Развитие младенца. Задачи воспитания детей первого года жизни. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие младенца. Задачи воспитания детей первого года жизни.

2020-11-03 391
Развитие младенца. Задачи воспитания детей первого года жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие младенца. Задачи воспитания детей первого года жизни.

Раннее детство состоит из двух стадий — младен­ческого (от рождения до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Основные закономерности развития детей раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, их взаимосвязь; приобретение первоначального социального опыта, привычек пове­дения; эмоциональность ребенка; потребность в инди­видуальном общении со взрослыми и др.

В младенческом возрасте наблюдается прямая за­висимость ребенка от взрослого. Взрослый обеспечивает кормление младенца и гигиенический уход за ним. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — непосредственное тесное общение ребенка со взрос­лым.

  Задачи воспитания — создание всех условий для нормального психофизического развития детей. Исследователями введено понятие «психолого-педагогический возраст». Он включает физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие де­тей. Основное условие, необходимое для нормального психофизического развитии детей в младенческом воз­расте, — рациональная последовательность в чередо­вании режимных процессов: сон — кормление — бод­рствование.

Некоторые врачи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Появилось даже специальное направление – пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий (музыка).

    Рождение – это всегда резкий переход к новому. Этот момент и весь следующий за ним период новорожденности является кризисным, переходным периодом. После рождения пуповина продолжает работать в течение 4-5 мин. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца.

       С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.

    Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.

    Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов. Это физиологические рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. Защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий (зрачковый, мигательный, сосательный, поисковый).

    Атавистические рефлекс ы представляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков. На их основе ничего человеческого не развивается. Характерно, что большинство из них угасает уже в первом полугодии жизни: рефлекс Робинзона или цеплятельный рефлекс, рефлекс ползания, вскидывания (Моро), плавательный.

    Ориентировочные рефлексы направлены на контакт с внешними воздействиями. В первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головы ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук и поворачивает голову в сторону источника звука. Рефлексы являются основой для потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

Таким образом, характерные особенности младенческого возра­ ста: быстрый темп физического и психического раз­вития; развитие двигательной активности и сенсомоторной координации; развитие действий с предмета­ми и на их основе формирование интеллекта; появле­ние первых слов; интенсивное развитие общения с взрослыми. М. И. Лисиной определены две основные формы общения: ситуативно-личностная и ситуатив­но-деловая. В этом возрасте начинается формирова­ние образа «Я», появляются первые желаний («хочу», «не хочу»), происходит восприятие ярких цветов, зву­ков, музыки, пения. В процессе общения с взрослыми формируется познавательная активность, эмоциональ­ность, уравновешенность, чувство защищенности.

Комплекс оживления младенца

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уже уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери, особенно глаза, прислушивается к звуку ее голоса. В ответ на обращение матери он внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления» ( КО). Этот термин впервые был введен в 20-е годы 20 века Н.М.Щеловановым. КО включает 4 основных компонента:

- замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

- улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

- двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и др.;

- вокализации – вскрики, гуканье, гуление.

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно. КО складывается примерно к 2,5 месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 месяцев. После этого возраста КО начинает распадаться, то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Установление активной функции комплекса оживления имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослы и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

От рождения до 3 месяцев

Побуждать ребенка приподнимать и удерживать голову в положении лежа на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Создавать условия для упора ног в положении лежа на спине, на животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого.

Содействовать зрительному сосредоточению, побуждая ребенка следить за перемещением ярких, красочных предметов, фиксировать взгляд на них.

Обеспечивать тщательный гигиенический уход, способствующий благополучию и спокойствию ребенка, его положительному отношению к гигиеническим процедурам.

Приучать ребенка к определенному жизненному ритму и распорядку, соответствующим состоянию его здоровья, личностным особенностям.

Формировать положительное отношение к кормлению и бодрствованию, укладыванию спать и др.

От 3 до 6 месяцев

Содействовать своевременному приобретению опыта овладения движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком.

Развивать движение рук: притягивание предмета при случайном прикосновении, кратковременное удерживание, ощупывание его; умение брать игрушку из разных положений.

Поддерживать попытки ребенка приподнимать голову и верхнюю часть туловища лежа на животе, с опорой на предплечья; выпрямляя руки; переворачиваться со спины на живот и обратно.

Развивать умение лежа на животе дотягиваться до игрушки, подползать к ней; отталкиваться ногами от опоры в вертикальном положении при поддержке за подмышки.

От 6 до 9 месяцев

Стимулировать и поддерживать попытки вставать на четвереньки; садиться из положения лежа; ложиться из положения сидя; сидеть без поддержки; вставать с поддержкой взрослого; вставать и опускаться, придерживаясь за опору; переступать при поддержке за подмышки; при поддержке за обе руки; переступать, придерживаясь за опору.

Помогать осваивать ползание на четвереньках.

От 9 до 12 месяцев

Совершенствовать ранее освоенные движения: ползать, спускаться по скату горки, приседать и вставать, переползать через бревно, вставать и садиться, делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; переходить от одного предмета к другому; подниматься и спускаться по ступенькам горки и др.

Стимулировать выполнение движений по просьбе взрослого, двигательную активность, побуждать ребенка к самостоятельному передвижению в пространстве.

Развивать двигательные функции, в том числе посредством совершенствования действий с предметами.

Обучать ходьбе при поддержке взрослого и самостоятельно.

Питание. Безопасность жизнедеятельности

Следить за эмоциональным состоянием ребенка, поддерживать его положительное самоощущение.

Адекватно реагировать на сигналы ребенка (плач и др.), своевременно устранять причины, вызывающие у него дискомфорт.

Обеспечивать полноценное питание, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам, богатое микроэлементами и витаминами, отдавая предпочтение грудному вскармливанию по свободному режиму.

Своевременно вводить прикормы (дополнительное питание) в соответствии с потребностями ребенка и консультацией врача.

Ночное кормление исключать только в случае отказа от него ребенка.

Обеспечивать ребенку одежду из натуральных тканей, не стесняющую его движений, соответствующую температуре в помещении, на улице.

Формировать положительное отношение к кормлению.

Помогать ребенку в соответствии с его возрастными возможностями: есть с ложки (3 - 5 мес.), пить из чашки (5 - 6 мес.), которые держит взрослый, самостоятельно пить из чашки, придерживая ее руками (7 - 8 мес.); поощрять его попытки есть самостоятельно (10 - 12 мес.).

Обеспечивать эколого-гигиенические условия: чистоту помещения, одежды, игрушек, приток свежего воздуха, регулирование температурного режима в зависимости от возраста детей.

Проявлять заботу о безопасности ребенка: не оставлять его без присмотра, убирать из ближайшего окружения опасные для малыша предметы, не загромождать помещение мебелью, функционально не предназначенной для детей.

Обеспечивать оптимальную длительность бодрствования, ориентируясь на реакцию и самочувствие ребенка.

 

 

Примерный распорядок дня воспитанников группы первого раннего возраста (до года)

 Возраст  Кормление  (количество раз в течение суток)    Длительность бодрствования    Сон в  течение дня    Длительность каждого периода  дневного сна 
До 3 мес. 12 - 7    5 ч - 1 мес.; 5,5 ч - 2 мес.; 6 - 7 ч - 3 мес.   4    2,5 - 2 ч  
От 3 до 6 мес.      7 - 5     7 ч - 4 мес.; 6,5 - 7 ч - 5 мес.;  8 - 8,5 ч - 6 мес.  4 - 3  2,5 - 2 ч  
От 6 до 9 мес.      5       5 - 9 ч - 7 - 8 мес.;  9,5 - 10 ч - 9 мес. 3    2,5 - 2 ч  
От 9 до 12 мес.      5       9,5 - 10 ч - 10 мес.; 10 - 11 ч - 11 мес.; 10,5 - 11 ч - 12 мес. 3 - 2  2,5 - 2 ч  

 

Примечание. Грудное молоко имеет оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ и легко усваивается ребенком, обеспечивает полноценное развитие ребенка, защищает от инфекций, способствует укреплению иммунитета.

Закаливание

Ежедневные оздоровительные прогулки. Многократное умывание в течение дня.

В теплое время года дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков).

В холодное время года снижение температуры воздуха в помещениях до +19 °C.

Воздушные ванны. Ежедневное купание.

Индивидуальное закаливание в семье, ежедневная гимнастика и массаж по рекомендации врача.

 

От рождения до 3 месяцев

Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении и внимании со стороны взрослого человека: ласково разговаривать с младенцем, улыбаться, нежно гладить, брать на руки, обращаться к нему по имени и др.

Способствовать возникновению потребности в общении: настраивать ребенка на восприятие взрослого, содействовать его выделению, возникновению сосредоточения на лице взрослого человека и коммуникативной улыбке, ему адресованной.

Содействовать развитию средств эмоционального ситуативно-личностного общения: улыбки в ответ на обращения взрослого; "комплекса оживления" и др.

От 3 до 6 месяцев

Удовлетворять потребность ребенка в общении.

Предоставлять возможность ребенку для проявления активности в процессе общения.

Содействовать положительному самоощущению ребенка, формированию безопасной привязанности к ухаживающему взрослому, доверия к другим людям.

От 6 до 9 месяцев

Использовать разнообразные типы взаимодействия с ребенком: улыбка, взгляд "глаза в глаза", тактильные контакты и др.

Содействовать возникновению у малыша потребности в совместных действиях и сотрудничестве со взрослым.

Побуждать к выполнению действий вместе со взрослым.

Создавать условия для формирования положительного отношения ребенка к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, восприятию себя как активного субъекта общения.

Выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям (радоваться, огорчаться и др.).

Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль и др.

От 9 до 12 месяцев

Побуждать ребенка к проявлению доброжелательного и инициативного отношения к окружающим, желания вступить в контакт не только с близкими, но и с другими людьми.

Содействовать удовлетворению как личностных, так и деловых мотивов общения малыша.

Демонстрировать ребенку доброе отношение к окружающим людям, ко всему живому.

Учить ребенка адекватно реагировать на слова "можно" и "нельзя".

Учить по интонации различать похвалу и порицание.

 

От рождения до 3 месяцев

Способствовать проявлению интереса детей к окружающим предметам (содействие возникновению способности к фиксации взглядом предметов, сосредоточению на них, слежению взглядом за передвигающимся предметом, реагированию на различные свойства и др.).

Способствовать появлению и совершенствованию разнообразных способов обследования предметов: зрительных, оральных (ротовых), мануальных (действия руки); налаживанию зрительно-двигательной координации.

Укреплять детские руки и пальцы, способствовать захватыванию и удержанию предметов в руке (вкладывание в руку ребенка пальцев взрослого, погремушек и других предметов, показ ярких звучащих игрушек, касание ими ладоней и пальчиков ребенка).

От 3 до 6 месяцев

Создавать условия для развития познавательной активности посредством демонстрации разнообразных предметов, перемещения ребенка в пространстве на руках взрослого, способствовать появлению ориентировочно-исследовательских действий.

Содействовать включению руки в обследование предметов (дотягивание до предмета, притягивание его при случайном прикосновении, кратковременное удерживание, ощупывание).

Способствовать появлению умения брать игрушки из удобного положения, из рук взрослого, из любых положений.

Стимулировать возникновение манипулятивной деятельности, способствовать ее обогащению и развитию.

От 6 до 9 месяцев

Содействовать обогащению исследовательских действий с предметами (осматривание, перекладывание из руки в руку, размахивание, бросание), их разнообразию; эмоциональной вовлеченности в деятельность.

Стимулировать и поддерживать желание самостоятельно обследовать предметы, игрушки, экспериментировать с ними (гладить, трясти, стучать и прислушиваться к издаваемым звукам, двигать по столу и т.д.).

Содействовать появлению действий, соответствующих свойствам предметов: катание шариков, мячей, сжимание резиновой игрушки, издающей звуки, вкладывание мелких предметов в коробку, открывание ее и вынимание предметов.

От 9 до 12 месяцев

Содействовать развитию познавательной активности; своевременному переходу от неспецифических действий ребенка к специфическим: раскрытие в процессе практического сотрудничества со взрослым свойств конкретных предметов, оказание помощи в овладении специфическими для конкретного предмета действиями (шар можно катить и т.п.).

Побуждать к выполнению противоположных по смыслу действий (выкладывание - вкладывание и др.).

Создавать условия для обогащения ребенком опыта самостоятельного использования предметов по их назначению, переноса освоенных специфических действий с одного предмета на другой.

Содействовать развитию в процессе манипуляций с предметами и зарождающейся предметной деятельности ребенка сенсомоторики, внимания, накоплению и обогащению представлений об окружающих предметах, развитию мыслительных процессов.

Способствовать зарождению, развитию, проявлению первых признаков самосознания, осознания себя субъектом своей деятельности.

Поддерживать проявление ребенком инициативности, настойчивости в желаниях, стремления к самостоятельности, реализации свободы выбора в предметно-действенной и поведенческой сферах.

 

От рождения до 3 месяцев

Обогащать детей эстетическими впечатлениями.

Развивать эмоциональную отзывчивость на доступные детям произведения искусства.

Создавать условия для слушания музыки и произведений художественной литературы и фольклора.

От 3 до 6 месяцев

Создавать условия для получения ребенком радости от встречи с прекрасным (музыкой, пением, пляской, музыкальной игрой, произведениями изобразительного искусства, художественной литературы и фольклора).

Предоставлять возможность ребенку слушать различные музыкальные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства.

Развивать умение следить за перемещением звучащего музыкального инструмента, прислушиваться и отыскивать взглядом источник звука.

От 6 до 9 месяцев

Развивать слуховое внимание, способность прислушиваться к музыке.

Содействовать проявлению эмоционального реагирования на доступные детям произведения искусства, выполнению ритмичных движений под веселую музыку.

Развивать эмоциональную отзывчивость на доступные детям произведения искусства.

От 9 до 12 месяцев

Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

Содействовать запоминанию движений, связанных с музыкой; проявлению эмоциональной отзывчивости на игровые действия, на музыку плясового характера.

Побуждать ребенка к проявлению элементарной активности в пении.

Предоставлять возможность слушать музыкальные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства.

Создавать условия для слушания пения взрослого, классической и инструментальной музыки, произведений художественной литературы и фольклора.

 

Физическое развитие

Стоит без опоры. Сидит без поддержки. Ползает в разных направлениях.

Ходит с поддержкой за руки (одну руку).

Самостоятельно проходит небольшое расстояние.

Реагирует положительно на кормление. Ест с аппетитом.

Умеет пить из чашки, начинает держать чашку и ложку, стараясь есть самостоятельно.

Познавательное развитие

Действует по-разному с предметами: размахивает, бросает, держит коробку в руке и кладет в нее игрушки, осматривает содержимое коробки, достает из нее предметы, нажимает на пищащие предметы, катает мяч и т.п.

Выполняет некоторые результативные действия двумя руками в играх с предметами.

Находит на вопрос "где?" предметы в разных местах независимо от их местоположения.

Демонстрирует познавательную активность, пытаясь достичь цели (тянется за понравившимся предметом, делает несколько шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту).

Привлекает взрослого к достижению своей цели, используя средства ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения.

Речевое развитие

Понимает обращенную к нему речь.

Соотносит понимаемые и произносимые слова с предметами.

Выполняет игровые действия по просьбе взрослого.

Произносит первые слова (6 - 10 слов).

Эстетическое развитие

 

Эмоционально положительно реагирует на музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и художественной литературы.

 

Развитие младенца. Задачи воспитания детей первого года жизни.

Раннее детство состоит из двух стадий — младен­ческого (от рождения до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Основные закономерности развития детей раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, их взаимосвязь; приобретение первоначального социального опыта, привычек пове­дения; эмоциональность ребенка; потребность в инди­видуальном общении со взрослыми и др.

В младенческом возрасте наблюдается прямая за­висимость ребенка от взрослого. Взрослый обеспечивает кормление младенца и гигиенический уход за ним. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — непосредственное тесное общение ребенка со взрос­лым.

  Задачи воспитания — создание всех условий для нормального психофизического развития детей. Исследователями введено понятие «психолого-педагогический возраст». Он включает физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие де­тей. Основное условие, необходимое для нормального психофизического развитии детей в младенческом воз­расте, — рациональная последовательность в чередо­вании режимных процессов: сон — кормление — бод­рствование.

Некоторые врачи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Появилось даже специальное направление – пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий (музыка).

    Рождение – это всегда резкий переход к новому. Этот момент и весь следующий за ним период новорожденности является кризисным, переходным периодом. После рождения пуповина продолжает работать в течение 4-5 мин. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца.

       С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.

    Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.

    Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов. Это физиологические рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. Защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий (зрачковый, мигательный, сосательный, поисковый).

    Атавистические рефлекс ы представляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков. На их основе ничего человеческого не развивается. Характерно, что большинство из них угасает уже в первом полугодии жизни: рефлекс Робинзона или цеплятельный рефлекс, рефлекс ползания, вскидывания (Моро), плавательный.

    Ориентировочные рефлексы направлены на контакт с внешними воздействиями. В первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головы ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук и поворачивает голову в сторону источника звука. Рефлексы являются основой для потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

Таким образом, характерные особенности младенческого возра­ ста: быстрый темп физического и психического раз­вития; развитие двигательной активности и сенсомоторной координации; развитие действий с предмета­ми и на их основе формирование интеллекта; появле­ние первых слов; интенсивное развитие общения с взрослыми. М. И. Лисиной определены две основные формы общения: ситуативно-личностная и ситуатив­но-деловая. В этом возрасте начинается формирова­ние образа «Я», появляются первые желаний («хочу», «не хочу»), происходит восприятие ярких цветов, зву­ков, музыки, пения. В процессе общения с взрослыми формируется познавательная активность, эмоциональ­ность, уравновешенность, чувство защищенности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.