ГЛАВА V . Этапы проведение АСДНР при ликвидации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ГЛАВА V . Этапы проведение АСДНР при ликвидации

2020-10-20 466
ГЛАВА V . Этапы проведение АСДНР при ликвидации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 последствий ДТП

Основной задачей ведения АСДНР при ДТП является спасение жизни пострадавших. 

Невозможно предвидеть все возможные ситуации могущие возникнуть в результате ДТП, поэтому в основе АСДНР лежит базовый алгоритм их проведения – оценка ситуации в зоне ДТП - обеспечение безопасности в зоне ДТП - обеспечение скорейшего доступа к пострадавшим - оказания пострадавшим ПМП – стабилизация ТС – деблокирование пострадавших – извлечение пострадавших их ТС – передача пострадавших СМП. Этот алгоритм может изменяться в зависимости от складывающейся в зоне ДТП ситуации.

Если позволяет ситуация, то для сокращения времени проведения АСДНР и оказания скорейшей помощи пострадавшим рекомендуется параллельное проведение различных этапов АСДНР (например, обеспечение безопасности в зоне ДТП и оказание пострадавшим ПМП и т.д.).

Проведение АСДНР, при нормальном развитии ситуации, не осложненной какими либо дополнительными, опасными факторами, можно условно разделить на два этапа.

5.1 Первый этап

Основными задачами первого этапа проведения АСДНР являются: оценка ситуации в зоне ДТП; снижение или устранение воздействия на пострадавших вторичных поражающих факторов, а также исключение действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов; обеспечение скорейшего, безопасного доступа к пострадавшим спасателей и сотрудников СМП для оказания первой медицинской помощи.

Если пострадавший в сознании, то до начала проведения АСДНР необходимо установить с ним контакт, для того чтобы поддержать его морально, что является важной составляющей в оказании ПП (ПМП). Этот контакт не должен прерываться вплоть до передачи пострадавшего бригаде СМП.

Порядок проведения первого этапа (последовательность выполнения задач первого этапа может меняться в зависимости от складывающейся ситуации) включает в себя:

Осмотр места происшествия и оценка последствий аварии

Перед началом осмотра, для того чтобы защитить зону аварии от транспортного потока, на опасных направлениях выставляются предупреждающие знаки, на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Это расстояние должно быть не менее 15 м от аварийного транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД). Если возможно, то для этой цели используют также транспорт аварийно-спасательных служб прибывших к месту ДТП (ДПС, СМП, ПО), с включенными специальными огнями или ТС свидетелей с включенной аварийной сигнализацией.

Для оценки ситуации проводят осмотр непосредственно места аварии - вокруг, над и под автомобилями, а также в зависимости от вида аварии, и близлежащей к зоне ДТП территории. При этом получают следующие данные:

-наличие явных и скрытых опасных факторов;

-наличие пострадавших в ТС;

-наличие заблокированных пострадавших;

-наличие других пострадавших;

-степень повреждений кузовов ТС;

-границы зоны проведения АСДНР.

После чего формулируется план действий и стратегия проведения АСДНР.

 

Обеспечение безопасности проведения АСДНР включает в себя:

а). Ограждение зоны ДТП и подготовка рабочих зон (Приложение 5).

Для обеспечения безопасного и организованного проведения АСДНР в районе ДТП организуют (при наличии места) специальные зоны. Расстановка прибывших сил должна обеспечивать максимальную безопасность и удобство проведения АСДНР, исключить въезд посторонних ТС в зону проведения работ и не должна препятствовать подъезду к месту ДТП дополнительных сил и средств.

В первой рабочей зоне (воображаемый круг радиусом 3-5 метров от центра каждого аварийного ТС) располагаются участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим. Эта зона должна быть свободна от лиц, которые не принимают непосредственное участие в АСДНР на данном этапе.

Во второй зоне (радиусом 8-10 метров) подготавливают площадку и разворачивают на ней аварийно-спасательный инструмент, оборудование и средства стабилизации, средства пожаротушения и освещения места АСДНР. Если условия позволяют, то зона ограждается по периметру сигнальной лентой, сигнальными конусами или проблесковыми маячками (в темное время суток и при плохой видимости).

За границей этой зоны располагаются остальные участники АСДНР (ДПС, СМП, ПО и т.п.) в готовности к применению сил и средств, необходимых для ликвидации последствий ДТП, а также площадка для демонтированных частей кузова аварийных ТС.

   б). Предупреждение появления, снижение или устранение воздействия вторичных поражающих факторов в зоне ДТП.

Для того чтобы отключить электронные системы ТС и предотвратить возгорание от короткого замыкания электросети, в первую очередь необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС (в автомобилях оборудованных электрической системой опускания стекол, необходимо перед этим попробовать опустить их) и отключить контакты аккумуляторной батареи (первым отрицательный провод "массу").

При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм. Во избежание случайного касания демонтированными деталями кузова или инструментом, АКБ накрывается изолирующим материалом (необходимо учитывать, что на ТС может быть несколько АКБ, а системы безопасности иметь автономное питание).

У автомобилей с гибридным двигателем (ДВС + электродвигатель) необходимо отключить зажигание и вынуть ключ зажигания из замка (это блокирует систему управления электродвигателем), нельзя прикасаться к высоковольтным компонентам оборудования (провода и разъемы окрашены в оранжевый цвет) и резать кузов в местах прохождения высоковольтных проводов (силовые провода от АКБ к электродвигателям обычно проходят в районе усилителей нижней части пола ТС). 

Необходимо оценить степень опасности вторичных поражающих факторов для спасателей, пострадавших, случайных свидетелей, других участников дорожного движения и принять необходимые меры по противодействию, в случае:

-утечки или разлива ГСМ, локализовать или ликвидировать утечки и разливы;

-пожара, локализовать или ликвидировать пожар;

-утечки или разлива опасных веществ, локализировать или ликвидировать утечки и разливы;

-угрозы падения поврежденных объектов: деревья, столбы и т.п., удалить или стабилизировать;

-обрыва и падания проводов электросети высокого напряжении в зоне ДТП, изолировать провода или отключить напряжение.

Всех посторонних людей не участвующих в АСДНР необходимо попросить удалиться на безопасное расстояние.

 

Обеспечение доступа к пострадавшим в аварийном ТС и устранение возможного проявления опасных факторов

Очень важно, чтобы пострадавший получил медицинскую помощь как можно быстрее. Для этого выбираются наиболее простые пути доступа, например через неповрежденные (не заклинившие) двери. Необходимо помнить, что на ТС устанавливают двери с различными вариантами их открытия (расположением дверных петель): открытие вбок (вперед или назад), открытие вверх, вниз или вверх вбок, сдвигание в бок.

При заблокированных или заклинивших дверях можно попробовать опустить оконные стекла в панель двери или разбить их.

В первую очередь разбивают окно ТС, наиболее удаленное от пострадавшего. После чего пострадавшего накрывают плотным покрывалом (желательно прозрачным, обеспечивающим визуальный контакт пострадавшего со спасателями), защищающим его от отлетающих осколков и удаляют остальные мешающие проведению АСДНР стекла. Осколки стекла выдавливаются наружу.

На ТС устанавливают различные типы стекол. В зависимости от типов стекол определяется стратегия их удаления (стеклобоем, резаком для стекол, с помощью приспособления для снятия стекла или любым подходящим предметом).

На современных автомобилях в боковых и задних окнах может стоять не обыкновенное закаленное стекло, а ламинированное стекло или твердый пластик, которые в отличие от закаленного стекла, имеют высокую стойкость к "разбиванию". На некоторых ТС устанавливают стекла с повышенной степенью защиты (стекло маркируется буквами EPG), которые невозможно удалить обычными способами. В этом случае необходимо искать другие пути доступа к пострадавшему, например через лобовое стекло или верхний люк.

Стекло, крепящееся при помощи резиновой уплотнительной прокладки или прокладки из композиционного материала, можно снять, разрезав прокладку ножом.

    Если есть возможность, то необходимо убрать все разбитое стекло, доводя до минимума количество осколков в автомобиле и вокруг него. Осколки стекла сметают или накрывают чехлом из плотного материала (например, брезента).

Все ремни безопасности, если они не удерживают пострадавших в безопасном положении, должны быть срезаны.

ВНИМАНИЕ! Необходимо учитывать тот факт, что аварийное ТС может быть оборудовано системами активной безопасности, поэтому при проникновении в салон ТС следует обращать особое внимание на предупреждающие маркировки о наличии таких систем (Приложение 6). Следует избегать направления возможного развертывания не сработавших подушек безопасности и системы защиты при опрокидывании.

На не сработавшую подушку безопасности в рулевой колонке, необходимо установить специальный защитный чехол (если он имеется в распоряжении ОГ).

 Оценка состояния пострадавшего, оказание первой медицинской помощи и подготовка его к извлечению из ТС

Если доступ к пострадавшему получен до прибытия бригады СМП, то необходимо провести первичный осмотр, оперативно оценить его состояние и при необходимости оказать ПП (ПМП).

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции.

Тяжесть состояния пострадавшего можно определить по элементарным признакам, не требующим инструментальной диагностики:

- наличие сознание;

- общее состояние и способность контактировать;

- наличие и характер самостоятельного дыхания;

- наличие пульса;

- неврологический статус;

- видимые раны и кровотечение.

После проведения первичного осмотра необходимо подготовить пострадавшего к извлечению:

    -провести противошоковую терапию и обезболивание;

    -остановить угрожающее жизни кровотечение; 

    -зафиксировать места переломов;

    -осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;

    -снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);

    -надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;

    -подвести под спину медицинское извлекающее устройство;

 -определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.

При отсутствии у пострадавшего жизненных функций (дыхание и пульс) и признаках клинической смерти, необходимо незамедлительно провести комплекс СЛР в аварийном ТС (на медицинском извлекающем устройстве), а если это не возможно, то срочно извлечь его из ТС.

При наличии нескольких пострадавших необходимо определить очередность оказания им первой помощи. В первую очередь помощь оказывается лицам с нарушениями жизненно важных функций организма (нарушение дыхания и сердечной деятельности, опасное для жизни кровотечение и т.п.).

Необходимо учитывать, что при ДТП с ТС оборудованными системами активной безопасности, водитель и пассажиры могут находиться в сознании и не иметь внешних повреждений, но в результате воздействия больших перегрузок при аварии, получить травмы внутренних органов угрожающие жизни, поэтому необходимо контролировать их состояние до прибытия бригады СМП.

     5.2 Второй этап

  Основными задачами второго этапа АСДНР являются: стабилизация ТС, деблокирование пострадавших и извлечение их ТС, проведение медицинских мероприятий адекватных состоянию пострадавших и эвакуация их в лечебные учреждения.

 

Юридические аспекты

Согласно Статьи 27, Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" спасатели обязаны:

-быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

-активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

ДТП с наличием заблокированных пострадавших (погибших) или пострадавших нуждающихся в извлечении из ТС с причинением минимального дополнительного ущерба их здоровью и в соответствии с медицинскими показаниями, является разновидностью ЧС на транспорте.

Для извлечения пострадавших из аварийных ТС может производиться разрушение элементов конструкции ТС, дорожных сооружений и других предметов, мешающих проведению такой операции.  

В этом случае действия спасателей правомерны и защищены Статьей 39 (Крайняя необходимость) Уголовного кодекса РФ.

Крайняя необходимость - в уголовном праве состояние, при котором лицо устраняет опасность, грозящую государственным, общественным или личным интересам, совершая действия, причиняющие вред и поэтому внешне носящие признаки преступления. По уголовному праву действия, совершенные в состоянии К. н., не влекут за собой уголовной ответственности, если грозящая опасность не могла быть предотвращена иным путём и если причинённый этими действиями вред менее значителен, чем устранённый. К.н. представляет собой столкновение двух правоохраняемых интересов, когда для спасения большего блага вынужденно жертвуют меньшим благом (жизнь и здоровье человека большее благо, чем целостность имущества). В российском праве К.н. является обстоятельством, исключающим уголовную ответственность.

Стабилизация транспортного средства

Средства стабилизации устанавливаются сразу же после определения плана проведения АСДНР.

Стабилизация ведется по двум основным направлениям:

-надежная поэтапная стабилизация аварийного ТС и постоянный контроль над ней во время проведения АСДНР, для предотвращения получения травм пострадавшими и спасателями из-за неожиданных перемещений автомобиля;

-закрепление (разгрузка) груза аварийного ТС перед началом АСДНР, контроль его крепления во время проведения АСДНР и поэтапная стабилизация ТС во время перемещения или разгрузки груза.

Вариантов стабилизации ТС может быть множество, все зависит от наличия у ОГ спасателей штатных и подручных средств стабилизации, сложности ситуации и обстановки на месте ДТП. Для стабилизации использоваться: клинья, опорные блоки, упоры, чурки, кирпичи, домкраты, тросы, краны, пневматические подушки и пр. (Приложение 7). Кроме этого, для временной стабилизации или временного подпора точек кузова могут использоваться пневматические подушки.

Установленные на ТС средства стабилизации не должны мешать обеспечению доступа к пострадавшему, его освобождению и извлечению. Не следует устанавливать стабилизирующие элементы в местах предполагаемой резки кузова ТС. 

Так как конструкции основных видов ТС (легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов) имеют значительные различия, отличается и подход в проведении основных мероприятий АСР.

Легковые автомобили

При обычном ДТП, не осложненном другими факторами, возможны три основных варианта положения аварийного ТС:

1.ТС стоит на колесах (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

Для стабилизации используют три или четыре основных точки опоры, разгружающие переднею и заднею подвеску автомобиля, расположенные под днищем ТС, в местах обеспечивающих максимально возможную устойчивость его кузова, а также дополнительные упоры под колесами не дающими перемещаться ТС в горизонтальной плоскости. Блоки должны быть раскреплены клиньями с кузовом ТС, с усилием необходимым для их надежной фиксации.

После установки средств стабилизации (фиксации), шины могут быть спущены таким образом, чтобы автомобиль мягко опустился на стабилизирующий материал, приняв устойчивое положение.

 

2.ТС лежит на боку (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

ТС стабилизируется по двум основным направлениям. Стабилизация со стороны днища, с помощью гидравлических и пневматических стоек, деревянной крепи или механических распорок, которые устанавливаются в районе передней и задней стоек лежащего ТС. Необходимо помнить о надежной фиксации (с помощью различных приспособлений) нижней части крепи на твердой поверхности (напр. асфальте) и не менее надежной опоре на мягком грунте.

Стабилизация со стороны кузова проводится с помощью блоков и клиньев, которые располагают в районах стоек крыши. В зависимости от ситуации, для этой цели могут использоваться распорки и крепи.

3. ТС лежит на крыше (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

Является одним из самых сложных вариантов для проведения стабилизации и АСР, выбор подхода зависит от формы кузова ТС (седан, универсал и т.д.), степени его повреждения и расположения двигателя (впереди, сзади). Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что для демонтажа элементов кузова ТС и извлечения пострадавших из салона, автомобиль возможно придется приподнимать изменяя варианты и направление стабилизации. В этом варианте, кроме обычных средств стабилизации (блоки, опоры, крепи), при проведении АСР хорошо себя зарекомендовали пневматические подушки.

При других видах ДТП выбор подхода стабилизации ТС зависит от сложности ситуации и может включать в себя множество вариантов.

 

     Выявление вторичных поражающих факторов

-давление в пневматической и гидравлической системах ТС (стравливание давления);

-острые металлические детали и стекло (удаление или накрытие);

-вторичное воздействие техногенной и природной среды (ограничение или устранение воздействия);

-внутреннее напряжение в деталях поврежденного кузова ТС (ликвидация внутреннего напряжения).  

Кроме того, учитывая, что ТС может быть оборудовано системами активной защиты водителя и пассажиров, важным является выполнение следующих правил:

-как можно скорее срезать ремни безопасности при помощи резака для ремней или ножа;

-не проводить резку кузова аварийного ТС рядом с блоком натяжителя ремня;

  -избегать разрушения (резки) зон, в которых предположительно находится оборудование систем активной защиты;

-установить на руль приспособление для защиты от срабатывания подушки безопасности;

-не находиться в зонах развертывания не сработавших подушек безопасности и системы защиты при опрокидывании.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.