Глава XI Худ Дана в Мекке, сто двадцать три стиха — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава XI Худ Дана в Мекке, сто двадцать три стиха

2020-07-07 100
Глава XI Худ Дана в Мекке, сто двадцать три стиха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого.

1. А. л. р. Эта книга, которой стихи утверждены и потом объяснены, дана от Премудрого, Всеведущего,413 2. для того, чтобы вы поклонялись только Богу. Я же послан к вам от Него как проповедник и благовеститель, 3. чтобы вы просили помилования у Господа вашего и каялись Ему. Он дозволит вам пользоваться вашею долею благ до опреде­ленного срока и даст награду всякому по его заслугам. Если же вы совратитесь, я боюсь для вас наказания великого дня. 4. Вы все возвратитесь к Богу; Он всемогущ. 5. Не обертывают ли они двойной оболочкой сердец своих, чтобы скрыть от Него намерения свои? И когда они хотят по­крыться своими одеждами, разве Он не знает, что они пря­чут и что оставляют на виду? Ибо Он знает самую глубину сердец.414

2226. Нет твари на земле, питание которой Бог не брал бы на Себя; Он знает ее место в чреслах отца и в утробе матери. Все записано в явной книге. 7. Это Он, который сделал небеса и землю в шесть дней; престол Его был ут­вержден (прежде создания мира) на воде, чтобы испытать, кто из вас будет действовать лучше.415 Когда ты говоришь: вы воскреснете после смерти,— неверующие отвечают: это — ничего более, как явное волшебство. 8. Если Мы откла­дываем наказание до определенного времени, они говорят: что Ему мешает? Думают ли они, что не придет день, которого никто не избегнет? Они будут охвачены со всех сторон тем, что служило им предметом насмешек. 9. Если Мы даем вкусить человеку Наше милосердие, потом лиша­ем его этого, то он отчаивается и делается неблагодарным. 10. Если Мы даем ему вкусить Наших благодеяний после того, как его постигло несчастие, он говорит: беда про­шла,— и радуется, и хвастается. 11. Терпеливые и творящие

413 Когда спросили у Ша'аби значение этих 3-х букв, он отвечал: это тайна
Божия, не спрашивайте меня.

414 Говорят, что некоторые из лицемеров, приходя к Пророку, опускали
головы, сгибали спины и закрывали лица, чтобы он их не видел. Некоторые
из неверных воображали, что если человек, войдя внутрь дома, задернет
занавес и завернется в одежду, то Бог не в состоянии будет видеть, что у
него в сердце.

415 Легенда говорит, что Бог создал зеленый яхонт и взглядом превратил его
в воду, потом, сотворив воздух. Он поместил на нем воду, а на ней утвердил
Свой престол.


добро получат прощение и великую награду. 12. Может быть, ты забываешь (передать) часть того, что тебе открыто, и сердце твое стесняется, когда тебе скажут: если к нему не снизойдет сокровище или если он не будет сопутствуем ангелом (мы не поверим)? Но ты — только проповедник. Один Бог управляет всем.

22313. Или же они скажут: это он выдумал Коран. Отве­чай: так принесите же десять подобных выдуманных глав и пригласите себе в помощь, кого только можете, кроме Бога. Сделайте это, если вы искренни. 14. Если вам это не удаст­ся, знайте, что он ниспослан по воле Божией и что нет другого Бога, кроме Его. Мусульмане ли вы? 15. Кто желает жизни этого мира и прелестей ее, тех Мы вознаградим за дела их, они не будут обижены. 16. Таковые будут иметь на долю огонь в будущей жизни. Сделанное ими здесь обра­тится в ничто; их дела пропадут попусту. 17. Будут ли они равны тем, которые следовали объявлению Господа, кото­рое им читает свидетель от Бога и которому предшествова­ла книга Моисея, идущая во главе и данная как знак мило­сердия? Таковые веруют в Него. Тем же из союзников, которые неверны, обещан огонь. Не имей никакого сомне­ния насчет этой книги: она есть истина от Господа твоего; но большая часть людей не веруют. 18. Кто нечестивее выдумывающих на Бога ложь? Таковые предстанут пред Господа, и свидетели скажут: вот те, которые обвиняли Господа во лжи. Проклятие Божие не поразит ли нечести­вых, 19. тех, которые совращают других с пути Божия и желают его сделать извилистым? Они не веруют в будущую жизнь.

22420. Но они не уничтожат на земле могущества Божия и не найдут против Него никакого покровителя. Их наказа­ние будет удвоено, потому что они не в состоянии были слышать и не видели. 21. Таковые погубили самих себя, и изобретенные ими божества исчезли. 22. Нет сомнения, что они будут самыми несчастными в будущей жизни. 23. Но верующие, делающие добро и смиряющиеся пред Господом будут обитателями рая и останутся в нем вечно. 24. Эти два отдела уподобляются слепому и глухому, зрячему и слыша­щему. Могут ли они быть равны между собою? Не подумае­те ли вы об этом? 25. Мы послали Ноя к народу его. Он сказал: я буду вам явный проповедник, 26. чтобы вы не поклонялись никому, кроме Бога. Я боюсь для вас наказа­ния страшного дня. 27. Начальники неверных из его народа отвечали ему: мы видим в тебе только плоть, подобную


176


Коран


Сура 11


Худ


177


 


нам, и видим, что за тобой последовала только низкая чернь без размышления. Мы не видим в вас никаких дос­тоинств, чтобы стоять выше нас, и полагаем, что вы — лжецы. 28. Ной возразил: о народ, что вы думаете об этом? Если я следую только откровению Господа моего и мило­сердию, которое мне дано от Него, и вы слепы к этому; надобно ли, чтобы я внушил вам это против вашей воли?

22529. О народ, я у вас не прошу взамен богатства, пото­му что награда моя — только у Бога; и я не могу оттолкнуть тех, которые веруют, что предстанут со временем пред Гос­пода их; но я вас вижу народом невежественным. 30. О народ, кто поможет мне против Бога, если я оттолкну ве­рующих?! Разве вы не размыслите об этом? 31. Я не говорю вам, что у меня — сокровища Бога, что я знаю скрытое; я не говорю, что я — ангел; я не говорю тем, на которых глаза ваши смотрят с презрением: Бог не дает им никаких благ. Бог лучше знает, что — в душах их. Если я скажу это, то буду (один) из нечестивых. 32. Они отвечали: о Ной, ты уже спорил с нами и только увеличил распри наши. Сделай же, чтобы сбылось твое обещание, если ты искренен. 33. Ной возразил: конечно, Бог сделает это, если захочет, и не вы уничтожите Его могущество. 34. Мои советы не прине­сут вам пользы, если я захотел бы советовать вам, а Бог захотел бы совратить вас. Он — Господь ваш, и вы к Нему возвратитесь. 35. Если они скажут: он сочинил Коран,— отвечай: если я сочинил его, то преступление падет на ме­ня; но я невинен в ваших преступлениях. 36. Ною было откровение: верующих не будет в твоем народе, кроме тех, которые уже уверовали. Не скорби о делах их. 37. Сделай ковчег перед Нашими глазами и сообразно Нашему откро­вению и не говори Нам более о нечестивых, потому что они будут потоплены.416

22638. И он построил ковчег, и всякий раз, когда вожди его народа проходили мимо, они смеялись над ним. Не смейтесь над нами, сказал Ной, мы насмеемся над вами, подобно тому как вы насмехаетесь, 39. и тогда вы узнаете, на кого падет наказание, которое покроет его позором. Это наказание останется постоянно над ним.417 40. Так было до

416 По преданию, когда Ной искал, из какого дерева построить ковчег, ему
было поведено насадить кедровые деревья; через 20 лет лес был готов, но
Ной был в нерешимости, какую форму дать ковчегу, тогда ему было откро­
вение, чтобы построить ковчег в форме птичьей груди.

417 Ной, как говорит легенда, окончил ковчег в два года, длина его была 300,
ширина — 50, а вышина —30 локтей; он имел три этажа и был весь осмолен.
По повелению Божию Ной собрал образцы всех животных и разместил птиц


тех пор, пока не было дано Наше повеление и не лопнула печь. Мы сказали: введи в ковчег по паре всех существ и также свою семью, исключая того, над кем уже был произ­несен суд. Возьми также всех верующих; но их было очень немного.418 41. Ной сказал им: войдите в ковчег, он будет плыть и остановится во имя Бога. Бог снисходителен и милосерд.419 42. И он поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Ной воскликнул к сыну своему, бывшему в сторо­не: о сын мой, войди с нами в ковчег и не будь вместе с неверными. 43. Он отвечал: я удалюсь на гору, которая защитит меня от воды. Отец сказал ему: сегодня никто не спасется от приговора Божия, исключая того, над кем Бог умилосердится. Волна разделила их, и сын Ноя утонул. 44. И было сказано: земля, поглоти воду твою! Небо, остано­вись! И воды уменьшились; приговор Божий был исполнен. Ковчег остановился на горе Джуди, и было сказано: уда­лись, народ нечестивый!420 45. И Ной воззвал к Господу своему и сказал: Господи, сын мой — из моей семьи. Твои обещания истинны, и Ты — лучший из судей.421

22746. Бог отвечал: о Ной, он — не из твоей семьи, ибо содеянное им было несправедливо. Не спрашивай Меня о том, чего ты не знаешь. Я предупреждаю тебя, чтобы ты не был в числе невежественных.— 47. Господи!— сказал Ной, я ищу у Тебя прибежища. Сделай, чтобы я не спрашивал у Тебя о том, чего я не знаю. Если Ты не простишь меня и не умилосердишься надо мною, я погибну. 48. Ему было отвечено: о Ной, выдь из ковчега с миром и благоволением Нашим на тебя и на народы, которые — с тобою. Есть та­кие народы, которых Мы оставим пользоваться благами

в верхнем ярусе, людей, пищу и разные необходимые вещи — в среднем, а всех зверей — в нижнем.

418 Людей, вошедших в ковчег, было 72, половина мужчин и половина жен­
щин, прибавя к этому самого Ноя, его правоверную жену и его сыновей,
Сима, Хама и Иафета с женами, т. е. еще 8 человек, всего, следовательно,
было 80 человек.

419 Легенда говорит, что словами во имя Бога Ной по произволу или оста­
навливал ковчег, или заставлял его двигаться.

420 Ной вошел в ковчег 10-го реджеба и, после шестимесячного плавания,
10-го мухаррема ступил на землю. Ной и все находившиеся с ним в ковчеге,
в знак признательности за спасение, весь этот день постились. Гора Джуди
есть высокая гора в Курдистане, в двух часах расстояния к востоку от остро­
ва Омериэ, находящегося на реке Тифе. Гора эта служит местом поклонни­
чества для мусульман.

421 Ной не знал о неверии своего сына; если бы он знал об этом, то на
основании слов Бога не обращайся ко Мне с просьбой о нечестивых он не
просил бы за него Бога.


178                                         Коран

мира; потом им будет тяжкое наказание.422 49. Вот один из скрытых рассказов, Мы открываем его тебе. Ни ты, ни твой народ не знали этого прежде. Имей терпение. Счастливый конец ожидает боящихся Бога. 50. К народу 'Ада Мы по­слали брата их Худа. Он сказал: о народ, поклоняйтесь Бо­гу, у вас нет другого Бога, кроме Его. Вы других сами вы­думываете. 51. О народ мой, я не спрашиваю у вас награды для себя, потому что награда моя — только у Того, который создал меня. Разве вы этого не понимаете? 52. О народ мой, просите прощения у Господа вашего, покайтесь Ему, и Он пошлет вам с неба обильный дождь.423 Он увеличит силу вашу. Не отвратитесь и не сделайтесь преступными. 53. Они отвечали: о Худ, ты не пришел с явными знаме­ниями, и мы не оставим богов наших по твоему слову; мы тебе не верим.

22854. Что мы можем сказать, кроме того, что тебя пора­зил один из наших богов? Он отвечал: я беру Бога в свиде­тели, и вы тоже будьте свидетелями, что я неповинен в том, что вы придаете товарищей 55. Богу; употребляйте в дело козни против меня и не заставляйте меня ждать.424 56. Я возложил мое упование на Бога, Господа моего и Господа вашего. Нет ни одной твари, которую Он не держит за концы волос. Господь — на прямом пути. 57. Если вы от­вратитесь, я уже вам объяснил, с чем я послан к вам. Бог заместит вас другим народом, которому вы не в состоянии будете сделать вреда. Господь мой все охраняет. 58. Когда приговор Наш был готов к исполнению, Мы спасли Худа и, по милосердию Нашему, уверовавших с ним; Мы их спасли от жестокого наказания.425 59. Этот народ 'адитов отрицал знамения Господни, был непокорен Его посланным и сле­довал приказанию всех людей могущественных и мятеж­ных.426 60. Проклятие преследует их в этом мире, и в день

422  Полагают, что стих этот намекает на народы Худа, Салиха, Лота и
Шо'айба.

423 Бог не давал им дождя и сделал бесплодными их жен, а они нуждались в
дожде для посевов и в детях для отражения врагов. Худ, сообразно со смыс­
лом этого стиха, давал им наставления.

424 Самое большое из чудес Худа было, как говорит предание, то, что, после
данного им народу ответа, он оставался одинок среди их и никто не мог ему
сделать вреда.

425 Наказание это заключалось в страшном ветре семум, который врывался в
их ноздри и выходил из их задов, разрывая на куски все их тело.

426 Эль-Эхкаф была область, очень населенная народом 'адитов; она лежала
близ Хадрамаута, на Аравийском полуострове, к востоку от земли Шеджр,
что между Оманом и Аденом. Теперь это пустая песчаная степь. Гробница
Худа находится там в долине, называемой Месилэ.


 

Худ

179

Сура 11

воскресения им скажут: разве 'адиты не были неверны Гос­поду их?— Удались отсюда, 'ад, народ Худа! 61. Темудитам Мы послали брата их Салиха; он сказал им: народ мой, поклоняйтесь Богу, не имейте других богов, кроме Его. Он сотворил вас из земли и водворил вас на ней. Просите прощения у Него и покайтесь Ему. Господь мой близок и внимателен к молящимся. 62. Они отвечали: о Салих, ты был прежде этого предметом надежд наших. Запретишь ли ты нам теперь поклоняться тому, чему поклонялись отцы наши? Мы в сомнении относительно религии, к которой ты нас призываешь.

22963. Салих сказал: о народ мой, подумайте об этом; ес­ли со мною явится воля Божия, если Он посетит меня ми­лосердием Своим, то кто подаст мне помощь против Бога, если я Ему воспротивлюсь? Вы только увеличите погибель мою. 64. О народ мой, эта Божия верблюдица будет для вас знамением; оставьте ее пастись на земле Божией и не де­лайте ей зла, иначе вас постигнет близкое наказание. 65. Они подрезали верблюдице жилы. Салих сказал им: подож­дите в домах ваших три дня. Это обещание не будет лжи­во.427 66т И когда приговор Наш был готов к исполнению, Мы спасли от позора этого дня Салиха и, по милосердию Нашему, уверовавших с ним. Твой Господь всесилен и всемогущ. 67. Страшная буря захватила нечестивых, и наут­ро они были все мертвы в домах их, 68. как будто бы они никогда не жили там. Темудиты были неверны Господу их. Удались, народ Темуда! 69. Посланные Наши пришли к Аврааму с благою вестью. Они сказали ему: мир тебе! Он отвечал: мир вам!— и принес им жареного теленка.428 70. Когда он увидел, что руки их даже не касались яства, ему это не понравилось, и он испугался. Они сказали: не бойся, мы посланы к народу Лота. 71. Жена его стояла там и рас­смеялась (*). Мы ей объявили благую весть об Исааке и после Исаака — об Иакове.

23072. Она сказала: о, мне родить!.. Я уже старуха, и муж мой — старец, это была бы удивительная вещь. 73. Они отвечали: будешь ли ты удивляться воле Божией? Милосер-

427 Повесть об убийстве верблюдицы и о наказании, постигшем народ, будет
еще подробно рассказана в главе Луна.

428 Легенда говорит, что это были три ангела: Джебраил, возвестивший
погибель народа Лотова; Исрафил. возвестивший о рождении сына, и Миха­
ил, возвестивший о том, что Лот и его семейство будут спасены. Авраам не
знал, что это были ангелы, и поднес им жирного теленка.

* Слово дахикэт, употребленное в тексте, значит рассмеялась, и значит также: у нее вдруг явились месячные крови.


180


Коран


Сура И


Худ


181


 


дне Его и благословение на вас, жителей этого дома. Он всехвален и всеславен. 74. Когда прошел страх Авраама и ему была дана благая весть, он начал спорить с Нами за народ Лота, 75. ибо Авраам был кроток, человеколюбив и снисходителен. 76. Мы сказали: о'Авраам! Перестань гово­рить об этом, ибо приговор Господа твоего уже решен, и их наказание придет безвозвратно. 77. Когда посланные Наши пришли к Лоту, он огорчился о них, и сердце его'сжалось. Он сказал: это — трудный день. 78. Народ его пришел тол­пой к нему. Они уже и прежде делали скверные дела. Он сказал им: о народ мой, вот дочери мои!.. Это будет чище для вас. Бойтесь Бога и не позорьте меня в моих гостях. Разве между вами нет ни одного правдивого человека? 79. Они сказали ему: ты знаешь, что нам нечего делать с твои­ми дочерьми; ты хорошо знаешь, чего мы хотим. 80. Он сказал: если бы у меня было достаточно силы против вас или если бы я мог найти убежище у могущественного на­чальника! 81. Гости сказали: о Лот, мы — посланные Гос­пода твоего; они тебя не тронут. Выдь ночью с своим се­мейством, но чтобы ни один из вас не оборачивался назад. Только жена твоя сделает это, ее поразит то же наказание, которое постигнет их всех. Обещанное им свершится, наут­ро. Разве утро не близко?

23182. И когда пришло Наше повеление, Мы разрушили город до основания и послали на него каменный дождь из кирпичей, падавших беспрерывно и 83. отмеченных самим Господом твоим. Это наказание—не далеко от всех нечес­тивых!429 84. К мадйанитам Мы послали брата их Шо'айба.

429 Вот что повествуют о жителях Содома: Бог приказал ангелам, посланным к Лоту, не губить содомских жителей, пока четыре раза не будет засвидетель­ствовано о их преступных поступках и нечестии. Когда ангелы пришли к Лоту и он вел их в свой дом для угощения, то он сказал ангелам: известны ли вам поступки жителей этого города?— Какие же это поступки?— спроси­ли ангелы. Мне стыдно сказать вам, отвечал Лот, я могу только засвидетель­ствовать, что хуже их нет народа в мире. Джебраил, дав знак Михаилу, сказал: вот первое свидетельство. Когда они пришли к воротам города, Лот точно таким же образом засвидетельствовал еще раз; когда они вошли в город, он засвидетельствовал еще раз и при входе в дом — еще, так что четыре свидетельства были исполнены. Тогда жена Лота, или другой кто-нибудь, дали знать жителям, что пришли красивые мальчики, и жители поспешили к дому Лота; Лот, заперев двери, начал с ними спорить и упра­шивать их уйти, они же начали разламывать стену. Ангелы, видя беспокой­ство Лота, объявили ему, что они ангелы и что они посланы Богом для истребления жителей; Джебраил вышел из дому и, ударив крылом в лица жителей, ослепил их, и они ушли прочь, говоря друг другу: берегитесь, в доме Лота волшебники.

Когда настало время наказания, Джебраил, подложив одно из своих крыльев под город, поднял его так, что все перевернулось вверх дном, и


Он сказал своему народу: поклоняйтесь Богу, зачем вам другие боги, кроме Его? Не уменьшайте меры и веса. Я вижу вас в довольстве, но я боюсь за вас наказания того дня, который охватит вас со всех сторон. 85. О народ мой! Выполняйте меру и вес по справедливости, не отнимайте обманом у людей их имущества и не сейте раздоров на земле.430 86. Малая часть, которая вам остается, по милости Божией, будет вам выгоднее, если вы будете веровать. Ина­че я не предохраню вас от наказания. 87. Они отвечали: о Шо'айб, разве твоя молитва приказывает нам оставить то, чему поклонялись отцы наши, или не поступать с нашим имуществом, как мы хотим? Но ты — человек кроткий и прямой.— 88. О народ мой!— продолжал он, если Господь мой дал мне ясные предписания и благую часть даров Сво­их, могу ли я не желать препятствовать вам в том, что Он запретил вам? Я только желаю исправить вас, по мере воз­можности; моя единственная помощь — от Бога, от Него я ожидаю помощи и к Нему обращаюсь.431

23289. О народ мой! Пусть мое разъединение с вами не навлечет на вас того, что постигло народ Ноя, народ Худа, народ Салиха и народ Лота, который недалеко от вас. 90. Просите помилования у Господа вашего, потом покайтесь Ему; ибо Господь мой милосерд и полон любви. 91. Они отвечали: о Шо'айб! Мы не понимаем хорошо, что ты гово­ришь, мы видим тебя слабым посреди нас. Если бы не се­мья твоя, мы побили бы тебя камнями. Ты над нами не имеешь власти.— 92. О народ мой!— возразил он, разве семья моя для вас — дороже Бога? Разве вы Его хотите оставить позади себя? Мой Господь обнимает со всех сто­рон дела ваши. 93. О народ мой! Делайте, что вы можете, я тоже буду делать свое, и вы узнаете, на кого падет позорное наказание и кто из нас — лжец. Ждите, я буду тоже ждать с вами. 94. И когда состоялся приговор Наш, Мы спасли Шо'айба и, по милосердию Нашему, уверовавших с ним; нечестивых же постигла страшная буря, и наутро они были

город был подкинут так высоко, что крик городских петухов и лай собак стали слышны даже обитателям неба. Жена Лота, на пути, увидя это страш­ное бедствие, обернулась и сказала: увы, народ мой! В ту же минуту она была убита попавшим в нее камнем. Камни эти убивали жителей везде, где их находили, так что один из жителей Содома, находившийся в Мекке, 40 дней не выходил из храма и камень висел на воздухе и поджидал его выхода; как только он вышел на 40-й день, камень упал и убил его.

430 Предание говорит, что они, покупая большим весом, продавали умень­
шенным и обрезывали края золотой и серебряной монеты.

431 Слово теуфик, помощь Божия, есть великое слово и только в этом месте
и встречается в Коране.


Сура 12

182

Коран

мертвы в своих домах, 95. как будто бы они и не жили там. Мадйаниты не удалились ли так же, как удалились те-мудиты? 96. Мы послали Моисея с знамениями Нашими и с явною властью 97. к Фараону и его вельможам. Они сле­довали повелениям Фараона, но повеления Фараона не были справедливы.

23398. Фараон будет стоять во главе своего народа в день воскресения. Он низведет их в огонь. Какой ужасный спуск! 99. Проклятие преследует их в этом мире, а в день воскресения ужасен будет им подарок! 100. Такова повесть городов, о которых Мы тебе рассказываем. Из них некото­рые стоят, другие лежат, как после жатвы. 101. Не Мы по­ступили с ними несправедливо, они были несправедливы к самим себе. Божества, которых они призывали вместо Бога, ни к чему им не послужили, когда состоялся приговор Гос­пода твоего. Они только усилили погибель их. 102. Так захватывает Господь твой нечестивые города, когда захва­тывает их. Захват Его страшен и силен. 103. В этом есть знамения для боящихся наказания в будущей жизни. В этот день все люди будут собраны, это будет день свидетельства.

104. Мы его откладываем только до определенного срока.

105. В этот день ни одна душа не заговорит иначе, как с
соизволения Бога. Из людей один будет осужден, другой-
счастлив. 106. Осужденные будут ввержены в огонь, там
они будут вздыхать и рыдать. 107. Они там останутся вечно,
пока будут существовать небеса и земля, разве Господь твой
захочет сделать иначе, ибо Господь твой делает, что хочет.
108. Блаженные будут в раю вечно, пока будут существо­
вать небеса и земля, разве если Господь твой захочет при­
бавить какую-либо милость, которая будет непрерывна.

234109. Не имей сомнения относительно того, чему те поклоняются. Они поклоняются предметам поклонения их отцов. Мы им заплатим долг без уменьшения. ПО. Мы дали Моисею книгу; об ней начали спорить. Если бы слово Божие не было произнесено прежде, спор их был бы уже решен. Они в сильном на этот счет сомнении. 111. Господь твой всем заплатит за дела их, ибо Он знает обо всем, что делается. 112. Будь прям, как тебе повелело; покаявшиеся вместе с тобой пусть более не грешат, ибо Он видит все дела ваши.432 113. Не опирайтесь на нечестивых, иначе вас постигнет огонь; тогда вам не будет покровителя, кроме

432 По причине трудности этой прямоты Пророк говорил: глава Худ застави­ла меня поседеть.


 

183

Иосиф (Юсуф)

Бога, и вы ни от кого не получите помощи. 114. Исполняй молитву в начале и конце дня и при наступлении ночи, потому что добрые дела прогоняют злые. Это — напомина­ние для размышляющих!433 115. Имей терпение, ибо у Бога не пропадает награда делающим добро. 116. Между предшествовавшими вам поколениями некоторые были добродетельны и препятствовали делать преступления на земле, они были в малом числе. Мы их спасли; нечестивые же следовали своим желаниям и были преступны. 117. Гос­подь твой не истребляет несправедливо городов, которых жители праведны.434

235118. Если бы Господь твой захотел, Он сделал бы всех людей одним народом. Но они не перестанут разнословить между собою, 119. исключая тех, которым Господь твой пошлет Свое милосердие. Он для того и создал их, чтобы сбылось слово Господа твоего. Я наполню геенну всеми джиннами и людьми. 120. Мы рассказываем тебе повество­вания о посланных, чтобы укрепить сердце твое. Чрез это к тебе нисходит истина, равно как предупреждение и нраво­учение для верующих. 121. Скажи неверующим: действуйте по мере сил ваших, мы тоже действуем; 122. ожидайте, и мы тоже будем ожидать. 123. Богу принадлежат тайны не­бес и земли, и к Нему все возвращается. Поклоняйся Ему и возлагай на Него упование. Господь твой не оставляет без внимания дел ваших.

Глава XII Иосиф, да будет над ним мир! Дана в Мекке, сто одиннадцать стихов

Во имя Бога милостивого и милосердого. 1. А. л. р. Это—стихи явной книги.435 2. Мы ниспослали ее для чте­ния на арабском языке, чтобы вы могли понимать. 3. Мы расскажем тебе лучшую из историй, которые Мы тебе от­крыли в этом Коране, ты, конечно, не знал ее прежде. 4. Иосиф сказал отцу своему: отец мой, я видел одиннадцать звезд, солнце и луну, и видел, что они преклоняются предо мною ниц.436

433 Говорят, что один человек, поцеловав женщину, пришел к Пророку и
признался ему в этом прегрешении. Пророк в ответ ему прочел этот стих.

434 Пословица говорит: царство рушится от тирании, а не от неверия.

435 Говорят, что глава эта была ниспослана потому, что еврейские ученые
советовали начальникам язычников спросить у Мухаммеда рассказ о перехо­
де семейства Иакова из Сирии в Египет и об Иосифе.

436 Легенда говорит, что однажды, в ночь на пятницу, 12-летний Иосиф,
спавший подле своего отца, вдруг в страхе проснулся; на вопрос отца, что с


184


Коран


Сура 12


Иосиф (Юсуф)


185


 


2365. Сын мой, сказал отец, не рассказывай сна твоего братьям твоим, иначе они приготовят тебе козни, потому что Сатана — явный враг человеку. 6. Таким образом Гос­подь твой изберет тебя, научит тебя толкованию происше­ствия и завершит Свои благодеяния к тебе и семейству Иакова, подобно тому как уже прежде завершил их на от­цах твоих Аврааме и Исааке. Господь твой — всеведущ и премудр. 7. Иосиф и братья его могут служить знамениями для желающих научиться.437 8. Они сказали: ясно, что Ио­сиф и брат его более любимы отцом нашим, чем мы, но мы многочисленнее. Отец наш — в явном заблуждении. 9. Убейте Иосифа или удалите его куда-нибудь; лицо отца вашего обратится к вам; после этого вы будете поступать добродетельно. 10. Один из них сказал: не убивайте Иоси­фа, а бросьте его на дно колодца, если вы хотите это сде­лать; кто-нибудь из проходящих возьмет его. 11. Они сказа­ли: отец, отчего ты не хочешь доверить нам Иосифа, мы ему желаем добра. 12. Отпусти его завтра с нами, пусть поест плодов и поиграет, мы будем охранять его.— 13. Мне будет грустно, сказал отец, если вы его уведете с собою, я боюсь, чтобы его не съел волк, если вы будете к нему не­брежны. 14. Они отвечали: если его съест волк тогда, как нас много, мы будем несчастны.

23715. Они увели его с собою и с общего согласия спус­тили на дно колодца. Мы дали откровение ему, чтобы он напомнил им это, когда они этого и не подозревали.438 16.

ним, Иосиф отвечал: мне снилось, что я на высокой горе, вокруг которой текут реки и зеленеют деревья, вдруг с неба сошли 11 звезд, солнце и луна и преклонились предо мною ниц. Иаков сейчас же понял, что Иосиф будет занимать со временем столь высокое положение, что 11 братьев его, отец с матерью будут его чествовать; но, будучи уверен, что братья возненавидят Иосифа, если узнают о его сне, он сказал ему слова, приведенные в следую­щем стихе.

437 У Иосифа было 11 братьев, из них 10 от одного отца и один, Вениамин,
от одного отца и одной матери, Рахили, сестры Лота. Из упомянутых 10-ти
братьев шестеро, именно: И гуда, Рубиль, Шим'ун, Лауи, Риялон и Яшдфар
— были дети Леи, дочери Лабана сына Лота; остальные же четверо: Дан,
Йефтали, Джад и Ашер — были сыновья двух невольниц, Зульфы и Бальхи.

Отец, любя его, запретил Иосифу сообщать виденный сон братьям, но некоторые из жен братьев слышали разговор Иосифа с отцом и передали мужьям своим, которые, воспылав завистью, начали подготовлять погибель Иосифа.

438 Когда Иаков увидел желание Иосифа погулять в поле, он согласился на
предложение сыновей своих, омыл и причесал Иосифа, проводил его до
дерева прощания и, возложив на него ту самую рубашку, которую Джебраил
надел на Авраама в то время, когда Немврод хотел его бросить в огонь, и
которая по наследству оставалась у Иакова,— отпустил его, обняв и поручив
Богу. Едва они скрылись от глаз отца, как, оставя в стороне его наставления,


Вечером они пришли, плача, к отцу их. 17. Отец наш, ска­зали они, мы отдалились, чтобы побегать, оставя Иосифа подле имущества нашего, и его съел волк. Ты не веришь нам, хотя мы говорим правду. 18. Они принесли его рубаш­ку, выпачканную ложно кровью. Иаков сказал им: вы сами устроили это, но терпение — лучше всего. Я прошу помо­щи у Бога против того, что вы рассказываете. 19. Приехали путешественники и послали человека за водой, тот спустил ведро и воскликнул: какая счастливая находка, тут мальчик! Они спрятали его, чтобы продать, но Бог знал, что они делают.439 20. Они продали его за низкую цену нескольких драхм, чтобы отделаться от него.440 21. Купивший его—он был из Египта—сказал жене своей: прими его ласково, мо­жет быть, он будет нам полезен, или же усыновим его. Бог — властелин дел Своих, но большая часть людей не знает этого. 22. Когда он достиг отроческого возраста, Мы ему дали мудрость и знание. Так награждаем Мы делающих добро.

23823. И влюбилась в него та, в доме которой он нахо­дился; она заперла двери и сказала: поди сюда! Он отвечал: да сохранит меня Бог! Господин мой дал мне гостеприим­ство. Нечестивые не бывают счастливы. 24. Она настаивала, он готов был уступить, если бы не увидел указание от Гос-

братья начали насмехаться над Иосифом, говоря ему: лживый сновидец, пусть падавшие пред тобою ниц звезды спасут тебя теперь из рук наших, и, ударяя его по щекам, избили до полусмерти. Сколько Иосиф ни говорил им: пожалейте меня, я ребенок, и подумайте об отце нашем, ханаанском стар­це,— ничего не помогало; наконец Йгуда сказал им, увидя Иосифа в этом положении: не убивайте его, помните о том, что вы мне обещали, и тогда они, отведя его к колодцу, находившемуся в 3-х фарсахах от Ханаана и бывшему в окрестностях Иерусалима, связали ему руки и, обвязав е го верев­кой, спустили до половины в колодец и потом бросили веревку; Иосиф упал в воду и, взобравшись там на камень, начал плакать. Йгуда приносил ему потихоньку от других пищу, а по другому преданию, Джебраил, по повеле­нию Божию, спустившись в колодец, вынул оттуда Иосифа и, отведя в другое место, питал его райской пищей. Братья же его, зарезав козленка, выпачкали кровью рубашку Иосифа.

439 По смыслу следующего стиха, братья, узнав, что он вынут из колодца,
пошли к каравану и сказали: это наш невольник, он было бежал от нас,
купите его у нас и увезите в другой город. А Иосифу для устрашения сказали
по-еврейски: не противоречь нам, иначе мы тебя убьем. Он промолчал,
боясь их. Начальник каравана сказал: у меня нет золота, я все отдал за
товары.— Давай, что хочешь, отвечали братья Иосифа, и купец дал им 20
драхм; Йгуда не взял себе ничего, а другие взяли по 2 драхмы каждый.

440 Когда начальник каравана повез Иосифа в Египет, там царствовал Риян
бен Уэлид, амалекитянин, а всеми делами царства и казной управлял некто
Катфир, или Эзфир, с титулом 'Азиза. 'Азиз пожелал иметь Иосифа; началь­
ник каравана, выведя его на рынок, продавал с аукциона, и цену набили
огромную, но 'Азиз все-таки купил его и отправил к себе в дом.


186


Коран


Сура 12


Иосиф (Юсуф)


187


 


пода своего. Таким образом Мы отвратили от него грех и безнравственный поступок, потому что он был из числа искренних рабов Наших. 25. Оба они побежали к дверям, и она разорвала его рубашку сзади. Оба они у дверей встре­тили мужа. Жена сказала ему: что заслуживает желавший греха жене твоей, как не тюрьму или тяжкое наказание. 26. Иосиф сказал: это она сама склоняла меня к греху. Один свидетель из семьи ее решил, что если рубашка разорвана спереди, то женщина говорит правду, а Иосиф лжет.441 27. Если рубашка его разорвана сзади, то она солгала, а он говорит истину. 28. Муж увидел, что рубашка разорвана сзади, и сказал жене своей: это — твои козни, они велики! 29. Иосиф, оставь это дело; а ты, женщина, проси проще­ния у Бога в грехе своем, потому что ты согрешила! 30. Женщины в городе говорили: жена египетского вельможи хотела иметь связь с невольником своим, в которого она без памяти влюбилась. Она—в явном заблуждении.442

23931. Когда жена вельможи услышала эти толки, она послала им приглашение, приготовила им пир и дала каж­дой из них нож. Она сказала Иосифу: выдь к нам. Когда они увидели его, начали превозносить его и резать руки свои, говоря: Боже, это — не человек, таким только может быть прелестный ангел! 32. Хозяйка сказала: это—тот, за которого вы упрекали меня; я хотела иметь с ним связь, но он отказался. Если он не сделает, что я желаю, то будет посажен в темницу и будет в унижении. 33. Иосиф сказал: Господи, тюрьма для меня лучше, нежели то, к чему они меня приглашают, и, если Ты не отвратишь от меня козней их, я могу покориться склонности молодости и поступить, как лишенный рассудка. 34. И Господь принял молитву его и отвратил от него козни их, ибо Он слышит и знает все.443 35. Однако им было угодно даже после того, как они виде­ли знамения, заключить его на время в тюрьму. 36. С ним были заключены в тюрьму двое молодых людей. Один из них сказал: я видел себя выжимающим вино. Другой ска-

441 Одно предание говорит, что произнесший это решение был ее двоюрод­
ный брат, младенец в колыбели, которому Бог дал дар слова, другое преда­
ние говорит, что это был мудрец.

442 Предание говорит, что это были жены Фараоновых великого визиря,
виночерпия, хлебодара и начальника тюрьм и что они рассуждали, собрав­
шись в одном месте, называемом 'Айн уш-Шемс; имя жены 'Азиза было
Зулейха.

443 Зулейха сказала своему мужу: этот человек погубил мою репутацию, я не
хочу более, чтобы он мне служил; найди удобный случай заключить его в
темницу, его будут считать преступником, и я спасусь от позора. 'Азиз нашел
ее рассуждение благоразумным и присудил посадить Иосифа в темницу.


зал: я видел себя несущим на голове хлеб, который ели птицы. Объясни нам это, ибо мы видим, что ты — человек добродетельный.444 37. Иосиф отвечал: вам еще не прине­сут вашу обычную пищу, как я вам дам толкование снов ваших прежде, чем они сбудутся. Этому научил меня Гос­подь мой, ибо я покинул религию не верующих в Бога и отрицающих будущую жизнь.445

24038. Я последовал религии отцов моих: Авраама, Иса­ака и Иакова; мы не придаем Богу в товарищи никакое существо. Это происходит от благодати Божией к нам и ко всем людям; но большая часть людей не признательны. 39. О тюремные товарищи мои! Что лучше: многочисленные ли господа или же Бог единый и всемогущий? 40. Вы покло­няетесь, вместо Бога, только пустым именам, выдуманным вами и отцами вашими. Вам Бог не ниспослал на это ника­кой власти. Власть принадлежит только Богу, Он повелева­ет вам поклоняться только Ему. Это — истинная религия, но большая часть людей не знают этого. 41. О тюремные мои товарищи! Один из вас будет подносить вино господи­ну своему, другой же будет распят, и птицы будут есть го­лову его. Дело, о котором вы меня спрашивали, решено окончательно. 42. Потом он сказал тому, который, по ег


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.