Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-08-20 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Это было давным-давно, дорогая фрау.
Я любил вино. В особенности «Абрау».
Но не брезговал и другим.
Я любил подвергать себя этим сладким пыткам.
И с утра заливал себе зенки любым напитком –
и дешевым, и дорогим.
Я был ротозей. Я не знал, сколько дважды восемь.
Я нашел друзей. Это, кажется, было осень.
Я на теле сушил белье.
Я всегда имел здоровую носоглотку.
Я был младше (старше?) тогда. Я очень любил водку.
И поэтому пил ее.
Разговоры наши носили характер пьянки.
Мы давили мух. Мы играли на фортепьянке,
мы играли в шестнадцать рук.
Мы читали Басе. Мы нюхали незабудки.
Мы вливали пойло в набыченные желудки.
А с желудком бывает ВДРУГ…
И когда в стеклянном жакете пришла невеста,
а в желудке уже не осталось пустого места –
я упал, я свалил пюпитр.
Это было зима. Я, кажется, был моложе.
Я грубил друзьям, я кричал им, что я – ТОЖЕ.
Тоже запросто выпью литр.
Мы молились – кто Персефоне, а кто Деметре.
Кто-то пил из блюдца, а кто-то из чашки Петри.
Я один хлебал из горла.
А потом я брел в никуда – так бредут эвенки.
И дроги ночной не могли различить зенки.
Потому как слеза текла.
Извините, фрау! Мне просто немножко грустно.
А не правда ли, я коротал свою жизнь искусно?
Я был молод, и я был пьян.
Но однажды ночью я взял и ушел оттуда.
Я ушел без возврата, фрау, но гадом буду –
я напрасно грубил друзьям!
И теперь, увы, мой рассказ завершиться должен.
Впрочем, фрау, он может запросто быть продолжен,
скажем, в баре – ах, мать твою,
отходящего! – пассажирского «Баден-Ницца».
Но уже пять лет с такого я бодунища,
что вина до сих пор не пью.
1999
И вот это он читал на той презентации. Я сам на нем (на ней, то есть) настоял. Вообще, пригласив Сережу принять участие в своем творческом вечере, я оказался в тупике: читать своего на презентации моей книжки ему вроде бы странно, предлагать читать сеничевское – Казнова? – еще странней. Я предложил ему побаловать публику пародиями на бенефицианта. Тем более, что эта – на стартовое стихотворение книги (Сережа сам предложил мне начать «Голодного художника» именно с него; или нет, он, кажется, предлагал как раз им и закончить, ну да не важно теперь). В общем, этот старенький стишок ему нравился.
Вдоль дороги - кусты кусты кусты одни кусты
Над кустами – луна луна луна луна…
Я иду, а вокруг меня один сплошной пустырь.
Впереди монастырь
Вокруг него – стена…
Ну и т.д.
Принципиальный момент: Сережка практически всегда пародировал именно то, что цепляло и впечатляло как-то. Не провальные строчки выискивал, над которыми легко (и, значит, должно) подтрунить, а наоборот – самое яркое. По большому счету, и я поступал с ним точно так же. Этим, наверно, и отличаются наши пародии друг на дружку от перлов упомянутого мэтра жанра Александра Иванова – тот-то как раз выуживал из стихов своих жертв ляпсусы и несуразицы. Мы же измывались над любимым. Поэтому и не воспринимали обмен выпадами как затрещины или подножки. Все-таки мы были большие друзья. И Сережины пародии убеждают меня в этом все откровенней. Вот она – на мои «кусты»…
ВДОЛЬ ДОРОГИ ТУМАН
Вдоль дороги туман туман туман туман
я иду пешком мой путь далек далек
очень скучно мне! Запускаю руку в карман,
там, в кармане, лежит мой кошелек мой кошелек
Он давно уже пуст – он мой и значит пуст!
Зато в голове все хорошо все хорошо –
такой поток, что захлебнутся и Джойс и Пруст.
Наверное, потому я взял и ушел ушел
Я ушел от тебя потому что устал устал
с тобой устал от себя устал устал идти
Сейчас бы устроиться в кресле принять «Фестал»
и считать до ста – ну, хотя бы до тридцати
Я иду иду иду вдруг вижу шалаш
он пока еще пуст – он пуст и значит мой!
Я боюсь, что ты мне снова житья не дашь,
догонишь и заберешь обратно домой домой
Боже мой шалаш невелик но мне все равно
я залез в шалаш, вцепился в него, как клещ.
Это мой шалаш шалаш шалаш – я уже давно
стал считать своей любую пустую вещь.
И снова иду а вокруг меня все скоты скоты
Но я вижу рай и знаю он мой он мой
я бегу к нему и слышу: в затылок мне дышишь ты…
Обернулся, а это – Дополнительный 38-й.
Постскриптум: Чижа с его «дополнительным 38-м» мы об ту пору оба куда как жаловали…
А следующая его пародия осталась без номера – видимо, и сам уже со счета сбился. В оригинале звучало:
Две зимы прошли,
и была весна,
и над миром плыла Селена.
И они возлегли
как муж и жена,
а не как Парис и Елена.
Мой Казнов выспался на этом пассаже за всю мазуту, что могло бы даже задеть… будь это не ОН.
ЛЕЖБИЩЕ («ОНИ ЛЕЖАТ»)
Пародия №… на Сеничева
Я скажу вам правду, чего скрывать:
над Европой плыла Венера.
А они возлегли на свою кровать,
возлегли как два инженера.
Засыпал под вечер веселый парк,
и Венера сверху смотрела.
И она возлегла не как Жанна д`Арк,
потому что ведь та сгорела.
Он возлег не как Ариэль Шарон,
непохоже на Сен-Симона,
и она, с каких ни смотри сторон,
возлегла не как Дездемона.
Им хотелось лечь под другим углом
(эта фишка их и сближала) –
как Эдит Пиаф и Ален Делон
или с кем она там лежала.
И вот так вот лихо лежать до утра,
чтоб никто не посмел и пикнуть,
чтоб не как простые инженера,
а как Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд.
Все, казалось бы, просто: сбросить наряд,
позабыть запреты, законы
и лежать по нескольку дней подряд,
словно Леннон и Йоко Оно.
Им хотелось забыть про родной бардак
и лежать в благородном стиле –
как Варум и Агутин, хотя бы так,
или как Пугачева с Филей.
Вот они, кумиры моей земли…
Бог не фраер, он тоже видит:
все они настолько уже легли,
что подняться едва ли выйдет.
Так они лежали до десяти
и не знали вечером летним,
что на самом деле, как ни крути,
хорошо лежит, кто лежит последним.
Вот ведь как бывает: любовь, весна,
все вокруг прекрасны как боги –
а они похожи на два бревна
и лежат на моей дороге.
4.06.05
До смерти оставалось два с половиной месяца. «Лежбище» оказалось последней его пародией на меня.
Но позвольте уж и из себя понатаскать…
Не помню точно – году в 99-м, что ли, это было, если не раньше… Сережка в очередной раз раскрутил меня на публичную читку. Я в очередной раз выпросил гостиную в
Центре культуры. И предложил ему подурачиться: меж прочего я прочту - как свое – его (разумеется!) «Шагающего по воде -3», а он – что-нибудь из меня. Он выбрал «Другого близнеца». Так и сделали. Не уверен, что кто-то обратил внимание на подвох. Не помню и расшифровались ли мы тогда. Знаю только, что стишок этот свой я так и не положил не в «Голодного художника», ни даже в»Заповедник». Почему-то. Здесь, наверное, ему и место. Как и еще целому ряду стихов, которые как будто дожидались этого случая. Написан «Другой близнец» был под впечатлением Сережкиного «Старшего близнеца», но пародийного в нем ничего нет. Мои рифмованные реверансы Казнову – скорее посвящения ему. Пиша их, я чаще себя самого пародировал, чем Сережку, как заметил он однажды. Так было всегда, так, наверное, останется и до конца…
ДРУГОЙ БЛИЗНЕЦ
Десять лет спустя (а скостят - так двадцать!)
я уйду туда, где всему конец.
И оттуда будешь ты мне казаться
в тридцать пять своих - все равно птенец.
Сорванец - усатый, очкастый, лысый,
долговязый, тощий, как леденец,
ты не будешь знать, что из-за кулисы
за тобой следит твой другой близнец...
И под этим ласковым (слышишь?) взглядом
(мне плевать на ржанье твоих кобыл!)
ты почуешь: тот, кто теперь не рядом,
для тебя полезней, чем тот, что был...
Потому - хранит, как и чем умеет,
пуповину зависти пергрызя.
Он твоим отныне умом умнеет:
т а м своим разжиться уже нельзя...
Он другой близнец и родству обязан.
На родство и т а м небывалый спрос.
Ты садил березы, а он - он вязом
под окном твоим из травы пророс...
По ночам тихонько в твоей тетради,
где чернила пестры и строк горой,
препинанья знаки - привета ради -
он менять местами начнет порой.
Ты не будешь знать и не станешь злиться
на его проказы. Ты будешь щедр...
Ты не вспомнишь даже зачем пылится
у тебя в столе - в самых недрах недр -
голубого цвета картон обложки
с челдобреком в джинсе поверх коня,
под которой тысячи строк окрошки,
наспех мной наструганной из меня...
Разве что в январь, под винцо со слезкой
да закуску с хлебцем в кругу юнцов
ты взревешь: «Блин, был!.. Назывался тезкой!..
Норовил стать средним из близнецов!..»
И об ту же пору, сверкнув очами, -
я - твоею глоткой - сорвусь на крик.
И юнцы с улыбкой пожмут плечами:
мол, пускай орет - перебрал старик.
И уложат спать на кушетку. После
вдруг почнут читать из твоих стихов.
Но всего один будет плакать возле
вон из кожи лезущих петухов,
перекукарекивающих друг дружку...
И один же выключит верхний свет...
И один поправит твою подушку... -
На правах того, что его здесь нет.
Ты почнешь храпеть и тебя подымут:
а прочти-ка, дядя, из «близнеца»?
Ты хлебнешь винца, ты проглотишь дыму
и задвинешь что-нибудь. Но - с конца:
про, допустим, семь високосных весен.
Но - собьешься - к третьей уже строке
и опять уляжешься - йесофкосен -
недоетый гамбургер сжав в руке...
И другой близнец - что не здесь, но тута! -
с раболепьем истого близнеца
и чеширски-мертвой улыбкой плута
станет хмурь сгонять с твоего лица.
И юнцы отметят: какой он славный,
наш старик, во сне! до чего смешон!
А тебе приснится - пускай не главный
в этой жизни, но все-таки вещий сон:
мы с тобой наконец-таки в равных дозах -
нам обоим где-то под пятьдесят;
зреет пряная сладость в зеленых лозах,
где-то птицы райские голосят,
взор твой строг - аж мурашки бегут по коже.
Ты промолвишь: «Здравствуй...те!.. Это... вы?»
Я скажу: «Увы» Ты: «Я думал, позже...
Значит, срок?» И я снова скажу: «Увы».
И ты тоже встретишься с праотцами.
И проснешься. И все же, в конце концов,
мы окажемся самыми непохожими близнецами
среди всех, обитающих там близнецов.
1998
А это у меня родилось уже по его окончательному возвращению из Москвы. Кажется. Впрочем, опять что-то путаю, он его в дневнике броде бы цитировал. Нет: ни черта теперь наверняка не помню…
ГАСКОНСКИЕ СТРАДАНИЯ
Мальчик из провинции, - стервец,
д'артаньян, мамашино отродье, -
мог лепить горшки и стричь овец,
мог шпинат растить на огороде...
А - засунул ноги в сапоги,
сел на лошадь (либо так - своими)
и без спроса, денег и слуги
двинул до столицы. Делать имя.
Но в столицах мальчиков, как он –
в кофтах, бороденках и при сабле
- тысячи. А то и миллион!
И всем-всем охота встать на грабли.
Правда, мушкетерские плащи –
даром, что не финские дубленки -
расхватали местные хлыщи
и давно оседлые подонки,
севшие на жалованье от
короля (тревиля, кардинала -
нужное впишите), чьих щедрот
на четвертый взгляд не так уж мало...
Правда арамисы от пера
(маньеристы в бытности вчерашней)
сами подались в щелкопера,
сами ищут места ближе к Башне
и оруженосцев не хотят
содержать ни в той, ни в этой мере,
и оруженосцев, как котят,
ножкою пихают вон от двери...
А атос (который де ля фер)
поселился в старом графском парке,
постарел, оброс, что люцифер,
плутнями и жопит клеить марки
на ему, в столицы, письмецо.
А при встречах глупости бормочет.
В общем, потерял свое лицо
и назад искать его не хочет...
А констанций полчища - увы! –
разбрелись по луврским кулуарам, -
их тошнит с гасконцев из мордвы,
им претит с гасконцами задаром,
лучше уж свои буонасье
(тех вопрос квартирный не тревожит),
а на вновьприехавших месье
не приборы, так подвески ложат...
Где ж вы - слава, звания, экю –
чтобы чем сорить и что транжирить?!
Почему кому-то - барбекю,
а кому-то - хрен на рыбьем жире?!
Почему последний управдом
(даже не заведующий ЖЭКом!),
буквы разбирающий с трудом,
мнит себя великим человеком,
пыжится, мусолит удила
и воняет на меня, какашка?!
Знает же, что в ножнах не метла,
а какая-никакая шашка!..
Мальчик взгромоздился на коня
(ох уж эти старенькие кони!)
и, негромко шпорами звеня,
молча двинул в сторону Гаскони.
Он скакал, бургундское губя,
прочь от ненавистного прогресса -
мальчик, не похожий на себя
в пору его шервудского леса...
Была у меня и еще одна – куда более ранняя пародия на раннего же Казнова (это действительно была чистой воды пародия). Вернее, она была у него, на бумажке – ему отдал, а себе почему-то не оставил. Ему она очень нравилась. По крайней мере, с периодичностью раз в полгода-год Сережка напоминал о ней, грозился принести и дать переписать. Торопиться при этом было как будто и некуда, и этого так не случилось. Потом, штудируя во время подготовки к печати «Цветов и звезд» его папки, я этого листочка в Сережиных архивах не обнаружил. Из чего и делаю вывод (в числе прочего), что архивы эти неполны. По недогляду ли чьему, или еще как…
Отыгрался же я на его «Графе Калиостро» - чудесной, совершенной практически элегии. Цитировать ее здесь не стану: те, кто знает, о ком в этой книжке речь, не читать «Калиостро» не моги.
Правда, меня как-то повело и в своего «графа» я запихал все, что запихалось (знакомым с Сережиным наследием, это будет очевидным). Даже Вальтера Лишенного Смерти, которого, честно говоря, все время относил на свой счет. Как и «Кровь христианских младенцев».
Об этой «Крови» - отдельно.
Задумал ее Сережка еще году в 2001-м, в пору нашего радрая, тогда же и набросал вчерне. Мне показал – завершенную уже лишь пару лет спустя (а датировал вообще – лишь мартом 2005-го). Показал молча, без комментариев. Просто как стишок. Среди некоторых прочих. Об адресованности мы оба промолчали. Хоть я, конечно же, не мог не заметить, откуда там ноги растут (с моей-то мнительностью!). Стишок и стишок. Потом уже, этим только летом наткнулся я в одной из его рабочих тетрадей на подтверждение своей догадки.
К чему об этом? Да к тому, что в пародиях и посвящениях своих мы бывали довольно жестоки друг к другу. Сами судите: вот его стихотворение.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!