Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 8 июля 1911 года — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 8 июля 1911 года

2020-11-03 78
Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 8 июля 1911 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока  - история творения мира - для младшего отделения и объяснение 1-го члена Символа веры для детей старшего отделения и среднего. Сна чала учитель занимается 

с детьми младшего отделения, а старшему и среднему отделениям дает самостоятельную работу, имеющую тесное отношение к объяснению 1-го члена Символа веры, именно - чтение из Евангелия от Матфея, 6, 25—34; дети старшего отделения читают по славянскому Евангелию, а дети среднего отделения — по русскому. Сказав детям среднего и старшего отделений, что чрез несколько минут они будут отвечать прочитанное, учитель переходит к младшему отделению.

Сначала дети вспоминают, что им учитель на чал уже рассказывать вчера о творении мира Богом из ничего в шесть дней. За тем учитель передает рассказ о творении, кончая творением человека, но пока без описания способа творения последнего. Рассказ ведется по возможности ближе 

к библейскому тексту с некоторыми попутными необходимыми объяснениями, не мешающими, однако, 

 

напечатлению в памяти детей последовательности рассказа, и попутными вопросами, побуждающими детей быть внимательнее и лучше запоминать более трудные части рассказа. Усталость детей после предыдущего урока требует больших усилий со стороны учителя для того, чтобы привлечь внимание всех детей к рассказу, который сам по себе для них очень труден; при малейшем уклонении внимания в сторону рассказ превращается 

в ряд отрывочных сообщений, тру дно воспринимаемых памятью. Только последовательность событий, которую учитель всячески старался дать детям заметить, могла облегчить несколько

запоминание рассказа. Рассказ велся следующим образом.

«В начале не было ничего: ни солнца, ни звезд, ни земли... Был только один Бог. И вот в начале, когда и дней и ночей еще не было, сотворил Бог небо и землю, т.е. все, что теперь мы

видим на небе и на земле, весь мир (о создании ангелов пока не говорится). Но земля была невидима, потому что была покрыта тьмою и неустроена (Быт. 1:2); потом Бог устроил все, как мы видим теперь, а тог да земля была неустроена, как бы вода, которая растекается во все стороны (или воздух, ветер, 

который движется с места на место), и Дух Божий носился над

водою. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!» И стал (появился) свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью; и был вечер, и было утро, день один, день первый. («Значит, что сотворил Бог в первый день?» - спрашивает попутно учитель, желая, чтобы дети не говорили, что в первый день сотворил Бог небо и землю, которые сотворил в начале, когда не было еще и дней). Во второй день сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды!», т.е. небо, которое мы видим, и разделил Бог воду, которая над твердию, от воды, 

которая под твердию (для наглядности большей учитель указывает рукою вверх и вниз). Это день второй. В третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под твердию (эти слова произносятся с особенным ударением, потому что они составляют продолжение повествования о творении второго дня и помогают образованию последовательной нити событий в умах детей), и да соберется в о дно собрание (место), и да явится суша!» (т.е. какая земля? спрашивает попутно учитель). 

 

И собралась во да в собрания свои, и явились моря, реки, озера. Это день третий. В четвертый день Господь сказал: 

«Да будут светила на тверди небесной, чтобы освещать землю и

показывать времена, дни и годы!» И явилось солнце, луна и звезды. (Попутно учитель спрашивает, какое светило видно днем, как ое но чью, когда солнце более и менее всего греет —

летом, зимой, весною или осенью, - и дети, таким образом, видят, что смена дня и ночи, а также времен года зависит от солнца.) Чтобы связать дальнейшее повествование с

предшествующим в одну последовательную цепь, учитель говорит: теперь послушайте, как Бог создал все живое: рыб, птиц, животных и человека. В 5-й день Бог сказал: «Да изведет вода (делается ударение) гадов морских (т.е. больших рыб, китов и других животных, которые живут в море) и птицы да полетят по тверди небесной!» В шестой день сказал Бог: «Да изведет земля (делается у дарение, чтобы, благо даря противопоставлению воды и земли, легче запечатлелось в памяти детей, что создано в 5-й и 6-й день) животных: зверей, скотов полевых, гадов,

ползающих по земле (змей, ужей и т. д.)!» После всех создал Бог человека». - Но по дробное повествование о творении человека откладывается до следующего раза.

Так как детям сказано было уже про первые четыре дня кратко, то теперь им рассказывается про все шесть дней — для большей цельности впечатления, воспроизведение же рассказа о творении делается лишь по частям, ввиду его трудности; сначала учитель требует рассказать про первые 3 или 4 дня творения. Так как становится очевидным, что некоторые сведения оказываются у детей перепутанными и некоторые трудные названия забытыми, то учитель еще однажды рассказывает про первые три дня творения и за тем заставляет детей рассказывать по вопросам: что сотворил Бог в на чале? как ова была сна чала созданная земля? кто носился над неустроенной землей? что Бог создал 

в 1-й день? что сказал? как назвал день и ночь? что создал во 2-й день? как разделил воду? что создал в 3-й день? что сделал с во дою под твердию? куда собралась во да? что стало 

с землей после собрания во д в свои места? Что сотворил Бог 

в 4-й день? за чем создал Бог светила? Далее учитель пока не спрашивает. 

 

Сначала приходится вопросами в вышеприведенном роде напоминать каждую подробность очень трудного для запоминания  детей младшего отделения повествования, но учитель все-таки, где возможно, не спешит очень с вопросами и выжидает от отвечающих детей связного повествования.

Ввиду утомления памяти детей учитель оставляет до следующего раза дальнейшее повторение и переходит к старшему и среднему отделениям, предложив младшему отделению послушать, что он будет говорить с детьми старшего и среднего отделений. Обращаясь к этим отделениям, учитель спрашивает, как нужно назвать Бога за то, что Он сотворил мир. Дети отвечают, что мы называем Бога «Творцом» мира (отвечают и дети младшего отделения). - «А где говорится, что мы должны веровать в Бога, Творца мира, где вообще показывается, как мы должны 

веровать?» - Дети отвечают, что в Символе веры, и читают 

1-й член. Детям младшего отделения учитель сам произносит слова 1-го члена ясно и раздельно, чтобы они вслушались. —

Потом дети вспоминают, что такое «член», сколько членов 

в Символе веры, что так ое самый Символ веры («краткое изложение веры»). Учитель спрашивает детей, не знают ли они, что значит самое слово «символ». Оно означает «знак». Учитель сопоставляет это слово со словом «крестное знамение» и спрашивает детей младшего отделения, что этим знамением мы

показываем. Дети вспоминают, что крестное знамение изображают на себе только христиане, верующие в Иисуса Христа, а не евреи, например, или татары. Как по этому знамению мы отличаем

христиан, так по Символу веры, кто его принимает, узнаем, правильно ли верует человек, истинная ли, православная у него вера. После этого учитель спрашивает, какую же веру мы выражаем в 1-м члене. Дети начинают слово за словом разбирать 1-й член. «Во Единаго Бога». Это, значит, мы веруем во что? Дети младшего отделения говорят, что веруем мы в единого Бога, что солнце, животные и т.д., которых некоторые люди называли богами, на самом деле не боги. «Бога Отца» - это, говорят дети, высказывается вера наша в 1е Лице Святой Троицы. Дети младшего отделения по этому поводу вспоминают, как называются Лица Пресвятой Троицы. 

 

 

- «По чему Бог называется Вседержителем?» - «Потому, что Бог всё держит Своей силою и властью». — Чтобы нагляднее

запечатлелось в умах детей понятие о вседержительстве Божием, учитель спрашивает, на чем или чем держатся солнце, звезды, земля. Дети отвечают, что держатся силою Божиею. - «Чем

держится во да в громадных морях и океанах?» Дети говорят, что держится эта во да землею, песком. - «Да; вспомните еще: земля, когда высохнет, может обратиться во что?» - «В пыль».

- «Посмотрите же, как ветер вздымает пыль и песок, а они держат такое множество воды в морях и океанах! Чьею же силою эта вода держится?» - «Божиею силою». - «Только ли

солнце, землю, воду держит Бог Своею силою? Не поддерживает ли Он еще жизнь кого-либо? Вспомните, что вы про читали

в начале урока?» — Дети старшего и среднего отделений говорят,

что Бог заботится еще о птицах небесных, 

о траве полевой и т.д., и по дробно вспоминают при помощи вопросов учителя учение о Промысле Божием в Евангелии от Матфея (Мф. 5:25—33). Детям младшего отделения предлагается слушать, как Бог заботится о птицах и траве полевой (по связи с одним из предшествующих уроков, на котором говорилось уже в общих

чертах о Промысле Божием). А заботится ли Бог о человеке? Дети вспоминают, что без теплоты солнца, без дождя, который посылает Бог, человек не мог бы жить, потому что не имел бы

необходимого для жизни. Для большего напечатления сказанного о Промысле Божием в отношении к людям учитель предлагает детям вспомнить, как Бог заботился о евреях в пустыне

(как посылал им хлеб с неба — манну, или давал мясо — птиц, или источал воду из камня), как заботился о пророке Илии, 

который пил воду из потока и питался мясом, какое носил ему

ворон. - «Как же назвать Бога за то, что не только держит все Своею силою и властью, но и заботится о всем, может быть, слышали слово «промышляет»? - Дети, забывшие название

«Промыслитель», слыша последнее слово в вопросе учителя, вспоминают это название. Доведши таким образом детей до сознания, что в 1-м члене мы выражаем веру в Промысл

Божий, когда Бога называем «Вседержителем», учитель заставляет еще детей объяснить, что разумеется «под небом», под «видимым и невидимым». 

 

Дети старшего и среднего отделений без труда это объясняют, а дети младшего отделения вспоминают данное уже им на уроках

объяснение, что под «небом», созданным «в начале», нужно разуметь и ангелов, которых нельзя видеть человеку глазами.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.