Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте

2020-11-03 134
Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдая за ребенком первые 2-3 недели жизни, мы не обнаружим никаких признаков общения. Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям. Ребенок не радуется появлению матери и не огорчается при ее уходе. Он не отвечает на ее обращения и не старается привлечь к себе ее внимание. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не является врожденной и что она приобретается прижизненно.

Потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Взаимодействие новорожденного и взрослого имеет форму физического ухода (кормление, пеленание, купание и др.). Общение еще отсутствует. Ребенок еще не обращается ко взрослому, а лишь предоставляет себя для заботы взрослого. Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий.

Другим основанием потребности в общении выступает врожденная потребность во впечатлениях. Другой человек оказывается наиболее привлекательным и информативным объектом в окружающем младенца мире.

Однако, решающее значение для возникновения потребности в общении имеет отношение взрослого к ребенку. С первых минут жизни мать относится к ребенку, как к полноценной личности, совершенно уникальной и очень любимой. Она разговаривает с ним, одобряет или порицает его действия. Мать сама формирует общение с малышом и устанавливает с ним практические сигнальные связи.

Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребенком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается между ними прочная сигнальная связь.

На протяжении первых трех недель мать все чаще и легче привлекает к себе взгляд младенца, а сосредоточение малыша на ней становится все сильнее. Громадное значение для этого имеет богатство и разнообразие исходящих от взрослого сигналов – его голос, движения, оживленная мимика, причем все это расположено на оптимальном для восприятия младенца расстоянии – от 25 до 50 см.

Самую большую радость в первый месяц жизни приносит матери улыбка малыша.

В конце третьей недели жизни новорожденного появляется перваяулыбка, которая сопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Сначала она мимолетная и мгновенная, но очень скоро младенец все чаще начинает улыбаться матери сразу при ее появлении.

Наблюдения дали возможность сделать вывод о том, что впервые улыбку вызывают улыбка, взгляд и голос матери. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, как своеобразное отражение улыбки другого. Она является средством налаживания отношений с окружающими людьми или средством общения. В отличие от физиологической гастрической улыбки, она обращена к конкретному человеку и поэтому ее можно назвать коммуникативной.

Итак, первая истинная человеческая, или коммуникативная, улыбка появляется в конце этапа новорожденности и знаменует собой его завершение.

Комплекс оживления младенца

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уже уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери, особенно глаза, прислушивается к звуку ее голоса. В ответ на обращение матери он внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления» ( КО). Этот термин впервые был введен в 20-е годы 20 века Н.М.Щеловановым. КО включает 4 основных компонента:

- замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

- улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

- двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и др.;

- вокализации – вскрики, гуканье, гуление.

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно. КО складывается примерно к 2,5 месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 месяцев. После этого возраста КО начинает распадаться, то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Установление активной функции комплекса оживления имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослы и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.