Предмет урока — псалом 8-й (выбран псалом, употребляемый на воскресном богослужении, — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Предмет урока — псалом 8-й (выбран псалом, употребляемый на воскресном богослужении,

2020-11-03 95
Предмет урока — псалом 8-й (выбран псалом, употребляемый на воскресном богослужении, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и притом пророческого характера)

Сна чала учитель предлагает вспомнить детям старшего и среднего отделений, кто был Давид. Дети говорят, что Давид был царь еврейский и пророк, что он предсказывал, как и другие

пророки, особенно  о Христе. Чтобы показать детям пример предсказаний о Христе из псалмов Давида, учитель указывает начальные слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся

врази Его!» (Пс.67:2) — слова, столь часто слышимые в Пасху и известные детям. Далее учитель заставляет детей вспомнить, что до помазания на царство святой царь Давид пас овец отца

своего Иессея; сообщает, что на востоке и на юге, где дни были очень жаркие, часто пасли стадо ночью (дети вспоминают пастырей  вифлеемских); рисует картину неба, освещаемого луною и

сияющего звездами, спрашивая, видели ли дети так ое небо но чью, любовались ли им и каким

оно им казалось; спрашивает, наконец, как называют такую ночь, во время которой на небе светит луна, небо усеяно звездами и так красиво; дети говорят, что называют ее «чудесною»; учитель добавляет: «или чудною - какая, говорят, чудная ночь!» - Всеми этими сведениями дети старшего отделения подготовляются к чтению 8го псалма, а детям среднего отделения сообщается то, что потом

будет для них необходимо.

Затем учитель велит детям найти 8-й псалом, причем оказывается, что дети забыли некоторые славянские цифры, и им приходится напоминать об изображении цифры 8 буквою

«и» восьмеричным. Сказав детям старшего отделения, чтобы они нашли 8-й псалом и по читали его, учитель пока переходит 

к среднему отделению с целью подготовить 

его к самостоятельной работе.

Учитель, заставив сна чала детей вспомнить, какое учение 

Господа им сообщено было в один из предшествующих уроков (притча о сеятеле), велит детям читать притчу под его

руководством, потому что дети были еще совершенно не приучены

к самостоятельной работе по славянскому языку и читали 

по-славянски очень не бойко. Дети читают, а учитель попутно

(кроме 2х первых стихов, уже разобранных ранее при участии учителя) объясняет непонятные слова (например, се, да, ова, позобаша, абие, зане, я). Слово «притча» объясняется пока, как

пример из жизни (полное объяснение оставляется до изъяснения смысла притчи, из которого и предположено вывести его аналитически). Останавливается учитель при чтении и на некоторых таких славянских словах, которые сходны с русскими по корню и не сходны по окончанию или по форме, заставляя детей перевести (например, «на брезе», «сеяй», «падоша», «идеже», «прозябоша»). Значение непонятных слов изъясняется при помощи детей старшего отделения, а значение слов, сходных с русскими по корню, но не сходных по окончанию или по форме, говорят отчасти дети среднего отделения. Некоторые  наиболее простые слова (например, присвянуша, корения, изсхоша, подави и т.д.) учителем оставляются без объяснения, чтобы дети

догадались о значении их по смыслу при самостоятельном чтении. 

 

- Заставив сна чала самих детей прочитать первые три стиха, учитель далее читает сам, желая осмысленным чтением

облегчить детям и понимание отдельных слов (по смыслу). 

Подготовив таким образом детей к самостоятельной работе и напомнив детям еще раз, что они должны по дума ть, как каждое

славянское слово, не сходное с русским, заменить русским, а потом рассказать содержание первых девяти стихов 13-й г лавы Евангелия от Ма тфея, учитель переходит к старшему отделению. Ученик читает надписание псалма, из которого видно, что псалом написан Давидом. Остальное приходится объяснить самому учителю. Он говорит, что слово «псалом» значит «хваление» (священная песнь, в которой содержится прославление Бога). 

Когда пели псалмы, то играли на музыкальных инструментах;

о дин из них назывался псалтирью; показывается изображение ее. Слова «в конец» означают «для исполнения», т.е. что, когда псалом исполнялся, нужно было играть на музыкальном

инструменте. — Слово «о точилех» означает, что псалом нужно было петь при выжимании сока из ягод винограда («точило» - вроде корыта с отверстиями внизу, чрез которые и стекал

выжатый сок; другие объяснения слов «в конец, о точилех» пока не приводятся). Затем ученик начинает читать 2-й стих (первый стих- надписание) и переводить при участии всех детей отделения. Слова «Господи, Господь наш» оставляются без перевода с небольшим лишь приложением («Господи, Господь наш» или «Господи, Боже наш»). «Яко» дети переводят «как»; «чудно» оставляют без перевода и потом заменяют словом «славно»; «имя Твое», т.е. Божие; к пониманию смысла всей фразы дети подготовлены были предварительными напоминаниями в на чале урока о том, как Давид пас ночью стада отца своего и любовался небом, освещенным луною и усеянным звездами. - Во второй части точки учитель обращает внимание детей сначала на слова «великолепие Твое» и спрашивает: «Чье это великолепие?» Дети, сопоставляя вторую половину точки с первой (имя Твое - Божие), догадываются, что говорится о Божием великолепии. Чтобы детям был ясен подлинный (сначала

буквальный) смысл слова «великолепие», учитель напоминает о великолепных храмах, и дети говорят, что великолепие - это красота, а великолепие Божие - это слава Божия. 

 

Слава (великолепие) «превыше небес», говорят дети, значит, «великая слава» (говорят: «прославился до небес» кто-нибудь). После этого дети определяют значение (опять сначала буквальное) слова «взятся» - «поднялась», «вознеслась», или (дополняет учитель) «достигла», «простерлась», «простирается» (чтобы яснее было слово «взятся», учитель напоминает припев Вознесения

Господня: «ангели восхождение Владыки зряще удивишася, как о со славою взятся от земли на горняя»). Наконец, становится детям ясным, что слово «яко» во второй половине предложения

означает «потому что» (по чему чудно имя Божие по всей земле? - потому что слава Его простирается выше небес).

Потом читается 3-й стих. «Из уст» можно заменить «из рта», но чтобы было красивее, нужно оставить «из уст», так как детей, видимо, за трудняла форма «младенец» (ро д. множ.

числа, а не имен. един. числа), то учитель спрашивает: из чьих это уст? Ответ: из уст младенцев. Слово «ссущих», связанное союзом «и» со словом «младенец», сходное по корню со словом «сосать», догадываются дети, относится к детям, питающимся грудью матери, или «грудным детям». «Совершил» хвалу дети переводят «сделать» или «устроил». - «Кто устроил?» —

Ответ: «Бог». - «Когда такую хвалу устроил Бог?» Привлекаются к  разрешению этого вопроса и дети среднего отделения, вспоминающие, как еврейские дети во время торжественного 

входа Господа в Иерусалим кричали Ему: «Осанна в вышних!» Таким образом, от буквального смысла легко сам собою делается переход к таинственному, пророческому, непосредственно

вытекающему из текста. - «Враг Твоих ради», т.е. врагов Божиих — грешников, неверующих, а во время входа Господа в Иерусалим, вспоминают дети, такими врагами были особенно

первосвященники иудейские, книжники и фарисеи; они имели 

в души и молчали, они боялись, потому что весь народ и даже дети прославляли Иисуса Христа. «Разрушити врага» и значит —

«победить его», заставить молчать. «Местника», догадываются дети, когда им напоминается слово «месть», озна чает человека, воздающего злом за зло и даже за добро. «Еже разрушити» —

«чтобы победить».

 

 

Связь между стихами 2-м и 3-м (мысль которых, каждого в отдельности, усвоена детьми при переводе их и передаче 

содержания каждого стиха) устанавливается посредством вопроса:

слава Господня очень велика, она по всей земле, простирается выше небес (2-й стих), и что еще про нее в 3-м стихе: кто даже прославляет Господа? Ответ: даже младенцы и грудные дети, а враги не могут ничего сделать Иисусу Христу. Для того, чтобы дети более видели связь слов и предложений, равно как удобнее проникли в смысл целого отдела псалма, учитель читает сам стихи 2-й и 3й; весь псалом в на чале урока не читается, потому что без объяснений учителя ход мыслей псалма детям непонятен и из чтения учителя до объяснений они не мог ли бы почти ничего вынести (оно возможно и в конце урока).

Дети после этого определяют и общую мысль обоих стихов: «весьма велика слава Господня», сопоставляя выражения: «чудно имя Твое», «взятся великолепие», «из уст младенец» (во всех них говорится о том, как велика слава Господня).

Потом учитель проверяет работу среднего отделения, спрашивая, как заменить русскими разные славянские слова.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.