Глава V Стол Дана в Медине, сто двадцать стихов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава V Стол Дана в Медине, сто двадцать стихов

2020-07-07 90
Глава V Стол Дана в Медине, сто двадцать стихов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого.

1. О верующие, исполняйте обязательства ваши. Вам дозволяется питаться мясом стад ваших, но не тех живот­ных, за которыми вам не дозволено охотиться, пока вы в одежде поклонников. Бог приказывает, что хочет.220 2. О верующие, воздерживайтесь от некоторых жертв и обрядов, от битв в священные месяцы, от пожертвований и украше­ний (которые навешивают на жертвы). Воздерживайтесь препятствовать тем, которые направляются в дом Божий из желания приобрести милость и благосклонность Господа их.

Когда поклонничество окончено, то охотьтесь. Да не за­ставит вас сделаться виновными и несправедливыми досада на тех, которые отдаляли вас от святого храма. Помогайте взаимно друг другу в добродетели и набожности, но не помогайте друг другу в зле и вражде. Бойтесь Бога, ибо Его наказания ужасны.

|073. Вам запрещаются: мертвые животные, кровь, сви­ное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого, кроме Бога, животные задушенные, убитые ударом, убитые паде­нием, ударом рога, умерщвленные диким зверем, разве если вы их очистили (выпуском крови); все, что было принесено в жертву идолам. Не делайте раздела, советуясь со стрела­ми, потому что это — нечестие. Те, которые не веруют в вашу религию, печалятся теперь; не бойтесь их, бойтесь

219 Предание говорит, что Пророк пришел навестить Джабера бен 'Абдуллах.
который был болен. Джабер сказал ему: Посланный Божий, у меня тол ько
дальние родные, а детей нет, как поступить мне с моим имуществом? Стих
этот сошел в ответ на вопрос Джабера. Прибавляют, что стих этот был по­
следнее из предписаний, ниспосланных с неба.

220 В тексте находится выражение бехамет уль-эн'ам, оно у нас переведено:
мясо стад ваших, но собственно выражение это относится к следующим
животным: верблюд, бык, овца, козел, олень, газель, дикая коза, каменный
баран и дикая горная корова.


Меня.221 Сегодня Я завершил вашу религию и дополнил милость Мою к вам. Мне было угодно дать вам ислам ре­лигией. Тот, кто, уступая чувству голода и без намерения сделать проступок, нарушит Наши распоряжения, будет прощен, ибо Бог снисходителен и милосерд. 4. Тебя спро­сят, что такое разрешено им. Отвечай: вам разрешено все, что приятно. Вам разрешена добыча животных, которых вы приучили, как собак, ходить на охоту, сообразно тому, как вас научил Бог. Ешьте то, что они поймают для вас, и вспоминайте над этим имя Божие. Бойтесь Бога, ибо Он быстр в Своих расчетах. 5. Сегодня разрешено вам пользо­ваться всем приятным. Пиша получивших писание разре­шается вам, и ваша пиша разрешается им. Вы можете же­ниться на честных девушках из правоверных и из получив­ших писание прежде вас, если вы только им дадите их на­граждение (приданое); сожительствуйте с ними чисто, а не блудно и не берите их наложницами. Кто изменит своей вере, того добрые дела пропадут, и он в будущей жизни будет в числе несчастных.

1086. О верующие, когда вы становитесь на молитву, то вымойте лица ваши и руки до локтей и оботрите головы ваши и ноги до пяток. После соития очиститесь; но если вы больны, или в путешествии, или один из вас пришел после исполнения естественной нужды, или вы дотрагива­лись до женщин и не найдете воды, то вытритесь мелким песком и оботрите им лица ваши и руки. Бог не желает отяготить вас, но желает вас очистить и завершить на вас Свое благодеяние. Может быть, вы будете признательны. 7. Вспоминайте благодеяния Божий к вам и союз, Им с вами заключенный, когда вы говорите: мы слышали и повинуем­ся. Бойтесь Бога, ибо Он знает все, что в глубинах сердец ваших. 8. О верующие, будьте прямы перед Господом в свидетельствах, чтобы ненависть к кому-нибудь не застави­ла вас сделать несправедливости. Будьте справедливы, это ближе к набожности. Бойтесь Бога, потому что Ему извест-

221 Во времена язычества около Мекканского храма стояло 360 камней, это были идолы, которым приносились в жертву животные. Другой обычай, о котором упоминается в настоящем стихе, тоже относится ко времени и доло-поклонства: прежде, чем предпринять какое-либо важное дело, брали три небольшие стрелы, на одной надписывали господь повелел мне, на другой — господь запретил мне, а на 3-й — осталось в неизвестности. Стрелы переме­шивали и клали на какое-нибудь место, потом выбирали добросовестного человека, чтобы вынуть одну из этих стрел; если попадалась 1-я, немедленно приступали к исполнению дела, если 2-я — отлагали дело на год, если же 3-я, то перемешивали снова стрелы и опять начинали гадание.


86

Коран

ны дела ваши. 9. Бог дал обещания тем, которые веруют и делают добро. Им будет помилование и великая награда.

109Ю Те же, которые не веруют и считают ложью Наши знамения, будут ввержены в огонь. 11. О верующие, вспо­минайте благодеяния Божий к вам. Когда народ (враждебный) старался простереть к вам руки свои, Бог остановил их руки. Бойтесь Бога; правоверные полагают свои упования на Бога.222 12. Бог принял союз сынов Из­раиля, Мы послали им двенадцать начальников, и Бог ска­зал: Я с вами. Если вы будете исполнять молитву, подавать милостыню, верить в Моих посланных, помогать им и если вы дадите Богу хороший заем, то Я отпущу вам грехи ваши и введу вас в сады, орошаемые водами. Но кто из вас впа­дет после этого в неверие, тот совратился с прямого пу­ти.223 13. Они нарушили их союз, и Мы прокляли их. Мы отвердили сердца их. Они переставляют слова писания и забывают часть того, чему были научены. Ты не переста­нешь наблюдать за их изменой, в ней невиновны только немногие из них. Но будь с ними снисходителен, ибо Бог любит благотворящих.

222  Предание говорит, что во время Гатафанского похода Пророк направился
против племени бену те 'лябэ, племя это с начальником своим Гурет укрепи­
лось в горах и ожидало нападения. Пошел сильный дождь, и Пророк до­
вольно дачеко от своего войска стал под дерево и на ветвях развесил свое
промокшее платье. Кочевые арабы, увидя его, сказали своему вождю Гурету,
что теперь очень удобно напасть на Мухаммеда, потому что он сидит вдалеке
от своих воинов. Гурет. выхватив саблю, бросился на Пророка со словами:
кто теперь спасет тебя от меня?— Мне довольно помощи всевышнего Бога,
отвечал Пророк, Он не допустит тебя. Внезапно ангел Гавриил ударил Гурста
в грудь, так что тот уронил из рук саблю. Пророк, подняв саблю его и замах­
нувшись над головой Гурета, сказал: вот теперь так никого не будет, чтобы
остановить меня. Гурет произнес слова исповедания веры и, вернувшись к
своему племени, пригласил и их всех принять ислам.

223   История эта нкратне передастся следующим образом: после потопления
Фараона Бог повелел сынам Израиля идти в Сирию и святую землю и завла­
деть этими местами, сразившись с народом великанов, амалекитянами,
жившими там. Моисей, избрав по одному человеку от каждого из 12-ти
племен, все людей верных и уполномоченных, отправил их для разведывания
о силах амалскитов к стороне Иерихона. На дороге они встретили некоего
'Удж бен 'Анак, которого рост был в 3333 геза и которому было от роду 3000
лет. Народ этот был потомками 'адитов. огромного роста и страшной силы.
Посланные, убедившись в могуществе и силе этого народа, возвращаясь,
говорили друг другу: если мы сообщим об этом нашему народу, он перепуга­
ется, выйдет из повиновения и вернется в Египет; поэтому скроем от него
то. что узнали, и подвигнем его к войне. Пришел к лагерному расположению
израильтян, посланные передали всю правду Моисею и Аарону, и потом
десятеро из них, несмотря на уговор, рассказали своим племенам о силе
великанов, только двое, Иисус Нации, представитель племени Иосифа, и
Калеб бен Юкана, представитель племени Йгуды, сдержали обещание и
уговорили народ идти воевать с амалекитянами.


 

87

Сура 5

Стол (эль-Ма'ида)

11014. Мы также заключили союз с теми, которые назы­вают себя христианами, но они тоже забыли часть того, чему были научены. Мы водворили между ними вражду и ненависть до дня воскресения. Бог объяснит им, что они сделали. 15. О вы, получившие писание, к вам пришел Наш посланный и указал вам многое из того, что вы скрывали из писания, а многое он прошел молчанием. Вам послан от Бога свет и явная книга (Коран), 16. помощью которой Бог направит следующих воле Его на путь спасения, изведет их из мрака на свет и направит их на прямой путь.224 17. Те суть неверные, которые говорят, что Мессия, сын Марии, есть Бог. Скажи им: кто может остановить Бога, если бы Он захотел уничтожить- Мессию, сына Марии, и мать его, и все, что существует на земле? Богу принадлежит царство небес и земли и что между ними. Он создает, что хочет, ибо Он всемогущ.

"48. Иудеи и христиане говорят: мы—сыны Божий и любимцы Его. Отвечай им: а зачем же Он наказывает вас за грехи ваши? Вы только часть плоти, созданной Им. Он прощает, кого хочет, и наказывает, кого хочет. Богу при­надлежит царство небес и земли и что между ними. Он — прибежище всего. 19. О получившие писание, к вам при­шел Наш посланный, чтобы объяснить вам прекращение послания пророков; чтобы вы не говорили более: к нам не являются посланные, чтобы поучать и предупреждать. Один из таковых пришел к вам теперь, а Бог всемогущ.225 20. Когда Моисей сказал народу своему: о народ, вспомните благодеяния Божий к вам, Он дал вам пророков из среды вашей и дал вам царей, Он вам дал то, что не давал никому в целой вселенной.226 21. О народ, войди в святую землю, которую Бог назначил для вас; не обращайтесь назад, иначе вы возвратитесь к погибели. 22. Они отвечали: о Моисей, в этой земле живет народ великанов, и мы не войдем в нее, пока они из нее не выйдут. Если они выйдут из нее, то мы войдем. 23. Два человека, боящиеся Бога и взысканные Его

224 Мусульмане полагают, что евреи скрыли в Пятикнижии похвалу Пророку
и что христиане скрыли в Евангелии благовестие о том, что после Иисуса
явится пророк, по имени Ахмед.

225 По преданию ислама, в промежуток 1700 лет, отделяющих появление
Моисея от появления Иисуса, являлись постепенно 1000 пророков, а в
промежуток 600 лет между Иисусом и Мухаммедом было 4 пророка, трое из
среды сынов Израиля и один, именно Халид бен Синан уль- 'Абаси, из
арабов.

226 Милости Божий, о которых упоминает этот стих, суть: разделение Крас­
ного моря, появление облака, ниспослание манны и перепелов и т. п.


88


Коран


Сура 5


Стол (эль-Ма'ида)


89


 


_ 227

милостями, сказали: войдите в ворота, и едва вы войдете в них, как будете победителями. Уповайте на Бога, если вы

верующие.

||224. О Моисей, сказал народ, мы никогда не войдем в эту землю, пока те будут в ней жить. Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь вдвоем, а мы останемся здесь.—228 25. Господи, воскликнул Моисей, у меня нет власти, как только над самим собою и над братом моим. Рассуди между нами и этим нечестивым народом. 26. Бог отвечал: земля эта будет им запрещена сорок лет. Они будут блуждать по земле; не печалься об этом нечестивом наро­де.229 27. Расскажи им истинную повесть о двух сынах Адама, приносивших жертву. Жертва одного была принята, жертва другого принята не была. (Этот последний) сказал (брату): я тебя убью. (Другой брат)отвечал: Бог принимает только жертвы тех, которые Его боятся.230 28. Если ты даже прострешь ко мне руку твою, чтобы убить меня, я не про­стру руку мою к тебе, чтобы убить тебя, потому что я боюсь Бога, Господа вселенной. 29. Я лучше желаю, чтобы ты вышел с моим и твоим грехом и сделался жертвою огня.

227 Эти два человека были, как уже сказано выше. Иисус Навин и Калеб. 22<s Некоторые полагают, что слово твой Господь, т. е. твой господин, отно­сится здесь не к Богу, а к Аарону, старшему брату Моисея.

229    Предание говорит, что вся земля странствования была в 6 фарс ахов
(около 40 верст) и что в этом тесном пространстве 600 тысяч израильтян
были заключены в течение 40 лет; всякое утро, вставши, они с рвением шли
вперед и всякий вечер опять находили себя на прежнем месте. Тенью им
служило облако, пищей — манна и перепела, а питьем — вода из принесен­
ного Моисеем камня. Моисей, Аарон и все израильтяне умерли в этой земле,
и только дети их, заключив союз повиновения с Иисусом Навином, очисти­
ли святую землю от великанов и овладели сю.

230   Вот как повествуется об этом происшествии: Хава (Евва) рожала всякий
раз близнецов, мальчика и девочку; когда они все возросли, Адам по повеле­
нию Божию женил мальчика от первых родов на девочке от вторых родов и
обратно. Имя дочери, рожденной вместе с Кабилем (Каином), было Иклама,
она была очень хороша, а имя дочери, рожденной с Хабилем (Авелем), было
Лиуза, она была дурна собою. Адам обручил Лиузу Каину, а Икламу —
Авелю, и Каин остатся этим очень недоволен; он с упреком сказал отцу
своему: моя сестра красива и принадлежит мне, а ты отдаешь ее Авелю,
потому что любишь его больше, чем меня.— Таково повеление Божие, отве­
чал Адам, если вы не верите этому, то принесите оба жертвы; тот, чья жертва
будет принята, получит Икламу. Основываясь на этом, Авель, бывший пас­
тухом, принес в жертву самого лучшего и жирного козленка, а Каин, быв­
ший землепашцем, принес небольшой сноп тощих колосьев пшеницы,
говоря самому себе: мне все равно, будет ли или не будет принята моя жерт­
ва, а я возьму Икламу. Они положили вместе козленка и сноп, и вот с неба
нисшел бездымный, белый огонь и, оставя жертву Каина нетронутою, по­
жрал жертву Авеля. Каин, рассердившись на это и движимый ревностью,
сказал Авелю, что убьет его. Авель отвечал ему, что Всевышний принимает
только жертвы боящихся Его.


ибо это — награда злых. 30. И душа его (т. е. страсть) за­ставила его убить брата его; он убил его и сделался несча­стным.231 31. И Бог послал ворона, который скреб землю, чтобы показать ему, как он должен скрыть труп брата сво­его. Горе мне, сказал убийца, разве я не мог, подобно этому ворону, рыть землю, чтобы спрятать труп брата моего? И его обуяло раскаяние.232

11332. Поэтому-то Мы предписали сынам Израиля, что тот, кто убьет человека, не совершившего убийства или разбоя в стране, того считать, как будто бы он убил весь род человеческий; того же, кто возвратил к жизни хоть одного человека,— как будто бы он оживил весь род чело­веческий.233 К ним являлись посланные Наши с явными знамениями, но большая часть людей и после этого была преступниками закона. 33. Вот какая награда тех, которые идут против Бога и Его пророка и стараются производить смуты на земле: они будут убиты, или распяты, или им накрест отрежут руки и ноги, или же изгнаны из отечества. Позор покроет их в этом мире, а в будущем — великое наказание. 34. Исключая тех, которые покаются прежде, чем вы их победите. Знайте, что Бог любит прощать и ми­ловать.234 35. О верующие, бойтесь Бога, желайте прибли­зиться к Нему, сражайтесь на пути Его, и вы будете бла­женны. 36. Что касается до неверных, то если бы они име­ли все богатства земли и еще столько же и пожертвовали бы им, чтобы избегнуть наказания в день воскресения, то и

231  Предание говорит, что Каин недоумевал, каким образом ему умертвить
Ane.'iH, когда Сагана, приняв человеческий образ, принес птицу, положил ее
головой на камень и, ударив другим камнем, раздробил ей голову. Каин,
выждав, когда Авель уснул, точно таким образом раздробил ему голову
камнем и, положив его труп в мешок, сорок дней носил его на спине, не
зная, что с ним сделать.

232  Если бы он, раскаявшись в убийстве, принес бы чистосердечное покая­
ние, то, вероятно, получил бы прощение.

233  В этом стихе несправедливое убийство одного человека уподобляется
убийству всего рода человеческого по той причине, что несправедливое
пролитие крови пагубным примером действует на народ, приучая других
людей поступать таким же образом, и как бы примером этим заражает всех
людей, поэтому убийство одной души и убийство многих душ одинаково
вызывает гнев Божий и кару Его. Дарование же жизни одному человеку
уподобляется дарованию жизни всему человечеству для того, чтобы устра­
шить души грехом убийства и приохотить их к оказанию покровительства.
Один Бог знает, так ли надобно понимать этот священный стих.

234  Если раскаявшийся, быв прежде неверующим, покаявшись, обратился к
исламу перед тем еще, как попался в плен, то все постановления о крови и
захвате имущества падают сами собою. Если он был с давних времен му­
сульманином, то вышеупомянутые постановления Божий падают перед
правами людей, которые не могут быть уничтожены.


90


Коран


Сура 5


Стол (эль-Ма'ида)


91


 


тогда бы их предложение не было принято. Их ждет жесто­кое наказание.

11437. Они желали бы выйти из огня, но не выйдут из него. Их мучение будет постоянно. 38. Вору и воровке вы отрежьте руки в наказание за их преступление. Это опреде­лено от Бога. Он велик и премуд- 235 39. Но кто раскается в своем нечестии и исправится, того Бог простит, ибо Он снисходителен и милосерд. 40. Разве ты не знаешь, что Богу принадлежит царство небес и земли? Он наказывает, кого хочет, и прощает, кого хочет. Бог всемогущ. 41. О пророк, не печалься о тех, которые коснеют в неверии, ни о тех, которых уста говорят: мы веруем,— но сердца их не веруют; ни о иудеях, которые слушают ложь, слушают сло­ва других, но не приходят слушать твоих речей. Они пере­иначивают слова писания и потом говорят: если он вам так читает писание, то принимайте его, если же не так, то бе­регитесь его. Кто может предохранить того, кого Бог хочет ввести в заблуждение? Тех, чьи сердца не хочет Бог очи­стить, ждет позор в этом мире и тяжкое наказание—в бу­дущем.236

235 Мера украденною, за которую следует наказывать по смыслу этого стиха,
определяется различно толкователями: у ханефитов—10 драхм, у шафиитов—
четверть золотой монеты, а у малекитов —3 драхмы.

236 Предание так объясняет причину ниспослания этого стиха: один женатый
человек из благородных племени хайбаров совершил прелюбодеяние с одной
женщиной; по закону Моисея их обоих следовало побить каменьями. Евреи,
зная, что оба виновные — из касты благородных, желали избежать примене­
ния этой казни и советовали своим, говоря: п Медине есть человек, выдаю­
щий себя за пророка, может быть, в его книге не установлено за это побис-
ние камнями, а только телесное наказание; дайте знать братьям вашим,
живущим по соседству с Мединой, бену корсйза, чтобы они спросили об
этом. Если будет предписано телесное наказание, пусть примут, если же
побитие камнями, то пусть не принимают. Прелюбодеи в сопровождении
целой общины были посланы в Медину. Бену корейза и некоторые из ме­
динских евреев, Ка'аб, Кенана, Малек и другие, пришли к Пророку и объяс­
нили ему случившееся. Будете ли вы довольны моим решением?— спросил
Пророк. Будем, отвечали пришедшие евреи. В то же мгновение Гавриил
сошел с повелением о побитии каменьями, и Пророк сказал: виновных
следует побить камнями. Пришедшие евреи отказались исполнить решение,
тогда по наущению Гавриила Пророк сказал им: в Федеке есть один человек,
кривой на один глаз, это еврей по имени Ибн Сурея, какого вы о нем мне­
ния?— На всей поверхности земли, отвечали евреи, нет человека ученее
его.— Если так, продолжат Пророк, то останетесь ли вы довольны тем реше­
нием, которое объявит Ибн Сурея в споре между мною и вами?— Да. отве­
чали евреи. Пророк призвал Ибн Сурея и сказал ему: именем всевы шнего
Бога, ниспославшего закон Моисея, разделившего для вас море, спасшего
вас и потопившего Фараона со всем его народом, пославшего вам манну и
перепелов, приглашаю тебя сказать правду: подобных прелюбодеев по писа­
нию вашему следует ли побить камнями или нет?— Если бы я не боялся,
отвечал Ибн Сурея, что меня сожжет закон, то я утаил бы правду и сказал


11542. Они жадно слушают ложь и едят запрещенное; ес­ли они прибегнут к тебе, то рассуди между ними или отда­лись от них. Если ты удалишься от них, то они ничем не могут повредить тебе, но если ты будешь судить их, то суди по справедливости, ибо Бог любит справедливых судей. 43. Но как они возьмут тебя судьей? У них есть Пятикнижие, заключающее в себе законы Божий, но они удалились от этого и не веруют. 44. Мы ниспослали Пятикнижие, за­ключающее в себе свет и направление; по нему пророки, предавшие себя воле Божией (т. е. мусульмане), должны были судить иудеев. Священники и ученые судили по час­тям Божией книги, которую они сохраняли. Они были свидетелями ее. Не бойтесь людей, бойтесь Меня; не про­давайте Мои учения за ничтожную цену. Те, которые не будут судить сообразно тому, что ниспослано Богом, суть неверные. 45. В этой книге Мы предписали им: душу—за душу,'око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо и зуб — за зуб. Раны — по закону возмездия. Тот, кто обратит цену крови в милостыню, получит отпущение грехов. Те, кото­рые не будут судить сообразно тому, что ниспослано Богом, суть нечестивые.

11646. После других Мы послали Иисуса, сына Марии, для подтверждения того, что было дано прежде него из Пятикнижия; Мы ему дали Евангелие, заключающее в себе свет и направление и подтверждающее предшествующее Пятикнижие, оно служит нравоучением и руководством для боящихся Бога. 47. Получившие Евангелие должны судить сообразно смыслу его. Те, которые не будут судить сооб­разно тому, что ниспослано Богом, суть безбожники. 48. Мы ниспослали тебе книгу, содержащую истину, которая подтверждает предшествовавшее писание и ограждает его от всяких изменении. Суди их сообразно тому, что ниспос­лал Бог, и не следуй их желаниям, чтобы не удалиться от того, что тебе дано от Бога. Мы дали каждому из вас зако­ны и правила жизни. Если бы Бог захотел, Он всех бы вас сделал единоверцами; но Он хотел испытать вас в том, что вам дано. Опережайте одни других в добрых делах; вы все

бы ложь; но скажи мне, Мухаммед, как по твоему закону?— Если женатый будет уличен четырьмя свидетелями в прелюбодействе с замужней, то их следует побить камнями, отвечал Пророк. Именем всевышнего Бога, кото­рый дал закон Моисею, сказал Ибн Сурея, свидетельствую, что по Пяти­книжию следует прелюбодеям точно такое же наказание; но наши ученые, из уважения к касте благородных, определили просто телесное наказание. По приказанию Пророка виновные тот же час были побиты камнями подле храма.


92


Коран


Сура 5


Стол (эль-Ма'ида)


93


 


возвратитесь к Богу, Он объяснит вам предмет ваших раз­ногласий. 49. Суди их сообразно тому, что ниспослано Богом, не следуй их желаниям и будь осторожен, чтобы они не отдалили тебя от некоторых правил, предписанных тебе Богом. Если они отдаляются, знай, что это Бог хочет наказать их за некоторые грехи и потому, что многие из людей коварны.237 50. Разве они желают следовать прави­лам суда язычества? Но кто может быть лучшим судьей, чем Бог, для того, кто твердо верует?

11751. О верующие, не берите себе друзьями иудеев и христиан, они — друзья между собою. Те из вас, которые сдружатся с ними, сделаются сами подобны им. Бог не будет руководителем нечестивых. 52. Ты увидишь, что те, которых сердца поражены недугом, приходят к ним (неверным) и говорят: мы боимся, чтобы нас не постигли неприятности судьбы; может быть. Бог пошлет победу или даст приказание, которое их заставит раскаяться в их наме­рениях. 53. А верующие скажут: те ли это, которые клялись Богом, что будут с нами? Их усилия будут тщетны, и они погибнут. 54. О верующие, если вы отступитесь от вашей религии, то Бог заменит вас другим народом, которого Он будет любить и который будет любить Его. Кроткие к пра­воверным, они будут строги к неверующим. Они будут сра­жаться за веру и не будут бояться упреков людей. Это — милость Божия, которую Он дает, кому хочет. Бог вездесущ и всеведущ.238 55. Ваши покровители — Бог и пророк Его и

237 Причина сошествия этого стиха объясняется так: еврейские ученые согла­
сились между собою идти к Мухаммеду и постараться отвратить его от ре­
лигии ислама. Придя к нему, они сказали: ты знаешь, что мы представители
и ученейшие из евреев, если мы последуем за тобой, все евреи без исключе­
ния последуют нашему примеру; но между нашим народом и нами есть
вражда, для разрешения нашей распри мы придем на твой суд, если ты
решишь в нашу пользу против нашего народа, то мы уверуем в тебя и увле­
чем за собою и других евреев. Но Бог дал Пророку предостережение не
принимать их просьбы.

238 Некоторые полагают, что этот народ суть жители Йемена, потому что при
сошествии этого стиха Пророк указал будто бы на Абу-Муса, сказав: эти
люди — его племя. Другие говорят, что это племя фарс, потому что при
вопросе, сделанном Пророку, о каком народе идет речь, он будто бы поло­
жил руку на плечо Сальмана Фарси и сказал: это его товарищи. Третьи
думают, что это относилось в виде предсказания ко времени халифатства
'Омара, когда он в день сражения при Кадесии (близ Куфы) имел в своем
войске 2000 из племени на-ха', 5000—из племени киндэ и бэджилэ и 3000—
из других племен. Ибн 'Аббас и Хасан Басри уверяют, что это относится к
отступникам, ведшим войну с Абу-Бекром, энсарами и мохаджирами. Стих
этот, по их толкованию, предсказывал то, что должно было случиться в
будущем, т. е. что по смерти Пророка все арабы, кроме жителей Мекки,


те, которые веруют, исполняют молитву и подают мило­стыню даже во время молитвенных поклонов.239 56. Те, которые под покровительством Бога, пророка Его и верую­щих, суть воинство Божие, и они будут победителями. 57. О верующие, не будьте друзьями тех, которые насмехаются над вашей религией, из получивших прежде вас писание и из неверных. Бойтесь Бога, если вы верующие.240

11858. Они насмехаются над вами, когда вы призываете к молитве; это оттого, что они не имеют разума.241 59. Ска­жи: о вы, получившие писание, разве вы мстите за то нам, что мы веруем в Бога, в то, что нам ниспослано, и в то, что было ниспослано прежде, и за то, что большая часть из вас безбожники?242 60. Скажи: объявлю ли я вам что-либо еще худшее, чем наказание от Бога? Те, которых Бог проклял, на которых Он гневен, которых Он превратил в обезьян и свиней, которые служат тагуту,— все они в худшем поло­жении и далее от истинного пути. 61. Когда они пришли к вам, то сказали: мы веруем. Они вошли с неверием и вы­шли опять с ним. Но Бог лучше всех знает, что они скры­вали. 62. Ты увидишь многих из них старающимися преус­певать в нечестии и несправедливости и употреблять за­прещенную пищу. Как дурны их действия! 63. Если бы не священники и мудрецы, которые запрещают им произно­сить греховные речи и есть, что не дозволено, то чего бы

Медины и Бахрейна, отступились от ислама и некоторые даже отказались платить налог; Абу-Бекр с иомошыо Божией всех их уничтожил.

239 Этот стих относится к поступку 'Али; он стоял коленопреклоненный на
молитве, когда к нему подошел бедный, прося милостыни; 'Ати отдал ему
свой перстень с печатью. Говорят, что, когда соотечественники 'Абдуллаха
бен Селяма, племена корейза и надир, дали клятву не допускать его в свои
собрания и не говорить с ним, об этом было доложено Пророку. Пророк
прочел настоящий стих, и Ибн Селям сказал тогда: мы довольны покрови­
тельством Бога, Его Пророка и правоверных, мы не нуждаемся в других
покровителях и друзьях.

240 После принятия ислама Рифа'э бен Зейд и Сувайд бен Харет сделались
лицемерами, но некоторые из мусульман продолжали быть с ними в дружбе
и приязни. Стих этот был послан в предостережение им.

241 Предание говорит, что в Медине был один христианин, который всякий
раз, как слышал возглас муэдзина: свидетельствую, что Мухаммед — По­
сланный Божий!— повторял: Бог да сожжет лжеца. Однажды ночью христиа­
нин этот спал со своим семейством, когда слуга его, придя с огнем, уронил
искру, дом загорелся, и все сгорели.

242 Предание говорит, что сборище евреев, придя к Пророку, спросило его,
кого из числа пророков он принимает за действительных, он отвечал им,
прочтя до конца стих главы Корова, начинающийся словами: мы верим в
Бога,— и упомянул об Иисусе. Евреи, которые отрицают Иисуса и не при­
знают его пророком, сказали Мухаммеду: клянемся Богом, что мы ни в этом
мире, ни в будущем не знаем религии хуже и вреднее вашей. В ответ им
сошел настоящий стих.


94


Коран


Сура 5


Стол (эль-Ма'ида)


95


 


дурного они не делали 64. Иудеи говорят: руки Бога связа­ны. Да будут их руки привязаны к шее, да будут они про­кляты за их слова. Напротив, руки Божий отверзты. Он раздает дары Свои, кому хочет; дар, который ниспослан тебе от Господа, только усилит их неповиновение и их не­верие. Мы внедрили между ними вражду и ненависть до дня воскресения. Всякий раз, что они зажгут огонь войны, Бог погасит его. Они стараются водворить на земле смуты, но Бог не любит возмутителей.243

11965. Если бы люди, получившие писание, веровали и боялись Бога, то Мы бы отпустили им их прегрешения и ввели бы их в прелестные сады. 66. Если бы они соблюдали Пятикнижие и Евангелие и то, что было ниспослано им от их Господа, то они бы пользовались дарами, которые над их головами и под их ногами. Некоторые из них действуют с прямотою, но большая часть из них поступают греховно.

67. О пророк, сообщи то, что ниспослано тебе от Господа;
если ты этого не сделаешь и не сообщишь Его послания, то
Бог защитит тебя от людей; Он не направляет неверных.244

68. Скажи: о получившие писание, вы не опираетесь ни на
что, пока не соблюдаете Пятикнижия, Евангелия и того,
что ниспослано вам от Господа. То, что ниспослано тебе от
Господа, только усилит в большей части из них неповино­
вение и неверие; но не огорчайся тем, что ждет неверных.

69. Верующие (т. е. мусульмане), иудеи, сабеяне и христиа­
не, которые веруют в Бога и в последний день и делают
добро, не будут знать ни страха, ни печали.245 70. Мы за­
ключили союз с сынами Израиля и послали к ним проро­
ков. Но всякий раз, что к ним являлся пророк с истинами,
противными их влечениям, одних они считали лжецами, а
других убивали.

12071. Они считали, что не будет наказания, и сделались слепыми и глухими. Потом Бог простил их; большая часть

243 Предание говорит, что до бегства Пророка многие из мединских евреев
жили покойно и зажиточно, а по прибытии Пророка в их город они жалова­
лись, что Бог отнял у них прежнее благосостояние и уменьшил их доходы;
говоря это, они произносили слова, стоящие в начале этого стиха.

244 Инс рассказывает, что он с товарищами ночью стоял на страже во время
сна Пророка; когда сошел этот стих, Пророк, высунув голову из-под сши­
того сафьянового полога, сказал им: ступайте отсюда. Бог обещал мне обе­
регать меня от людей.

245 Ясно, что Бог этим стихом хотел сказать, что те из людей четырех поиме­
нованных религий, которые, раскаявшись, уверуют искренно в Пророка и
Коран, получат обещанную награду. Но в книге Тебиан говорится, что они
получат эту награду даже и тогда, если они. будучи в своей религии, верили
в Бога и будущую жизнь и делали добрые дела, следуя своему закону.


из них стали слепы и глухи снова. Но Бог зорко следит за их действиями. 72. Те суть неверные, которые говорят: Бог есть Мессия, сын Марии. Разве сам Мессия не сказал: о сыны Израиля, поклоняйтесь Богу, Господу моему и Гос­поду вашему? Кто придает товарищей Богу, тому будет запрещен вход в рай, жилище его — огонь, и не будет по­мощи нечестивым. 73. Неверные еще те, которые говорят: Бог есть третий в троице. Нет Бога, кроме Бога единого, и если они не перестанут говорить это, то неверных постиг­нет страшное наказание. 74. Не покаются ли они перед Богом и не попросят ли у Него помилования? Он снисхо­дителен и милосерд. 75. Мессия, сын Марии, есть только посланный; другие посланные предшествовали ему. Его мать была праведная. Оба они ели пищу. Посмотри, как Мы им объясняем истину (букв.: стихи), и посмотри, как они отворачиваются. 76. Скажи им: будете ли вы покло­няться наравне с Богом тому, что не может вам ни вредить, ни приносить пользу? Бог же слышит и знает все.246

12177. Скажи получившим писание: не переходите гра­ниц религий вашей противно истине и не следуйте стра­стям людей, заблудшихся прежде вас, которые совратили многих и сами совратились с прямого пути. 78. Неверные из сынов Израиля были прокляты устами Давида и Иисуса, сына Марии, потому что они были непослушны, не испол­няли закон 79. и не старались препятствовать друг другу в дурных делах. Как дурно то, что они делали! 80. Ты уви­дишь многих из них, что они сдружаются с неверными. Как дурно то, что они делают! Их действия вызвали гнев Бо­жий. Им будет вечное наказание. 81. Если бы они веровали в Бога, в пророка и в то, что ему ниспослано, то не искали бы дружбы неверных; но большая часть из них развращен­ны. 82. Ты не найдешь людей более враждебных к право­верным, как иудеи и язычники, и не найдешь людей более близких к правоверным любовью, как те, которые говорят: мы христиане; это потому, что у них есть священники и монахи, и потому, что они не гордятся.247

12283. Когда они услышат то, что ниспослано пророку (т. е. стихи Корана), ты увидишь, что глаза их наполняются

246 Потому что Иисус лично не владел ничем, кроме того, что ему дал Бог.

247 Предание говорит, что негус Абиссинии и его товарищи сказали: мы
христиане, но мы друзья правоверных. Когда Джа'фар бен Аби-Талеб бежал в
Абиссинию и прочел негусу с начала до конца главу Корана К. х. и. 'а. с.,
негус заплакал и, почувствовав полное уважение к исламу, послал 70 человек
своих ученых к Пророку. Когда они пришли к нему. Пророк прочел им главу
И. с., и все они, заплакав, приняли ислам.


96


Коран


Сура 5


Стол (эль-Ма'ида)


97


 


слезами, потому что они познают истину. Они воскликнут: Господи, мы уверовали; впиши нас в число свидетельст­вующих. 84. И почему нам не верить в Бога и в то, что нам дано из истины, почему нам не желать, чтобы Господь поместил нас в число праведных? 85. И в награду за слова их Бог даст им сады, орошаемые водами; они будут там жить вечно. Такова награда благотворящим; 86. что же касается до неверных, которые считают ложью Наши стихи, то они будут жертвою пламени. 87. О верующие, не запре­щайте те хорошие веши, которые Бог разрешил вам, пови­нуйтесь (Его предписаниям), ибо Бог не любит непослуш­ных. 88. Употребляйте в пищу из даров Божиих то, что дозволено и приятно, бойтесь Бога, в которого вы веруе­те.248 89. Бог не взыщет с вас за необдуманную клятву, но взыщет с вас за клятву обдуманную. Неисполнение клятвы будет стоить прокормления десяти бедных, которым вы дадите среднюю пищу из того, чем кормите ваше семейст­во; или же вы дадите им одежду, или освободите одного невольника. Тот, кто не может исполнить этого, будет по­ститься три дня. Все это в искупление клятвы, которую вы преступите. Исполняйте клятвы ваши. Таким образом Бог объясняет стихи Свои, может быть, вы будете Ему призна­тельны.

12390. О верующие! Вино, азартные игры, статуи и гада­ние стрелами суть скверности, изобретенные Сатаной. Воз­держивайтесь от них, и вы будете счастливы.249 91. Ибо Сатана хочет помощью вина и игры водворить между вами вражду и ненависть и удалить вас от воспоминания о Боге и от молитвы. Разве вы не воздержитесь? 92. Повинуйтесь Богу и пророку и берегитесь; если вы отступитесь, то знай-

24S Говорят, что однажды Пророк, описывая спутникам своим ужасы дня воскресения, привел их в такой страх, что Абу-Бекр, 'Али, Ибн Мэс'уд, Микдад, Абу-Зар', Сальман и другие 10 человек, собравшись в доме 'Османа бен Маз'уна,


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.