Глава XXXVII Ряды Дана в Мекке, сто восемьдесят два стиха — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава XXXVII Ряды Дана в Мекке, сто восемьдесят два стиха

2020-07-07 114
Глава XXXVII Ряды Дана в Мекке, сто восемьдесят два стиха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого. 4461. Клянусь выровненными в ряды, 2. теми, которые угрожают, 3. теми, которые читают Коран, 4. что Бог ваш

797 Говорят, что Пророк не мог никогда соблюсти размера ни в одном про­
износимом им стихе. Однажды Пророк произнес стих и переставил в нем
слова, Сиддик поправил его, но Пророк, повторив стих, сделал ту же самую
ошибку. Абу-Бекр сказал: я свидетельствую, что ты посланный Божий и что
Бог не научил тебя стихам, да и не считал это приличным.

798 Однажды Аби бен Халеф пришел к Пророку, держа в руке сгнившую
кость, и, рас терев ее в пыль рукой, сказал: веришь ли ты, чтобы кто-либо
после этого мог оживить эту кость?— Да, отвечал Пророк, Бог оживит ее,
оживит и тебя в день воскресения и пошлет в ад. Стих этот относится к
описанному разговору.

799 В Аравийской пустыне растут два дерева: марх и 'афар, арабы срезывают
их зеленые и свежие ветви и, потерев одна о другую, добывают огонь; при
этом кусок дерева 'афар должен быть сверху и называется зенд, а кусок марха
— снизу и называется зендет.


342


Коран


Сура 37


Ряды (эс-Саффат)


343


 


есть Бог единый,800 5. Господь небес, земли и того, что между ними, Господь востоков.801 6. Мы украсили бли­жайшее к земле небо звездным украшением, 7. которое охраняет небо от всякого непокорного демона, 8. чтобы они не подслушивали, что делается в высшем сонме. Они подвергаются нападению со всех сторон, 9. их отталкивают и предают вечному мучению. 10. Тот из них, которому уда­ется подслушать что-либо, бывает поражен огненной стре­лой. 11. Спроси их (т. е. неверных), они ли сильнее созда­ны или те, которых Мы создали (т. е. ангелы)? Мы создали их (т. е. людей) из твердой грязи. 12. Ты удивляешься, а они насмехаются. 13. Если их поучают, они не обращают внимания; 14. если они видят знамение, они смеются над ним 15. и говорят: это — ничего более, как явное колдовст­во. 16. Когда мы умрем и станем прахом и костьми, разве мы воскреснем? 17. Мы и отцы наши древние? 18. Отвечай им: да, и вы будете покрыты позором. 19. Труба прозвучит только раз, как уже они будут смотреть во все стороны. 20. Горе нам, скажут они, это — день страшного суда. 21. Это—день решения, который вы считали ложью. 22. Собе­рите нечестивых по разрядам и тех, которым они поклоня­лись 23. вместо Бога, и направьте их на путь к аду.802 24. Остановите их, они будут спрошены.

44725. Отчего вы друг другу не помогаете? 26. Но они в этот день подчинятся суду Божию. 27. Они подойдут одни к другим, делая друг другу вопросы. 28. Они скажут: вы при­ходили к нам с правой стороны.803 29. Искусители их отве­тят: нет; но вы не были верующими. 30. У нас не было над вами власти, но вы были непокорны. 31. Над нами испол­нился приговор Господа нашего, и мы вкусим мучение. 32. Мы совратили вас, потому что сами были в заблуждении.

33. В этот день они будут вместе подвергнуты наказанию.

34. Таким образом поступим Мы с преступными, 35. пото-

800 Т. е. клянусь ангелами, стоящими рядами перед местом поклонения (престолом Божиим), отгоняющими демонов, желающих узнать тайны неба или совратить людей, и вдохновляющими пророков и святых чтением им священных стихов. Или же: клянусь воинами, идущими рядами на священ­ную войну, или учеными, или птицами, или же душами людей. Один Бог знает истину. ХП| Потому что место восхода и захода светил меняется всякий день.

802 Т. е. язычники вместе с язычниками, поклоняющиеся светилам — от­
дельно, огнепоклонники — отдельно и т. д. для всех многобожников, непо­
корных и неверных.

803 Т. е. что последователи скажут вождям своим: вы явились к нам с нраво­
учениями, советами и клятвами, говоря: это — истинная религия, а мы за
вами последовали.


му что, когда им было говорено: нет бога, кроме Бога,— они были напыщенны гордостью 36. и говорили: оставим ли мы богов нашил для поэта, для безумного? 37. Нет. Он принес вам истину и подтверждает прежних посланных. 38. Вы вкусите тяжкое наказание 39. и не будете вознагражде­ны иначе, как по делам вашим. 40. Но искренние служите­ли Божий 41. получат известные дары, 42. плоды; они будут почтены 43. в прелестных садах, 44. на седалищах, друг против друга; 45. им будут разносить круговую чашу с ви­ном, 46. чистым и приятным для пьющих. 47. Оно не будет действовать на их рассудок и не опьянит их. 48. У них бу­дут девы с прелестными глазами, 49. подобные (цветом тела) страусову яйцу. 50. Одни подойдут к другим и будут делать друг другу вопросы. 51. Один из них скажет: у меня был друг,804

44852. который спрашивал меня: веришь ли ты (в вос­кресение)? 53. Когда мы умрем и сделаемся пылью и кос­тями, будем ли мы судимы? 54. Он скажет: видели ли вы его? 55. И он посмотрит и увидит его в глубине ада. 56. Праведный скажет: клянусь Богом, ты едва не погубил меня. 57. Если бы не благодать Божия, я, конечно, был бы в числе приведенных пред Него. 58. Разве мы не умрем еще, 59. кроме прежней нашей смерти? Разве мы не будем наказаны? 60. Конечно, это — великое блаженство. 61. К делу, работники! Чтобы заслужить подобное этому блажен­ству. 62. Наша ли пища лучше или дерево заккум? 63. Мы сделали его испытанием для нечестивых.805 64. Это есть дерево, растущее из глубины ада; 65. плоды его похожи на головы демонов.806 66. Грешники будут есть их и наполнять ими чрева. 67. А потом сверх этого они будут пить горячую воду, 68. после чего возвратятся в ад. 69. Они видели отцов своих заблудшими 70. и спешили идти по следам их. 71. Большая часть из древних народов совратились прежде их. 72. Мы послали к ним проповедников. 73. Взгляни, каков был конец тех, которым проповедовано 74. и которые не были искренними служителями Нашими. 75. Ной воззвал к

804 Говорят, что это относится к двум братьям, или двум друзьям, о которых
было упомянуто в главе Пещера; один, верующий, назывался Йгуда, а дру­
гой, отрицавший воскресение, Фатрос (Петр).

805 Т. е. что они, слыша, что в аду есть дерево заккум, говорили: может ли в
огне расти дерево без того, чтобы не быть сожженным; они не знали, что
Бог могуществом Своим может охранить его от огня и что плодами этого
дерева они будут питаться.

806 Говорят, что в окрестностях Мекки есть род черных камней, называемых
«головами демонов».


344


Коран


Сура 37


Ряды (эс-Саффат)


345


 


Нам, и, конечно, Мы быстро принимаем молитвы. 76. Мы спасли его и семейство его от великого бедствия.

^9??. Мы увековечили потомство его.807 78. и оставили ему из рода в род следующее приветствие: 79. да будет над Ноем мир во веки веков! 80. Таким образом награждаем Мы добродетельных. 81. Он был из числа правоверных рабов Наших. 82. Потом Мы потопили всех остальных. 83. Авраам был из его секты. 84. Он принес Господу своему чистое сердце. 85. Он сказал отцу своему и своему народу: чему вы поклоняетесь? 86. Разве вы предпочитаете Богу лживые божества? 87. Что думаете вы о Господе вселенной? 88. Он бросил взгляд на звезды 89. и сказал: я нездоров. 90. Они отвернулись от него и ушли.808 91. Он скрытно подо­шел к их богам и сказал им: разве вы не едите? 92. Отчего вы не говорите? 93. И он нанес им удар десницей.809 94. Народ сбежался к нему. 95. Он сказал им: разве вы покло­няетесь тому, что сами вытесываете из камня? 96. Бог соз­дал вас и то, что вы делаете. 97. Они говорили: соорудим ему костер и бросим его в огонь. 98. Они хотели ему устро­ить западню, но Мы сделали их немощными. 99. Я ухожу, сказал Авраам, к Господу моему, Он укажет мне прямой путь. 100. Господи, даруй мне (сына), который был бы в числе праведных. 101. И Мы дали ему благую весть о рож­дении кроткого сына. 102. Когда он достиг того, что мог ходить вместе с отцом, отец сказал ему: о сын мой, я видел во сне, что приношу тебя в жертву. Подумай, что бы это значило?— Отец мой, ответил сын, делай, что тебе повеле-но. Если угодно Богу, ты найдешь меня терпеливым.

450103. Когда оба они предались воле Божией (т. е. сде­лались мусульманами) и Авраам положил сына ниц, 104. Мы воззвали к нему: О Авраам! 105. Ты поверил в видение твое, и вот как Мы награждаем добродетельных. 106. Ко­нечно, это было явное испытание. 107. Мы выкупили Иса­ака великой жертвой,810 108. и оставили ему (т. е. Аврааму)

807 По преданию, Хам был отцом Хинда (Индия), Хабеша (Абиссиния),
Зенчи (негры) и Бербера (племена хабилов); Сам (Сим) был отцом 'Араба,
Фарса (персы) и Рума (греки); а Иафет—отцом Тюрка (турки), Хазара
(хазары) и Сакляба (славяне).

808 Повесть об этом уже приведена выше. Авраам, сказавшись больным,
прибавил, что у него признаки чумы; жители, испугавшись заразы, оставили
его и ушли в поле поклоняться звездам.

809 Вся эта повесть подробно рассказана в главе Пророки.

810 Авраам два раза видел во сне, что должен принести в жертву своего сына,
но оставался в сомнении, от милосердого ли Бога ему это повеление; увидев
тот же сон в третий раз, он убедился, что это от Бога, и сообщил сыну. Сын
дал согласие, и оба отправились исполнять волю Божию, причем сын сказал:


воспоминание в отдаленном потомстве. 109. Да будет с Авраамом мир! 110. Так награждаем Мы добродетельных. 111. Он—из Наших правоверных рабов, 112. Мы ему благо­вестили, что Исаак будет праведным пророком. 113. Мы благословили его и Исаака. В потомстве их некоторые доб­родетельны, другие же — нечестивы к самим себе.811 114. Мы осыпали милостями Моисея и Аарона 115. и спасли их и народ их от великого бедствия; 116. Мы дали им помощь, и они были победителями; 117. Мы им дали явную книгу 118. и направили на прямой путь. 119. Мы оставили о них память в отдаленном потомстве. 120. Да будет мир с Мои­сеем и Аароном! 121. Так награждаем Мы добродетельных. 122. Они были оба из числа праведных рабов Наших. 123. Илия был тоже из числа посланных Наших. 124. Он сказал народу своему: разве вы не боитесь Бога? 125. Вы призы­ваете Баала и оставляете лучшего из создателей?812 126. Бога, Господа вашего и Господа отцов ваших древних?

451127. Они сочли его за лжеца; они все будут приведе­ны пред Нас, 128. кроме искренних рабов Наших. 129. Мы оставили память о нем в отдаленном потомстве. 130. Да будет мир с Илией!813 131. Так награждаем Мы доброде­тельных. 132. Он был из числа правоверных рабов На-

отец мой, я завещаю тебе три вещи: 1-я — свяжи мне крепче руки и ноги, для того, что, когда ты будешь меня резать, я от страха не сопротивлялся бы и не дал бы тебе лишнего труда; 2-я — положи меня ниц, для того, чтобы, закалывая меня, не видеть моего лица, иначе ты можешь сжалиться и не исполнить повеления Божия; 3-я — сердце мое отнеси с поклоном от меня моей матери, чтобы она имела в этом утешение и переносила бы с терпени­ем волю Божию. Связав сына по рукам и ногам, Авраам занес уже нож, как вдруг с неба сошел Джебраил и принес барана (по преданию, того самого, которого приносил в жертву Хабиль (Авель) и который был взят на небо), которого, по приказанию Джебраила, Авраам и принес в жертву. При этом Джебраил произнес: Бог велик! Бог велик! Сын Авраама сказал: нет бога, кроме Бога! А сам Авраам: Бог велик! Хвала Богу! С тех пор эти слова славо­словия и сделались обязательными для мусульман.

Некоторые ученые полагают, что долженствуемый быть принесенным в жертву был Измаил, другие думают, что это был Исаак; и те и другие пред­ставляют доказательства своих мнений; но большая часть толкователей говорят, что это был Измаил.

811 Потому что от них произошли все пророки Израиля и даже некоторые
другие, как-то Шо'айб, Иов и пр.

812 Говорят, что Баал был огромной вышины, четырехлицый идол. Город, в
котором он находился, есть и доселе известный Баальбек.

813 В арабском тексте, в первых стихах Илия назван Элиас, а в последнем
стихе — Элиасин; но толкователи доказывают, что это одно и то же имя,
точно так же как Микал и Микаил (Михаил), тури Сина и тури Синин (гора
Синай).


346

Коран

ших.814 133. Лот тоже был из числа Наших посланных. 134. Мы спасли его и все его семейство, 135. кроме одной ста­рухи, оставшейся позади. 136. Потом истребили Мы всех остальных. 137. Вы проходите мимо мест, где они жили, утром 138. или ночью; не размышляете ли вы?815 139. Иона тоже из числа Наших посланных. 140. Он сел на нагружен­ный корабль. 141. Бросили жребий, и он был осужден. 142. Его проглотила рыба, он заслужил Наше порицание. 143. И если бы он не славословил Нас, 144. то, конечно, остался бы в утробе ее до дня воскресения. 145. Мы выбросили его на голый берег; он был болен. 146. И Мы вырастили над ним тыквенное дерево. 147. Мы послали его потом к наро­ду, состоявшему из ста тысяч душ или более. 148. Они уве­ровали, и Мы оставили их временно пользоваться благами жизни.816 149. Спроси у них (т. е. у жителей Мекки), есть

814 Царь Баальбека был некто по имени Эджеб, он был правоверным, но, совращенный женой своей, стал поклоняться идолам. Бог послал к жителям Баальбека Илию, но они сочли его за лжеца, и он попросил Бога послать им в наказание 3-х летний голод. Наконец они обратились к Илии с просьбой о помощи; Илия сказал им: сделаем испытание, вы просите ваших идолов, а потом я обращусь с молитвой к моему Господу, вы увидите сами, на чьей стороне истина. Так и сделали, но их просьбы к идолам остались без всякой пользы, тогда как едва Илия вознес свою молитву к Богу, как пошел дождь. Однако же жители упорствовали в своем отрицании; тогда Илия попросил у Бога ниспослания им наказания; но с тем. чтобы ему дозволено было до этого выйти из среды их. Бог дал ему следующее повеление: в такой-то день ступай в такое-то место и там садись на то животное, которое перед тобой явится. Сообразно воле Божией Илия в назначенный день пошел в указан­ное место, ему явился огненный лев, он сел на него и, назначив своим преемником Эльеса' (Елисея), улетел. Бог дал ему два крыла, и, подобно тому, как Хидр был назначен покровителем моря, Илия был назначен по­кровителем суши. Оба они всегда встречаются между собой на 'Арафате. Sl5 Когда корейшиты ходили по торговым делам в Дамаск, они проходили мимо этих мест.

816 Первая часть повести об Ионе уже приведена в главе, носящей его имя; когда жители Мосула молитвами своими отвратили наказание Божие, Иона пришел на берег моря и сел на корабль. Корабль этот вдруг остановился в море и не мог идти вперед, тогда, по принятому между моряками обычаю, стали говорить, что, вероятно, на корабле есть бежавший раб, что его надоб­но отыскать и бросить в море. Стали разыскивать и спрашивать, и Иона отвечал им: бежавший раб — я, и рассказал им все случившееся с ним. Бывшие на корабле купцы и матросы возразили ему: избави Боже! Ты не был рабом людским, а небесным, до тебя это относиться не может. Но Иона продолжал настаивать на сказанном им; они все-таки не поверили ему и решили бросить жребия. Три раза бросали жребий, и три раза жребий пал на Иону; тогда, по требованию его самого, его бросили в море, но его сейчас же проглотила огромная рыба, и он остался в ее внутренности 3 дня (по словам других — 7, а по словам третьих—40 дней), беспрестанно повторяя: нет бога, кроме Тебя, Ты всехвальный. и я был грешником! Наконец он вышел на сушу, но в такое место, где не было тени, над ним вдруг выросла тыква и прикрыла его тенью, а дикая коза приходила всякий день из гор и питала его своим молоком. Когда он окреп и поправился, народ узнат о нем, сам царь


 

Сура 37

347

Ряды (эс-Саффат)

ли у Господа твоего дочери, тогда как у них есть сыно­вья?817 150. Разве Мы создали ангелов женского рода, и они были этому свидетели? 151. Нет; но они сами выдумы­вают эту ложь. Они говорят: 152. у Бога есть дети. Они лгут. 153. Предпочитает ли Он дочерей сыновьям?

452154. Почему вы так судите? 155. Разве вы не размыс­лите? 156. Или вы имеете на это явное право? 157. Пока­жите книгу вашу, если вы искренни. 158. Они утверждают родство между Ним и джиннами; но эти последние знают, что предстанут пред Бога. 159. Слава Ему, Он далек от того, что они Ему приписывают. 160. Исключение будет сделано для искренних служителей Божиих. 161. Вы же и те, которым вы поклоняетесь,— 162. вы не в состоянии никого восстановить против Него, 163. кроме того, кто уже на пути к аду. 164. Всякий из нас имеет определенное ме­сто. 165. Мы становимся в ряды 166. и славословим Его.818 167. Если они (неверные) и говорят: 168. если бы мы имели книгу, переданную нам древними, 169. мы были бы верны­ми рабами Божьими. 170. Они не верят в Него, но они узнают. 171. Мы уже обещали Нашим рабам, посланным Нами, 172. что они получат помощь Нашу. 173. Наше во­инство доставляет им победу. 174. Удались от них на время. 175. Смотри. Они тоже увидят. 176. Хотят ли они ускорить кару Нашу?819 177. Когда она низойдет на них, дурное бу­дет утро тех, которые были понапрасну предупреждаемы.820 178. Удались от них на время. 179. Смотри. Они тоже пусть смотрят. 180. Слава Господу твоему, Господу славы, Он далек от того, что Ему приписывают. 181. Мир да будет на посланных Наших! 182. Хвала Богу, Господу вселенной!821

пришел к нему в сопровождении более 100 тысяч человек, и его в торжестве ввели в город, где в его присутствии еще раз возобновили исповедание истинной веры.

817 Т. е. о Мухаммед! Спроси у жителей Мекки: зачем придают они Богу
дочерей, которых рождение им самим неприятно, а себе желают только
сыновей?

818 Толкователи полагают, что эти два стиха заключают слова ангелов, опро­
вергающих этим слова тех, которые им поклоняются вместо Бога.

819 Стих был ниспослан по тому случаю, что неверные, слыша угрозы о
близком наказании, спрашивали: Мухаммед! Когда же мы это увидим?

820 Выражение дурное утро означает, по мнению толкователей, утреннее
нечаянное нападение.

Говорят, что Пророк в одно утро подошел к хайбарской крепости, кото­рой жители, в сущности, были предупреждаемы уже прежде, и воскликнул: велик Бог! Племя хайбар погибло! Какое для них дурное утро!

821 'Али сказал: тот, кто желает, чтобы ему в будущей жизни награда была
отмерена щедрой мерой, пусть чаще повторяет три эти стиха, начиная со
слов слава Господу твоему и до конца главы.


348

Коран


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.