Глава 5. Современная Россия – наследница традиций теории «Москва – Третий Рим» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 5. Современная Россия – наследница традиций теории «Москва – Третий Рим»

2020-11-02 104
Глава 5. Современная Россия – наследница традиций теории «Москва – Третий Рим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уже несколько веков лучшие умы российской общественности постоянно размышляют о роли нашей цивилизации в мировой истории. Можно заметить, что власть государства была представлена в лице различных правителей: великих князей, православных царей, вождей советского времени. А также духовные власти и интеллигенция так или иначе представляли Россию наследницей Византийской империи.

Теория «Москва – Третий Рим» была актуальной не только в Московской Руси и Российской империи, но и была завуалирована даже в советское время, актуальна она и в современной России. На данный момент высказываются мнения об особом предназначении русского народа. На сегодняшний момент идея несет более идеологическую направленность, нежели политическую. На одной из исторических конференций «Москва – Третий Рим» Дмитрий Михайлович Володихин, профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова считает, что при утверждении Патриаршей кафедры в Москве теория Третьего Рима приобретает политическое звучание: «идея «Москва – Третий Рим» впервые зазвучала как нечто принадлежащее если не политике, то идеологии».[88] А также кандидат социологических наук, капитан первого ранга запаса Александр Бадьянов, рассматривая вопрос о патриотизме и военном долге, предлагает использовать идею «Москва – Третий Рим» как национальную идеологию.

При современном духовно-религиозном возрождении России так или иначе общественность должна осмыслить наследие действия теории «Москва – Третий Рим». Мы точно видим, что в отдельных социальных кругах эта дискуссия уже идет. Первой об этом говорит интеллигенция, вслед за ней –  широкие общественные массы, в поиске объединяющие национальные идеи тоже дискутируют об этом. Конечно же православные сообщества много говорят и пишут об этом, поэтому неудивительно, что вслед за общественным запросом правящие силы обращают внимание на наследие Третьего Рима.

Как известно, на Руси православные цари позиционировали себя как защитники православия и веры Христовой, и сейчас, когда Православная Церковь стала значимой частью общества, правительство, по мнению эксперта по Восточной Европе Алены Альшанской, пытается позиционировать себя как защитник христианских и традиционных ценностей.[89] Во многих государственных документах православие признается как религия, имеющая особые заслуги перед российским народ в деле государственного строительства, культуры и образования. Начиная с XXI века идея «Москва – Третий Рим» вновь пленяет умы наших современников, об этом свидетельствует открытие «Византийского клуба», который ставит своей задачей определение особого предназначения России как наследницы Восточно-Римской империи, в свете как уже накопленного опыта данного наследства, так и новых вызовов. Однако можно увидеть, что идею об особой роли русского народа как в славянско-православном сообществе, так и в мире, высказывают не только светские и государственные лица, но и церковные деятели.

Об исключительной роли России в истории Патриарх Алексий подчеркнул в Послании по случаю 800-летия Москвы: «И теперь Москва является как центром Государственной Власти и оплотом братского единения народов нашего Союза, так и духовным средоточием нашей Православной веры и Русской Церкви. И, будучи мощным центром государственной и церковной жизни нашей Родины, Москва в то же время является надежной опорой для всех миролюбивых народов...».[90]

Современное Российское государство строится на принципах федерализма и демократии, тем не менее решает многие проблемы, которые стояли как перед московским государством, так и перед российской империей. Нашему многонациональному сообществу при наличии многоконфессиональности, культурных и исторических различий на фоне нового государственного строительства приходится преодолевать многие застаревшие проблемы – центробежности, взаимного недоверия, исторических обид. В свете всех этих противоречий любой позитивный исторический опыт может быть востребован.

Возможно, многие наши современники при анализе социально-политической ситуации высказывают мнение, которые соответствуют идеи «Москва – Третий Рим». Такое неосознанное совпадение оправдано живым духом нашей истории. Активизация нашей политики в славянском мире, деятельная забота о благополучии православных народов, искреннее сочувствие наших простых людей, страдание людей во всем мире – во всем этом можно увидеть позитив теории «Москва – Третий Рим».


Заключение

 

История нашей страны свидетельствует о том, что наша цивилизация неразрывно связано с мировой. Этих связей много: культурные, экономические, политические, религиозные, это осознается не только нами, но и мировым сообществом. Поэтому любые процессы мировой истории так или иначе отражались на нашей отечественной.

 Можно утверждать, что одним из таких процессов, породивших крепкую связь России с Европой и мировым сообществом, является активное участие в течение нескольких веков в процессе христианизации. Следствием этого становятся появление различных социально-религиозных идеологических теорий, одна из которых предложена в данном исследовании.

Появившееся в начале христианской истории в Европе идея переходящего Третьего Рима настолько овладела умами общественных деятелей того времени, что неудивительно, что вместе со всем сокровищем христианской мысли она была принесена и в России. Трудно утверждать, как эта идея проявилась в домонгольской Руси. Это было связано с тем, что все силы наших предков шли на строительство молодого государства под духовным руководством Константинополя. Ощущение радости от приобщения к плодам мировой христианской культуры, пришедших из Византии, вполне было достаточно для самоидентификации себя в мировом историческом процессе того периода. Хотя мы видим попытки освобождения от власти Константинополя и в киевский период эти попытки были не настойчивы, но для политической и духовной власти положение Второго Рима как удаленного руководящего центра было удовлетворительно.

Все изменилось после трагедии татаро-монгольского нашествия. Можно считать настоящим историческим чудом продолжение существования российского народа в условиях монгольского ига, внутренних нестроений и западной агрессии в лице крестовых походов. Двухсотлетнее противостояние золотой орде, борьба и победа над ней стала возможна лишь при поддержке Православной Церкви.

В трудных испытаниях Церковь осталась со своим народом и создала духовные условия для его будущего возрождения. Знаком такого возрождения стало появление в XVI веке изложенной монахом Филофеем теории «Москва – Третий Рим». Сама по себе она не была новой ни для Европы, ни для России. Новой захватывающей перспективой оказалось мысль о Москве как духовном центре чистого православия. На фоне государственной централизации падения Византии, враждебности западного католического мира Россия находит свою константу цивилизационного развития. Московское царство сменило Империю, ее в свою очередь – Советский Союз, но различные исторические формации так или иначе наследовали мессианскую идею Третьего Рима. Иногда за политическими и идеологическими фонами развития эта идея не была видна, но это не означает что ее не было.

Современная Россия продолжает искать свой цивилизационный путь. Но в любом поиске невозможно будет уйти от тысячелетнего наследия собственной цивилизации, а это означает только одно, что теория «Москва – Третий Рим» на пороге возрождения.

 


 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.