Пути подхода шайтана к человеку — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Пути подхода шайтана к человеку

2020-06-05 1982
Пути подхода шайтана к человеку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТРОПЫ НАУЩАЮЩЕГО

Анахид Ас-Сумейри

Первое издание

2020

 

Тропы наущающего/Анахид Ас-Сумейри. Перевод с арабского:. – 1-е изд. – г. Ульяновск, март 2020. – 86 с.

Данная книга составлена на основе аудиолекций «Пути шайтана» Анахид Ас-Сумейри, ученицы шейха Усаймина, да помилует его Аллах. Пусть Аллах сохранит ее и приумножит блага.

Целью этих лекций является увещевание людей посредством Корана, знакомство с различными путями, через которые дьявол подбирается к людям, проявляя свою закоренелую враждебность к ним. А также разъяснение способов защиты от его козней.

Салима Таджиддин

 

 


 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, а также его семейство и всех его сподвижников.

Мы воздаем Аллаху многократную и благословенную хвалу и, обращаясь к Его Милости и Щедрости, просим Его наполнить эти собрания знаниями и благодатью. Сделать их причиной увеличения веры в Него и источником ненависти к шайтану. Да станут эти собрания причиной следования прямому пути и отдаления от того, что может привести к Геенне. О Аллах, Амин.

Мы приступаем к серии лекций, которые подготовят нас ко встрече Запретных месяцев[1], а значит, подготовят нас и к месяцу Хаджа. Эти благословенные дни являются подарком от Всевышнего Его рабам.

Месяц хаджа – это Великий месяц, месяц поклонения, в котором есть день Арафата [2].

Это день, в который Аллах прощает паломникам их грехи, возрождает их природную фитру, которая была дана им при рождении, и дарит возможность возвращения домой чистыми и безгрешными.

В этот Великий месяц Аллах также прощает злодеяния, совершенные за прошедший год и тем, кто не совершил Хадж, стирает их грехи и возвышает их уровни в Раю, принимая их покаяние. И все это исходит от Его Милости к Его рабам, Свят Он и Велик.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершил Хадж, сторонился половой близости, не грешил, вернется таким же, как родился (то есть чистым от грехов)» [3].

 

УРОК ПЕРВЫЙ

Священное Писание наполнено сведениями о шайтане, чтобы защитить от него человека и помочь ему идти по прямому пути. Если наша мольба из суры аль-Фатиха "Веди нас по прямому пути" произносится нами искренне, то это становится для нас причиной следования прямой дорогой. Этой же причиной является и знание тех, кто не следует прямым путем, ведь все познается через противоположности.

Познав противоположность истины, ты познаешь и саму истину. Узнав противоположность прямого пути, ты узришь и сам верный путь. Качества пророков и посланников также познаешь через знание противоположностей. Чистоту выявляет только ее противоположность.

Таким образом, когда Аллах испытал нас проклятым шайтаном, Он проявил к нам Свою милость и разъяснил нам качества дьявола, его деяния, слова и угрозы. Мы верим, что в своей основе дьявол является испытанием для всего человечества. И если мы будем искать ответ на вопрос: "Почему мы существуем в этом мире?", мы придем к ясному ответу, который гласит: "Мы созданы в этом мире для испытания».

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?»

Сура Верующие:115

Одним из факторов этого испытания является шайтан. Что же мы хотим донести до читателя через нашу книгу? Мы хотим помочь нашему читателю узнать, что говорится в Коране о шайтане, и подробно изучить описанные Всевышним состояния дьявола, в которых он пребывает, когда имеет дело с нами. Это значит, что эти лекции нацелены на подробное изучение слова "шайтан" и на его определение в Коране. Мы не будем подробно рассматривать теоретическую сторону этого вопроса - где именно, в какой суре и сколько раз встречается это слово. Нет. Нас интересует контекст слова "шайтан", приведенный в определенных сурах Корана. Мы будем опираться на аяты, в которых будет приходить описание шайтана.

Начнем с напоминания того, что, когда Аллах, Свят Он и Велик, создал Адама и приказал ангелам пасть ниц перед ним, шайтан был одним из тех, к кому был обращен этот приказ. Хотя он и не был из числа ангелов, согласно Священным аятам.

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» Сура Пещера:50

Когда Аллах испытал его приказом поклониться Адаму, покорные ангелы исполнили этот приказ, а шайтан выказал свое высокомерие и непреклонность перед волей Аллаха. Если мы вдумаемся, то поймем, что это подобно тому состоянию, которое охватывает человека, когда шайтан, раздувает в нем чувство высокомерия. Ведь у дьявола есть много путей и уловок для борьбы с человеком.

К чему же относится возникшая гордыня у Иблиса? Появилось ли она из-за высокомерия к человеку, или же это связано с ослушанием приказа Милостивого Аллаха? Шайтан возгордился из-за сущности человека, которого Милостивый Творец создал из глины. Дьявол так и сказал: " Ты создал меня из огня, а его из глины".

«Аллах сказал: «О Иблис, что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя руками? Ты возгордился или ты один из превознесшихся?» Иблис сказал:

«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины»» Сура Сад:75-76

Говорит шейх Абдуррахман ас-Саади, да помилует его Аллах: «Аллах оказал человеку великую честь и тем самым возвысил его над многими другими творениями. Разве этого недостаточно для того, чтобы никто не смотрел на человека свысока? Неужели в тебе, Иблис, проснулось высокомерие? Неужели ты считаешь себя лучше других рабов? Иблис решил, что он лучше человека, потому что огонь лучше глины, однако в обоих случаях он ошибался. Огонь порождает зло, порок, гордыню и легкомыслие, а земля порождает деревья, травы, кустарники, скромность. Именно земля побеждает и тушит огонь, а не наоборот. Кроме того, огонь нуждается в дровах и растопке, а земля способна существовать самостоятельно. Все это доказывает, что возражения Иблиса были порочны и безосновательны, а ведь именно он является старейшиной всех неверующих. Нетрудно представить, какие бессмысленные и глупые доводы приводят его ученики и последователи, когда пытаются опровергнуть истину. Вне всякого сомнения, их доводы еще более безосновательны, чем доводы Иблиса».

Он считал, что одна материя более возвышенна, чем другая. Иблис полагал, что материя, из которой создан он, более величественна, нежели материя Адама. Из-за такой неверной предпосылки он сделал следующий неправильный вывод в отношении Адама, мир ему: "Ты не тот, кому я поклонюсь".

И это то, на что мы сейчас должны обратить внимание. Посмотрите, как дьявол искажает мышление людей, подменяя истинную суть вещей. Шайтан, согласно хадису, знал о человеке еще до момента вдувания в него души. Он знал, что способен сбить человека с пути, ибо Аллах предоставил ему некоторую власть над человеком. Шайтан знал человека и знал, как к нему подступиться - через внушение.

Значит, мы должны знать, что главная война между человеком и шайтаном началась еще со времен сотворения Адама, со времен, когда Всевышний почтил отца всего человечества, что разгневало шайтана. И так, как он был разгневан из-за почета, оказанного Адаму, мир ему, то он решил поставить людей в унизительное положение!

И только по Милости Аллаха это становится ясным для нас из текстов Священного Писания. Вот почему эта великая книга Коран является необъятной Милостью Аллаха по отношению не только к мусульманам, но и ко всему человечеству. Хвала Аллаху, в Коране все описано очень ясно. Из него мы узнаем историю сотворения первого человека, узнаем, что Господь почтил Адама, мир ему. Аллах раскрывает нам образ нашего врага и то, как он может подкрасться к нам. Также из Корана мы узнаем историю о том, как Адам, мир ему, был низвергнут на землю. Он уже в то время знал своего врага и то, как он проникает в человека, а также знал, какими путями можно избежать этого врага.

Мудрость этой Великой Книги и ее историй нам нужно непременно разъяснять людям для того, чтобы они извлекали из них пользу. Разве теперь, узнав эту великую истину, которая дороже для верующих, чем весь этот мир, ты сможешь не уделить ей должного внимания?! Разумеется, нет!

Известия из Корана о способах спасения от дьявола должны вызывать у нас большую радость. Для большей ясности мы приведем такой пример: если людей коснется смертельная болезнь, которая будет уносить каждый день огромное количество жизней, постоянно увеличивая численность жертв, то, естественно, человек станет искать лекарство. И он не успокоится, пока не найдет книгу, в которой описано лечение от этой болезни. Когда же он найдет ту самую книгу, он, несомненно, будет считать, что это для него лучше этого мира и того, что в нем есть. Так как находка спасла его от смертельной болезни, которая больше не будет пугать его в этом мире. Для него эта книга, в которой описывается способ излечения его болезни, лучше всего на свете.

Тогда что говорить о Книге, которая спасает от гибели в этом мире и в мире вечном? Если бы не Священная Книга Господа миров, то человек сорвался бы в пропасть унизительных грехов и был бы унижен до такой степени, что потерял бы всякую ценность. Если человек боится опуститься до такого позора в этом мире, после которого его будет ожидать унизительное наказание в ином мире, разве он не признает, что в этой Великой Книге есть всеобъемлющее благо для людей? Одним из видов этого блага является знание способов спасения.

С таким настроем нам следует изучать аяты Корана. Это должно быть состоянием раба Аллаха, который нашел вервь спасения и поклялся, что будет держаться за нее, поскольку он знает, что тот, кто держится за вервь Аллаха, того Аллах спасет. 

Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто отвергает тагута [4] и верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» Сура Корова:256

Тот же, кто ослабит хватку, непременно погибнет. Да причислит Аллах нас, наших детей и всех мусульман к тем, кто спасён в этом мире и в мире вечном.

Первый путь шайтана

 

Разберем аяты суры Ограды, в которых говорится о первом пути шайтана:

Воистину Мы сотворили вас, потом придали вам облик, а потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я велел тебе?» Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». Аллах сказал: «Низвергнись отсюда, не подобает тебе превозноситься тут, ступай прочь. Поистине, ты ничтожен». Иблис сказал: «Отсрочь мне до того дня, когда они будут воскрешены». Аллах сказал: «Поистине, ты один из получивших отсрочку». Иблис сказал: «Теперь за то, что ты совратил меня, я непременно буду подстерегать их на Твоем пути, а потом буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева и Ты увидишь, что большинство из них неблагодарны». Аллах сказал: «Ступай прочь отсюда презренным и отверженным. Кто бы из них ни последовал за тобой, клянусь, Я заполню Геенну всеми вами» Сура Ограды:11-18

В этих аятах Всевышний показывает нам, как дьявол поклялся, что будет подстерегать сыновей Адама на прямом пути. Он поклялся сбивать их с прямого пути, пригрозив, что будет подходить к человеку спереди и сзади. Давайте посмотрим, что означает слово "подходить"?

В ходе изучения данного аята мы выявили, что первой дорогой шайтана к человеку является "подход" (аль-итьян). Именно так Коран описывает этот способ. Слово "аль-итьян" в арабском языке означает « пришествие с легкостью ». Если дьявол может легко подходить к человеку, то как он это делает? Ответ на этот вопрос раскрывается в аяте: "А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева" Ограды: 17.

Говорит шейх Абдуррахман ас-Саади: «Потеряв надежду на милость Аллаха, Иблис сказал: «Я непременно засяду на прямом пути и сделаю все возможное, чтобы помешать людям следовать ему! Я буду подходить к ним со всех сторон и использовать любую возможность, чтобы добиться желаемого хотя бы частично». Шайтан понимал, что потомки Адама слабы, и многие из них будут пренебрегать своими обязанностями. Помимо этого, он был уверен, что сделает все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение. Поэтому он предположил, что большинство людей будут неблагодарны, и его предположение оказалось правильным. Благодарить надлежащим образом могут те, кто следуют прямым путем. Шайтан же вознамерился сбить людей с этого пути и помешать им стать благодарными рабами».

 

Поминание Аллаха

 

Истиаза – это молитва с обращением к Аллаху, которая означает постоянную бдительность к приходу шайтана. Посредством нее можно вовремя защититься от приближения шайтана. Поскольку он делает это с лёгкостью, то нет ни дверей, которые станут ему преградой, ни охранников, которые схватили бы его.

Всевышний Аллах говорит: «А если ты ощутишь наущение от шайтана, то ищи защиты у Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» Сура Разъяснены:36.

Говорит шейх Абдуррахман ас-Саади: «В этом аяте Аллах научил верующих тому, как нужно обходиться с врагами из числа шайтанов. О человек! Если ты почувствуешь наваждения и наущения шайтана, который станет приукрашивать в твоих глазах злодеяния, пробуждать в тебе леность по отношению к благим начинаниям, подталкивать тебя к совершению грехов, если ты почувствуешь, что склоняешься к тому, к чему он тебя призывает, то обратись к Аллаху с мольбой жалкого беззащитного раба и попроси Его защитить и уберечь тебя от шайтана. Поистине, Он внимает твоим речам и твоей мольбе и знает, в каком ты положении сейчас и как ты нуждаешься в Его защите и покровительстве».

И только частое поминание Аллаха будет охранять человека со всех сторон. Человек должен произносить слова истиазы часто, если он осознает, что шайтан подходит к нему с легкостью, беспрепятственно. В этом вопросе необходима постоянная настороженность и бдительность, так как он враждебно настроен к нам. И частое поминание Аллаха является следствием поиска убежища у Аллаха от зла проклятого шайтана[8].

Если же человек не осведомлен о враждебности шайтана, то это будет самым большим его изъяном, поскольку последствием этого станут все те грехи, к которым шайтан подтолкнёт по причине его неосведомленности. Осведомленность является так же одним из столпов понимания божественного испытания.

Аллах создал этот мир, сотворил первозданное естество человека, отправил к нему посланников, ниспослал божественные писания, и весь мир является свидетелем этой истины, а шайтан призывает к заблуждению. Ты должен понимать это. Шайтан пытается завести человека в свою школу для того, чтобы изменить его мышление.

Например, когда наступает месяц Рамадан, и шайтана заковывают в оковы. Шайтан исчез, но осталась душа, которую обучил шайтан. Поэтому не удивляйся, если твой образ мышления и образ жизни не меняется в Рамадан [9].

Поэтому, необходимо защищаться от зла наших душ и от зла шайтана. Ведь он использует зло наших душ, обучая их, он диктует нам, как надо размышлять при определенных обстоятельствах. И каждый раз он вносит что-то новое в свои наущения и пробуждает в наших душах то, что скрыто в их глубинах. Когда наступает месяц Рамадан, он пробуждает в человеке давно забытые мысли и чувства, будоражит в его сердце давнюю обиду или злобу, он старается загрязнить человеку чистоту его сознания. Все это происходит из-за влияния шайтана.

Его подход к нам спереди, сзади, справа и слева не означает, что это повлияет на нас мгновенно. Нет, он влияет на наш образ мышления. Человек оказывается в его школе и становится образцовым выпускником по причине того, что он не был бдителен к подходу шайтана и не подготовил против него защиту.

Таким образом, мы рассмотрели четыре направления подхода шайтана к человеку: спереди, сзади, справа и слева.

Теперь приступим к разъяснению общего смысла этого подхода. Все вышеперечисленные действия шайтана направлены на то, чтобы изменить образ мышления человека. Внушить ему страх бедности, потери социального статуса. Человек будет все время испытывать различные страхи и желать, чтобы его мирская жизнь улучшилась, не придавая значения религии. Некоторые люди считают день потерянным, если они не выполнили какую-нибудь мирскую задачу, не понимая, что в подчинении своему Господу должным образом они найдут счастье в обоих мирах.

В итоге, если шайтан подберется к нам с этих четырех сторон, и мы не будем защищаться от него, враждовать с ним, то мы станем рабами мирской жизни со всеми ее страхами, что может вызвать у нас душевные болезни. Человек может удивляться: "Ведь я поклоняюсь Аллаху и слушаюсь Его". Но его мышление не изменилось, а напротив, следует влиянию шайтана.

Итак, когда мы узнали, что шайтан пригрозил, что будет подходить к человеку спереди, сзади, справа и слева, чтобы не дать ему уверовать и повиноваться Аллаху, мы должны представить себе то, как он это делает. Теперь, когда мы извещены об этом, что же нам нужно делать?

Эта информация должна стать нашим путеводителем и каждый раз напоминать нам о способах подхода шайтана. Мы нуждаемся в крепости, которая защитит нас от двух вещей: от незнания Аллаха и от неблагодарности Аллаху, ибо в Коране сказано: "И ты не найдешь большинство из них благодарными" Ограды: 17. Речь идет о людях, которые  оставят благодарность Аллаху и позабудут о Его милостях.

 

УРОК ВТОРОЙ

 

По милости Аллаха на прошлом уроке мы начали разговор о путях шайтана. Мы узнали, что он обращается со всеми творениями Аллаха одинаково, заходя к ним спереди и сзади, справа и слева. Доводом этого является аят из суры «Ограды». Так же мы подробно разобрали значение слова «аль-итьян» – «подходить», что означает легкий, быстрый, беспрепятственный подход к человеку. Он не приходит случайно, напротив, он делает это, упорствуя в достижении своей цели. Также мы разобрали, какова его миссия на земле, которую он желает выполнить в точности, без упущений. 

Шайтан достигает своей цели, идя к человеку любыми путями. И человек, который встал на его путь, невольно начинает принимать тот образ мыслей, который навязывает ему шайтан. Также мы поняли из этого аята, что шайтан заходит к человеку через его мысли с четырех сторон, повлияв тем самым на представление человека о будущей и ближней жизни, а также на его представление о религии. В своем подходе к человеку он использует такие инструменты, как страх перед бедностью, стремление к мирским благам, любовь к власти и т.д. По сути, все это и есть возвеличивание мирского.

Немного забегая вперед, скажем, что наши уроки посвящены разбору аятов Священного Корана, где говорится о способах воздействия шайтана на человека и его путях приближения к сынам Адама. Мы увидим, как шайтан воздействует на обладателей веры, будь то пророки, праведники или другие верующие.

Сегодня мы поговорим об аятах 60-63 суры «Ночной перенос»:

«Вот Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей». Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей. Мы устрашаем их, но это лишь увеличивает их великую непокорность. Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?». Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием»

Ночной перенос:60-63.

Второй путь шайтана

 

Для описания пути шайтана Аллах выбрал слово «покорить»: «я покорю его потомство». Для начала обратимся к языковому значению глагола «покорить» в арабском языке. Арабы говорят: «Саранча покорила посевы» – то есть полностью их съела. Также арабы говорят: «Он покорил верховое животное» – это когда всадник перевязывает веревкой пасть животного, чтобы управлять им. Или также говорят: «Человек полностью овладел тем, что принадлежит другому человеку». А фраза: «Наше имущество покорили» означает, что оно полностью пропало.

Итак:

- Первое значение: «Саранча покорила посевы» – то есть полностью их съела; 

- Второе: «Он покорил верховое животное» – то есть перевязал веревкой пасть животного, чтобы управлять им. 

Таким образом, из слова «покорить» вытекает следующее значение – «Я непременно буду управлять ими, как пожелаю, и овладею ими, вводя их в заблуждение и соблазны».

«Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих».

В этом аяте Аллах также описывает гнев шайтана. Этот гнев дошёл до такой степени, что он поклялся покорить все потомство Адама, поклялся овладеть ими, кроме немногих. А покорить их он сможет только вводя их в заблуждение. В итоге люди окажутся в его сетях. Он будет управлять, распоряжаться ими и диктовать им все, что захочет. Люди будут действовать исходя из его наущений.

До этого, в предыдущих аятах суры Всевышний и Пречистый Аллах сообщил, что отправил к людям посланников и знамения, однако они проявили непокорность.

Таким образом, Аллах описал, что знамения не прибавляют нечестивым людям ничего, кроме огромной непокорности. Он разъяснил причину, по которой творения проявляют непокорность. Эта же суть прослеживается и в словах Иблиса: «Я покорю его потомство, за исключением немногих». И в этом же контексте была упомянута история Адама, разъясняющая, что непокорность, которую мы видим в людях на уровне отдельно взятых личностей либо на уровне групп, происходит по причине покорения людей шайтаном. Он покоряет людей, желая господствовать над ними.

Шайтан сказал: «Это тот самый, которого ты возвысил надо мной?» Так он выразил мысль об отсутствии Мудрости у Аллаха (да упасет нас Аллах от подобного), удивленно продолжив: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною». В этих словах указывается главная причина ненависти шайтана – это высокомерие. Просим Аллаха защиты от высокомерия.

 В следующем аяте приходит угроза: «Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». И если вернуться к языковым значениям глагола «Покорить», то действие шайтана означает, что он овладеет ими полностью, подобно хозяину, управляющему своей лошадью. 

Итак, смысл его угрозы в том, что он покорит людей соблазнами и поведет их к грехам, как ведут верховое животное. Поистине человек заблуждается, если он полагает, что он независим. Так как шайтан может покорить любого человека и управлять им подобно тому, как человек управляет животным, или подобно тому, как саранча пожирает всё. Шайтан стремится уничтожить все светлое в человеке и полностью губит его.

Это слово разъясняет силу хитрости шайтана против сынов Адама. И значение этого великого слова в аяте подтверждает огромную власть шайтана над человеком, который покорится ему. Шайтан для человека приукрашивает то, что на земле, чтобы усилилась его страсть. Всё это по причине его неприязни и зависти, как разъяснялось ранее.

Нам следует помнить этот аят: « Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною », то есть: «Сообщи мне, почему Ты его возвысил надо мной, и почему я должен совершить ему земной поклон?» И далее: «Если ты дашь мне отсрочку до Судного Дня, то я непременно собью с пути того, которого ты возвысил надо мной, кроме немногих из них».

Обратите внимание на слова: «кроме немногих из них ». Это исключение так же приходит и в других аятах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, кроме заблудших, которые последуют за тобой» Хиджр:42.

Это значит, что тех, кто последовал по прямому пути и спасся от проклятого шайтана, очень мало. Аллах уберег их.

Шайтан проявил невежество, несправедливость, высокомерие, зависть, ослушание и противоречие. Он унизил сам себя, пожелав поднять свою значимость и возвеличить себя. Как сказал Ибн аль-Кайим: «Унизил свою душу, желая возвеличить её, причинил ей боль, желая получить наслаждение. Поступил с самим собой так, как не смогли бы поступить с ним его самые ярые враги, если бы даже проявили усердие»

Ибн аль-Кайим также сказал: «Разве станет разумный человек слушать, принимать и брать себе в покровители того, кто подставил самого себя?» То есть разумный человек не будет брать в покровители того, кто погубил сам себя.

Возникает вопрос: выполнил ли шайтан свою клятву покорить людей? Покорились ли ему люди? Ответ: да.

Доводом на это является история в Коране, в которой описывается, как целые народы отклонились от прямого пути и впали в заблуждение. На них пал гнев Аллаха, и они погибли, так как последовали своим страстям и отдалились от пути Аллаха.

Давайте поразмыслим над положением этих людей: какие у них мысли, каков образ жизни. Подчинившись власти проклятого шайтана, они попали в положение, противоречащее религии. И ни в коем случае нельзя считать положение этих людей признаком совершенства и прогресса, потому что, когда ими овладел шайтан, он увел их от их врожденного естества, от ценностей религии. А свое заблуждение они назвали «цивилизацией и развитием». Это обман и глубокое заблуждение.

Итак, «покорять» – это было второе слово из коранического аята, которое описывает деяния шайтана. Значит, он приходит к сыну Адама со всех сторон: спереди, сзади, справа и слева, чтобы покорить потомство Адама.

Третий путь шайтана

 

Рассмотрим третий метод, который использует шайтан, вводя людей в заблуждение.

В 168 аяте суры «Корова» говорится:

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для васявный враг» Корова:168

А также в 208 аяте:

«О вы, которые уверовали! Примите Ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он ваш явный враг» Корова:208.

Сказал шейх Абдуррахман ас-Саади: «Всевышний Аллах приказал правоверным принимать Ислам целиком выполнять все предписания религии и не отказываться даже от некоторых из них. Мусульманин не должен уподобляться тем, кто обожествляет свои желания, выполняя Божьи повеления, когда они совпадают с его желаниями, и отказываясь выполнять их, когда они не совпадают с его желаниями. Мусульманин должен подчинить свои желания требованиям религии и совершать праведные поступки, которые ему под силу. Если же он не способен выполнить часть предписаний, то он должен иметь твердое намерение выполнить их при первой представившейся возможности, и благодаря своему намерению он восполнит упущенное. А поскольку человек не способен принять Ислам целиком, пока не свернет с пути шайтана, далее Всевышний Аллах запретил правоверным следовать по стопам шайтана, совершая грехи и прегрешения, ведь шайтан - главный враг человечества – велит людям творить только мерзости и предосудительные поступки и призывает их ко всему, что может причинить им вред. Однако человек не способен избежать ошибок и оплошностей, и поэтому Всевышний Аллах далее сказал: «А если вы споткнетесь после того, как до вас дойдут ясные доводы, то знайте, что Аллах – Могущественный, Мудрый».».

В этих аятах Аллах сообщил, что шайтан оставляет следы и предостерегает об опасности.

Что же означает «стопы шайтана» (следы шайтана)?

Это пути шайтана, на которые он пытается заманить человека, чтобы навредить ему и испортить его жизнь. Великий Аллах запретил людям следовать «по стопам» шайтана, чтобы уберечь свою жизнь. Как известно, «стопы» шайтана ведут в мир сначала малых, а затем больших грехов. После чего шайтан приводит человека к лицемерию, неверию и безбожию. И всё это происходит из-за шагов, которые он делает вместе с человеком. Он ставит свою стопу, а затем подталкивает человека поставить свою стопу на его след. «Стопы шайтана» – это метод, который шайтан припас для людей.

После того, как он научит их двигаться по этому пути, укрепит их на нем, он оставит этих людей и возьмется за других. Иными словами, люди сами завершают этот путь, так как нет больше нужды обучать их и находиться рядом с ними.  

Они подобны шайтану, который говорит человеку: «Не веруй». Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе. Я боюсь Аллаха, Господа миров» Сбор:16

«Не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг», то есть не подражайте ему и не следуйте по его следам.

Аш-Шааби упоминает историю о человеке, давшем обет зарезать своего сына. Человек не сделает этого в здравом уме. Поэтому местный муфтий, догадавшись о его состоянии, привел ему барашка и приказал этому человеку зарезать его. После чего объяснил этому человеку, что все это были козни шайтана в отношении его. Эта история - пример того, как гнев может овладеть сердцем человека.

Другой пример: ибн Мас’уду принесли еду, и он стал есть ее вместе с другими людьми. Один из этих людей вдруг отказался есть. Ибн Мас’уд сказал, обращаясь к присутствовавшим: «Передайте еду вашему товарищу». Тот же ответил: «Я не хочу». Ибн Масуд спросил: «Ты постишься?» Тот ответил: «Нет». Ибн Масуд сказал: «Так в чём же дело?» Он ответил: «Я навсегда запретил себе этот вид еды». Похоже, что он запретил себе его в целях поклонения. Ибн Масуд сказал ему: «Это из путей шайтана. Кушай и соверши искупление за свою клятву».

Подобные истории встречаются и в наше время: люди запрещают себе какие-то виды еды (неважно, стремясь к здоровью, или следуя каким-то идеям), они запрещают себе то, что дозволил Аллах. Они считают, что употребление мяса животных, дозволенных Аллахом – это несправедливость и дикость. Знайте же, что все это – из путей шайтана. Мы не станем углубляться в подробности, так как ответ ясен: то, что Аллах дозволил - дозволено, а то, что Он запретил - запретно. И если человек считает харамом дозволенное Аллахом – это из путей шайтана. Зачастую клятвы и обеты, данные в гневе, бывают из путей шайтана.

«Воистину, он для вас – явный враг». Шайтан ввёл в заблуждение тех, кто был до нас, посредством запрета мяса некоторых видов животных. Это пример того, как шайтан приукрашивает запретное, выставляя его как дозволенное.

Нужно обязательно иметь представление обо всех этих положениях. Люди следуют путями шайтана, полагая, что достигнут желаемого. Они ошибочно думают, что культура общества, его развитие станут для них средством исправления их душ. Так человек делает шайтана своим предводителем. Шайтан идет впереди человека, обольщая его предположениями о достижении спасения и счастья.

Как же человек подражает шайтану? Когда человек совершает то, что шайтан внушает ему. Так как шайтан движется с кровью человека, то он живёт с человеком в любом состоянии, внушая ему слова, помыслы и размышления. Человеку следует воздерживаться и отстраняться от ненужных мыслей, а иначе для чего ему даны разум и воля, возможности и шариатские аяты? Разве не для того, чтобы сдерживать себя? Разве не для того, чтобы отбрасывать внушаемые шайтаном мысли?

К чему хочет нас подвести шайтан? К тому, чтобы мы считали благом то, что таковым не является. В хадисе сказано: «Кто вознамерился совершить зло, но не сделал этого, (проявив самоконтроль, данный ему Аллахом), то Аллах запишет ему полное благое дело». Потому что, когда он вознамерился совершить зло, шайтан добрался до него. Отстранившись же от этого пути, оставив его, человек укрепился на пути Милостивого. Мы уже много раз говорили, что находимся в постоянной борьбе между «двумя призывающими» в наших душах. Мы должны постоянно просить Аллаха о помощи и брать пользу от того, что даровал нам Аллах.

Аллах указал нам правильный путь и наставил на него. Нам остается лишь просить Аллаха укрепить нас на нем. Человек должен чувствовать свою нужду в Аллахе и признавать свою слабость и беспомощность перед Ним. Как бы там ни было, наш капитал – это наше время, а основное поле деятельности шайтана – это годы жизни человека. Поэтому шайтан старается превратить жизнь человека в прах. Мы должны задаться целью: очистить наши сердца, чтобы встретить нашего Господа со здоровым сердцем, а шайтан старается изо всех сил выстроить для нас тот образ жизни, который увеличит в наших сердцах болезни, посеет в них высокомерие и самодовольство. 

Например, мы слышим, как многобожники, аргументируя свой неправильный образ жизни, приводят следующий довод: «Неужели нам можно кушать то, что убили мы, но нельзя кушать, то, что убил Аллах?[10]». Аллах запретил мертвечину, а разум дан нам, чтобы мы принимали истину. Что же делает шайтан? Он поступает с нашими умами так же, как и с нашими телами: делает так, чтобы мы желали запретного.

В аяте сказано: «Не следуйте по стопам дьявола», то есть не подражайте ему в следовании своим страстям. Хотя это касается всех людей, верующих и неверующих, но для верующих – это предостережение. Просим Аллаха уберечь нас от козней шайтана и его путей. Просим Аллаха защиты от предводительства шайтана. Надеемся, что Аллах сохранит нашу убежденность в истине и сохранит наше стремление подражать последователям истины. 

Главная ловушка шайтана – это употребление харама. Именно это произошло с нашим отцом Адамом, мир ему, о чем рассказывается в суре «Корова».

Следующее слово, которое описывает путь шайтана – это побуждение к грехам. Об этом виде подхода шайтана сказано в суре «Ночной перенос»:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями».

Когда Аллах приказал ангелам совершить поклон Адаму, Иблис отказался и сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Сказал Аллах: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас полным воздаянием». Давайте посмотрим, как люди следуют по его стопам. Великий и Могучий Аллах сказал: «Побуждай (к грехам) своим голосом, кого ты можешь из них, и собирай против них свою конницу и пехоту, и стань соучастником с ними в их богатствах и детях и обещай им (ложь), – и (ведь) сатана обещает им только обольщение!». (Ночной перенос: 64).

В словах «побуждай кгреху» – указание на хитрость, коварство и смекалку. Цель шайтана – довести сынов Адама до легкомыслия, чтобы они униженно, покорно, беспрекословно следовали за ним. Шайтан не оставляет их до тех пор, пока не станет для них примером.

Как же разумный человек делает шайтана своим предводителем и движется по его стопам? Должна быть какая-то хитрость, о которой человек не знает, и поэтому он не обращается за защитой к своему Господу. Если бы он искал убежище у Господа, то шайтан не побудил бы его к грехам.

Есть очень много способ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.