В г. Житомире 13 августа 1911 года — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В г. Житомире 13 августа 1911 года

2020-11-03 75
В г. Житомире 13 августа 1911 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока — объяснение молитвы «Пресвятая Троице» 

в младшем отделении совместно со средним отделением и учение о таинстве покаяния в старшем отделении

совместно со средним и отчасти младшим отделением. Старшему отделению сначала дается самостоятельная работа — прочитать по Евангелию (по русскому тексту для большей легкости)

18-ю главу Евангелия от Матфея, чтобы потом рассказать; работа дается такого рода, что дети ею подготовляются к катехизическому учению о таинстве покаяния. Дети среднего отделения

должны облегчать работу младшего отделения.

Учитель начинает с вопроса, какие кто из детей младшего отделения знает молитвы. Оказывается, что кое-кто знает «Пресвятая Троице», «Достойно есть» и др. Учитель заставляет

прочитать поднявших руки, исправляя при чтении неправильности произношения. Затем он спрашивает детей, не знает ли кто-нибудь молитв Пресвятой  Троице. - Но так как не все дети мог ли еще знать названия Лиц Пресвятой Троицы, 

хотя об этом была речь на предшествующих курсах, то учитель сна чала спрашивает, как называются три Лица Пресвятыя Троицы. Так как некоторые дети ошибаются, то учитель спрашивает нескольких детей назвать Лица Пресвятой

Троицы, сам называет и заставляет повторять за собою хором 

под такт. Спрашивает также, не в трех ли богов мы веруем, если веруем в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Дети

говорят, что мы веруем в одного Бога, а Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый - это Лица Пресвятой Троицы, это — три Лица в Боге.

Убедившись, таким образом, что дети усвоили краткие  сведения о трех Лицах в Едином Боге, учитель спрашивает, не знают ли дети каких кратких молитв Пресвятой Троице, в которых

назывались бы все три Лица Пресвятой Троицы. 

 

Дети некоторые вспоминают молитву «Во имя Отца и Сына», 

которую произносим мы, когда налагаем на себе крестное знамение (при этом учитель показывает, как это делается); 

а учитель заставляет детей среднего отделения объяснить

слова «аминь» («истинно» то, что мы говорим) и «во имя» -

«во славу». - («В чье же имя молимся мы, значит?» - спрашивает учитель за тем детей среднего отделения.) Вспоминают дети также славословие «Слава Отцу и Сыну».

Но, не имея времени останавливаться на этих кратких молитвах Пресвятой Троице, учитель переходит к более пространной молитве Пресвятой Троице и заставляет прочитать ее отчетливо,

без ошибок одного из детей среднего отделения, а потом начинает читать молитв у сам. Читает он два раза, отделяя каждое слово, чтобы дети имели возможность вслушаться в правильное произношение молитвы. За тем заставляет повторять детей хором, в такт, сна чала пословно, потом по частям. Каждая часть повторяется два раза, а трудные и три раза. Когда начинается повторение по частям, учитель подсказывает детям уже тольк о каждое слово части «Пресвятая… Господи... Владыко... Святый... имене...»), а потом и совсем ничего не подсказывает, давая только такт рукой. Когда таким образом дети вслушались в слова молитвы, учитель приступает к ее объяснению, привлекая и среднее отделение. «Пресвятая Троице, помилуй нас» - о чем здесь мы просим Пресвятую Троицу? Что значит «помилуй нас»? Когда преступник за худые дела попадает в тюрьму, а потом его

простят, то говорят: его «помиловали». Что же значит «помиловать»? - «Не наказывать», отвечают дети. - «А нас есть за что наказывать? Может быть, мы так хороши все, 

что не за что наказывать? Или и у нас есть худые дела, грехи, за которые нас нужно было бы наказать?» —

«Да, есть и у нас. Все мы недостойны милости Божией из-за грехов своих, потому и просим Бога оказать нам милость («помиловать»)». - «Как дальше читается молитва?» - 

«Господи, очисти грехи наша». - «О чем же здесь молимся?

Что такое грехи, какие это дела, добрые или худые?»

- «Худые». Чтобы дети нагляднее представляли, что такое грехи, учитель спрашивает детей, когда мы просим Господа простить грехи свои особенно?

 

- «На исповеди». - «Какие же там грехи, например, говорятся?» - «Если кто не слушается отца и матери, чужое что-либо

возьмет, обманет и т.д.». - «Что же значит «о чисти грехи»? 

Когда одежда или тело загрязняются, что с ними делаем?» - «Моем, очищаем от грязи». - «А в молитве просим «очистить» от чего?» - «От грехов». - «Тело становится нечистым от грязи,

а душа нечистою от чего, значит?» - «От грехов».

«Что далее в молитве?» - «Владыко, прости беззакония наша». - «Кто это «Владыка""? Некоторые дети привыкли с названием «Владыка» соединять понятие об архиерее, и учитель

спрашивает, про архиерея ли говорится в молитве. Чтобы дети же ответили, учитель заставляет вспомнить, к кому раньше мы обращаемся в молитве. - «К Господу».

«Значит, и Владыка - Господь. Чем Он владеет?» - «Всем миром». - «А как заменить другим словом слово «прости?"" - Этот вопрос задает учитель, желая узнать, понимают ли

дети слово «прости». Указывает он еще на пример детей, которые сделали что-либо худое и которых отец, мать «прощают». Дети видят, что «прощать» значит тоже «не наказывать» того, кто провинился в чем-нибудь; чтобы 

нагляднее дети по чувствовали необходимость прощения,

учитель предлагает им вспомнить первых людей, как наказал их Бог за грехи (к сожалению, не оказалось картины изгнания первых людей из рая), а потом простил. - «А что такое

беззакония?» - «Грехи». - «Почему называются грехи беззакониями?» - «Потому, что мы ими нарушаем закон Божий». - Потом учитель, обращаясь к среднему отделению, предлагает

ему сказать, где записан зак он Божий, откуда мы его узнаем. Дети вспоминают, что записан он в Библии, что закон дан Богом еще чрез Моисея, кратко этот закон содержится в десяти

заповедях; есть еще закон Христов, в Евангелии записанный.

При объяснении следующих слов: «Святый, посети и исцели немощи наша» (которые дети так же припоминают, как и вообще слова всей молитвы), опять спрашивается, кто «Святый».

Дети говорят, что это говорится о Боге. Изъясняя слова «посети и исцели немощи наша», учитель сначала спрашивает, что такое «немощи», какой человек называется «немощным».

 

 

Дети отвечают, что это- больной человек, но учитель все-таки обращает внимание на корень слова «немощной» - тот, кто «не может» работа ть как следует, не может иногда встать с постели от болезни. Только о телесных ли немощах говорится 

в молитве? Нет ли каких немощей, болезней у души? - Дети говорят, что это - грехи, и учитель выясняет на примерах, что грехи делают душу именно немощною, больною. Так, если человек приучится пить вино, может ли он легко оставить пьянство? - Нет, не может. А иной в посте приучился есть скоромное, легко ли ему поститься? может ли он как следует соблюдать пост? Если дети привыкли не слушаться старших, им тоже тяжело становится слушаться. Слова «посети и исцели» учитель объясняет чрез сопоставление с «посещением больного врачом», который излечивает больного, и он

«исцеляется». Указывает также учитель на то, что Господь «исцелял» многих больных. Значит, мы просим, чтобы Господь посетил нас и исцелил какие наши немощи? Ответ: молимся, чтобы Он исцелил от грехов наши души.

Остается объяснить слова «имене Твоего ради». Дети среднего отделения объясняют эти слова, передавая их: «для славы Божией», как в молитве «во имя Отца и Сына», но учитель

дополняет это объяснение напоминанием того, что просят милостыню именем Христовым, «Христа ради»; так и мы просим простить грехи наши ради ли себя самих? достойны ли

прощения мы, которые постоянно обещаем Богу не грешить и снова грешим? - «Нет, просим мы прощения ради имени Божия». - «Или ради милости Господа», добавляет учитель.

Окончив объяснение, учитель спрашивает детей, кому же и о чем молимся мы в этой молитве Пресвятой Троице. 

Дети припоминают слова молитвы. «А по чему мы три раза

обращаемся к Господу («Господи», «Владыко», «Святый»)»? 

Дети отвечают: «Потому, что молимся мы здесь Пресвятой

Троице». Учитель добивается, чтобы здесь, как и в других случаях,

дети дали полный ответ.

Оставляя дальнейшие повторения объяснений до следующего раза, учитель, чтобы не утомить детей напряженной умственною работою, переходит к старшему отделению, причем,

 

впрочем, привлекает к работе среднее отделение и приглашает слушать младшее, к которому время  от времени не перестает обращаться с вопросами. - «Вот, дети, обращается учитель 

к старшему отделению, мы объясняли молитв у, в которой молимся о прощении грехов, - не читали ли и вы сейчас о прощении грехов в Евангелии?» 

Дети передают содержание 18 главы Евангелия от Матфея 

(с вопроса Петра «сколько раз прощать брату согрешающему?»

рассказывают притчу о двух должниках). - «А когда мы получаем прощение грехов?» - «На исповеди». На этот вопрос обнаруживают готовность ответить и некоторые из детей младшего отделения, и учитель спрашивает их, все ли они были на исповеди, всем ли исполнилось уже семь лет, когда нужно идти на исповедь. - «Что же такое исповедь или как ее еще назвать?» —

«Покаяние». - «Как назвать одним именем покаяние, крещение, причащение и т.д.?» - «Таинствами». - «Что такое таинство?

что такое крещение, причащение, елеосвящение и т.д.?»

- «Это священные действия». - «Да, а благословение (учитель обращается к младшему отделению, спрашивая, кто благословляет), каждение и другие священные действия - таинства ли это? Что в таинствах происходит тайного, таинственного, непонятного?» - «Сходит на нас благодать Святого Духа». - «Значит, таинство что такое?» Дети повторяют, что таинство - священное действие, чрез которое мы получаем благодать Святого Духа. - «Сколько всех таинств?» — Дети перечисляют семь таинств. «Какая же благодать, или какая сила Божия, подается нам в таинстве покаяния?» - «Мы получаем прощение грехов». - «Перед кем нужно каяться? Может быть, покаяться про себя, в душе своей пред Богом?» - «Нет, нужно исповедоваться пред священником». - «Почему же?

Вспомните, что прочитали в 18 главе Евангелия от Матфея». Дети вспоминают, как заповедал Господь брата согрешающего обличать, вразумлять сначала наедине, потом взяв одного или

двух свидетелей, наконец, пред церк овью (т.е. пред кем? Дети говорят: пред священниками; за тем вспоминают и объясняют слова: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что

разрешите на земле, то будет разрешено на небе»  

(Самим Богом — Мф. 18:18). 

 

Таким образом, детям сообщается понятие о таинстве покаяния и о Божественном его установлении. - За недостатком времени учитель предполагает уже в следующий раз сказать, что самому лечить себя нельзя, а нужно больному показать себя врачу, 

который посоветует, как лечить болезнь; так нужно и грешнику рассказать свой грех (болезнь души) священнику (духовному врачу), чтобы он лучше знал, как ему лечить болезнь, знал, что посоветовать для исправления грешнику.

Учитель спешит в оставшуюся часть урока сказать о том, что нужно для истинного покаяния, чтобы оно принесло пользу человеку. Дети говорят, что нужно покаяться искренно,

т.е. от всей души (а не перечислять только свои грехи, совсем не стыдясь за них и не печалясь, что они сделаны), вспоминают искреннее раскаяние блудного сына и мытаря; при этом учитель

показывает детям среднего и младшего отделений картину, заставляя средних объяснять ее содержание, а младшему отделению показывает, как стоит мытарь (наклонив голову, бьет себя в грудь) и где (вдали, позади). Говорят дети и про другие условия истинного покаяния - обещание исправиться (будет ли польза, если покаяться и на другой день начать делать то же?)

и прощение ближних. Последнее дети вспоминают благодаря 

прочитанной им притче о заимодавце и двух должниках. Чтобы сделать объяснение назидательнее, учитель напоминает,

что в этот день, когда давался урок (13 августа 1911 г.), празднуется 50 лет со дня открытия мощей святителя Тихона Задонского, и рассказывает случай, как он сам поклонился в ноги и просил прощения у обидчика, ударившего его по щеке.

«А как, дети, Бог принимает кающегося грешника? Вспомните, кроме притчи о блудном сыне, что прочитали в 18-й главе Евангелия от Матфея». Дети вспоминают трогательную

притчу об овце пропавшей (Мф. 18:12—13). - «Скажите еще, можно ли на исповеди что-либо утаить, скрыть от священника». Дети (и младшего отделения тоже) говорят, что нельзя, что если

человек утаит (это говорят дети других отделений), то грех его будет еще более, чем прежде.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.