Четыре направления подхода шайтана к человеку — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Четыре направления подхода шайтана к человеку

2020-06-05 1239
Четыре направления подхода шайтана к человеку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое направлениеспереди. Из толкований Корана становится ясным, что под словом "спереди" подразумевается вечная жизнь. Так шайтан будет внушать людям отрицание и неверие в воскресение, Рай и Ад, заставляя их либо не верить в это, либо забывать про это. То есть, подкрадываясь к человеку спереди, он заставляет его изменить взгляд на будущее. Как именно он это делает? Он мешает ему ответить на вопрос: "Куда я направляюсь?"

 Когда шайтан подкрадывается к людям спереди, его главной целью является заставить людей отрицать Ахират[5]. В некоторых случаях ему удается заставить людей позабыть о вечной жизни. Тогда человек может совершать благодеяния, не понимая, зачем он это делает. Да укрепит нас Аллах на истине! Амин.

Итак, шайтан может подойти к человеку спереди и заставить его забыть, зачем он совершает дела для будущей жизни. Например, все обязательные и добровольные обряды поклонения рассчитаны на то, чтобы выказать покорность Аллаху и после смерти заслужить Его Довольство.

Однако человек может совершать эти благодеяния, позабыв о том, что впереди его ожидает взвешивание его дел, отчет перед Богом и оценка его истинных намерений. Он забывает, что в День Суда ему скажут: "Ты совершил это, но какое у тебя было намерение?" Значит, человек может позабыть об Ахирате, даже совершая дела для Ахирата[6].

Давайте в качестве примера рассмотрим отношение человека к учебе. Будь ты учитель или студент, какое у тебя возникает намерение, когда ты отправляешься на урок? Ведь знание, когда оно дается человеку, вызывает у него особенное чувство наслаждения, и это известно только тем, кто учится. Эта услада от знаний является не чем иным, как Милостью Аллаха. Она облегчает человеку дальнейшее получение знаний.

Знания настолько ценны, что даже обитатели Рая будут учиться друг у друга. Например, мы знаем, что Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: "Когда я встречу аль-Бухари в Раю, я спрошу его, почему он сказал так-то и так-то?" Удивительно то, что этот человек представлял будущую жизнь так, как будто видел ее воочию.

Мы стремимся к знаниям, чтобы испытать наслаждение, но не стоит забывать, что это наслаждение создано как причина для облегчения знания, и что на самом деле поиск знаний – это поклонение Аллаху, Господу миров. Ведь в День Суда, когда люди будут воскрешены, ученые люди будут занимать особое положение перед Богом, и это положение будет гораздо выше положения простых людей. 

И так же стоит задаться вопросом: «Заботит ли меня мое положение в Судный День?» и «Искренне ли я забочусь о своей будущей жизни, выполняя обязательные, добровольные обряды поклонения?» Важно помнить, что знание дает и другие плоды, такие, как свет, который озаряет верный путь человеку в этом мире. И мы должны желать, чтобы этот свет озарил нам дорогу к высокому положению перед Господом миров.

Нам хорошо известны имена таких ученых, как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, имам Ахмад, аш-Шафии. Это были люди, за которыми единогласно следовала вся община, поскольку этих ученых по-настоящему заботило только лишь их положение перед Аллахом, и они искренне указывали людям путь, ведущий к Аллаху.

Значит, когда шайтан подкрадывается к нам спереди, он отвлекает нас от Ахирата, в результате чего мирская жизнь, с ее заботами и конфликтами, вторгается в дела жизни вечной. Такое мы можем наблюдать во время конфликта между людьми. Это потому, что шайтан сторожит их и пробуждает в их душах заносчивость. Но каждый раз, когда человек вспоминает, что он встретит Милостивого, в его сердце снисходит Божья милость, и он успокаивается. Тут он начинает поступать так, как должен поступать, а не так, как диктуют ему его чувства.

Мы часто будем возвращаться к этой теме, так как должны знать, что целью шайтана является отвлечение человека от поминания Милостивого Аллаха. Наш враг хочет заставить нас позабыть о встрече с Богом и внушает нам прекратить совершение дел для будущей жизни, наущает нас не вспоминать о ней. Поэтому мы должны всегда контролировать себя и помнить об Ахырате, о том, что будет происходить в нем, а именно - одиночество в могилах и День Воскресения. Это все неизбежно наступит. Поэтому, частое поминание событий Судного Дня увеличит наш Иман и нашу убежденность в Судном Дне.

Итак, первое из четырех направлений шайтана к человеку – спереди, и это означает, что он будет отвлекать верующих от Ахырата. Каждый из нас из вышесказанного должен извлечь для себя урок, размышлять над этим и помнить, что эта дверь шайтана является самой опасной дверью.

Всевышний Аллах сказал в Своей книге:

«Знайте, что ближайшая жизнь всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают земледельцев, но потом они увядают, и ты видишь, как они пожелтели, а потом они превращаются в труху. В последней жизни есть тяжкие мучения и есть прощение от Аллаха и довольство, а ближайшая жизнь не что иное, как соблазнительные блага» Сура Железо:20.

Второе направление шайтана –когда он подходит к человеку сзади, со стороны мирской жизни. Что это означает? Человек делает выбор в пользу Ахирата, но шайтан подкрадывается к нему со стороны мирской жизни. Приукрашивая в его глазах мирскую жизнь, пробуждает сильное желание к ней, так, что она становится его целью.

Человек, обладающий таким мышлением, работает день и ночь не покладая рук. Он не знает ничего, кроме работы. Часто после работы он проводит свои вечера в пьяных компаниях, потом засыпает, а просыпается, порой, находясь в запретных отношениях. Потом наступают выходные дни.

Выходные стали образом жизни многих людей, однако надо помнить, что они только для тех, кто живет ради мирской жизни. Верующий не должен иметь выходных в поклонении. Он может взять выходной ради мирских дел и отсрочить их, но дела вечной жизни нельзя прерывать. Верующий должен заниматься обустройством вечной жизни постоянно. Но, к сожалению, человек стал откладывать это на еженедельные выходные, а затем на ежегодные, и даже на пенсионный период. В реальности же он отправляется в свою могилу, не дожив до этих мгновений, поскольку смерть не ждет пенсионного возраста. Все это – иллюзии, которыми шайтан обольстил людей.

Например, некоторые мусульмане обещают себе, что в конце недели прочитают один джуз из Корана или восполнят недостающие обряды поклонения, или встанут на ночную молитву. Когда же наступает выходной день, они ничего не хотят делать, считая, что это - их выходной день. Будто бы им было сказано: "Это выходной. Сделай перерыв, и не надо стремиться к Аллаху". И это противоречит тому, что все часы, минуты и мгновения у верующего человека должны быть посвящены приближению к Аллаху.

Долгие мечтания стали общепринятыми среди людей. Каждое «сегодня» является днем Аллаха, но, несмотря на это, мы откладываем благодеяния на конец недели, как будто мы знаем, что произойдет на выходных, и как будто мы уверенны, что не умрем до этого, забывая, что смерть не следит за нашим расписанием.

Шайтан обещает человеку лишь эту мирскую жизнь, чтобы он не упустил этот шанс, и чтобы торопился использовать эту жизнь сполна. Чем более послушными шайтану становятся люди, тем сильнее они следуют своим страстям. Все это приводит к тому, что люди отдают предпочтение мирской жизни.

Третье направление шайтана - справа, со стороны веры.

Его смысл: «Если человек на прямом пути, то шайтан вселяет в него сомнения в этом, если он на Сунне, то шайтан начинают вводить нововведения, если он в обществе, то отделяется, если он усердствует в совершении благих деяний, то шайтан побуждает его отложить их». Таким образом, шайтан подкрадывается к человеку со стороны религии и влияет на него так, чтобы он потерял свою веру, веру в себя, веру в Бога.

И люди знания также подтверждают это. Иногда шайтан наущает человеку излишнюю заботу о мнении людей. Людям, которые могут быть полезными для других людей, шайтан нашептывает «хорошие» мысли, иногда подкрепляя это аргументами из религии. Более того, он может позволить человеку совершать тысячу поклонений, чтобы извлечь из этого пользу в конце. Все это шайтан делает для того, чтобы обмануть человека. И если раб Аллаха крепко держится за руководство Всевышнего, то Милостивый позволит такому рабу увидеть ту пелену, которую желает набросить на него шайтан.

Также шайтан пытается занимать мусульман мирскими заботами и путает их в вопросах веры. Особое внимание он уделяет Сунне, которую он критикует и против которой он помогает приверженцам нововведений. Вот почему ты видишь, что последователи нововведений проявляют удивительную энергичность как в самих обрядах поклонения, так и в призыве. Последователей Сунны шайтан превращает в нововведенцев. У мусульман, которые много поклоняются, он отбивает охоту к поклонению, а проповедников Ислама он заставляет отказаться от своих великих планов. Если мусульмане принимают решение совместно совершить какое-нибудь благое дело, то он вселяет между ними раздор и разделяет их, и вплоть до того, что они заканчивают это дело по отдельности друг от друга.

Четвертое направление подхода шайтана к человекуслева – со стороны страстей. Шайтан пробуждает и усиливает в человеке все виды душевных и телесных страстей. Он указывает ему на то, что будоражит его сознание. Например, когда человек спокоен к благам окружающих его людей, то шайтан набрасывается на него и пробуждает в нем злобу, плохие мысли и зависть об этих благах, которые даровал Аллах. И если человек поддался своим мыслям, обвинил своего брата, подумал о нем плохо, и это привело его к злобе или зависти, то шайтан будет в стопроцентном выигрыше, так как достиг своей цели, поскольку зависть пожирает благодеяния подобно тому, как огонь пожирает дрова.

Злоба – это одна из причин потери части веры. Злоба чернит сердце так же, как и болезнь. Когда кровь не достигает определенного участка сердца, это место начинает темнеть, также и злоба делает наше сердце черным. Когда ты поклоняешься Аллаху, стараясь ощутить веру всем сердцем, злоба, коснувшаяся части твоего сердца, делает его бесчувственным.

Итак, шайтан беспрепятственно подходит к человеку то спереди, то сзади, то справа, то слева. Это означает, что ему нетрудно попасть в сердце человека. Он полностью осведомлен о человеке, поскольку он уже испытал его, используя различные способы заблуждения. И поскольку он скрыт от нас, Господь Миров смилостивился над нами и защитил нас посредством слов истиазы [7].

Поминание Аллаха

 

Истиаза – это молитва с обращением к Аллаху, которая означает постоянную бдительность к приходу шайтана. Посредством нее можно вовремя защититься от приближения шайтана. Поскольку он делает это с лёгкостью, то нет ни дверей, которые станут ему преградой, ни охранников, которые схватили бы его.

Всевышний Аллах говорит: «А если ты ощутишь наущение от шайтана, то ищи защиты у Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» Сура Разъяснены:36.

Говорит шейх Абдуррахман ас-Саади: «В этом аяте Аллах научил верующих тому, как нужно обходиться с врагами из числа шайтанов. О человек! Если ты почувствуешь наваждения и наущения шайтана, который станет приукрашивать в твоих глазах злодеяния, пробуждать в тебе леность по отношению к благим начинаниям, подталкивать тебя к совершению грехов, если ты почувствуешь, что склоняешься к тому, к чему он тебя призывает, то обратись к Аллаху с мольбой жалкого беззащитного раба и попроси Его защитить и уберечь тебя от шайтана. Поистине, Он внимает твоим речам и твоей мольбе и знает, в каком ты положении сейчас и как ты нуждаешься в Его защите и покровительстве».

И только частое поминание Аллаха будет охранять человека со всех сторон. Человек должен произносить слова истиазы часто, если он осознает, что шайтан подходит к нему с легкостью, беспрепятственно. В этом вопросе необходима постоянная настороженность и бдительность, так как он враждебно настроен к нам. И частое поминание Аллаха является следствием поиска убежища у Аллаха от зла проклятого шайтана[8].

Если же человек не осведомлен о враждебности шайтана, то это будет самым большим его изъяном, поскольку последствием этого станут все те грехи, к которым шайтан подтолкнёт по причине его неосведомленности. Осведомленность является так же одним из столпов понимания божественного испытания.

Аллах создал этот мир, сотворил первозданное естество человека, отправил к нему посланников, ниспослал божественные писания, и весь мир является свидетелем этой истины, а шайтан призывает к заблуждению. Ты должен понимать это. Шайтан пытается завести человека в свою школу для того, чтобы изменить его мышление.

Например, когда наступает месяц Рамадан, и шайтана заковывают в оковы. Шайтан исчез, но осталась душа, которую обучил шайтан. Поэтому не удивляйся, если твой образ мышления и образ жизни не меняется в Рамадан [9].

Поэтому, необходимо защищаться от зла наших душ и от зла шайтана. Ведь он использует зло наших душ, обучая их, он диктует нам, как надо размышлять при определенных обстоятельствах. И каждый раз он вносит что-то новое в свои наущения и пробуждает в наших душах то, что скрыто в их глубинах. Когда наступает месяц Рамадан, он пробуждает в человеке давно забытые мысли и чувства, будоражит в его сердце давнюю обиду или злобу, он старается загрязнить человеку чистоту его сознания. Все это происходит из-за влияния шайтана.

Его подход к нам спереди, сзади, справа и слева не означает, что это повлияет на нас мгновенно. Нет, он влияет на наш образ мышления. Человек оказывается в его школе и становится образцовым выпускником по причине того, что он не был бдителен к подходу шайтана и не подготовил против него защиту.

Таким образом, мы рассмотрели четыре направления подхода шайтана к человеку: спереди, сзади, справа и слева.

Теперь приступим к разъяснению общего смысла этого подхода. Все вышеперечисленные действия шайтана направлены на то, чтобы изменить образ мышления человека. Внушить ему страх бедности, потери социального статуса. Человек будет все время испытывать различные страхи и желать, чтобы его мирская жизнь улучшилась, не придавая значения религии. Некоторые люди считают день потерянным, если они не выполнили какую-нибудь мирскую задачу, не понимая, что в подчинении своему Господу должным образом они найдут счастье в обоих мирах.

В итоге, если шайтан подберется к нам с этих четырех сторон, и мы не будем защищаться от него, враждовать с ним, то мы станем рабами мирской жизни со всеми ее страхами, что может вызвать у нас душевные болезни. Человек может удивляться: "Ведь я поклоняюсь Аллаху и слушаюсь Его". Но его мышление не изменилось, а напротив, следует влиянию шайтана.

Итак, когда мы узнали, что шайтан пригрозил, что будет подходить к человеку спереди, сзади, справа и слева, чтобы не дать ему уверовать и повиноваться Аллаху, мы должны представить себе то, как он это делает. Теперь, когда мы извещены об этом, что же нам нужно делать?

Эта информация должна стать нашим путеводителем и каждый раз напоминать нам о способах подхода шайтана. Мы нуждаемся в крепости, которая защитит нас от двух вещей: от незнания Аллаха и от неблагодарности Аллаху, ибо в Коране сказано: "И ты не найдешь большинство из них благодарными" Ограды: 17. Речь идет о людях, которые  оставят благодарность Аллаху и позабудут о Его милостях.

 

УРОК ВТОРОЙ

 

По милости Аллаха на прошлом уроке мы начали разговор о путях шайтана. Мы узнали, что он обращается со всеми творениями Аллаха одинаково, заходя к ним спереди и сзади, справа и слева. Доводом этого является аят из суры «Ограды». Так же мы подробно разобрали значение слова «аль-итьян» – «подходить», что означает легкий, быстрый, беспрепятственный подход к человеку. Он не приходит случайно, напротив, он делает это, упорствуя в достижении своей цели. Также мы разобрали, какова его миссия на земле, которую он желает выполнить в точности, без упущений. 

Шайтан достигает своей цели, идя к человеку любыми путями. И человек, который встал на его путь, невольно начинает принимать тот образ мыслей, который навязывает ему шайтан. Также мы поняли из этого аята, что шайтан заходит к человеку через его мысли с четырех сторон, повлияв тем самым на представление человека о будущей и ближней жизни, а также на его представление о религии. В своем подходе к человеку он использует такие инструменты, как страх перед бедностью, стремление к мирским благам, любовь к власти и т.д. По сути, все это и есть возвеличивание мирского.

Немного забегая вперед, скажем, что наши уроки посвящены разбору аятов Священного Корана, где говорится о способах воздействия шайтана на человека и его путях приближения к сынам Адама. Мы увидим, как шайтан воздействует на обладателей веры, будь то пророки, праведники или другие верующие.

Сегодня мы поговорим об аятах 60-63 суры «Ночной перенос»:

«Вот Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей». Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей. Мы устрашаем их, но это лишь увеличивает их великую непокорность. Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?». Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием»

Ночной перенос:60-63.

Второй путь шайтана

 

Для описания пути шайтана Аллах выбрал слово «покорить»: «я покорю его потомство». Для начала обратимся к языковому значению глагола «покорить» в арабском языке. Арабы говорят: «Саранча покорила посевы» – то есть полностью их съела. Также арабы говорят: «Он покорил верховое животное» – это когда всадник перевязывает веревкой пасть животного, чтобы управлять им. Или также говорят: «Человек полностью овладел тем, что принадлежит другому человеку». А фраза: «Наше имущество покорили» означает, что оно полностью пропало.

Итак:

- Первое значение: «Саранча покорила посевы» – то есть полностью их съела; 

- Второе: «Он покорил верховое животное» – то есть перевязал веревкой пасть животного, чтобы управлять им. 

Таким образом, из слова «покорить» вытекает следующее значение – «Я непременно буду управлять ими, как пожелаю, и овладею ими, вводя их в заблуждение и соблазны».

«Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих».

В этом аяте Аллах также описывает гнев шайтана. Этот гнев дошёл до такой степени, что он поклялся покорить все потомство Адама, поклялся овладеть ими, кроме немногих. А покорить их он сможет только вводя их в заблуждение. В итоге люди окажутся в его сетях. Он будет управлять, распоряжаться ими и диктовать им все, что захочет. Люди будут действовать исходя из его наущений.

До этого, в предыдущих аятах суры Всевышний и Пречистый Аллах сообщил, что отправил к людям посланников и знамения, однако они проявили непокорность.

Таким образом, Аллах описал, что знамения не прибавляют нечестивым людям ничего, кроме огромной непокорности. Он разъяснил причину, по которой творения проявляют непокорность. Эта же суть прослеживается и в словах Иблиса: «Я покорю его потомство, за исключением немногих». И в этом же контексте была упомянута история Адама, разъясняющая, что непокорность, которую мы видим в людях на уровне отдельно взятых личностей либо на уровне групп, происходит по причине покорения людей шайтаном. Он покоряет людей, желая господствовать над ними.

Шайтан сказал: «Это тот самый, которого ты возвысил надо мной?» Так он выразил мысль об отсутствии Мудрости у Аллаха (да упасет нас Аллах от подобного), удивленно продолжив: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною». В этих словах указывается главная причина ненависти шайтана – это высокомерие. Просим Аллаха защиты от высокомерия.

 В следующем аяте приходит угроза: «Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». И если вернуться к языковым значениям глагола «Покорить», то действие шайтана означает, что он овладеет ими полностью, подобно хозяину, управляющему своей лошадью. 

Итак, смысл его угрозы в том, что он покорит людей соблазнами и поведет их к грехам, как ведут верховое животное. Поистине человек заблуждается, если он полагает, что он независим. Так как шайтан может покорить любого человека и управлять им подобно тому, как человек управляет животным, или подобно тому, как саранча пожирает всё. Шайтан стремится уничтожить все светлое в человеке и полностью губит его.

Это слово разъясняет силу хитрости шайтана против сынов Адама. И значение этого великого слова в аяте подтверждает огромную власть шайтана над человеком, который покорится ему. Шайтан для человека приукрашивает то, что на земле, чтобы усилилась его страсть. Всё это по причине его неприязни и зависти, как разъяснялось ранее.

Нам следует помнить этот аят: « Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною », то есть: «Сообщи мне, почему Ты его возвысил надо мной, и почему я должен совершить ему земной поклон?» И далее: «Если ты дашь мне отсрочку до Судного Дня, то я непременно собью с пути того, которого ты возвысил надо мной, кроме немногих из них».

Обратите внимание на слова: «кроме немногих из них ». Это исключение так же приходит и в других аятах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, кроме заблудших, которые последуют за тобой» Хиджр:42.

Это значит, что тех, кто последовал по прямому пути и спасся от проклятого шайтана, очень мало. Аллах уберег их.

Шайтан проявил невежество, несправедливость, высокомерие, зависть, ослушание и противоречие. Он унизил сам себя, пожелав поднять свою значимость и возвеличить себя. Как сказал Ибн аль-Кайим: «Унизил свою душу, желая возвеличить её, причинил ей боль, желая получить наслаждение. Поступил с самим собой так, как не смогли бы поступить с ним его самые ярые враги, если бы даже проявили усердие»

Ибн аль-Кайим также сказал: «Разве станет разумный человек слушать, принимать и брать себе в покровители того, кто подставил самого себя?» То есть разумный человек не будет брать в покровители того, кто погубил сам себя.

Возникает вопрос: выполнил ли шайтан свою клятву покорить людей? Покорились ли ему люди? Ответ: да.

Доводом на это является история в Коране, в которой описывается, как целые народы отклонились от прямого пути и впали в заблуждение. На них пал гнев Аллаха, и они погибли, так как последовали своим страстям и отдалились от пути Аллаха.

Давайте поразмыслим над положением этих людей: какие у них мысли, каков образ жизни. Подчинившись власти проклятого шайтана, они попали в положение, противоречащее религии. И ни в коем случае нельзя считать положение этих людей признаком совершенства и прогресса, потому что, когда ими овладел шайтан, он увел их от их врожденного естества, от ценностей религии. А свое заблуждение они назвали «цивилизацией и развитием». Это обман и глубокое заблуждение.

Итак, «покорять» – это было второе слово из коранического аята, которое описывает деяния шайтана. Значит, он приходит к сыну Адама со всех сторон: спереди, сзади, справа и слева, чтобы покорить потомство Адама.

Третий путь шайтана

 

Рассмотрим третий метод, который использует шайтан, вводя людей в заблуждение.

В 168 аяте суры «Корова» говорится:

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для васявный враг» Корова:168

А также в 208 аяте:

«О вы, которые уверовали! Примите Ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он ваш явный враг» Корова:208.

Сказал шейх Абдуррахман ас-Саади: «Всевышний Аллах приказал правоверным принимать Ислам целиком выполнять все предписания религии и не отказываться даже от некоторых из них. Мусульманин не должен уподобляться тем, кто обожествляет свои желания, выполняя Божьи повеления, когда они совпадают с его желаниями, и отказываясь выполнять их, когда они не совпадают с его желаниями. Мусульманин должен подчинить свои желания требованиям религии и совершать праведные поступки, которые ему под силу. Если же он не способен выполнить часть предписаний, то он должен иметь твердое намерение выполнить их при первой представившейся возможности, и благодаря своему намерению он восполнит упущенное. А поскольку человек не способен принять Ислам целиком, пока не свернет с пути шайтана, далее Всевышний Аллах запретил правоверным следовать по стопам шайтана, совершая грехи и прегрешения, ведь шайтан - главный враг человечества – велит людям творить только мерзости и предосудительные поступки и призывает их ко всему, что может причинить им вред. Однако человек не способен избежать ошибок и оплошностей, и поэтому Всевышний Аллах далее сказал: «А если вы споткнетесь после того, как до вас дойдут ясные доводы, то знайте, что Аллах – Могущественный, Мудрый».».

В этих аятах Аллах сообщил, что шайтан оставляет следы и предостерегает об опасности.

Что же означает «стопы шайтана» (следы шайтана)?

Это пути шайтана, на которые он пытается заманить человека, чтобы навредить ему и испортить его жизнь. Великий Аллах запретил людям следовать «по стопам» шайтана, чтобы уберечь свою жизнь. Как известно, «стопы» шайтана ведут в мир сначала малых, а затем больших грехов. После чего шайтан приводит человека к лицемерию, неверию и безбожию. И всё это происходит из-за шагов, которые он делает вместе с человеком. Он ставит свою стопу, а затем подталкивает человека поставить свою стопу на его след. «Стопы шайтана» – это метод, который шайтан припас для людей.

После того, как он научит их двигаться по этому пути, укрепит их на нем, он оставит этих людей и возьмется за других. Иными словами, люди сами завершают этот путь, так как нет больше нужды обучать их и находиться рядом с ними.  

Они подобны шайтану, который говорит человеку: «Не веруй». Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе. Я боюсь Аллаха, Господа миров» Сбор:16

«Не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг», то есть не подражайте ему и не следуйте по его следам.

Аш-Шааби упоминает историю о человеке, давшем обет зарезать своего сына. Человек не сделает этого в здравом уме. Поэтому местный муфтий, догадавшись о его состоянии, привел ему барашка и приказал этому человеку зарезать его. После чего объяснил этому человеку, что все это были козни шайтана в отношении его. Эта история - пример того, как гнев может овладеть сердцем человека.

Другой пример: ибн Мас’уду принесли еду, и он стал есть ее вместе с другими людьми. Один из этих людей вдруг отказался есть. Ибн Мас’уд сказал, обращаясь к присутствовавшим: «Передайте еду вашему товарищу». Тот же ответил: «Я не хочу». Ибн Масуд спросил: «Ты постишься?» Тот ответил: «Нет». Ибн Масуд сказал: «Так в чём же дело?» Он ответил: «Я навсегда запретил себе этот вид еды». Похоже, что он запретил себе его в целях поклонения. Ибн Масуд сказал ему: «Это из путей шайтана. Кушай и соверши искупление за свою клятву».

Подобные истории встречаются и в наше время: люди запрещают себе какие-то виды еды (неважно, стремясь к здоровью, или следуя каким-то идеям), они запрещают себе то, что дозволил Аллах. Они считают, что употребление мяса животных, дозволенных Аллахом – это несправедливость и дикость. Знайте же, что все это – из путей шайтана. Мы не станем углубляться в подробности, так как ответ ясен: то, что Аллах дозволил - дозволено, а то, что Он запретил - запретно. И если человек считает харамом дозволенное Аллахом – это из путей шайтана. Зачастую клятвы и обеты, данные в гневе, бывают из путей шайтана.

«Воистину, он для вас – явный враг». Шайтан ввёл в заблуждение тех, кто был до нас, посредством запрета мяса некоторых видов животных. Это пример того, как шайтан приукрашивает запретное, выставляя его как дозволенное.

Нужно обязательно иметь представление обо всех этих положениях. Люди следуют путями шайтана, полагая, что достигнут желаемого. Они ошибочно думают, что культура общества, его развитие станут для них средством исправления их душ. Так человек делает шайтана своим предводителем. Шайтан идет впереди человека, обольщая его предположениями о достижении спасения и счастья.

Как же человек подражает шайтану? Когда человек совершает то, что шайтан внушает ему. Так как шайтан движется с кровью человека, то он живёт с человеком в любом состоянии, внушая ему слова, помыслы и размышления. Человеку следует воздерживаться и отстраняться от ненужных мыслей, а иначе для чего ему даны разум и воля, возможности и шариатские аяты? Разве не для того, чтобы сдерживать себя? Разве не для того, чтобы отбрасывать внушаемые шайтаном мысли?

К чему хочет нас подвести шайтан? К тому, чтобы мы считали благом то, что таковым не является. В хадисе сказано: «Кто вознамерился совершить зло, но не сделал этого, (проявив самоконтроль, данный ему Аллахом), то Аллах запишет ему полное благое дело». Потому что, когда он вознамерился совершить зло, шайтан добрался до него. Отстранившись же от этого пути, оставив его, человек укрепился на пути Милостивого. Мы уже много раз говорили, что находимся в постоянной борьбе между «двумя призывающими» в наших душах. Мы должны постоянно просить Аллаха о помощи и брать пользу от того, что даровал нам Аллах.

Аллах указал нам правильный путь и наставил на него. Нам остается лишь просить Аллаха укрепить нас на нем. Человек должен чувствовать свою нужду в Аллахе и признавать свою слабость и беспомощность перед Ним. Как бы там ни было, наш капитал – это наше время, а основное поле деятельности шайтана – это годы жизни человека. Поэтому шайтан старается превратить жизнь человека в прах. Мы должны задаться целью: очистить наши сердца, чтобы встретить нашего Господа со здоровым сердцем, а шайтан старается изо всех сил выстроить для нас тот образ жизни, который увеличит в наших сердцах болезни, посеет в них высокомерие и самодовольство. 

Например, мы слышим, как многобожники, аргументируя свой неправильный образ жизни, приводят следующий довод: «Неужели нам можно кушать то, что убили мы, но нельзя кушать, то, что убил Аллах?[10]». Аллах запретил мертвечину, а разум дан нам, чтобы мы принимали истину. Что же делает шайтан? Он поступает с нашими умами так же, как и с нашими телами: делает так, чтобы мы желали запретного.

В аяте сказано: «Не следуйте по стопам дьявола», то есть не подражайте ему в следовании своим страстям. Хотя это касается всех людей, верующих и неверующих, но для верующих – это предостережение. Просим Аллаха уберечь нас от козней шайтана и его путей. Просим Аллаха защиты от предводительства шайтана. Надеемся, что Аллах сохранит нашу убежденность в истине и сохранит наше стремление подражать последователям истины. 

Главная ловушка шайтана – это употребление харама. Именно это произошло с нашим отцом Адамом, мир ему, о чем рассказывается в суре «Корова».

Следующее слово, которое описывает путь шайтана – это побуждение к грехам. Об этом виде подхода шайтана сказано в суре «Ночной перенос»:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями».

Когда Аллах приказал ангелам совершить поклон Адаму, Иблис отказался и сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Сказал Аллах: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас полным воздаянием». Давайте посмотрим, как люди следуют по его стопам. Великий и Могучий Аллах сказал: «Побуждай (к грехам) своим голосом, кого ты можешь из них, и собирай против них свою конницу и пехоту, и стань соучастником с ними в их богатствах и детях и обещай им (ложь), – и (ведь) сатана обещает им только обольщение!». (Ночной перенос: 64).

В словах «побуждай кгреху» – указание на хитрость, коварство и смекалку. Цель шайтана – довести сынов Адама до легкомыслия, чтобы они униженно, покорно, беспрекословно следовали за ним. Шайтан не оставляет их до тех пор, пока не станет для них примером.

Как же разумный человек делает шайтана своим предводителем и движется по его стопам? Должна быть какая-то хитрость, о которой человек не знает, и поэтому он не обращается за защитой к своему Господу. Если бы он искал убежище у Господа, то шайтан не побудил бы его к грехам.

Есть очень много способов побуждения к греху, которыми пользуется шайтан, чтобы стать предводителем людей. И Аллах предупредил Своих рабов об этом в аяте:

«Побуждай (к грехам) твоим голосом, кого ты можешь из них, и собирай против них свою конницу и пехоту, и стань соучастником с ними в их богатствах и детях и обещай им (ложь), – и (ведь) сатана обещает им только обольщение!»

Обратите внимание, что в аяте говорится так, как будто бы ему это приказано. Однако так сказано лишь с целью устрашения - предупреждения. Ты увидишь, каков будет его пагубный конец. Пример подобного языкового приема есть в аяте: «Поступайте, как пожелаете! Он видит то, что вы совершаете». Это не приказ о дозволенности, а устрашение. Аллах говорит: «Побуждай к греху и возбуждай тех из них, кого сможешь». «Побуждение к греху» значит провокация. Шайтан побуждает их к греху своим голосом, песнями и музыкой. Провоцируй забавами и песнями тех, кого сможешь. Это один из примеров.

Ибн Аббас упомянул: «Голос шайтана включает в себя все, что призывает к греху, потому что всякий, кто призывает к греху, делает это исключительно из подчинения шайтану».

Как же шайтан подстрекает того, кто призывает к греху? Допустим, сейчас у дверей стоит кто-то, кто призывает людей к следованию по этому пути и говорит им: «Последуйте туда-то». Таким образом, призывающий к греху это голос шайтана. Как же стал голосом шайтана призывающий к греху? В результате подстрекательства. Шайтан говорит ему: «Ты получишь огромную прибыль, если они купят у тебя алкоголь, ты заработаешь огромную прибыль, если они возьмут у тебя наркотики, ты получишь огромную прибыль, если они придут на твои вечеринки, если они откроют увеселительные заведения, если совершат те или иные грехи». Пока ситуация в мире не дойдёт до полного распутства и безумия.

Шаг за шагом рушатся нравственные ценности.  Человек не замечает, насколько стерлись границы нравственности. Это все голос шайтана, которым он наущает человека, и это наущение обретает огромную силу для того, чтобы мерзости стали приукрашенными, и их облик принимал облик благодетели.

Шайтану будто бы было сказано: «Делай, и ты получишь то, что получишь. Собери для потомства Адама средства искушения и наущения, чтобы заблудить их. Подгоняй их, и ты найдёшь тех, кого найдёшь». Арабы говорят: «он подгоняет свою лошадь» или «он подгоняет меня» – это, когда кто-то кричит мне сзади, провоцируя меня на соперничество. Шайтану сказано: «прикрикни на них», то есть заставь их устремиться к ложным ценностя


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.