По организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

По организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях

2020-10-20 198
По организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Москва 2007


 

В Наставлении для личного состава аварийно-спасательных формирований

по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях(далее Наставление) изложены характерные для МЧС России вопросы: характери­стика и классификация дорожно-транспортных происшествий; ликвидация последствий ДТП; технология и этапы проведения аварийно-спасательных работ; оказание первой медицинской помощи пострадавшим и средства медицинского обеспечения; средства ведения аварийно-спасательных работ; меры и техника безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; нормативные правовые документы, регламентирующие проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.

Наставление предназначено для специалистов органов управления руководителей всех уровней, для руководителей и специалистов поисково-спасательных служб и поисково-спасательных формирований регионального и территориального подчинения, спасателей МЧС России и ведомственных служб.

Наставление может быть рекомендовано для препо­давателей, слушателей и курсантов учебных заведений и учебных подразделений МЧС России.

Авторский коллектив: Одинцов дтн, Запорожец А.И. ктн, Курсаков А.К. квн, Муравьев М.Ю. Легошин В.Д., Романов А.А., Кондрашов Д.В., Федоров И.Г.

Авторы выражают глубокую благодарность сотрудникам ГУ МЧС России по Псковской области, сотрудникам ГУ МЧС России по Московской области и другим специалистам, за помощь и активное участие в работе над материалом Наставление.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............5

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………6

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ …………………………………………………8

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...13

ГЛАВА I. Дорожно-транспортные происшествия и их виды

1. Классификация ДТП ……………………………………………………...16

1.1 Столкновение …………………………………………………………….16

 1.2 Опрокидывание ………………………………………………………….16

        1.3Наезд ……………………………………………………………………...17

 1.4 Прочие виды ДТП ……………………………………………..………...17

 1.5 Особые виды дорожно-транспортных происшествий ………..………17

 1.6 ДТП с транспортным средством перевозящим опасный груз.………18

 1.7 Особенности проведения АСДНР при ДТП …………………………...19

    ГЛАВА II. Управление АСДНР при ДТП …………………………………….24

    ГЛАВА III. Состав сил и средств для ликвидации последствий ДТП

        3.1 Состав сил для ликвидации последствий ДТП ……………………......26

 3.2 Средства ведения АСДНР при ликвидации последствий ДТП ………27

 ГЛАВА IV. Организация реагирования при получении сигнала о ДТП

4.1 Временная структура ликвидации последствий ДТП …………………28

 4.2 Действия оперативного дежурного АСФ при получении сигнала               о ДТП …………………………………………………………………......29

 4.3 Порядок реагирования дежурной смены спасателей при получении сигнала тревоги ………………………………………………………….30

 ГЛАВА V. Этапы проведение АСДНР при ликвидации последствий ДТП

5.1 Первый этап ……………………………………………………………..32

         5.2 Второй этап ……………………………………………………………...37

         5.3 Окончание АСДНР на месте ДТП и оформление документации ……49

 

 ГЛАВА VI. Оказание первой помощи (первой медицинской помощи) пострадавшим при ликвидации последствий ДТП

6.1 Понятия аспекты ПП (ПМП) …………………………………………...50

6.2 Объем оказания ПП (ПМП)……………………………………………..51

6.3 Характерные травмы у пострадавших в ДТП………………………….53

ГЛАВА VII. Охрана труда спасателей во время проведении АСДНР при ликвидации последствий ДТП………………………….……..54

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Транспортные средства – 9 л.

Приложение 2. Опасные грузы – 15 л.

Приложение 3. Применение вертолетов в АСР при ДТП – 5 л.

Приложение 4. Основное оборудование, применяемое при АСР – 3 л.

Приложение 5. Зоны ДТП – 1 л.

Приложение 6. Системы безопасности – 9 л.

Приложение 7. Стабилизация – 1 л.

Приложение 8. Демонтаж – 3 л.

Приложение 9. Направления извлечения пострадавшего – 1 л.

Приложение 10. Извлечение пострадавшего – 2 л.

Приложение 11. Наряд-задание – 2 л.

Приложение 12. Сопроводительный лист – 1 л.

Приложение 13. Медицинское обеспечение – 1 л.

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В данном Наставлении по организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий изложены:

-основные критерии привлечения аварийно-спасательных формирований к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-организация реагирования аварийно-спасательного формирования при поступлении информации о дорожно-транспортном происшествии, управление силами и средствами, а также организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными формированиями при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-особенности обстановки возникающей при различных видах дорожно-транспортных происшествий; 

-организация, способы и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-организация оказания первой и медицинской помощи пострадавшим;

-меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Наставление предназначено для личного состава аварийно-спасательных формирований.

Наставление разработано ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на основе пятнадцатилетнего опыта ликвидаций последствий дорожно-транспортных происшествий ФГУ Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (отряд «Центроспас») МЧС России, аварийно-спасательными формированиями МЧС России, а так же опыта и рекомендаций зарубежных спасательных служб и производителей спасательного оборудования.

   

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

АКБ – аккумуляторная батарея

АСМ – аварийно-спасательная машина

АСК – аварийно-спасательная команда

АСО – аварийно-спасательное оборудование

АСДНР – аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы

АСФ – аварийно-спасательное формирование

АХОВ – аварийно химически опасное вещество

ВВ – взрывчатые вещества

ВОП – взрывоопасные предметы

ГСМ – горюче-смазочные материалы

ДВС – двигатель внутреннего сгорания

ДПС – дорожно-патрульная служба

ДТП – дорожно-транспортное происшествие 

ж/д – железнодорожный

ИДА – индивидуальный дыхательный аппарат

МВД – Министерство внутренних дел

МО – Министерство обороны

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям

ОД – оперативный дежурный

ОГ – оперативная группа (спасателей)

ПО – пожарная охрана

ПП (ПМП) – первая помощь (первая медицинская помощь)

ПСП – поисково-спасательное подразделение

РТП – руководитель тушения пожара

р/с - радиостанция

РХБЗ – радиоактивная, химическая и биологическая защита

РФ – Российская федерация

СМП – скорая медицинская помощь

ТС – транспортное средство

ФЗ – Федеральный закон

ФСБ – Федеральная служба безопасности

ЧМТ – черепно-мозговая травма

ЧС – чрезвычайная ситуация

SRS (supplementary restrain system) - дополнительная удерживающая система

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аварийно-спасательное формирование  - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Аварийно-химические опасные вещества – это химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а так же заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

Взаимодействие при спасении пострадавших в ДТП – комплекс мероприятий проводимых АСФ участвующими в ликвидации последствий ДТП, согласованные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения.

  Взрывчатые вещества(ВВ) – это химические соединения или смеси веществ, способные в определенных условиях к крайне быстрому (взрывному) химическому превращению с выделением тепла и газообразных продуктов.

Взрывоопасные предметы(ВОП) - это средства промышленного изготовления военного или гражданского применения, содержащие взрывчатые вещества и пиротехнические составы. К этой категории так же относятся и самодельные ВОП.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Дежурная смена спасателей – оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников АСФ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС.

  Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

  Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди (с наличием до 3-х пострадавших или без таковых), повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями – ДТП с числом пострадавших более 3–х человек, с ТС перевозящим опасные грузы или ДТП осложненное другими факторами, требующими привлечение дополнительных специальных сил и средств.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Зона дорожно-транспортного происшествия – участок дороги, на котором возникло ДТП, а также прилегающая территория, подвергшаяся воздействию поражающих факторов ДТП.

Ликвидация последствий ДТП – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для нее опасных факторов.

Обстановка на месте ДТП – порядок расположения ТС и других объектов, наличие и состояние пострадавших, наличие и степень опасности поражающих факторов, соответствующая моменту прибытия АСФ.

Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью специальной разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.

Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Оперативная группа – группа спасателей из состава дежурной смены назначенная на определенный период времени для ликвидации последствий ЧС не требующих привлечения полного состава дежурной смены.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь (первая медицинская помощь) (ПП, ПМП) - комплекс срочных мероприятий, проводимых при несчастных случаях. Объем этих мероприятий определяется целью ПП и ПМП, которая направлена на прекращение действия опасного фактора, на устранение явлений, угрожающих жизни, на предотвращение возможных осложнений, на облегчение страданий пострадавшего и на подготовку его к транспортировке в лечебное учреждение.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Поражающий фактор – опасное явление, вызванное ДТП и приводящее к поражению людей и нанесению материального ущерба.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Силы и средства спасения – специалисты, техника и оборудование применяемое для ликвидации последствий ДТП.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

  Транспортное средство (ТС) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Термин распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт.

Чрезвычайная ситуация(ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Наставление следует рассматривать как основные принципы реагирования на ДТП, подготовки и порядка проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП. Так как каждая авария с транспортными средствами по-своему уникальна и положениями Наставления надлежит пользоваться только применительно к конкретной обстановке складывающейся в зоне ДТП.

 

Правовые основания проведения АСДНР при ликвидации последствий ДТП

Проведение АСДНР при ДТП силами и средствами АСФ регламентировано следующими правовыми актами: Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (от 22.08.95 г. № 151-ФЗ); Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (от 21.12.94 г. № 68-ФЗ); Федеральным законом "О пожарной безопасности" (от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ); Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (от 10.12.95 г. № 196-Ф3); Гражданским кодексом РФ (от 26.01.1996 г. № 14 –ФЗ); Кодексом об административных правонарушениях (от 30.12.2001г. №195-ФЗ); Уголовным кодексом РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ); "Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан" (от 22.07.93 г. № 5487-1); Постановлением Правительства РФ "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (от 3.08.1996 г. № 924); Постановлением Правительства РФ "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" (от 22.11.97 г. № 1479); Положением "О поисково-спасательной службе" (утвержденным приказом Министра МЧС 28.01.02 г. № 32); межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия между МЧС России с Министерством здравоохранения РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством обороны РФ и Федеральной дорожной службой РФ, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе инструкциями, соглашениями и планами взаимодействия АСФ с другими организациями и службами.  


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.