Предмет урока — чтение по-славянски псалма — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Предмет урока — чтение по-славянски псалма

2020-11-03 95
Предмет урока — чтение по-славянски псалма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Пс. 83:1—13)

Предполагается,  что дети еще не читали ранее псалмов.

Чтобы подготовить отчасти детей к чтению псалма и сделать это чтение более назидательным, учитель сначала читает псалом сам. Затем заставляет читать детей. На надписании псалма учитель может не останавливаться, потому что оно неодинаково

понимается самими толкователями Священного Писания и потому что, при трудности объяснить его детям, пришлось, бы потерять много времени на это объяснение. Он может сказать лишь то, что «в конец» значит «для исполнения», т.е. для того, чтобы, 

когда будут петь псалом, то играли бы на музыкальных инструментах. «Сынами Кореевыми» назывались певцы  

при храме; о дин из них и написал псалом 83-й. «Точилом» называется яма для выдавливания виноградного сока, - это слово прибавлено потому, что псалом пели, может быть, когда было

время собирания винограда. О таинственном же значении слова «точило» учитель может умолчать, по крайней мере на первых уроках чтения из Псалтири. Дети читают 2-й и 3-й стихи, 

в случае надобности повторяют чтение раз, два и более, пока

не прочитают правильно. При первом особенно чтении дети следят за ошибками читающего и по вызову учителя исправляют их. По про чтении учитель заставляет переводить про читанные

стихи слово за словом, причем ученики о значении некоторых слов должны догадаться сами, значение некоторых читают на доске. «Коль» - дети могут догадаться по сходству с русским

словом «сколь», что «коль» значит «сколь, сколько». «Возлюбленна», «возлюбленны» - «желанны», «приятны». 

 

Затем учитель нарочно произносит оба слова вместе, чтобы дети могли легче перевести их связно и понять их смысл. «Коль возлюбленна» вместе значит: «сколько» или «как приятны». 

С тою же целью - добиться от детей связного перевода и понимания смысла всего предложения - учитель спрашивает:  

«О чем это говорится - «коль возлюбленны»? Что «приятны»?

Ученики: «Приятны селения Твоя».

Учитель: «Твои» — т.е. чьи? «Селения Твоя, Господи сил»

— значит, чьи?

Ответ: Господни.

Учитель: Что же называется «селениями Господними», где Господь особенно обитает?

Ученики: В храме. «Селения Господни» — значит «храм Господень».

Учитель: «Сил» - значит «воинств небесных», т.е. ангелов. Переведите же, дети, теперь весь стих хорошенько.

После перевода учитель может спросить: «О чем говорится 

в прочитанном?» Если дети перевели связно, то этот вопрос учителя не поставит их в затруднение. Впрочем, если перевод

начался хорошо, то учитель может спросить передать 

содержание читаемого уже по переводе обоих стихов,  т.е. 

2-го и 3го, - это даже удобнее, потому что дети лучше могут заметить связь между мыслями обоих стихов и будут передавать их содержание более свободно, не стараясь припоминать каждое из прочитанных слов.

Переводят 3-й стих.

Учитель. «Желает» — есть такое русское слово? Можно, значит, его оставить и не заменять никаким другим словом?

«Скончавается» - о значении этого слова дети сами едва ли догадаются. Поэтому учитель говорит, что это значит: «до 

конца желает», т.е. «сильно желает». Чего же желает душа? 

Где желает быть? Благодаря этим вопросам дети видят связь слов и догадываются о мысли 3-го стиха.

Дети. «Быть во дворах Господних».

Они догадываются, что и «дворы Господни» означают «храм». Читают и переводят далее каждое слово в отдельности.

 

Учитель. Как это плоть может возрадоваться? Когда человек бывает чему-нибудь очень рад,

что бывает на его лице, что бывает вообще с его телом?

Ученики. На лице заметна бывает улыбка, смех, иногда человек даже скачет от сильной радости.

Учитель. Кто здесь называется «Богом живым», какие боги называются мертвыми?

Ученики. Языческие боги -идолы, потому что они не видят,

не слышат, они не живые.

Учитель. Перескажите же весь стих 3-й по-русски связно и скажите, о чем вы прочитали в нем.

Если дети будут затрудняться передачею содержания, то учитель может заставить детей прочитать еще раз стихи 2-й и 3-й или задает наводящие вопросы, вроде следующих: что говорится здесь о селениях Господних? (какими они кажутся пророку?); 

что говорит пророк про дворы Господни, т.е. про храм (хорошо ли ему быть в храме, как же он говорит про это)?

Вопросы, заключенные в скобках, задаются лишь в случаях необходимости, если дети по первым вопросам содержание прочитанного не воспроизведут.

Читают далее и переводят стих 4-й, точно так же слово за словом. Перевод этого стиха менее представляет затруднений для детей. Труднее для них связь предложений в стихе и самая

мысль стиха. Чтобы облегчить детям понимание связи и мысли, учитель добавляет в первом предложении союз «как» («ибо как птица нашла»), во втором - «так» («так для меня алтари

Твои, Господи»). С чем же, значит, пророк сравнивает

жертвенник Господа? (Зачем это пророк говорит о птице, 

о горлице? Значит, ему так же приятно быть у жертвенника Господня, как кому?) Вместе с ответом на  этот вопрос дети уясняют мысль 4-го стиха и без тру да могут передать его содержание.

Читаются стихи 5-й и 6-й. 5-й не затрудняет детей, в 6-м 

необходима помощь учителя.

Чтобы дети перевели связно слова: «Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе», учитель сначала заставляет пересказать по-русски каждое слово в отдельности, потом спрашивает:

«Какой муж здесь называется блаженным?»

 

Ученики: Тот, которому есть помощь от Господа.

Учитель объясняет далее, что «восхождение» значит восхождение на гору, на которой стоял храм. Выражение «в сердце своем положи» для детей может быть понятно, и они могут ответить, что эти слова значат: «подумать в сердце своем». Учитель спрашивает: «О чем же это подумал пророк? О каком восхождении?»

Дети: О восхождении в храм Господень.

После этого учитель заставляет стихи 5-й и 6-й перевести связно и сказать, о чем в них дети прочитали. (К то называется здесь блаженным? Что положил в сердце своем, что захотел сделать

такой человек?)

Дети. Про читали, что блажен человек, который живет, т.е. постоянно пребывает, в доме Господнем, которому бывает помощь от Бога. Он в сердце своем решил идти в храм Господень.

Читаются стихи 7-й и 8й, переводятся. «Юдоль» - долина,

«в плачевней» - долине плача, т.е., добавляет учитель, 

долине скорбей, бед, которые посетили пророка. Значит, говорит

учитель, пророк идет где?

Ответ: По долине плача.

Учитель. Куда идет? Как далее сказано?

Ответ. «В место, еже положи», — значит в храм Господень, куда пророк хотел идти.

Учитель.  По чему же пророку так хочется идти в храм 

Господень, хотя ему нужно идти по долине скорбей, встречать разные беды в своей жизни? Как об этом говорится далее?

Ученик читает: «Ибо благословение даст законополагаяй».

Учитель. Кто это называется «законополагаяй»?

Ответ. Бог.

Учитель. Итак, почему пророку так хочется идти в храм Господень?

Ученик. Потому что Бог даст Свое благословение пророку,

когда придет в храм Божий.

При переводе 8-го стиха учитель объясняет слова: «пойдут от силы в силу». Они означают «будут восходить от силы в силу», т.е. те люди, которые приходят в храм Господень, будут

получать от Господа все более и более силы, - им не трудно, 

все легче и легче будет жить так, как угодно Богу, им явится Сам Бог в Сионе, т.е. Сам Бог будет помогать им. 

 

 

Сделав такое объяснение, учитель может заставить детей повторить его и для этого спросить: «Что же значит

«пойдут от силы в силу» (про каких это людей говорится и что значат слова, которые сказаны о таких людях: «пойдут от силы в силу»)?» Что значит - «явится Бог богов в Сионе»? 

Почему Господь называется «Богом богов»? Если дети повторят объяснение учителя, то им не будет особенно тру дно передать содержание стихов 7-го и 8-го; учитель, в случае затруднения, может задать такие вопросы: почему пророку хотелось быть 

в храме Господнем, хотя и терпит он разные скорби, как об этом говорит он (стих 7-й)? Что говорит об идущих в храм Господень (стих 8-й)? Таким же образом разрабатывается весь псалом. По разборе всего псалма учитель может

заставить детей прочитать весь псалом снова, но требует при этом чтения вполне осмысленного и выразительного, чего трудно было достигнуть, пока дети не понимали псалма, задавая вопросы более общие, чем задавал при первоначальной передаче содержания псалма учениками, например: что говорит пророк в псалме о храме Господнем? что говорит о тех людях, которые постоянно находятся в храме Господнем и идут туда?.. Может, наконец, учитель заставить детей определить общий предмет псалма по вопросу: о чем говорится во всем этом псалме? (О том, как хорошо быть в храме Господнем.)

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.