Закон, утвержденный Евангелием — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Закон, утвержденный Евангелием

2020-08-21 100
Закон, утвержденный Евангелием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Джон Гилл (1739)

http://www.pbministries.org/books/gill/Sermons&Tracts/sermon_31.htm

Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем

Рим.3.31

То, что порок и безнравственность, неповиновение законам Божьим и человеческим преобладают среди нас, а практическая религия и сила благочестия находятся в значительном упадке, будет признано каждым серьезным и вдумчивым христианином, но каковы источники этого печального положения вещей и чему его следует приписывать - в этом мнения людей сильно различаются. Противники учения о благодати объясняют его, по крайней мере частично, тем, что та схема истины, которую мы справедливо почитаем как Евангелие Христово, по их мнению, не позволяет ожидать, что моральная добродетель и практическая религия будут расти и получат твердое основание среди нас, как бы мы ни хотели сделать их предметом нашего служения. "Это учение, которое содержит тенденцию к распущенности, которое открывает ей дверь и дает людям свободно жить в свое удовольствие при любых их проступках и нечестии". В особенности за это клеймят учение об оправдании Богом Отцом через праведность Христа, получаемую по вере, учение, которому в первую очередь приписывают этот гнусный характер. Предполагается, что если эта доктрина верна, то закон недействителен, послушание ему становится ненужным, и что она не может иметь никакого другого применения, чем препятствовать хорошим людям исполнять свои обязанности и поощрять нечестивых на пути зла. Я должен отвести это обвинение, и здесь мне помогут эти слова апостола.

Замыслом апостола в этом послании является объяснение в полном и ясном свете учения об оправдании, и здесь он доказывает, что все люди, и евреи и язычники, суть грешники и находятся под грехом (Рим.3.9), под его осквернением, виной и силой, и потому обвиняемы и осуждены по закону как преступники, так что для закона весь мир виновен пред Богом, "заграждаются всякие уста" и все люди вынуждены замолчать, ибо им нечего сказать в защиту самих себя и против вынесенного им приговора; откуда весьма четко следует, что никто не может быть оправдан в глазах Бога законом, делами или любым послушанием греховного человека. Апостол продолжает утверждать, что вопрос оправдания, или того, посредством чего оправдывается грешник, есть праведность Бога (Рим.3.21-22), и это праведность, о которой ревнует Господь, Отец, Сын и Святой Дух, и потому Бог Отец послал Сына Своего, чтобы установить ее и по благодати усвоить всем избранным. Сын Божий есть Автор ее, и Он является нашим Эммануилом, Богом с нами, Богом в нашей природе, Богом и Человеком в одном Лице, Он "Бог надо всем, благословенный вовеки", и потому Он имеет полноту, достаточность и добродетель, чтобы оправдать всех, кому вменяется Его праведность, чего никогда не сможет сделать простая тварь. Святой Дух Божий открывает эту праведность бедному разумному грешнику, приносит ее ему, ставит пред ним, и работает верой в нем, чтобы он мог ухватиться за нее и получить ее, и оправдывает его в суде совести. Эта праведность, как говорит апостол (Рим.3.21), проявляется независимо от закона, то есть в Евангелии, в котором она явлена "из веры в веру", хотя о ней во всем свидетельствуют закон и пророки, и она применяется, как одежда праведности, ко всем и во всех верующих без различия (Рим.3.22), то есть среди всех людей, евреев и язычников, нет никаких иных различий между праведниками и грешниками, или между большими и меньшими грешниками, "ибо все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3.23), из-за греха став порочными и нуждающимися в славном образе Бога, в прямоте и чести природы, с которой человек был создан, и потому нуждаются в оправдании праведностью Христа, с помощью которой они единственно могут быть оправданы.  

Тот же самый Боговдохновенный писатель, говоря об истинной причине оправдания, утверждает, что это свободная благодать Божия, по которой мы получаем оправдание "даром, по благодати Его" (Рим.3.24). Благодать есть в конечном счете решение нашего Господа и Отца оправдать Своих избранных. Это Его замысел, исполненный бесконечной мудрости и открывающий путь, которым избранные, хотя они и впадают в грех, могут пребыть с Богом. Благодать освящает их, призывает и привлекает, ибо ею Бог послал Своего Сына, чтобы исполнить всякую правду за них и вместо них, принять их и в их интересах усвоить им праведность, хотя сами по себе они грешны и нечестивы. Благодать и любовь Сына в высшей мере явлены в Его добровольном обязательстве стать Поручителем и Представителем Своего народа, в Его готовности радостно исполнить волю Божию в Своем небесном деле и в благом способе, которым Он приводит Своих людей в вечную праведность. Благодать Духа обильно явлена в откровении и применении оправдывающей праведности Христа, чтобы бедные, грешные, недостойные существа, вера которых также есть лишь дар, могли бы принять эту праведность и сделать ее своей. Достойная причина оправдания находится в искуплении во Христе Иисусе, в Котором Бог в Своей бесконечной мудрости и свободной богатой милости определил дать умилостивление, чтобы удовлетворить Свое правосудие в искупительной жертве за грех, ибо Его "Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим.3.25-26). В этом мудром и блаженном замысле благодать и справедливость Божия чудесным образом согласны в оправдании бедного грешника и тем самым в высшей степени прославлены. Из всего этого апостол выводит ряд выводов и заключений, по которым в этой схеме нет места ни для какого превозношения твари, и спрашивает: "Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры" (Рим.3.27), то есть учением веры, и в частности учением об оправдании верой в праведность Христа, и в то, что если человек вообще оправдан, он оправдан верой, независимо от дел закона, ибо Бог есть Бог и иудеев и язычников, и есть только один путь и один способ, который Он использует для оправдания - по вере и через веру; эти фразы являются синонимами и выражают одно и то же; и далее апостол снимает возражения, которые выдвигаются против этой доктрины. "Итак, мы уничтожаем закон верою?".

Были те, кто сочли, что учение веры уничтожает закон. Это возражение было общим в устах евреев и часто выдвигалось против Христа и Его апостолов, и потому Павлу было не привыкать к нему. Сам наш Господь подвергался клевете невежественных и злых людей того поколения, что Он якобы жил как антиномист в доктрине и практике; но бросается в глаза, что именно Он сказал в Свою защиту:  "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: Я не нарушить пришел, но исполнить" (Мф. 5.17). Отсюда ясно, что некоторые пробавлялись той мыслью о Нем, что якобы Он пришел нарушить закон и делал его недействительным в Своем учении и служении, и Его обвиняли в практике, якобы дававшей повод к этой клевете и злословию, когда говорили: "Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее" (Мтф.11.19). Если же так клеветали на Господина, то неудивительно, что Его семью, Его учеников и последователей рассматривают тем же оскорбительным образом. Когда Стефан, исполненный Святым Духом, спорил с евреями о Мессии и Евангелии, и они "не смогли противостать мудрости и Духу, Которым он говорил", и подкупили и представили лжесвидетелей, те сказали и поклялись, что он "говорил богохульства на святое место и закон" (Деян.6.13). Когда апостол Павел вернулся в Иерусалим после того как он объездил большую часть языческого мира, проповедуя Евангелие благодати Божьей с большим успехом, его сподвижник апостол Иаков видел, как многие тысячи евреев уверовали в Иисуса, оставаясь в то же время ревнителями закона, и знал о том, что многие вещи у уверовавших из язычников, которые не под законом, крайне неприятны для них, а потому желал и ожидал, что тех и других можно будет примирить; но когда евреи увидели Трофима из Ефеса, приведенного в Храм, они закричали: "мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие" (Деян.21.28). Из всего этого совершенно ясно, что апостол должен был быть вполне знаком со всем этим и знал это популярное возражение на его учение, и здесь он дает на него ответ, полный отвращения: "никак", "не дай Бог!"; он часто говорит так, когда возражения были мерзостью, имеющей злые и отвратительные последствия, так что он замечает: "Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим.6.1-2). И далее: "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай" (Рим.7.7). "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак" (Гал.2.17). Частично он отвечает на это возражение и здесь: "Никак, но закон утверждаем"; таким же образом, как Христос говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, и действительно, Он не нарушил его, но исполнил и достиг его цели "к праведности всякого верующего" (Рим.10.4).

Под верой мы здесь понимаем и благодать, и учение о вере. Вера может рассматриваться как благодать, которую Боговдохновенный писатель определяет как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11.1). Эта благодать подобает драгоценным избранным Божиим; это плод и следствие избрания любви и свидетельство о нем, почему она и названа "верой избранных Божиих" (Тит 1.1). Это дар Божий (Еф.2.8) и пример Его милости, особое благословение вечного завета; оно не получено усилиями, энергией или волей человека, но внедряется в сердца Духом Божиим и силой Его благодати, почему и называется "верой в силу Бога" (Кол.2.12 KJV). Эта благодать занимает важнейшее место в оправдании бедного грешника пред Богом в суде совести. Это око души, которым она взирает на праведность Христа для своего оправдания, почему Евангелие и раскрывается "из веры в веру" (Рим.1.17); это рука души, которой она получает благословение от Господа и даже "праведность от Бога спасения своего" (Пс.24.5 KJV) или, другими словами, с помощью которой она получает "обилие благодати и дар праведности" (Рим.5.17). Следовательно, о тех, кто обладает этим даром, нельзя сказать, что они оправданы им, ибо если он внедрен в них Духом Божиим, то как действие души, совершаемое ими под влиянием Духа, вера является уже частью освящения. Рассмотренная объективно, вера имеет своим предметом праведность Христа и является лишь средством ее постижения и получения, и при оправдании она сама по себе не делает нас праведными, ибо это не наша праведность, и она не дает нам доли и участия во Христе; но вера есть благодать, которой мы утверждаем нашу заинтересованность в праведности Христа, и с помощью которой мы познаем и воспринимаем ее, и обладаем духовным миром, радостью и покоем, которые вытекают из нее; эта та благодать, через которую мы живем Христом как Господом нашей праведности, Который претерпел суд и смерть за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим.4.25). Поскольку вера может рассматриваться как рука, которой мы принимаем все это, она никоим образом не противоречит закону Божию, она не делает его недействительным и не считает послушание ему чем-то излишним и незначительным, как будет показано далее.  

Опять же, под верой может пониматься учение веры и о вере, то есть или все Евангелие в целом, или в частности учение об оправдании верой в праведность Христа. Все Евангелие в целом иногда называется верой и считается "верой, однажды преданной святым", или "святой верой Евангелия" (Иуд.3), ибо оно содержит то, что открывается лишь вере и недоступно плотскому разуму; оно указывает на великий Предмет веры, на Иисуса Христа, когда говорит: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься" (Деян.14.31), и это означает, что Дух рождает и внедряет эту благодать веры в сердца избранных Божиих. "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10.7). Слово проповеди является бесполезным, если оно "не растворено верою слышащих" (Евр.4.2). В этом смысле существует полная гармония и согласованность между этим учением веры и законом Божиим. Закон никак не делается ею недействительным, но напротив, он положен "для всего, что противно здравому учению,  по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено" (1 Тим.1.10-11). Кроме того, поскольку в контексте апостол явно настаивает на учении об оправдании грешника пред Богом, то разумно предположить, что он строит его на вере, и потому уделяет так много внимания пользе этой благодати, ее познанию и утешению в ней, и тому, что это настолько фундаментальная вещь, что тот, кто уходит от нее, уходит к "иному благовестию", Христос становится ему "совершенно бесполезен", ибо "те, кто стремится оправдаться законом, отпали от благодати" (Гал. 1.4-6). Тем не менее эта доктрина никак не делает недействительным ни сам закон, ни добрые дела, совершаемые в послушании ему, бесполезными и вредными.

Под законом же я здесь понимаю не церемониальный закон, состоящий лишь в "пище и питии, омовениях и плотских установлениях", наложенный на евреев "до времени исправления" (Евр.9.1 KJV), до времен Мессии и устроения Евангелия, который был только "тенью будущих благ, а не самим образом вещей", и не мог через приносимые ежегодно жертвы сделать желающих того совершенными (Евр.10.1), и потому "отменение прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности" (Евр.7.18). В этом отношении закон стал недействителен, ибо был бесполезен; Христос же "разрушил стоявшую посреди преграду", которая стояла между евреями и язычниками, разделяя и различая их, "отменил в Своей плоти вражду" между Израилем и народами мира, и "упразднил закон заповедей учением" (Еф.2.14-15), и поэтому никто не должен судить сейчас христиан за пищу, питие, праздники, новомесячия или субботы, ибо все это тень будущего, а тело во Христе" (Кол.2.16-17). Христос есть сумма и содержание всех этих церемоний; эта часть закона Им отменена и признана недействительной, ибо она исполнена в Нем во всех своих типах и прообразах, тенях и жертвах, во всех служениях и установлениях, относящихся к прежнему устроению и завершенных в нем. Но под законом в этом тексте, как и в других, понимается моральный закон, который был написан в сердце Адама в его невинности; некоторые остатки его можно было видеть и в падшем человеке, и даже среди язычников, лишенных Божия откровения, но из-за порочности человеческой природы и предательства нашей памяти этот закон был почти стерт из сердец людей. Посему повторение закона было дано Моисею в письменной форме для особого народа, евреев, в чем оно и отличается от Евангелия Христа: "закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1.17). Сумма этого закона состоит в любви к Богу и к ближнему, и устанавливает санкции поощрений и наказаний, обещая жизнь в случае послушания, и, угрожая смертью в случае неповиновения.

Уничтожить закон верою - это значит сделать его недейственным, слабым, бесполезным и незначительным, утвердить же, по самому смыслу слова - значит поместить его на верное основание и прочный фундамент и сделать вполне действенным, чтобы он отвечал тем целям, для которых предназначен.

После этого наблюдения объясним, почему нравственный закон не делается недействительным, но, напротив, утверждается благодатью и учением веры. Мы рассмотрим это сначала с отрицательной, а затем с положительной стороны.

Во-первых, отрицательная часть нашего утверждения - это то, что закон Божий не становится недействительным из-за благодати или учения веры.

1. Не по благодати веры. Мы можем быть уверены, что веры и дела противоположны друг другу в деле оправдания; всякий, кто читал Библию сколько-нибудь с пользой, может понять это. Как часто апостол говорит, что "человек оправдывается верою независимо от дел закона" (Рим.3.28)! Или же: "Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал.2.16). "Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим.4.5). Но тогда да будет известно также, что вера никак не противится деланию добрых дел и повиновению закону Божию исходя из правильных принципов и правильного понимания, в зависимости от них и благодаря им, и это не вопрос оправдания пред Богом и принятия Им, ибо есть полное согласие между верой во Христа и делами в послушании закону евангельскому, как мы четко увидим далее.

Только та вера истинна и имеет праведность Христа для оправдания, которая сопряжена с добрыми делами как плодами этой праведности, как говорит апостол Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Вера, если не имеет дел, мертва" (Иак.2.14,17). Такая вера, если в ней нет добрых дел, никогда не может быть истинной и подлинной и не имеет ни малейших преимуществ. Ибо дела никак не могут служить оправданием человека пред Богом, но они оправдывают веру человека и доказывают ее истинность пред людьми, ибо они - плоды веры и свидетельства ее истинности. Человек может сказать, говорит тот же апостол, "ты имеешь веру, я имею дела; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (Иак.2.18). Он также отмечает, что по вере совершаются дела, и "как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва". Сущность, совершенство и жизнь веры отсутствуют, если из нее не вытекают дела, и ими вера достигает совершенства - не сущностного совершенства, но совершенства в ее плодах, ибо причина как таковая должна производить следствия. Вера по благодати не праздна, не пассивна, не бессильна, она в высшей степени трудолюбива и активна, ибо "действует любовью" к Богу и Христу, единоверцам и ближним, и любовь, которой действует вера, совершает эти дела, очень обширные по своему характеру и предметам. Следовательно, то, что является идеальным во Христе, то есть исполнение закона, есть также любовь, и хотя в святых она несовершенна, но до тех пор, пока она действует, она действует в соответствии с законом, и это значит, что закон никогда не может стать недействительным именно потому, что вера действует любовью. "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.  Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим.13.8-10).

Опять же, как "вера без дел мертва", так и, с другой стороны, дела без веры мертвы, и все, что не по вере, грех (Рим.14.23), ибо без веры Богу угодить невозможно (Евр.11.6), как и исполнять любые обязанности, приемлемые Ему. Таким образом, закон или послушание никогда не могут стать недействительными по благодати, если их осуществляют не для оправдания: "цель же увещания есть любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры" (1 Тим.1.5).

Кроме того, верующие как имеющие истинную веру во Христа и правду Его являются единственными людьми, способными оказывать духовное послушание закону и творить добрые дела духовно. Скорее можно собрать с терновника виноград или с репейника смоквы, чем представить себе, что подлинно добрые дела может совершать нечестивый человек. Верующие призваны быть новым творением, и они "созданы во Христе на добрые дела, в которых им Бог предназначил ходить" (Еф.2.10), и они должны "облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности святости истины" (Еф.4.24); и те, кто рожден снова, имеют в себе Дух Христа по Его благодати, дарованной им и, в частности, имеют благодать веры, способную подготовить их к творению истинно добрых и святых дел. Из всех людей в мире те, кто уверовали во Христа, как Господа правды и силы, должны быть наиболее прилежны к добрым делам и ревностны к ним, сердечно желая исполнять больше, чем они делают, чтобы засвидетельствовать свою любовь ко Христу и украсить Его учение, ибо учение о благодати учит их, что, "отвергнув нечестие и мирские похоти, они должны жить целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит 3.8, 2.11-12)

 Добавим к этому, что вера, которая оправдывает грешника, смотрит на Христа как на конец, то есть цель и исполнение закона к праведности; она берется за праведность, полностью соразмерную закону Божию и отвечающую всем его требованиям, дающую ему всю правду, к которой благоволит Бог, удовлетворяющую справедливость и "возвеличивающую и прославляющую закон" (Ис.42.21); эта праведность является полной и совершенной, чистой и безупречной, и потому по ней оправдывается и прославляется весь Израиль; и потому вера, которая ухватывается за Христа, взирает на Него, говоря, что "в Господе моя правда и сила" (Ис.45.24-25), никогда не может противоречить закону Божию или же делать его недействительным и бесполезным.

2. Закон не является недействительным согласно учению веры и, в частности, учению об оправдании верою и праведностью Христа. Действительно, согласно этой доктрине, закон не оправдывает, и ни один человек никогда не может оправдаться делами его; закон не имеет и не может иметь такого использования, ибо падение человека делает необходимым для него другую праведность, и оправдание на другом основании: из-за того, что закон не мог сделать, ибо он был ослаблен плотью, Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы праведность закона исполнилась в нас". Грехом человек мертв, и он должен ожить, прежде чем станет способен делать дела праведности в послушании закону; в нем должна быть жизнь, прежде чем появится праведность. "Если бы закон мог животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал.3.21), но так как никогда не было закона, который мог бы дать жизнь мертвому грешнику, он не может и оправдать. Аргумент, используемый апостолом, достаточен, чтобы удовлетворить всякого, кто имеет единство со Христом и, соответственно, истинное христианство: "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2.21). Но, хотя это использование закона отменено учением веры, его реальное и надлежащее использование остается нетронутым и в полной силе, ибо мы знаем, что "закон добр, если кто законно употребляет его" (1 Тим.1.8). Существует, таким образом, законное и незаконное использование закона; незаконное использование закона заключается в поиске с его помощью жизни, праведности и спасения, и именно это упраздняется учением веры.

Одно из применений закона - это возвестить нам мысль и волю Бога, Его святую природу и неизменную волю, и следовательно, закон свят и добр (Рим.7.12), как и подобает всему, что исходит от Него; он учит нас воле Бога, "благой, угодной и совершенной", указывает нам наш долг перед Богом и человеком, то, что мы должны делать и чего не делать, и он направляет нас "любить Господа Бога нашего всем сердцем, душой и силой, и любить ближнего, как самого себя", что, если в нескольких словах, и составляет сумму и содержание закона.

Другое применение закона состоит в том, чтобы дать познание греха, ибо "законом познается грех" (Рим.3.20), грех изначальный и актуальный, грех нашего сердца и природы, грех уст, мысли и действий; "я не иначе узнал грех", говорит апостол, "но по закону, ибо я не знал бы похоть (т.е. не считал бы ее грехом), если бы закон не говорил: не пожелай" (Рим.7.7). Не то чтобы закон мог и делал это сам по себе, ибо на самом деле тщательно и спасительно убедить во грехе - это работа Духа Божия; но Дух использует закон, чтобы дать людям видение своего греха и жалкого, потерянного состояния природы.

Еще одно применение закона, которое никак не упраздняется учением веры, состоит в том, что он подобен зеркалу, в котором верующие при свете Духа Божия видят искажение их души грехом и несовершенство их послушания, благодаря чему они отрекаются от самих себя и отказываются от любой надежды на свою праведность для оправдания. Так апостол Павел, сравнивая себя, свое сердце и служение, с чистотой и святостью закона Божия, говорит: "Я знаю, что закон духовен, а я плотян, продан греху" (Рим.7.14). С этим же взглядом на вещи псалмопевец Давид делает то же наблюдение: "Я видел предел совершенства; заповедь Твоя безмерно обширна" (Пс.119.96 KJV); то есть: я вижу, что закон столь велик и широк, а мое послушание так мало и несовершенно, что я отчаиваюсь когда-либо достичь совершенства в делах его. Это был, без сомнения, свет Духа, позволивший Церкви, смотря на себя в зеркало закона, сказать, что вся она нечиста, а праведность ее - как запачканная одежда (Ис.64.6).  

Таким образом, существует и еще одно использование закона для верующих, и если праведность Христа - самое драгоценное для них, то когда они видят несовершенство их собственной праведности, и как далеко отстоит их послушание от требований праведного закона Божия, тогда как вечная праведность Христа принесла послушание само по себе идеальное и вполне соответствующее закону, закон не только возвеличен и прославлен для них, но они обретают восторг от него ради Христа, и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3.9).

Еще раз: есть использование и служение закона, которое состоит в том, что он есть правило жизни, то есть действий, хождения и слов святых, которые не чужды закона пред Богом, но живут по "закону Христа" (1 Кор.9.21); и поскольку он в руках Христа как Царя святых и Законодателя Своей Церкви, он соблюдается духовно рожденными, ибо они находятся под влиянием благословенного Духа, и с Его благой помощью "находят удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку", и хотя по плоти они иногда, к их великому сожалению и печали, служат закону греха, тем не менее в других случаях они радостно и сознательно служат закону Божию (Рим.7.22,25).   

Хотя оправданные Богом как таковые избавлены от гнева и осуждения закона, Христос искупил их из-под него, "став проклятием" для них (Гал.3.13), и приговор осуждения их за грехи, которые они заслужили, пал на Него, так что ныне "нет никакого осуждения тем", кто в Нем (Рим.8.1); они перешли из смерти в жизнь и никогда не подвергнутся осуждению; пока закон остается в силе, проклиная других, он направлен против грешников, оставшихся без Христа, и признает их виновными и проклинает, ибо, находясь в завете дел, они остаются под клятвою: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего закона" (Гал.3.10); для них это смертоносная буква, служение осуждения и смерти. Таким образом, закон, используемый как для святых, так и для грешников, никак не становится недействительным по учению веры.

Возможно, нас спросят, каким образом закон в некотором смысле отменен и уничтожен. Не апостол ли говорил верующим, что "вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6.14)? Да, он утверждает, что они "умерли для закона Телом Христовым" и что они "свободны от закона, будучи мертвы для него" (Рим.7.4,6 KJV); и в других местах (как 2 Кор.3.11) он утверждает, что былая слава закона намного превзойдена славой Евангелия: если же то, что завершилось, то есть закон, "было так славно", то не гораздо ли более славно то, что остается навеки, то есть вечное Евангелие?

То, что закон как завет дел был отменен и завершен, означает, что в этом смысле он недействителен для верующих. Адам был главой завета и представителем всех его потомков, которым надлежало в нем прийти; закон был дан ему и всему человечеству, обещая жизнь на условии послушания, и угрожая смертью в случае греха. Адам вскоре нарушил этот завет, так что "грех вошел в мир, и грехом смерть... так и смерть перешла на всех людей, ибо в нем все согрешили" (Рим.5.12). Божии избранные здесь не исключение. Они рассмотрены в Адаме как их природном главе в завете; они согрешили с ним и пали в нем; им вынесен смертный приговор, как и другим, но он никогда не будет исполнен над ними, ибо Христос в вечном завете стал их Поручителем и заменой; Он понес наказание за их грехи и принес удовлетворение закона и справедливости Бога для них Своим страданием и смертью, и так избавил их от закона как завета дел, и от всех страданий, бедствий и смертей, что он влек за собой для них, и потому они не находятся под законом как заветом дел, но под благодатью, то есть под заветом благодати. 

Опять же, закон отменен и завершен по его устроению. Моисеево домостроительство было сломано, уже когда он бросил и разбил две каменные скрижали, спустившись с горы, хотя впоследствии они были восстановлены и положены в ковчег, это прототип Христа, в Чьих руках, а не в руках Моисея, закон должен рассматриваться нами. Иудеи сказали бедному слепцу, который был исцелен Христом: "Ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики" (Иоан.9.28). Они ставят себя в зависимость от последнего, мы же от Первого. Моисей действительно был верным слугой, но он всего лишь слуга; Христос же Сын в доме Божием, и Он Тот, Кому мы должны внимать. Когда Моисей и Илия явились на горе с Христом во время Его преображения, был слышен голос, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте " (Мтф.17.5); не Моисей и не Илия, но Возлюбленный Сын. 

Кроме того, закон уничтожен как иго рабства. При завете дел и под прежним устроением он был законом рабства и вводил рабский дух среди тех, кто были под ним. Только строгий педагог и суровый надсмотрщик не только преподает тяжкие уроки, но и требует строгого и совершенного послушания, не давая сил или руководства для исполнения его; но теперь, в руках Христа, он является идеальным законом свободы (Иак.1.25), и те, кто призван благодатью, соделаны им готовыми принять власть Христа над ними, ибо Он не только спас их, но и дал им возможность подчиняться закону с радостью. С этой точки зрения Его заповеди не тяжки; это иго благое и ноша легкая, ибо святые служат с радостью, "не по ветхой букве, но в обновлении духа" (Рим.7.6).  

Кроме того, как уже отмечалось, народ Божий освобожден от проклятия закона и осуждения его, и также от страха перед законом, который осуждает и проклинает, а потому тем, кто желает быть под ним, апостол говорит: "разве вы не слушаете закон" (Гал.4.21), который говорит о гневе, мести, проклятии и скорби, и это поистине "страшные слова", что мы слышим с горы Синай, ибо народ просил Моисея не говорить с ним больше, ибо люди не могли вынести того, что повелевалось им. Но теперь, в евангельском устроении, дело обстоит иначе; положение вещей изменилось, и мы слышим другой голос, голос любви, благодати и милости, а не гнева и мести, благословения и спасения, а не проклятия и осуждения. "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете ". Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр.12.18-24).

Опять же, закон отменен и стал недействителен в аспекте оправдания. Мы не должны ни искать, ни ожидать жизни и праведности через послушание ему, ибо в таком случае наши поиски будут напрасными, и мы будем так же разочарованы, как и "Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона" (Рим.9.31-32). Тот же результат посетит всех, кто последует этой схеме и узнает лишь свое невежество, тщеславие и гордость, явит незнание строгости правосудия Божия и тщетно мнит о своей праведности, при этом надменно и презрительно отказываясь от праведности Христа, как сказано: "Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (Рим.10.3). Это действия, противоречащие явному Божию пути и способу оправдания грешников. В этом отношении оправдаться делами закона нельзя; это применение закона полностью отменено, мы не должны повиноваться ему с такой точки зрения и для таких целей; но мы должны повиноваться ему ради Христа и из любви к Нему, и чтобы явить благодарность за бесчисленные милости, которые мы получаем от Него, почему мы и исповедуем повиновение и чувство долга пред Ним.

Но если закон теперь и недействителен как завет дел, он все еще остается правилом наших действий, хождения и жизни, и хотя он теперь далек от Моисеева устроения, сумма и суть его остаются твердыми и неизменными в руках Христа. Закон разрушен как иго рабства, но он неизменен как закон свободы, и хотя верующие избавлены от проклятия и осуждения его, они не освобождаются от послушания ему, и хотя они не ищут оправдания в нем, они находятся под высочайшими обязательствами и самыми сильными узами любви в отношении его заповедей. Такова отрицательная часть нашего рассуждения.

Во-вторых, рассмотрим вопрос утвердительно и покажем, что закон подтвержден благодатью и учением веры.

Вечность закона подтверждена вполне. Вера всегда вкладывает закон в руки Христа, смотрит на Него как на исполнившего закон и рассматривает закон как послушание Ему. Согласно учению об оправдании верой в праведность Христа, все предписания закона исполнены, ибо Христос, будучи праведен, претерпел казнь, но закон сохраняется как правило праведности. В Евангелии закон неизменен, ибо ни одна йота и черта его не должна отмереть, но все исполняется к нашему спасению.

Духовность закона утверждена и закреплена верой и учением о ней. Именно фарисеи, насколько это было в их силах, уничтожали закон и его духовность, делая в то же время вид, что они защищают его; они касались законом только внешних дел жизни и не были обеспокоен тайными движениями, внутренними помыслами и похотями сердца, тогда как те, кто уверовали во Христа и приняли Его Евангелие, поняли и закон, и знают, что он духовен (Рим.7.14). Истинно верующий при осуществлении благодати веры видит внутреннее растление его сердца и характера и оплакивает их как противоречащие чистому и святому закону Божию, и в то же время согласно доктрине веры с радостью видит, что он оправдывается Кровью Христа, которая очищает от всякого греха (Рим.5.9, 1 Иоан.1.7) сердца, уст и жизни.  

Совершенная праведность закона устанавливается верой и учением о ней. Она не зависит от исполнения закона нами. Требует ли она чистой и безупречной святости природы? Христос полностью соответствует ей в этом отношении, как "святой, непорочный, непричастный злу", и как таковой Он есть Первосвященник, Который требуется нам, чтобы освятить нас и сделать праведными. Требует ли закон совершенного и безгрешного послушания всем его заповедям? Христос всегда делал то, чему был рад Его Отец, и то, что угодно Ему, и Он совершенным образом повиновался всей наставительной части закона. Угрожает ли закон смертью нарушителям его требований? Христос стал грехом и проклятием ради Своего народа, и был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Так что закон во всех отношениях возвеличен и прославлен Им в соответствии с учением веры. Мы исполняем закон во Христе как нашем Главе и Представителе, и в Нем имеет праведность, которая отвечает всем требованиям закона и озаряет его сиянием своей славы, какой не может ему дать все послушание всех ангелов и людей вместе взятых, но только п


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.