в целом она означает давление и направленность на объект. Агрессия обеспечивает приближение, захват, удержание, овладение, уничтожение объекта. Агрессия выражается «посредством особого органа. Этим особым органом, по-видимому, является мышечный аппарат» (Freud, 1923).
|
- Гипотеза Эриксона о зональных модусах (1950а) раздвигает рамки этой теории. Модус каждой зоны, ее принимающая или выталкивающая функция, является одной из детерминант особого качества парциального влечения и данной либидинозной стадии. Это качество затем распространяется на другие зоны, органы, способы поведения, приобретая функцию адаптации. Я выделил специфическое сенсорное качество произвольного и непроизвольного сокращения мускулатуры сфинктера и его роль в экономике и динамике инстинктивных влечений как основного компонента любой эрогенной зоны, который можно обнаружить лишь в нескольких других областях человеческого тела (Spitz,195 За).
10. Комплементарные ряды: эту гипотезу Фрейд впервые описал в общих чертах в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905b), а затем применил ее при определении этиологии неврозов (1916-1917). Она предполагает, что некий эмпирический (психологический) фактор взаимодействует с наследственным фактором и таким образом вызывает нарушение. По моему мнению, эта гипотеза применима ко всем феноменам психологии человека (и животных), поскольку все психологические явления, несомненно, являются результатом взаимовлияния и взаимодействия наследственных факторов и внешних событий.
11. Адаптационный подход: эта идея была сравнительно недавно разработана и изучена Гартманном (1939), Эрик-соном (1950а) и Шпицем (1957). Не используя самого этого термина, Фрейд сформулировал соответствующую концепцию в работе «Влечения и их судьба» (1915b). Наилучшее определение дали Рапапорт и Гилл (1959): «Адаптационный подход требует, чтобы психоаналитическое объяснение любого психологического явления включало также гипотезы об отношении этого явления к окружающей среде»Ч Здесь нет возможности подробно обсудить гипотезы, лежащие в основе адаптационного подхода. Позднее я рассмотрю те из них, которые применимы к аллопластическому и аутопластическому процессам (Freud, 1924а), а также к идеям Эриксона (1950а) и моим собственным (Spitz, 1957) о роли и функциях аффектов в диадических взаимоотношениях.
|
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Каждый из нас, появляясь на свет, обладает особыми качествами. Каждый из нас отличается от всех остальных, прежде всего тем, что в нем явно уже присутствует от рождения, а также тем потенциалом, который в качестве предрасположенности закладывается в зародыше. То, что
1 Я хотел бы указать, что обязан Рапапорту и Гиллу (1959) некоторыми формулировками, включенными в эту главу, в частности выделением различных подходов в психоанализе. Новые формулировки (см. также: СШ, 1963) были опубликованы этими авторами после того, как я завершил данную работу, и поэтому они не могут быть разобраны здесь детально.
17
делает новорожденного уникальным, я назову наследственным оснащением. Это оснащение состоит из трех частей:
1) наследственного оснащения, определяемого генами, хромосомами, ДНК, РНК и т. д.;
2) внутриутробных воздействий, имеющих место во время беременности;
3) воздействий в процессе родов.
Мы приведем по одному простому примеру для каждого из этих трех компонентов. Наследственное оснащение состоит из таких очевидных элементов, как появление нас на свет с двумя ногами и двумя глазами, но лишь одним ртом. В то же время частью наследственного оснащения являются и менее очевидные элементы, например законы и стадии созревания. Эти законы и стадии включают в себя не только прогрессивное развитие органов и их функций, но и необратимую последовательность фаз, по которым оно происходит. Это относится как к физиологии, так и к психологии, поскольку оральная фаза предшествует анальной. А та, в свою очередь, фаллической, с той же точностью, с какой молочные зубы предшествуют коренным.
Внутриутробное воздействие можно проиллюстрировать на примере сравнительно недавнего открытия, согласно которому краснуха во время беременности может нанести ущерб органам зрения плода (Swan, 1949).
И наконец, относительно возможных воздействий в процессе родов: нам, разумеется, известны тяжелые физические повреждения, которые могут быть причинены младенцу в момент родов. Другие, менее заметные травмы оказываются в поле нашего внимания благодаря ряду исследований, в частности благодаря работе Уиндла (1950), продемонстрировавшей разрушительное воздействие церебральной аноксии в процессе родов, а также благодаря исследованию Бразелтона (1962), изучавшему влияние предшествующего лечения матери на поведение ребенка.
|
ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
ИХ МАСШТАБ И СЛОЖНОСТЬ
Предметом настоящего исследования является развитие самых ранних объектных отношений, то есть отношений
между ребенком и матерью. Его можно было бы также рассматривать в качестве исследования социальных отношений, если бы только данные отношения фундаментально не отличались от всех остальных, с которыми обычно имеет дело социальная психология. Можно с полным правом задать вопрос, почему социологи пренебрегли тем фактом, что, наблюдая отношения матери и ребенка, они получили бы возможность обнаружить начало и эволюцию социальных отношений непосредственно in statu nascendi.
Одна из особенностей этих отношений заключается в
том, что непосредственно на наших глазах шаг за шагом
осуществляется переход от состояния чисто биологической
связи, не имеющей никакой социальной нагрузки, к тому,
что должно стать первыми социальными отношениями индивида. Мы оказываемся свидетелями преобразования физиологического в психическое и социальное. В биологическом состоянии (in utero) все отношения зародыша остаются
чисто паразитическими, но в течение первого года жизни младенец должен пройти стадию психологического симбио за с матерью, от которой он постепенно перейдет к следующей стадии — стадии развития социальных, то есть иерархических взаимоотношений.
Столь же своеобразным и, пожалуй, уникальным аспектом отношений матери и ребенка является то, что психическая структура матери кардинальным образом отличается от структуры ее ребенка. Отношения между явно неравными партнерами может быть исключительно асимметричным, и, следовательно, неодинаковым окажется также и вклад каждого из партнеров в их взаимоотношения. Оставляя в стороне в чем-то похожие отношения человека с прирученным животным (в особенности с домашними любимцами), столь высокий уровень неравенства двух столь близко связанных и взаимозависимых индивидов нельзя больше нигде обнаружить в нашей социальной организации. Я полагаю, что первым социологом, привлекшим внимание к возможностям социологического исследования группы мать-дитя (которой он и дал имя «диада»), был Георг Зиммель (1908). Он подчеркивал, что в этих отношениях можно найти зачатки всех развиваемых впоследствии социальных отношений более высокого уровня. Однако независимо от Зиммеля, тринадцатью годами ранее Фрейд (1895) уже наметил эту линию исследования.
19
Изучая объектные отношения и их развитие, я проводил четкое разграничение между клиническим подходом к исследованию младенцев и подходом, который применяется к взрослым. Эти различия обусловлены двумя причинами: с одной стороны, структурными факторами, а с другой — окружающей средой. Сразу же бросается в глаза, что рудиментарная структура личности ребенка весьма отличается от зрелой структуры его матери, но обычно мы не сразу обнаруживаем, что и окружающая ребенка среда также полностью отличается от окружающей среды взрослого.
Начнем со структуры личности. Личность взрослого представляет собой четко определенную, иерархически структурированную организацию. Она проявляется в специфических индивидуальных отношениях, особых инициативах, вступающих в ряд циклических взаимодействий с окружающей средой. С младенцем дело обстоит в точности наоборот: хотя к моменту рождения можно уже отчетливо наблюдать индивидуальные различия, по сравнению с взрослым ребенок лишен организованной личности — мы не отмечаем ни личной инициативы, ни взаимодействия с окружающей средой, за исключением чисто физиологического. Иными словами, перед нами организм совершенно особой природы, младенческий организм, о котором мы и будем говорить в дальнейшем.
Второе различие между младенцем и взрослым, различие, касающееся окружающей среды, оказывается еще более впечатляющим, если рассматривать его объективно. Окружение взрослого образовано множеством чрезвычайно разнообразных факторов: разнообразием индивидов, групп и неодушевленных вещей. Эти и многие другие факторы в своей многочисленности и в разных динамических констелляциях, с различной весомостью, длительностью, значимостью, силой и т. д. вступают во взаимодействие с организованной личностью взрослого, оказывая на нее соответствующее влияние.
Для новорожденного окружающая среда сводится, так сказать, к одному-единственному человеку — к матери или лицу, которое ее заменяет. Даже этот единственный человек не воспринимается новорожденным в качестве отличной от него самого существа, он просто-напросто составляет часть совокупности его потребностей и их удовлетворения. Очевидно, на первом году жизни эта ситуация постепенно изменяется. Тем не менее на протяжении всего этого периода
нормально развивающийся ребенок и его окружение образуют то, что мы вправе назвать «закрытой системой», состоящей всего из двух компонентов, а именно из матери и ребенка. Тем самым психиатрическое исследование младенчества предполагает изучение динамической схемы и устройства данной закрытой системы.
Я хотел бы уже сейчас подчеркнуть положение, к которому вернусь позднее: несмотря на все вышесказанное, мир младенца все же целиком включен в реальное окружение. Он переплетается с взаимодействующими ролями и отношениями различных лиц, составляющих семью ребенка или персонал воспитательного учреждения, в котором содержится младенец. Однако этот мир и эти силы передаются ребенку лишь человеком, удовлетворяющим его потребности, то есть матерью или няней. Поэтому на следующих страницах мы будем особенно пристально исследовать, с одной стороны, личность матери, а с другой — личность младенца, их взаимодействие и влияние друг на друга.
ЛИБИДИНОЗНЫЙ ОБЪЕКТ
Поскольку эта книга посвящена развитию объектных отношений, необходимо сказать несколько слов по поводу психоаналитического понятия либидинозного объекта. В работе «Влечения и их судьба» Фрейд (1915b) определил либидинозный объект следующим образом.
«Объект инстинкта1 есть предмет, в отношении которого или посредством которого инстинкт способен достичь своей цели. Это наиболее изменчивая часть инстинкта, не связанная с ним первоначально; объект присоединяется к инстинкту позднее благодаря тому, что оказывается особенно пригодным с точки зрения возможности получить удовлетворение. Объектом необязательно должно быть нечто внешнее, им вполне может оказаться часть собственного тела субъекта. Он может измениться множество раз в ходе тех изменений, которым подвергается на протяжении своей жизни сам инстинкт; это смещение инстинкта играет чрезвычайно важную роль. Может случиться так, что один и тот же объект будет служить удовлетворению одновременно нескольких инстинктов...» [с. 122-123].
1 Детальное описание см. в приложении.
21
Согласно этому определению, либидинозный объект может меняться в течение жизни, точнее говоря, он даже обязан меняться, причем достаточно часто. Эти перемены обусловлены прогрессивным созреванием и дифференциацией инстинктивных влечений, динамическим взаимодействием между ними, структурой парциальных влечений и прочими факторами, из которых одни, например защитные механизмы Я, уже рассматривались исследователями, а другие до сих пор остаются практически незатронутыми.
Тот факт, что либидинозный объект часто (и порой быстро) изменяется, принципиально отличает его от объекта, как он рассматривается в академической психологии. В академической психологии объект (мы назовем его «предметом») сохраняет постоянство и идентичность с самим собой, он может быть описан в системе пространственно-временных координат.
Либидинозный объект представляет собой понятие совершенно иного уровня. Он не может быть описан в пространственно-временных координатах, поскольку не сохраняет постоянство и идентичность с самим собой. (Из этого утверждения мы исключаем периоды, когда не происходит существенного перераспределения квантов влечения, которыми катектирован либидинозный объект.) Следовательно, либидинозный объект в целом описывается в терминах развития, то есть с точки зрения его истории. Пространственно-временные координаты, определяющие объект академической психологии, применительно к либидинозному объекту играют лишь незначительную роль. Вместо этого либидинозный объект характеризуется терминами структуры и чередования направленных на него инстинктивных и парциальных влечений и может быть описан в этих понятиях1.
Объектные отношения представляют собой отношения между субъектом и объектом. В нашем случае субъектом является новорожденный. Как уже указывалось в самом начале, новорожденный находится в недифференцированном состоянии, и на данный момент не удалось обнаружить у новорожденных ни души, ни психических функций. В соответствии с нашим определением, в мире новорожденного отсутствуют объекты и объектные отношения. И то и другое постепенно разовьется в течение первого года жизни, к концу которого установится либидинозный объект. Я выделил три стадии этого развития, назвав их:
' Мы же вместо «инстинкт» читаем «инстинктивное влечение».
1) дообъектная, или безобъектная, стадия;
2) стадия предтечи объектов;
3) стадия собственно либидинозного объекта.
Прежде чем перейти к обсуждению этих стадий развития, я должен сначала описать в главе 2 наши методы получения и обработки данных, а также предоставить важную для нашего предмета информацию. Читатель, не интересующийся подробностями процесса получения и обработки данных, может пропустить эту главу, не нарушив последовательности изложения.
23
ГЛАВА 2
МЕТОД
Ita, Domine, Deus meus, metior
Et quid metior, nescio.
St. Augustine
Так, Господи, мой Боже, измеряю
и сам не знаю, что измеряю.
Блаженный Августин
Как уже отмечалось, психоаналитический метод в чистом виде неприменим на довербальной стадии, поэтому для обследования наших субъектов мы прибегли к прямому наблюдению, используя средства экспериментальной психологии. Мы соблюдали требования надежности и точности, применяя тесты и методы наблюдения, стандартизированные на статистически значимом количестве детей, и исключили возможность артефактов, связанных с полом, привлекая поочередно одну неделю наблюдателей мужского пола, а другую — женского. В ходе нашего исследования мы использовали лонгитюдный метод1, наблюдая детей в нашей популяции в течение достаточно длительного времени, максимально до двух-двух с половиной лет. Во время исследования ребенку с месячным интервалом предлагались тесты личности, проводились многочисленные эксперименты, и каждый ребенок проходил индивидуальное наблюдение в среднем четыре часа в неделю. Эти наблюдения протоколировались и включались в историю данного субъекта. Такая схема исследования позволила нам сочетать преимущества лонгитюдного метода с преимуществами метода поперечных
1 Для изучения первого года жизни ребенка мы определяем в качестве «лонгитюдного» период, достаточный для выявления значительных изменений в развитии личности субъекта. На первом году жизни такой период равняется, по меньшей мере, двум месяцам (предпочтительно трем).
срезов. Мы стремились охватить достаточно большое число младенцев для получения надежных и статистически достоверных выводов.
В основной части своего исследования мы не ограничивались так называемым клиническим подходом, то есть интенсивным обследованием нескольких отобранных субъектов; однако в отдельных случаях, когда этого требовала сложность возникавшей проблемы, мы подвергали отдельных индивидов как экстенсивному, так и глубинному обследованию. Подобного рода описания отдельных случаев в данной работе будут отмечены особо. В целом вместо клинического метода мы предпочли экспериментальный путь, работая с большим количеством субъектов и проводя множество замеров.
Учитывая характер исследуемой проблемы, мы установили в качестве одного из фундаментальных принципов нашего метода необходимость каждый раз обследовать всю без отбора популяцию, принадлежащую к данной среде. Эта процедура обеспечивала постоянство максимального количества факторов окружающей среды и позволяла нам в каждом отдельном случае проверять воздействие лишь одной переменной. Постоянство среды обеспечивало также максимальное сходство условий, в которых находились все субъекты данной популяции.
Мы отбирали эти популяции в различных слоях общества, отличавшихся друг от друга по столь фундаментальным характеристикам, как культурная и расовая принадлежность, социально-экономическое положение родителей и прочие факторы, упоминавшиеся в прежних публикациях.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!