Тема 9. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 9. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности

2020-11-02 533
Тема 9. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионально значимые личностные качества социального работника

Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь в 1991 году, поэтому на сегодня российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени.

На данном этапе развития стоит вопрос профессионализма в социальной работе, который в свою очередь выражен огромным дефицитом соответствующих знаний у практических работников.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из их основных функций:

· диагностической – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

· прогностической – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

· правозащитной – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

· организационной – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

· предупредительно-профилактической – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

· социально-медицинской – организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

· социально-педагогической – выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

· психологической – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

· социально-бытовой – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

· коммуникативной – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

· эмпатийность;

· психологическая компетентность;

· деликатность и тактичность;

· человечность и гуманность, милосердие;

· организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

· высокая духовная культура и нравственность;

· социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

· умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

· направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

· учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

· стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

· честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

 

Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, то есть представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо нe только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Профессионально-этические нормы и принципы можно определить как «профессиональную», «трудовую этику» социального работника, которая, в сою очередь, закреплена в профессионально-этическом кодексе.

Профессионально-этический кодекс является эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника. Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что их условно можно свести к двум группам нормативов: первая rруппа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая rруппа – требования к личности профессионала.

Как мы уже говорили, профессионализм в социальной работе базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника.

Социальный работник – это посредник между конкретным человеком, имеющим те или иные социальные нужды, и конкретной социальной организацией, способной удовлетворить эти нужды. Причем подобное посредничество специфическое: социальный работник всегда стоит на страже интересов нуждающегося. Если схематично описывать порядок действий социального работника, то мы обнаружим следующее – социальный работник должен:

1) суметь выявить нуждающегося в нем человека;

2) расположить его к себе, чтобы он доверил последнему защиту своих интересов;

3) проявить активность по поиску способов решения конкретной социальной проблемы;

4) найти соответствующую социальную инстанцию;

5) суметь организовать участие этой социальной инстанции в данной проблеме;

6) свести обе стороны воедино для решения вопроса;

7) проконтролировать качество решения вопроса с учетом интересов клиента.

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выполнить все эти действия? Как уже говорилось, он должен хорошо ориентироваться в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта.

Исследователи выделяют следующие группы профессионально важных качеств социального работника.

1. Высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и т.п. В целом, перечисленные качества являются составляющими профессиональной осведомленности.

2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Все перечисленные качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам и ситуациям.

3. Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость. Умение управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения. Умение вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту – все эти качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

4. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

5. Работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт - все эти качества присущи людям, умеющим выдерживать значительные нервно-психические нагрузки.

В последнее время для характеристики той или иной профессиональной деятельности получил распространение термин «профессиограмма».

Одним из наиболее эффективных направлений в решении данных проблем, по-нашему мнению, является совершенствование всех уровней профессиональной подготовки и в первую очередь высшей школы. И рамках этого направления – В числе теоретических разработок, касающихся профессиограммы специалиста по социальной работе, можно назвать работы таких исследователей, как Зимняя И.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов и др.

Холостова Е.И. и Павленок П.Д. основное внимание уделяют должностным обязанностям, выполнению профессиональных функций, этическим нормам, а также личностным качествам специалиста. Фирсов в своих работах ограничивается коммуникативными характеристиками труда. Зимняя И.А. считает, что при построении профессиограммы необходимо учитывать три основных требования: профессиональная компетентность, гуманистическая направленность и межличностные отношения.

 

Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

В структуру профессиограммы входит психограмма.

Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

Профессиограмма – подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых к человеку, включая социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические, специально-профессиональные особенности, т.е. по-нашему мнению. Очевидно, что это не просто обособленная группа критериев, а наоборот: разносторонняя, многоплановая, полифункциональная характеристика профессионального стандарта деятельности.

Профессиограмма социального работника определяется спецификой его профессии и его профессиональных обязанностей.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник сможет только обладая знаниями и опытом, определенными полномочиями (должностью) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными данными, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность:

– быть информированным о различных группах населения и их особенностях;

– предвидеть последствия своих действий;

– уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т. д.);

– быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента);

– обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы;

– добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это действительно требует действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, необходимые социальному работнику, как

 

гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинтсва и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность в самооценке.

 

       Личностные качества социальных работников можноподразделить на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность,импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Честь и достоинство социального работника требуют в пер­вую очередь объективности в оценке самого себя — своих ка­честв, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодоволь­ство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являют­ся качествами, отрицательно сказывающимися как на перс­пективах личностного роста, так и на качестве профессиональ­ной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета со­циального работника, к оценке его деятельности как недо­стойной профессионала.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); навыки красноречия (умение внушать и убеждать словам) и другие.

2. Коммуникативная профессиограмма социального работника

Поскольку одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, уделим этому аспекту особое внимание.

 

Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

 

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника.

 

Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

 

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах. Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения.

Процесс общения включает в себя:

— формирование и развитие личности (социализацию индивида);

— развитие общества и общественных отношений;

— обмен результатами деятельности;

— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

— социально-психологическую адаптацию людей;

— обмен эмоциями;

— обучение, передачу умений и навыков;

— обмен информацией;

— обмен деятельностью;

— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1. «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);

2. «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3. «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержательный характер общения определяется предметом общения.

 «Социальный работник должен:

— знать речевой этикет и уметь его использовать;

— уметь формулировать цели и задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление,
ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и
стратегией;

— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое
совещание, деловую игру, переговоры, торги;

— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений,
компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами,
уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс,
страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки».

Задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом — это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса.

Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.