Роль воспитания и самовоспитания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Роль воспитания и самовоспитания

2020-11-02 171
Роль воспитания и самовоспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы уже говорили, формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей воспитания и самовоспитания.

Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Наша система образования нe всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой живни, уникальность каждого человека на этой земле.

Современный этап жизни общества вообще и система подготовки социальных работников, в частности, предъявляет особые требования к воспитанию специалиста, поиска новых средств, форм и методов качественного совершенствования всей системы профессионального воспитания социальных работников. Особый акцент при этом должен делаться на взаимодействие воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействие между собой самих воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Для социального работника, покинувшего студенческую скамью, воспитателем является прежде всего его коллектив. Организация воспитания социального работника предполагает построение такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им профессиональных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии со стандартами профессиональной этики. При этом, несомненно, воспитание должно быть направлено на формирование самостоятельности, ответственности, принципиальности, чувства собственного достоинства, уважения к своей профессии, творческой      активности и критического мышления.

В последнее время можно встретить такой термин, как «профессиональная социализация». Под ним понимается включение будущего специалиста в систему профессиональных отношений и самостоятельное воспроизводство им этих отношений. Профессиональную социализацию можно понимать как процесс освоения профессионального пространства и активного поиска своего места в нем.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Самовоспитание основывается на механизмах саморегуляции и предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание предполагает определенный уровень самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению и самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Социальный работник может использовать самые разнообразные способы и виды работы над собой. Один из них – самоисповедь, т.е. полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Успех рефлексии тем больше, чем объективнее нашему психическому веркалу удается отразить реальность. Выразить "наболевшее" в словax, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей.

Трациции исповедоваться очень давние. Акт исповеди зафиксирован на ступени родоплеменных отношений. Магическая функция очищения исторически закрепилась в христианстве. Социальный работник не всегда имеет возможность найти собеседника с такими жe взглядами. В таких условиях эффективным средством становится самоисповедь.

Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности, в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и моральноrо контроля, духовного очищения.

Самоубеждение – это принцип коммуникативноrо критико-аналитического, сознательнога воздействия на собственные личностные установки,          ядро личностнык приоритетов.                      Основой                                               процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Использование различнык психотекник, являющихся  рациональным механизмом управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации, саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

В силах социального работника решать задачу самосовершенствования, овладеть своими мыслями, чувствами, поведением. Помогая себе самому, в первую очередь необходимо обучится искусству самонаблюдения. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа, Кришнамурти, буддистов и Лаоцзы, подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути развития. Самонаблюдение, кроме того, верный способ, помогающий избавиться от внутренних терзаний, к которым склонны сегодня многие.

4. Профессиональная среда и формирование профессионально значимых черт личности социального работника

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника.

Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

– развитие личностного интереса к выбранной профессии;

– формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

– формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

– формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Профессиональное становление специалиста - сложный непрерывный процесс «проектирования» личности. Каждый человек постепенно формирует личностную модель профессионального самодвижения. Путь профессионального становления начинается с мотива к выполнению той или иной деятельности.

Можно выделить следующие этапы в процессе профессиональной подготовки: I курс - по своей сути является адаптацией со всех точек зрения; II курс – в большей степени носит практический характер; на III курс во главу угла ставится НИР; на IV курс происходит формирование конкретного специального мышления; V курс – оформление профессионального портрета специалиста.

На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств, личностной зрелости. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения.

Поэтому в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.    

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек - человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального работника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:

– профессиональное становление будущего социального работника в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство;

– главной проблемой обучающегося социальной работе в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумеваeт нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определе­ние целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального стaтуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

– задача возрoждения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

– учебный процесс должен строиться на основе согласованности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических методических схем (технологий) образовательного процесcа;

– практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия».

В начале профессиональной деятельности профессиональная среда выступает как результат предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно важнейший субъект воздействия на сознание социального работника. По мере адаптации специалиста к профессиональной деятельности и становления его профессионализма, роста профессиональной активности, среда, частично сохраняя субъектные качества, все в большей степени становится объектом его воздействия.

Резюме

· Сознательное усвоение гуманистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов и норм профессионального поведения и действий являются своеобразным показателем высокого уровня духовного развития и зрелости профессионала.

· Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника можно представить в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., достаточным и доступным для него образом обосновывающих профессиональные идеал и иерархию ценностей и включающих в себя такие реальные и идеальные компоненты, как: философскую, социокультурную, профессиональную, социально-групповую, индивидуальную.

· Индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов. Эти элементы и вся иерархия в целом непрерывно осмысливаются и переструктурируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.

· Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться.

· Понятие профессионального имиджа многослойно и создается из разных слагаемых: профессиональной надежности, профессионализма и компетентности, гуманитарной образованности, владения психотехнологиями.

· Процесс формирования этического и ценностного сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п. с тем, чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт.

· Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

· Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

· В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

· Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника.

· Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.