Глава IV Женщины Дана в Медине, сто семьдесят шесть стихов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава IV Женщины Дана в Медине, сто семьдесят шесть стихов

2020-07-07 93
Глава IV Женщины Дана в Медине, сто семьдесят шесть стихов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого.

771. О люди, бойтесь Господа вашего, который создал вас от одного человека, из него Он создал его жену. Из них двух Он произвел множество мужчин и женщин. Бойтесь Бога, во имя которого вы делаете друг другу взаимные во­просы. Уважайте утробы, носившие вас. Бог наблюдает за вами. 2. Отдавайте сиротам их имущество, не заменяйте хорошего дурным и не тратьте их состояние, смешивая его с вашим имуществом. Это—великое преступление.

173


 

63

Женщины (эн-Ниса)

3. Если вы опасаетесь быть несправедливыми к сиротам, то вступайте в брак с двумя, тремя и четырьмя женщинами из тех, которые вам дозволены. Если же вы и тут боитесь быть несправедливыми, то ограничивайтесь одною или женитесь на невольнице. Это вам поможет быть справедливыми.

4. Назначайте женщинам добровольно их приданое, и если им нравится отдать вам часть из него, то пользуйтесь этой частью свободно, по вашему желанию. 5. Не отдавайте людям глупым ваше имущество, которое Бог вам вручил на хранение. Давайте из него им на пропитание и одежду и говорите с ними приличными словами. 6. Испытывайте сирот, пока они не достигнут возраста замужества; если вы убедитесь в их здравом смысле, то вручите им их имущест­во. Не пользуйтесь этим имуществом, расточая его, или не отдавайте им потому только, что они приходят в возраст. Если опекун богат, то пусть не трогает имение, если же он беден, то пусть пользуется им честно. Когда вы будете пе­редавать им их имение, то призовите свидетелей. Для вас достаточно того, что Бог будет знать о ваших поступках.

787. Мужчины имеют долю в том, что остается после ро­дителей и родных, и женщины тоже должны иметь часть в том, что оставляют родители и родные. Будет ли наследство мало или велико, им должна быть дана определенная часть.174 8. Если при разделе имущества присутствуют близкие, сироты и бедные, то дайте им что-нибудь из име­ния и обращайтесь с ними прилично и ласково.175 9. Те, которые опасаются оставить после себя малолетних детей, пусть боятся Бога и говорят правдивые слова. 10. Те, кото­рые поглощают нечестно имущество сирот, пожирают огонь, который сожжет их утробы. 11. Бог завещает вам относительно детей ваших, чтобы вы давали сыну часть,


 


171 Умму-Саламэ говорит, что она спросила у Пророка: всякий из пересе­
лившихся с тобою в Медину получит великую награду за дела его, а женщи­
нам, последовавшим за тобою, разве не будет награды? В ответ сошел 193-й
стих.

172 Предание говорит, что этот стих был послан в утешение правоверным,
которые, видя, что многобожники живут в богатстве, говорили: враги Божий
пользуются всеми благами, а мы — в нужде и голоде.

173 У одного человека из племени гатафан было на сохранении имущество
его племянника, сироты. Мальчик, достигши совершеннолетия, потребовал
имущество у дяди, этот последний начал делать затруднения, и процесс
поступил на суд Пророка. Это было причиной ниспослания настоящего
стиха, и дядя возвратил племяннику сполна все имущество. Что касается до
обмена имущества, то рассказывают, что некоторые опекуны поступали так,
например: вместо жирного барана, принадлежащего сироте, они ему давали
тощего своего барана. Подобные подмены запрещены настоящим стихом.


174 Рассказывают, что после смерти энсара Ус бен Табита осталась его жена
Умм-Кахэ и три дочери; двоюродные братья покойного по прежнему языче­
скому закону взяли все имение, не дав ничего жене и дочерям, потому что
по языческому закону не только ничего не давалось женщинам, но детям
мужеского пола не давалось ничего до тех лет, когда они были в состоянии
идти на войну. Вдова пошла к Пророку и объяснила ему свое положение.
Подожди, сказал Пророк, посмотрим, какое будет на это повеление Божие.
Вскоре сошел этот стих, и Пророк приказал двоюродным братьям Уса не
сметь ничего тратить из имущества покойного, так как Бог повелел давать
долю наследства женам и дочерям. Но как количество доли не было еще
определено, Пророк велел ждать дачьнейшего приказания, которое и после­
довало в стихе 12-м.

175 Насчет этого стиха между учеными существует разногласие: одни полага­
ют, что этот стих был послан прежде стиха о наследстве и завещателях и что,
следовательно, он уничтожен последним, другие же говорят, что он сохраня­
ет свою силу. Один Бог знает, что справедливее.


64


Коран


Сура 4


Женщины (эн-Ниса)


65


 


равную части двух дочерей. Если число дочерей более двух, то им давать две трети из оставленного имущества, если одна дочь, то дать ей половину. Родителям умершего, каж­дому — шестую часть из оставленного наследства, если у него есть дети; если же у него детей нет и наследники ему его родители, то мать получает треть; если у него есть бра­тья, то мать получает шестую часть после того, как испол­нено будет завещание и уплачены долги. Вы не знаете, кто будет вам полезнее: родители ли ваши или ваши дети. Та­ков закон Бога. Бог всеведущ и премудр.

7912. Вы получаете половину наследства, оставленного женами вашими, если у них нет ребенка; если же у них есть ребенок, то вы получаете четверть из оставшегося после исполнения завещания и уплаты долгов. Жены ваши полу­чают четвертую часть из того, что вы оставите, если у вас нет ребенка; если же вы оставляете ребенка, то жены полу­чают восьмую часть из наследства вашего по исполнении завещания и уплаты долгов. Если мужчина наследует после дальнего родственника или дальней родственницы и если у него есть брат или сестра, то всякий из них получает шес­тую часть; если их более двух, то все вместе они получают третью часть из того, что остается по исполнении завеща­ния и уплате долгов, без ущерба наследникам. Таково за­вещание Бога. Бог всеведущ и милостив. 13. Таковы грани­цы, определенные Богом; кто повинуется Богу и Его по­сланному, тот будет введен в сады, орошаемые водами, и останется жить там вечно. Это — великое блаженство. 14. Тот, кто возмутится против Бога и Его посланного и пре­ступит границы Божий, будет ввержен в огонь и останется в нем вечно в позорном мучении.

8015. Если одна из ваших женщин совершит позорное дело (прелюбодеяние), то вы призовете четырех свидетелей. Если они дадут свидетельство против них, то вы запрете женщин в их домах, пока не постигнет их смерть или пока Бог не даст им пути к спасению.176 16. Если двое из вас совершат позорное дело, накажите их обоих. Если же они раскаются и исправятся, то отстаньте от них, ибо Бог лю­бит прощать и миловать. 17. Бог даст прощение тем, кото­рые совершают грех по незнанию и потом скоро раскаива­ются. Тех Бог прощает; Он всеведущ, и премудр. 18. Нет прощения тем, которые грешат до тех пор, пока их не посе­тит смерть, и тогда они говорят: я каюсь теперь. Равно как

176 Постановление об этом тюремном заключении исполнялось в первые времена ислама, потом весь стих этот был отменен в главе XXIV.


и тем, которые умирают, оставаясь в неверии. Для таковых Мы уготовали тяжкое наказание. 19. О верующие, вам не дозволяется насильно наследовать вашим женам ни препят­ствовать им выходить замуж (если вы развелись с ними) с целью отнять у них часть того, что вы им дали, разве толь­ко если они провинятся в явном прелюбодеянии. Обращай­тесь с ними честно. Если вы их не любите, то может слу­читься, что из предмета нелюбви вашей Бог сделает вели­кое благо.177

8'20. Если вы хотите переменить одну жену на другую и первой из них вы дали кинтар, то не отнимайте у ней ни­чего. Разве вы захотите отнять его у ней насильно и не­справедливо? 21. Как вы отнимете его после того, как вы сожительствовали с ней и были с ней в тесном союзе? 22. Не женитесь на женщинах, которые были замужем за ва­шими отцами, ибо это — прелюбодеяние, позор и дурной обычай; но оставьте то, что уже было совершено прежде. 23. Вам запрещается жениться на ваших матерях, дочерях, сестрах, тетках по отцу и по матери, племянницах по брату и сестре, на ваших кормилицах, на молочных сестрах, на матерях жен ваших и на девушках, которые под опекой вашей и которые суть дочери жен ваших, с которыми вы сожительствовали. Но если вы не сожительствовали с ни­ми, то вам нет греха (жениться на их дочерях). Не женитесь на женах родных сыновей ваших ни на двух сестрах. Но если что уже совершено прежде, то Бог будет снисходите­лен и милосерд.

8224. Вам запрещается жениться на женщинах замужних, исключая если они попадут вам в руки как невольницы. Таков закон Бога. Затем вам дозволяется приобретать жен за деньги, но вы должны жить с ними не безнравственно.

I77 Во времена идолопоклонства существовал следующий обычай: если по смерти какого-либо лица ближайший наследник его набрасывал кусок по­лотна на голову оставшейся вдовы, то все имущество оставалось в распоря­жении этого наследника; если он хотел, то вдова делалась его женою без всякого вознаграждения, если же не хотел, то мог ее выдать замуж за другого и вознаграждение взять себе, наконец, сам не женясь на ней и не выдавая ее за другого, он мог, взяв себе все имущество, держать ее как бы в заточении, пока не исстрачивал всего. Если вдова, прежде, чем на нее было наброшено упомянутое покрывало, успевала скрыться к одному из своих родственников, то спасалась из рук ближайшего наследника. Обычай этот оставался еще в силе и в первое время ислама до смерти энсара Абу-Кыса, которого жена, оставшись вдовою и избегая преследования сына своего умершего мужа, прибегла к Пророку, прося его защиты. Возвратись домой, сказал Пророк, и имей терпение, посмотрим, какое будет угодно Богу дать повеление. Некото­рые из женщин Медины приходили к Пророку искать защиты в подобных же случаях. Бог для разъяснения этого послал настоящий стих.

К F:5


Коран

Тем, с которыми вы были в сожительстве, вы обязаны дать обещанную награду. Вам нет греха делать другие взаимные условия сверх того, что обязательно. Бог всеведущ и пре­мудр. 25. Кто из вас не в состоянии жениться на порядоч­ной женщине правоверной, пусть возьмет из правоверных невольниц. Бог знает вашу веру. Вы происходите одни от других. Женитесь на них с дозволения их господ и давайте им приданое добросовестно. Они должны быть нравствен­ны, не развратны и не имевшие любовников. Если после брака они совершат прелюбодеяние, то им должно быть наказание половинное против назначенного свободным женщинам. Этот закон в пользу того из вас, кто боится греха, оставаясь холостым. Но если вы воздержитесь, то это еще лучше. Бог снисходителен и милосерд. 26. Бог хочет объяснить вам волю Свою и направить вас на путь, по ко­торому следовали ваши предшественники. Он примет рас­каяние ваше, потому что Он всеведущ и премудр.

8327. Бог желает принять ваше раскаяние, а те, которые следуют страстям своим, желают увлечь вас по крутому скату. 28. Бог желает облегчить вас, потому что человек создан слабым.178 29. О верующие, не истрачивайте между собой попусту имущества вашего; производите торговлю между собою по взаимному согласию; не убивайте друг друга, ибо Бог к вам милосерд. 30. Того, кто сделает это по вражде и злости. Мы заставим сгореть в огне. Это легко сделать Богу. 31. Если вы воздержитесь от великих грехов, которые вам запрещено совершать, Мы простим проступки ваши и введем вас великодушно в рай.179 32. Не завидуйте тому, чем Бог поставил вас одних выше других. Мужчины получат заслуженное ими, и женщины получат заслуженное ими. Просите у Бога милостей Его, ибо Бог всеведущ.180 33. Мы каждому назначили наследников, которые должны получать оставленное родителями, родственниками и теми,

178 Говорят, причиною ниспослания этого стиха было следующее: евреи и
огнепоклонники сбивали с толку правоверных: вам запрещено жениться на
тетках по отцу и матери, но позволяется жениться на их дочерях, отчего же
нельзя жениться на дочерях братьев и сестер?

179 Некоторые из ученых полагают, что все грехи, запрещенные Богом,
считаются тяжкими, другие говорят, что тяжкими грехами называются такие,
за которые в Коране обещан вечный огонь, или гнев Божий, или проклятие;
Ибн Мэс'уд говорит, что тяжкими грехами называются все те, которые
запрещены с начата главы Женщины до настоящего стиха.

1X0 Умму-Саламэ обратилась однажды к Пророку со следующими словами: Посланник Божий, люди ходят на священную войну, а мы нет, да и из наследства нам дается только половина того, что определено мужчинам. В ответ на эту жалобу был ниспослан настоящий стих.


 

67

Сура 4

Женщины (эн-Ниса)

которые заключили с вами союз. Давайте каждому должную ему часть. Бог — свидетель всем вашим делам.181

8434. Мужчины выше женщин тем, чем Бог возвысил их одних над другими, и тем, что они дают им из имущества своего. Женщины добродетельные послушны, они сохра­няют в отсутствие (мужей их), что Бог велел сохранять. Тех, которых непослушания вы опасаетесь, наказывайте их, удаляйте их на отдельные ложа, бейте их; но если они вам повинились, не ссорьтесь с ними более, ибо Бог всемогущ, и велик.182 35. Если вы боитесь разрыва между мужем и женой, то призовите арбитра из семьи мужа и арбитра из семьи жены. Если супруги желают примирения, то Бог будет этому способствовать, ибо Он всеведущ. 36. Покло­няйтесь Богу и не придавайте Ему равных; будьте добры к родителям, к родным, к сиротам, бедным, к ближним по крови и ближним посторонним, к товарищам вашим, к странникам и к вашим невольникам. Бог не любит гордых и высокомерных. 37. Он не любит скупых и тех, которые советуют людям скупость и которые скрывают то, что Бог им послал из милостей Своих. Мы приготовили для невер­ных позорное наказание.

8538. Он не любит тех, которые подают милостыню из лицемерия перед людьми, не веруют в Бога и в последний день. Кому Сатана товарищ, тот имеет плохого товарища. 39. И что они потеряют, есди поверят в Бога и в последний день и будут подавать милостыню из того, что послал им Бог. Ведь Бог знает все их дела. 40. Бог не поступит ни с кем несправедливо даже на волос (букв.: на вес зерна). Будет доброе дело, Он заплатит его вдвое и даст от Себя великую награду. 41. Но что будет, когда Мы приведём для всякого народа свидетелей и тебя приведем свидетелем для этих людей. 42. В этот день те, которые не верили и были непослушны пророку, пожелают, чтобы земля скрыла их, но они не скроют от Бога деяний своих. 43. О верующие, не приступайте к молитве, когда вы нетрезвы, до тех пор, пока вы не в состоянии будете понимать то, что вы говори-

181 Во времена невежества иногда два человека заключали такое условие, что если один из них умрет ранее другого, то последний получит, например, шестую часть имущества умершего. Обычай этот перешел и в первые време­на мусульманства, но потом был отменен.

IS2 Рассказывают, что однажды Хабибэ, дочь Зейда бен Аби, не послушалась мужа своего, энсара Са'ад бен Реби', за что этот последний ударил ее; отец ее принес жалобу Пророку, и Мухаммед присудил было применить закон воз­мездия; но вдруг сошел настоящий стих Корана. Мухаммед сказал: мы при­судили по закону возмездия, но Бог присудил лучше.


69

68

Коран

те; не приступайте, если вы грязны — исключая тех, кото­рые в пути,— пока вы не вымоетесь. Но если вы больны, или в дороге, или один из вас пришел после исполнения естественной нужды или после прикосновения к женщине, то, если вы не найдете воды, вытритесь хорошенько мел­ким песком, оботрите лица ваши и руки. Бог снисходите­лен и милостив. 44. Разве ты не замечаешь тех, которые получили долю из писания? Они покупают заблуждение и желают вас совратить с пути.

8645. Бог знает ваших врагов. Вам достаточно иметь Бога покровителем и помощником. 46. Между иудеями есть такие, которые переставляют слова и говорят: мы слышали, но не повинуемся. Слушай то, что ты не понимаешь, и наблюдай нас (ра'ина). Они путают языками своими и на­смехаются над религией. Отчего бы им не сказать: мы слы­шали и повинуемся. Слушай и обрати взор на нас (унзурна); им было бы это лучше и честнее. Но Бог проклял их за их неверие, и из них веруют только немногие. 47. О вы, полу­чившие писание, веруйте в то, что Мы ниспослали в под­тверждение того, что было вам дано, прежде, чем Мы со­трем лица ваши и повернем их назад, или прежде, чем Мы проклянем вас, как Мы прокляли тех, которые не чтили субботы. Приказание Божие было исполнено. 48. Бог не прощает язычников, но прощает все грехи тем, кому хочет, потому что тот, который придает Богу равных, совершает великое преступление. 49. Разве ты не заметил, как они желают очистить себя? Но Бог очищает только тех, кого захочет,4и никто не увидит от Него ни малейшей неспра­ведливости.183 50. Посмотри, какую лживую клевету они возводят на Бога. Этого достаточно, чтобы их сделать яв­ными преступниками. 51. Разве ты не заметил, что те, ко­торые получили долю писания, веруют в джибта и тагута и говорят, что неверные следуют более прямым путем, чем верующие.184

1X3 Однажды толпа евреев с детьми своими пришли к Пророку и спросили его: есть ли грехи у этих младенцев? Пророк ответил отрицательно. Поисти­не, сказали евреи, и мы подобны младенцам, наши дневные грехи прошают-ся нам ночью, а ночные — днем. Настоящий стих был послан, чтобы осудить их за снисхождение самих к себе.

1X4 Предание говорит, что евреи, Ка' аб бен уль-Эшреф и Хай бен Эхтеб, с толпою других евреев отправились в Мекку, чтобы подговорить корейшитов соединиться с ними и вместе воевать против Пророка. Корейшиты спросили их: кто из нас на более прямом пути — мы ли или Мухаммед?— Конечно, вы, отвечал Ка'аб. Но вы принадлежите к получившим писание, возразил Абу-Софьян. Мухаммед тоже имеет книгу, следовательно, вы к нему более близки, чем к мам. поэтому мы опасаемся вашей измены; поклонитесь


 

Сура 4

Женщины (эн-Ниса)

8752. Их проклял Бог, а кого Бог проклял, тот не найдет себе помощи. 53. Как им может быть доля в царствии (небесном), когда они сами не дают людям самой мелкой монеты? 54. Разве они завидуют людям в том, что те полу­чили из милостей Божиих? Однако Мы дали роду Авраама писание, мудрость и великое царство.185 55. Между ними некоторые верят в него (пророка), другие от него удаляют­ся. Но адский огонь им будет достаточен. 56. Те, которые не верят Нашим знамениям, будут Нами ввергнуты в огонь; всякий раз, как сгорит их кожа. Мы ее заменим другою кожею, чтобы они вкушали мучение. Бог всемогущ и пре­мудр. 57. Тех же, которые уверовали и делали добрые дела, Мы введем в сады, орошаемые водами; они будут там веч­но, с ними будут там чистые жены, а над ними — прохлад­ная тень. 58. Бог повелевает вам возвращать владельцам данное вам ими на хранение, и если будете судить между людьми, то судить по справедливости. Бог дает вам пре­красное наставление. Он все слышит и видит.186 59. О ве­рующие, повинуйтесь Богу, повинуйтесь пророку и тем из

нашим идолам, этим вы нам внушите доверие и успокоите сердца наши. Еврей исполнили их желание. Бог послал этот стих в обличение их идолопо­клонства.

1X5 Выражения этого стиха объясняют так: завидующие — это евреи и арабы; людям — т. е. Мухаммеду и всем правоверным, милости — это пророчество. Коран и помощь Божия. Род Авраама — это Моисей, Давид. Иисус и Му­хаммед; писание — это Пятикнижие, псалмы. Евангелие и Коран; мудрость значит закон, объясняющий, что дозволено и что запрещено; великое царство значит царство правды, которое продлится до дня воскресения. 1X6 Хотя повеление, заключающееся в этом стихе, относится ко всем вообще, но стих этот был дан в Мекке по следующему случаю: в день покорении Мекки ключ от Каабы был у Салэфэ. матери 'Османа бен Тальха, его и послали к ней за ключом этим. На требование 'Османом ключа мать его отвечала, что ключ этот со времен 'Абд-уддара по наследству перешел в их семью и что если его возьмут у них, то уже более не отдадут, и медлила передать ключ. Между тем Пророк ждал у святого храма; наконец, Фарук ('Омар) и Сиддик (Абу-Бекр) отправились в дом Салэфэ, и Фарук, подойдя к дому, громко закричал: 'Осман выйди к нам! 'Осман, взяв у матери ключ, вынес его и передавал уже его в руки Пророка, когда 'Аббас сказал: Послан­ник Божий, ты уже дал мне хранение воды Земзема, вручи мне и хранение святого дома. Услышав эти слова, 'Осман отдернул назад руку; Пророк сказал ему: если ты имеешь доверие к Богу и Его посланному, то отдай мне ключ.— Вот, сказал 'Осман, залогом мне Бог, и отдал ключ. Когда Пророк с ключом в руке вышел из дома, Муртаз ('Али) сказал ему: Посланный Божий, подобно тому как ты уже вручил хранение воды Земзема, отдай и хранение храма кому-нибудь из твоих домашних. В ту минуту, как он говорил это, Гавриил нисшел с настоящим стихом, и Пророк, обращаясь к 'Али, сказал ему: я тебе дам повеление сделать дело, которое принесет людям пользу, иначе не будет нужды в том, чтобы ты имел пользу от людей; потом, позвав 'Османа, сказал ему: сын Тальха, возьми ключ. 'Осман взял ключ и сообраз­но желанию Пророка передал его брагу своему Шейбэ.


70


Коран


Сура 4


Женщины (эн-Ниса)


71


 


вас, которые облечены властью. Если между вами возника­ет о чем-либо спор, то обращайтесь к Богу и пророку, если вы верите в Бога и в последний день, это — лучшее средст­во объяснить спор ваш.

8860. Разве ты не видел тех, которые, уверяя, что они веруют в то, что ниспослано тебе и что было ниспослано до тебя, желают быть судимы перед тагутом, хотя им приказа­но не верить в него? Но Сатана хочет совратить их дале­ко.187 61. Когда им говорят: обратитесь к тому, что ниспос­лал Бог, и к пророку,— ты видишь, что эти лицемеры отда­ляются от тебя. 62. Но что будет, когда за дела рук их по­стигнет их несчастие? Они придут к тебе и будут клясться Богом, говоря: мы желали единственно только добра и со­гласия. 63. Бог знает, что в их сердцах; отдались от них, дай им строгое нравоучение и скажи им слова, которые бы проникли в души их. 64. Мы послали пророков для того, чтобы им повиновались по соизволению Божию. Если бы те, которые сделались нечестивыми, обратились к тебе и просили помилования у Бога и если пророк попросит за них прощения, то, конечно, они найдут Бога готовым при­нять их покаяние и помиловать их. 65. Но клянусь Госпо­дом твоим, что они не уверуют, пока не поставят тебя судь­ей их споров. После этого они сами не найдут возможности не верить тому, что ты решишь, и предадутся вполне.

8966. Если бы Мы им предписали убить самих себя или удалиться из своей земли, то разве немногие только из них это бы исполнили. Но если бы они исполнили то, что было им внушено, то им было бы это полезно и способно укре­пить (их веру).188 67. Мы дали бы им великую награду и 68.

187 Ибн 'Аббас рассказывает, что однажды случилась вражда между евреем и лицемером, первый пожелал судиться перед Пророком, а второй хотел идти к Ка 'аб бен уль-Эшрефу, чтобы судиться перед тагутом. Лицемер не мог заставить к этому еврея и поневоле пошел с ним к Пророку. Приговор состоялся в пользу еврея, и недовольный этим лицемер, вышел от Пророк;, пожелал идти к 'Омару, чтобы вновь судить свой спор с евреем, и заставит последнего силою идти в дом Фарука. Еврей объяснил Фаруку все, что случилось и какой приговор произнес Пророк. Потом Фарук обратился с вопросом к лицемеру, чтобы знать, справедливы ли слова еврея; лицемер отвечал утвердительно, но прибавил, что он приговором Пророка недоволен и что желает слышать приговор 'Омара. Подождите здесь, сказал 'Омар, я сейчас приду и рассужу вас. 'Омар вошел внутрь дома, взял саблю и, вышел снова, одним ударом отрубил голову лицемеру, сказав: вот мой приговор тем, которые недовольны судом Бога и Его Пророка. Это было причиной hi- -спослания стиха. В этот же день Пророк дал 'Омару прозвище Фарук (т. с. умеющий отличать справедливое от ложного).

1X8 Говорят, что между Зсбиром бен 'Авам и одним из энсаров Хатыб бе i Аби-Бельта'а возникла распря за воду для орошения поля, и они пришли:а решением к Пророку. Зебир, сказал Пророк, ты полей сначала свою землю.


направили бы их на путь истины. 69. Те, которые повину­ются Богу и пророку, будут в сообществе с теми, которых Бог взыскал милостями Своими, с пророками, праведными, мучениками и добродетельными. Какое прекрасное им будет товарищество! 70. Такова милость Божия. Богу доста­точно Его знания.189 71. О верующие, принимайте ваши предосторожности (на войне) и наступайте отрядами или наступайте все вместе. 72. Между вами найдется такой, который будет медленно следовать за вами, и, если вас постигнет несчастие, он скажет: Бог оказал мне особую милость тем, что я не был свидетелем (сражения). 73. Если вас посетит милость Божия, то он скажет — как будто меж­ду вами и им не было приязни: ах, если бы я был вместе с ними, и я бы получил богатую добычу. 74. Пусть сражаются на пути Божием те, которые меняют жизнь этого мира на будущую. Тот, кто на священной войне будет убит или выйдет победителем. Мы тому дадим великую награду.

9075. И отчего вам не сражаться на пути Божием, когда слабые из людей, женщины и дети восклицают: Господи, выведи нас из этого города, которого жители нечестивы, дай нам от Тебя покровителя и пошли нам от Тебя помощ­ника?190 76. Верующие сражаются на пути Божием, а не­верные сражаются на пути тагута. Сражайтесь же против товарищей Сатаны, потому что козни Сатаны будут не-

а потом дай воды твоему соседу. Обиженный Хатыб начал говорить непри­личные речи, вроде того, что Пророк показал пристрастие своему двоюрод­ному брату (Зебиру); с ним встретился Ми к дал и спросил его: в чью пользу решил дело Пророк'.'— Разумеется, в пользу своего двоюродного брата, отвечал Хатыб с недовольной миной. Услышав эти слова, находившийся тут еврей воскликнул: да умертвит Бог тех, которые, признавая кого-нибудь за Пророка, сомневаются в справедливости произнесенного им приговора. Мы согрешили во время Моисея, и он в виде покаяния повелел нам предать самих себя смерти; мы сейчас же стали убивать друг друга, и таким образом было предано смерти 70 тысяч человек. 'Амру бсп Ясир, 'Аммар бен Ясир, Табит бен Кейс и 'Абдуллах бен Мэс'ул. услышан эти слова, сказали: клянем­ся Богом, что, если бы Пророк приказал нам предать самих себя смерти, мы немедленно повиновались бы ему.

189 Рассказывают, что один из приверженцев Пророка, Тубак, пришел  к
Мухаммеду, и Пророк, заметив, что он похудел и изменился в лице, спросил
его о причине этого. Пророк Божий, отвечал Тубак, причина моей слабости
и худобы есть постоянное мое желание лицезреть тебя; когда я тебя не вижу,
я как будто не живу. Теперь у меня не выходит мысль о том, что с наступле­
нием смертного часа я должен буду поневоле расстаться с тобою; я даже
рассуждаю и о том, что если в будущей жизни попаду в рай, то и тогда тебя
не буду видеть, потому что ты будешь на высоте блаженства, а я — на низ­
шей степени; если же я попаду в ад, то разлука с тобою будет окончательна.

190 Предание говорит, что молитвы их были услышаны. Мекка была покоре­
на, правителем ее был назначен Этаб бен Эсэд, и притесненные успокои­
лись.


72


Коран


Сура 4


Женщины (эн-Ниса)


73


 


193

мощны. 77. Разве ты не видел тех, которым было сказано: сложите руки ваши (т. е. отдохните от войны), исполняйте молитву и подавайте милостыню. Когда же им было пред­писано драться, то часть из них, из боязни людей, равно­сильной боязни Бога, а может быть и еще более, сказала: Господи, зачем предписываешь Ты нам бой? Если бы Ты оставил нас достичь естественной кончины! Отвечай: жизнь этого мира имеет малую цену, жизнь будущая есть истин­ное благо для боящихся Бога. Там с вами не будет поступ-лено несправедливо ни в малейшей степени.191 78. Где бы вы ни были, смерть найдет вас, если бы вы были даже в крепких башнях. Если их постигает удача, они (иудеи и лицемеры) говорят: это от Бога; если же их постигает беда, то они говорят: это от тебя. Отвечай: все исходит от Бога. Что это за народ, который так далек от понимания?192 79. Если тебя постигнет что-либо хорошее, то это от Бога; если тебя постигнет что-либо дурное, то это от тебя самого. Мы послали тебя к людям как пророка. Свидетельства Бога

достаточно.

9180. Кто повинуется пророку, тот повинуется и Богу, а кто отворачивается от тебя, тому Мы тебя не назначили хранителем. 81. Они говорят: мы повинуемся. А когда рас­стаются с тобою, то часть из них задумывают ночью замыс­лы, противные словам их; но Бог записывает, что они за­мышляют. Удались от них и уповай на Бога. Тебе достаточ­но иметь Бога защитником. 82. Разве они не рассматривают Коран? Если бы он был от кого другого, а не от Бога, то, конечно бы, они нашли в нем много противоречий. 83. Получат ли они известие успокаивающее их или устра­шающее, они его разглашают. Если бы они его сообщили пророку или своим начальникам, то желающие знать узна­ли бы от них. Если бы не благодать Божия на вас и не ми-

191   Рассказывают, что еще до ухода Пророка в Медину приверженцы его.
будучи притесняемы многобожниками, просили у него позволения вступить
с ними в бой. Пророк запретил им это, сказав, что еше не получил сам
дозволения начать войну. Толкователи Корана разнятся в мнениях относ и-
тельно того, кому приписывать слова: зачем предписал Ты нам бой; один
говорят, что это — слова многобожников, другие — что это было сказано
правоверными, еще не твердыми в вере, единственно из страха сражения, но
что после правоверные в этом раскаялись. Один Бог знает истину.

192 Одни говорят, что стих этот намекает на то. что по прибытии мохаджиров
в Медину цены на все возвысились, и евреи заодно с лицемерами утвержда­
ли, что это бедствие произошло от прихода Пророка и его спутников: другие
думают, что это относится к Бедрскому и Оходскому происшествиям.

193  Бейдауи полагает, что стих этот обращен вообще к человеку, Хусейн
Ва'из думает, что Бог в этом стихе обращается к Пророку.


лосердие Его, то, кроме немногих, все бы вы последовали Сатане.194 84. Сражайся на пути Божием и не утруждай никого, кроме самого себя. Возбуждай верующих. Бог оста­новит зло неверных. Бог сильнее их в зле и страшнее в наказаниях.195 85. Тот, кто употребляет заступничество с доброю целью, получит от Него победу, тот же, которого заступничество имеет целью зло, пострадает от Него. Бог наблюдает все. 86. Если кто вас приветствует, то приветст­вуйте его еще вежливее или по крайней мере отдавайте равное приветствие. Бог всему ведет счет.196

9287. Бог един, нет Бога, кроме Его. Он вас соберет всех в день воскресения, в этом нет сомнения. Кто может быть правдивее Бога в словах своих? 88. Почему вы разделены на два стана в суждениях ваших о лицемерах? Бог истребил их за их дела. Разве вы хотите направлять тех, кого заблудил Бог? Ты не найдешь пути тому, кого Бог заблуждает. 89. Они хотели, чтобы вы сделались неверными, как они, для того, чтобы вы были с ними равны. Не берите между ними друзей, пока они не оставят отечество для дела Божия. Если они обернутся назад, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни нашли. Не ищите между ними ни друзей, ни помощников.197 90. Делайте исключение для тех, которые нашли убежище у ваших союзников или которые против воли должны воевать с вами или со своим собственным племенем. Если бы Бог захотел, то они имели бы над вами перевес и сражались бы с вами. Если они перестанут быть вооруженными против вас и предложат вам мир, то Бог

144 Слона кроме немногих отпоопся к Уэрекст бен Ноуфаль, Кыс бен Са 'ид, Бачира Рахаб, Зсйд беи 'Амру и им подобным, которые еще до получения Мухаммедом дара пророчества и до ниспослания Корана уже обратились на путь истинный, к блатдати Божисй и к прямоте своего ума. ''^ Предание говорит, что когда Пророк, условившийся с Абу-Софьяном сойтись для боя на Бедрском поле, начал в определенный срок призывать к сражению народ, то некоторые повиновались его призыву с боязнию и неохотою. Стих этот был ниспослан в упрек трусам.

|% "Если тебе кто-либо скажет: мир вам!— ответствуй: и вам мир и милосер­дие Божие! Если кто тебе скажет: мир вам и милосердие Божие!— отвечай юн же фразой, прибавя: и благословение Его! Если тебе скажут: мир вам и милосердие Божие и благословение Его!— отвечай той же самой фразой». 147 Толкователи расходятся в мнениях относительно лицемеров, подавших повод к ниспосланию лого стиха: были ли это те, которые при переходе Пророка из Мекки в Медину с половины пути, раскаявшись, возвратились опять в Мекку, послан йотом сказать в Медину, что они все-таки принадле­жат к религии ислама. Или же это были люди, которые, пришел с Пророком в Медину, под предлогом, что воздух Медины им вреден, отпросились у Пророка в степь и соединились опять с многобожниками. Так или иначе, но между спутниками Пророка явились разногласия относительно того, считать ли этих людей правоверными или неверными.


74


Коран


Сура 4


Женщины (эн-Ниса)


75


 


запрещает вам нападать на них. 91. Вы найдете других же­лающих заслужить ваше доверие и доверие своего народа. Всякий раз, что они будут участвовать в возмущении, они.будут истреблены. Если они не отступятся, не предложат вам мира и не перестанут воевать с вами, то хватайте их и убивайте всюду, где только их найдете. Мы вам дали над ними полную власть.

9392. Почему верующий убил бы верующего, как разве только по ошибке? Кто убьет верующего по ошибке, дол­жен дать свободу правоверному невольнику и заплатить семье убитого цену крови по закону, если только семья не пожелает обратить эту цену в милостыню. Если убитый есть правоверный из враждебного вам народа, то за него дадут свободу правоверному невольнику. За убитого из союзного вам народа должно заплатить семье цену крови по закону и освободить правоверного невольника. Тот, кто не найдет невольника для выкупа, пусть постится два месяца сряду. Таково покаяние, установленное от Бога, всеведущего и премудрого.198 93. Тому, кто убьет правоверного сознатель­но, наградой будет ад, он будет в нем вечно. Бог в гневе проклянет его и осудит на страшное наказание.199 94. О

198 Толкователи дают ниспосланию этого стиха следующую причину: 'Эйяш
бен Аби-Реби'э, встретив Пророка в Мекке, принял религию ислама, но,
опасаясь своих родственников, убежал в Медину. Мать его, огорченная этим
и испуганная, приказала двум другим своим сыновьям, Харету и Абу-
Джехлю, пойти и привести к ней 'Эйяша и прибавила, что она не будет ни
есть, ни пить, ни укрываться в тени, пока они не приведут к ней брата.
Взявши с собой еще Харета бен Зейда, они втроем прибыли в Медину,
нашли 'Эйяша и, объяснив ему, в каком положении их мать, поклялись ему.
что не вмешаются к нопрос о его вере; он успокоился их обещанием, и они
отправились в Мекку. В дороге они его крепко связали, избили и привели к
матери, которая, привязав его на солнце, объявила ему, что не освободит
его, пока он не возвратится к прежней своей религии. 'Эйяш поневоле
исполнил требование своей матери и получил свободу. Однажды Харет бен
Зейд, разговаривая с 'Эйяшем, сказат ему: если принятая тобою вера Мухам­
меда истинна, зачем ты оставил ее? Если же она ложная, зачем принимал ты
ее? 'Эйяш сильно рассердился и отвечал: клянусь Богом, я убью тебя, как
только встречу наедине. Через несколько времени 'Эйяш опять перешел в
ислам и ушел вместе с другими в Медину, а несколько позже и Харет тоже
сделался мусульманином и также бежал в Медину; но 'Эйяш не знал о том,
что Харет сделался мусульманином. Однажды Харет, проходя мимо мечети
Коба, встретил 'Эйяша, и последний, вспомня свою клятву, убил его. Спод­
вижники Пророка сказали ему: что ты сделал, ты убил мусульманина! Упре


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.