Конспект урока по изъяснению Богослужения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конспект урока по изъяснению Богослужения

2020-11-03 96
Конспект урока по изъяснению Богослужения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Житомире

Июля 1911 года

 

Предмет урока  - вступительные сведения о литургии и объяснение литургии оглашенных до малого входа включительно. Главным образом учитель занимается со старшим отделением,

привлекая к участию в работе и среднее. Учитель начинает 

с вопроса, какие церковные службы детям известны. Дети

пересчитывают по чти все службы, частью сами, частью при помощи учителя (например, что читают пред обедней, за какой службой дети бывают в Пасху в 12 часов ночи, какая служба

бывает всегда в полночь и т.д.). Затем учитель спрашивает, какая главная из всех служб, и, получив ответ, что самая главная - литургия, заставляет детей объяснить, почему она —

главная. Дети старшего отделения говорят, что на литургии совершается таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых (детей среднего отделения учитель при этом спрашивает, за какой службой они причащаются) и потому литургия самая важная служба. Учитель дополняет сказанное указанием на то, что остальные службы только «подготовительные» к литургии. Выясняя это название, учитель спрашивает детей, пошли ли бы они в гости, не умывши лицо, руки, не причесавши волосы, не по чистивши загрязненную одежду и т.д., - что нужно сделать сначала? Дети отвечают, что сначала нужно вообще подготовиться. - «Не тем

ли более нужно подготовиться к литургии? И вот для этого подготовительные службы».

 

 

«А вспомните, как вы подготовляетесь к литургии, когда причащаетесь, прямо ли к обедне приходите?» Учитель нарочно спрашивает это, чтобы выяснить, как худо следовать

укоренившемуся в Малороссии обычаю приходить к Святому Причащению во время уже литургии и иногда почти прямо во время самого причащения. Дети говорят, что нужно выстоять

накануне все службы, чтобы подготовиться к Святому Причащению. - «Да только ли в этот день?» - «Нет, в течение недели». Выяснив значение литургии среди всего круга служб церковных, учитель спрашивает детей, за чем мы совершаем литургию. Так как дети затрудняются сразу ответить на этот вопрос,

учитель предлагает им вспомнить, что сказал Господь о совершении таинства причащения на Тайной вечери. Для большей наглядности детям среднего отделения показывается и картина Тайной вечери. Дети говорят, что Господь велел творить таинство Святого Причащения «в Его воспоминание». - 

«В воспоминание чего же особенно?» - Дети говорят, что 

в воспоминание страданий и смерти. - «Но только ли?» - 

Дети отвечают, что и в воспоминание рождения Иисуса Христа, явления Его в мир, торжественного входа в Иерусалим (детям среднего отделения предлагается вспомнить, когда бывает этот вход, что выносится из алтаря), воскресения и вознесения на небо (учитель спрашивает, когда именно что вспоминается). —

«Как же сказать одним словом, что вспоминается?» - «Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа», говорят дети при помощи учителя. «Скажите теперь, дети, часто ли мы должны воспоминать Господа, ходить для этого к литургии?» Дети говорят, что необходимо ходить каждое воскресенье и праздник. Учитель напоминает, что древние христиане причащались даже каждый день (Деян. 2:42, 46). Если нельзя занятому человеку каждый день быть, то нужно каждый воскресный день и праздник обязательно бывать за литургией, а если кто не будет в три воскресных дня подряд без причины (не по болезни, например), тот отлучается от собрания церковного, от Святого Причащения, - так строго нужно соблюдать этот обычай посещения литургии в воскресенья и праздники. -

 

 

«Часто ли вы, дети, вспоминаете отца и мать?» - «Постоянно, каждый день». - «Даже если уедут в дальний город, один ли раз в год вспомните? Видите, отца и мать вспоминаем часто,

хорошо ли делают те люди, которые к обедне никогда почти не заходят, не хотят вспоминать Отца Небесного и Господа Иисуса Христа, Который велел творить таинство Святого Причащения на литургии в Его воспоминание. Смотрите же, дети, теперь, в детстве, приучитесь непременно ходить к литургии в воскресенье и праздники, а то, когда вырастете, труднее будет приучиться, все будет казаться, что некогда пойти в церковь, что мешают этому разные дела житейские».

Далее учитель переходит к объяснению названий: «литургия», «обедня». Оказывается, что дети не слышали еще, что литургия означает «общественное служение». Сказав им это значение, учитель предлагает детям выяснить смысл названия. Для этого он предлагает вспомнить, как и г де христиане первоначально совершали литургию после того, как установил ее Господь на Тайной вечери. Дети вспоминают, что апостолы собирались по вознесении Господа «единодушно вместе» в Сионской горнице. Такие сведения учитель дополняет другими, говоря, что первые христиане не только собирались все вместе, но у них было полное общение во всем: «у них  было единое сердце и единая душа», и не на словах только, но и на деле. «Не вспомните ли, дети, как они поступали с бедными?» — Дети вспоминают, что богатые продавали имения, приносили деньги к ногам апостолов, и давалось всем бедным на нужды, что было необходимо. У них «все было общее». Поэтому когда они собирались совершать таинство Святого Причащения, то устраивали «вечери любви» (что так ое «вечеря», спрашивает попутно учитель детей среднего отделения) в  память о Тайной вечери Господа: богатые делились с бедными пищей, и была общая трапеза, вечеря. 

Теперь христиане так ли поступают? А если не так, то по крайней мере должны быть во время литургии особенно в мире и

любви между собою. Отведены ли теперь особые места в церкви для богатых и бедных, знатных и незнатных? Нет, должны 

в церкви все быть равны, в мире и любви между собою. 

 

Угодно ли было бы Богу, если бы пришли мы в церковь 

к литургии без мира и любви, с гневом в душе на ближнего, 

с обидой на него. Напоминается хорошо известное детям пятое прошение молитвы Господней, а затем для большего запечатления сказанного в душе и для оживления внимания детей учитель предлагает им найти Мф. 5:23: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику». Дети (среднего отделения) читают 

по русскому Евангелию и передают слова Господа. - «Скажите, дети, угодна ли Богу была бы наша жертва, например свеча,

которую ставим пред иконой, если бы мы обидели ближнего и на

кого-либо гневались? Так и когда приносим Богу великую жертв

у Тела и Крови Христовых на литургии с гневом на душе, хорошо ли поступаем? Вот по чему литургия особенно и называется общественным служением, хотя все службы общественные, на всех собирается общество православных христиан, - на литургии особенно все должны быть

единодушны, в мире и любви между собою. Скажите теперь, по чему литургия называется «обедней». Дети говорят: «потому, что она совершается до обеда». Не отвергая этого объяснения, учитель предлагает детям заметить в названии «обедня» другой, более возвышенный смысл. «Что совершается на литургии?» - «Таинство Святого Причащения?» - «Когда Господь

его установил?» - «На Тайной вечери?» - «А слово «вечеря» что означает?» - «Обед». — «Да, вот и «обедня» называется так потому, что мы на ней причащаемся, вкушаем святого Тела

и Крови Христовых, как на Тайной вечери ученики. Поэтому самое причащение наше не называется ли вечерей (обедом), вспомните, что поют пред причащением в Великий Четверг

или священник читает каждый раз, к ог да причащаемся?» - «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Показывается опять детям среднего отделения картина

Тайной вечери. После этих предварительных сведений учитель переходит к самой литургии. Так как кто-то из детей случайно заговорил уже о разделении литургии на части, то учитель спрашивает, на сколько частей делится литургия. Дети говорят, что на три, и называют их, хотя при помощи

учителя (не знали названия «проскомидия»). 

 

 

Учитель пишет названия каждой части литургии

на доске, чтобы названия лучше запомнились и произносились правильно (детей среднего отделения учитель даже заставляет прочитать название на доске). Чтобы дети нагляднее представляли, когда начинается и оканчивается каждая часть, учитель  спрашивает, что совершается во время часов, что начинается после часов, что после херувимской, точнее, 

с ектении «елицы оглашеннии, изыдите» (т.е. когда оглашенные должны уже выйти из храма и остаться одни верные, - слышали, дети, эти слова, к ог да они бывают, в начале, 

в средине, конце литургии, до херувимской или после нее, спрашивает учитель детей среднего отделения).

Объясняется и смысл названия каждой части кратко. «Проскомидия» - «принесение»;  название указывает на то, что в древнее время сами христиане приносили хлеб и вино, которые нужны

были для таинства Святого Причащения (подробнее учитель не говорит о проскомидии, не ставя себе это целью настоящего урока). - «А кто «оглашенные», кто «верные», — мы все, например,

оглашенные или верные?» Дети определяют сами значение названий: верные - те, кто веруют во Иисуса Христа правильно и уже крестились, а оглашенные еще только учатся вере 

и не крестились.

Начинается объяснение литургии оглашенных. Прежде всего детям предлагается вспомнить возгласы диакона и священника после часов, с которых (возгласов) начинается литургия. Дети

(старшего и среднего отделений) вспоминают и произносят возгласы. - «Почему это, спрашивает учитель, диакон испрашивает благословения на начало службы, а священник

начинает ее с прославления Бога? Вспомните, дети, что делают люди, когда, например, отправляются в далекий путь, начинают строить или входят жить в новый дом, что делаете вы, когда 

начинаете учиться в школе, что делаете пред обедом?» Дети вспоминают, что все начинается с молитвы и благословения. Учитель дополняет их ответ напоминанием,  что, если бы не призвать благословение Божие, с человеком на пути могла бы случиться беда (мог бы заболеть, утонуть), дом мог бы сгореть и т.д. 

 

 

Затем предлагает вспомнить, что Сам Господь

сделал, когда совершил таинство причащения, прямо ли по дал хлеб ученикам. Дети вспоминают, что и Он сначала воздал хвалу Отцу Своему и благословил хлеб. «Что бывает после (начального) возгласа священника?» - Приходится помочь детям и сказать, что бывает великая ектения. Самое название «ектения» (протяжное, длинное моление) опять записывается на доске.

Учитель объясняет в общих чертах содержание ектении (название «великая» имеется в виду объяснить после, по сравнению 

с другими ектениями, когда о них будет речь). - «Почему

начинается она: «миром (в мире) Господу помолимся?» 

Дети, вспоминая данное им уже объяснение о том, с каким настроением нужно приступать к литургии, легко объясняют это.

Слова «о Свышнем мире», о мире свыше, с неба от Бога, дети уясняют себе, когда учитель спрашивает детей, кто принес этот мир с неба на землю, что пели ангелы при рождении Спасителя («слава в вышних Богу, и на земли мир» - мир и людей между собою и с Богом, Которого люди прогневали своими грехами). Далее молимся о спасении всех, о мире всего мира — всех людей,

о благосостоянии святых Божиих церквей, т.е. о том, чтобы церкви Божии были в покое, не разорялись врагами. - «Вспомните, 

всегда ли можно было христианам так спокойно молиться, как теперь, когда мы можем всегда спокойно пойти в церковь по желанию?» - Дети вспоминают о временах гонений, когда христиане, спасаясь от врагов, собирались молиться 

в катакомбах. - «О чем еще далее молимся в ектении?» Дети вспоминают, что о Государе и всем Царствующем Доме, 

о Святейшем Синоде, об архиерее (кто у нас главный архиерей?), о своей братии - христианах, о воинстве, 

о царствующем граде, граде сем (каком граде, говорит уже

учитель), о благорастворении воздухов (чтобы не было заразы в воздухе, чтобы погода была хорошая), изобилии 

(что это значит?) плодов земных, временех мирных, 

о плавающих, путешествующих, недугующих (кто это?), страждущих, плененных. Значит, мы должны молиться не только за тех, кто пришел в церковь, но и о тех, кто не мог придти, - о путешествующих, больных. 

 

 

Далее - об избавлении от всяк ой скорби и о том, чтобы Бог

заступил и сохранил всех своею благодатию, т.е. милостью, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.

«Не знаете ли, дети, что далее поется?» 

- Дети вспоминают про пение псалмов:

«Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа». - «Господь начал таинство, опять вспомните, дети, с чего?» - 

«С хвалы Отцу Своему». - «Вот и мы начинаем 

с прославления Его. За что же мы прославляем Господа? Вслушайтесь. «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя (т.е. что? что у нас внутри? Сердце, душа - это и есть

«внутренняя»), хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа 

в животе моем (т.е. во всю жизнь мою), пою Богу моему, дондеже есмь (пока живу). Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них» (значит, за что прославляем? За то, что Бог сотворил все. Послушаем далее). «Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя... венчающаго  тя милостию и щедротами… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (значит, за что еще прославляем Господа? 

За Его милости и щедроты. - Да. Еще послушайте, как о милостях Его говорится). «Якоже щедрит отец  сыны, ущедри Господь боящихся Его... Господь решит (разрешает, отпускает) 

окованныя (узников), Господь умудряет слепцы... любит

праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет. дает пищу алчущим"". Учитель приводит  наиболее

назидательные и памятные детям места псалмов, чтобы они видели, за что мы Господа в них прославляем.

Далее учитель напоминает, что мы прославляем Бога в трех Лицах, как говорится в возгласе священника: «Благословенно царство...» Почему антифонов бывает три, а в воскресенье и другие дни вместо третьего антифона поются «блаженны»? За что прославляется (после второго антифона) 2е Лице Пресвятой Троицы - Сын Божий, воплотившийся ради нашего спасения и распятый, поправший смертию смерть (слова песни «Единородный Сыне» читаются, и дети попутно сами говорят, за что прославляем мы Сына Божия; некоторые по дробности песни пока не объясняются и оставляются до повторения урока).

 

 

«Что далее бывает?» - «Поют блаженны («Блажени нищии 

духом» и т.д.), и совершается «малый вход"", вспоминают дети. Дети говорят, как он совершается: открываются царские

врата, несут Евангелие и пред ним свечу (или 2 свечи). Объясняют дети (на вопросы учителя), что малый вход 

обозначает пришествие Христа в мир для проповеди Евангелия (Евангелие, в котором записано учение Господа, символизирует проповедь апостолов), а пение «блаженн» напоминает нагорную беседу; свеча пред Евангелием означает, что Христос пришел 

в мир просветить людей Своим учением; этот же свет Христов, распространившийся во весь мир, означает и осенение верующих на все 4 стороны дикирием  и трикирием при архиерейском

богослужении (это изобразительное священнодействие архиерейского богослужения описывается самими детьми); пение «приидите, поклонимся и припадем к о Христу» означает,

что мы должны все поклониться Христу, пришедшему в мир спасти нас. Наконец, вход в алтарь, в открытые царские врата, означает, что открылся всем верующим вход в Царствие Небесное,

когда пришел Христос спасти людей. То, что архиерей стоял до того времени один посреди  церкви, означает, что Иисус Христос до крещения не проповедовал миру открыто, а жил в Назарете, и люди не знали о Нем. - Повторение объяснения частью было во время самого объяснения, частью же оставлено до следующего раза, потому что неудобно было прерывать его ранее малого входа, разрушая тем цельность представления. Частая по возможности смена излагательной и вопросно-ответной формы в изложении урока (попутные вопросы детям, требующие с их стороны вспомнить или разъяснить что-либо, например, из истории, 

из хода богослужения), повторение некоторых подробностей детьми младшего отделения, иногда же самим учителем для большего напечатления или точности, спрашивание менее внимательных, показывание картины и т.д. - все это способствовало оживлению внимания детей, особенно

среднего отделения, которое могло от долгой работы утомляться.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.