Переход от жесткой конкуренции к конструктивному сотрудничеству как кооперативный переход — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Переход от жесткой конкуренции к конструктивному сотрудничеству как кооперативный переход

2020-06-05 98
Переход от жесткой конкуренции к конструктивному сотрудничеству как кооперативный переход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В частности, обсуждали, что переход от жесткой конкуренции к конструктивному сотрудничеству не происходит «автоматически»: успешное научно-техническое развитие позволяет получать многие материальные и информационные ресурсы, их дефицит исчезает и в идеале (в пределе на бесконечности) все переходят к самореализации и сотрудничеству.

Но реально все не совсем так, даже совсем не так.

Большое количество материальных ресурсов не является достаточным и даже не является необходимым. Даже если ресурсов много, то все равно их можно «тянуть под себя». Это явно показывают тенденции восстановления неравенства в распределении благосостояния после формального окончания социалистического проекта.

Иными словами, социальные отношения легко «залипают» в негармоничной позиции с фиксацией и усугублением несправедливости (негармоничности).

Опять же при ухудшении условий тогда отношения быстро («параметрически») деградируют из-за дефицита материальных ресурсов, тогда вся гармония сразу же разваливается. Получается, что это не гармония, а фикция.

Реально критичным является уровень обозримости мира и ответственности (п. 4). Если обозримость мира и ответственность локальны, то и гармония в лучшем случае возможна только как некоторая локальная. Например, это мой маленький мир под моим управлением. Но в глобальном масштабе тогда нет никакой гармонии. Если же обозримость мира и ответственность глобальная, то на любом дефиците материальных ресурсов поведение полноценно/широко/всесторонне гармоничное.

 

И в дополнение, в силу дефицита ресурсов поведения в общепринятой практике доминирует силовая модель поведения.

Наблюдаемая поведенческая система может быть определена как силовая модель поведения. В ней как идеал и большая удача воспринимается, если удается спланировать некоторое действие, а затем его реализовать точно в соответствии с планом. Часто это не получается – в силу объективных факторов из-за ошибок и неполноты понимания ситуации, а также в силу субъективных факторов – нарушения обязательств участниками, противоречия их интересов, отказа кем-то из них от участия, критически необходимого по плану, и т.д.

Но вариант планирования и жесткого выполнения плана точно не является лучшим, начиная с того, что неинтересно и просто скучно повторять одно и то же действие, как минимум, два раза – сначала при планировании (виртуально), а затем при выполнении (реально). А практически повторов намного больше – многократные повторы и примерки сопровождают и планирование, и выполнение на всем большом множестве их этапов.

Перспективнее и интереснее с творческой точки зрения альтернатива жесткому планированию, а именно, последовательные усиления (в сравнении с исходным планом) реально осуществляемого действия и дальнейшими улучшающими его корректировками за счет подключения дополнительных ресурсов, выявляемых по ходу действия, возможно даже неожиданно.

В результате на каждом шаге улучшаем исходный план, отрываясь от исходной жесткой привязки точного выполнения исходного плана (можно сказать, отрываясь от «земли» и «ползания по ней»), переходя к истинно свободному движению – можно сказать, к «полету над ограничениями» (над «землей»).

Формы и полуфабрикаты такого эффективного свободного поведения давно известны в самых разных областях и приложениях: например, в военном деле у Суворова или в японской практике экономических отношений, таковы личные и коллективные экспромты в художественном творчестве или «мозговые штурмы» в интеллектуальной и научно-практической деятельности.

Но такая широкая и всесторонняя альтернатива силовой модели не поддерживается реально освоенными ресурсами поведения. Можно понять, что системы эффективного свободного поведения нет в системном последовательно реализованном виде в силу отсутствия всех ее составляющих:

– эффективного и адекватного понимания реальности,

– позитивного и при этом объективного отношения к партнеру и миру,

– режима взаимного доверия,

– умения эффективно вести конструктивный, а не силовой и/или формальный диалог,

и т.д. (см. ниже).

Неосвоенность, а по сути, полное отсутствие комплекса составляющих требуемой системы поведения объясняет, почему вне жестких схем организации социальной жизни хоть сколько-то эффективное действие осуществить не получается. Здесь неизбежно отсутствует глубокое понимание и кроется множество противоречий.

Переход от силовой модели к гармоничному поведению – это аналогично сложение многих факторов. Иными словами, требуется аналогичная сборка в комплексе составляющих, в частности, при обращении жестко конкурентного поведения (с негативным восприятием мира) в последовательно созидательное поведение (с переходом к широкому/всестороннему позитивному восприятию).

 

Культура последовательно гармоничного поведения требует преодоления очень высокого информационного барьера, которому отвечает своя логическая схема – для соответствующего сложения силы и умения складывать силу практически в любой ситуации.

Здесь «автоматически» необходимы: позитивное отношение к партнеру и миру, доверие к ним, умение вести диалог по всех каналах, естественное формирование актуальной потребности (запроса) на развитие/повышение уровня представлений и т.д. В целом и получаем объединение силы.

Для сравнения: перечисленные позиции (составляющие) не совпадают друг с другом (не являются полностью эквивалентными представлениями), но имеют много общего.

На основе каждой как на выделенном аспекте можно построить целое актуальное представление и такие представления в целом будут реально (если не теоретически, то практически) эквивалентны.

Можно сказать, что все в целом выстроенные представления проекции равны объединению силы в том смысле, что каждая проекция выражает его по-своему.

(И)

по аналогии с различными экономическими проекциями: денежной экономикой, экономикой энергетических ресурсов, информационной экономикой и т.д. – как в принципе возможными/приемлемыми способами соизмерения через некоторую одномерную проекцию.

В биологии актуальны углеводная экономика (для растения) или кислородная экономика (для животных), а шире, для любой жизнедеятельности – эволюционная экономика.

При этом сами по себе перечисленные составляющие не «равны» между собой.

Так не равны между собой деньги, энергия, информация, углеводы, кислород и оценка эволюционной перспективы в примерах выше.

 Например, позитивное отношение – это универсальная заготовка под сложение силы (практически любое), но это еще не само сложение силы.

Для сравнения: при негативном отношении все враги и, как следствие, тогда при любом действии, так или иначе, заложено вычитание.

Может показать, что многие из перечисленных позиций уже освоены или в этом нет ничего принципиально нового.

Например, критикуем капитализм и Запад или социализм по общей органике недобросовестной конкуренции или противоречивой попытке гармонизации.

Тем самым критикуем их по всем перечисленным позициям в совокупности.

Можно пытаться искать противоречия в этих обвинениях, разделяя по составляющим. Например, естественно утверждать, что и те, и другие умели и умеют вести диалог. Иначе как бы они договаривались, строили сотрудничество, осуществляли планы по интеграции в Евросоюзе, в блоке НАТО, в масштабах всего Запада. И аналогично в масштабах огромной социалистической системы – в странах Варшавского Договора и социалистической системы.

Легко понять, что диалог действительно эффективный и он по-своему хорошо разработан. Но это диалог силового типа.

Так было в рамках социалистического блока, аналогично было и есть на консолидированном Западе. Из-за этого, в конечном счете, все или многие проблемы в прошлом и настоящем. Все участники подобных (силовых) образований отчаянно тянут под себя принятие решений и контроль за их осуществлением, не доверяя друг другу и загоняя всех и каждого в жесткие рамки. Главное, нет взаимного доверия и помощи в развитии индивидуальной и ситуационной уникальности. Наоборот, партнеры этого боятся больше всего.

Из-за этого от социалистического блока отпал Китай, на отшибе была Югославия, Албания, а в чем-то и Румыния. В свое время не были конструктивно трансформированы импульсы после событий, если не Венгрии, то затем в Чехословакии, Германии, Польше и т.д. Силовое объединение не работало на конструктивное преобразование социалистической системы в освоение широкого пространства возможностей. Как следствие, в жесткой форме и режиме силового диалога все развалилось, а свободный эффективный диалог, напротив, усиливал бы и обогащал всех участников.

Аналогично наблюдаем силовой диалог на Западе, как преемственный от древности и античных времен, технику силового давления, угроз, мягкой силы, подхода «разделяй и властвуй» и т.д.

Обсудили подробно слабость в умении вести диалог, с другими из перечисленных позиций аналогично плохо («слабо»), но эти слабости не совпадают со слабостью по диалогу.

Так, доверие не есть позитивное отношение, а адекватность способа фиксации естественной динамики, в частности, определяемой как неконструктивной или во многом неконструктивной динамикой, например, как конкурентный детерминизм. Тогда можно понимать, что происходит, в чем и как можно взаимодействовать с партнерами на такой позиции и как на нее можно влиять, изменяя ее в более конструктивном направлении.

Соответственно конкурентное доверие (по сути, доверие при негативном отношении) – это, например, доверие к вассалу, вынужденному подчиняться. Но, как и когда он воткнет нож в спину, предсказать труднее.

 

Число перечисленных (можно сказать, основных или наиболее очевидных) проекций можно увеличить, их много.

Между ними есть разделение и взаимное дополнение, тем самым «источников и составных частей» намного больше чем перечисленные четыре.

В частности, есть дополняющая методическая составляющая, по сути, измерение информации в условиях свободы поведения в пространстве расширенной биологии, объединяющей биологическую и социально-экономическую жизнедеятельность.

Отсюда «биологические» («толстые») кривые и биологическая относительность (причем тройная, см. ниже). В этом пределе очевидна ограниченность обычных количественных вычислений и актуальность «качественных» вычислений (по сути, совокупности количественных оценок в связной и жесткой логической схеме).

Таким образом, есть составляющие комплекса эффективного поведения, соответствующие проекции можно рассматривать как во многом эквивалентные, причем  в каждой из эквивалентных проекций для полученного решения не должно быть противоречия. От противного: если противоречие есть в любой проекции, то решение не состоятельно (п. 4).

 

В культуре последовательно гармоничного поведения (к которой приходим после преодоления описываемого очень высокого информационного барьера) приходим к технике сложения силы и осваиваем ее, достигая умения складывать силу практически в любой ситуации.

С учетом объединения других освоенных подходов в культуре последовательно гармоничного поведения и иной новой актуальности ясно также, что масштабной перестройки требует система образования и можно конкретно «вычислить» какой должна быть эта перестройка в различных ситуациях, в частности, ориентируясь на дальнейшую широкую перспективу.

 

Пример социального «вычисления»

Представленная здесь разработка эффективной социальной теории иллюстрирует пример качественного вычисления. Это задача того же нового класса, что и для культуры последовательно гармоничного поведения, можно сказать, что это разные проекции одной и той же задачи.

Какой-либо иной, ресурсной «автоматики» переключения с повышением эффективности здесь также нет.

И решение у нее такое же по общему набору составляющих и плану логической схемы.

Понимаем уровень проблемы, продлеваем позитивность отношения, рассматривая эту задачу, как минимум, в качестве нового интересного творческого вызова, получаем дополняющую актуальную информацию, в частности, через диалог, оцениваем достаточность уровня представлений, при необходимости его повышаем.

Например, у классиков было функциональное представление после перехода к нему от предшествующих представлений описательного уровня. Их функциональное представление мы выделили как наиболее эффективное из имеющихся представлений, добавляя образ Оруэлла. Затем оценили ограниченность функционального представления классиков, добавили основу «снизу», в результате повысили уровень получаемой системы представлений до теоретического уровня. Затем «сверху» эту конструкцию встроили в единую научную картину мира.

(И)

Ценность классики (в п. 3 обсуждали перспективу использования их основы): добавили дополняющее приближение к их «ядру» в том же уровне + достроили «ядро» снизу (обозримость мира как первичная, отсюда эволюция поведения на конкурентной основе) + продолжение сверху (главное: неконфликтная перспектива вместо непременного антагонизма) + построили объединение в рамках эффективной адекватной картины мира. Но главное, что было «ядро» для достройки во всех перечисленных направлениях

 

Шире, суть социальных взаимодействий с точки зрения организации сложного объединения силы: есть много относительно слабых эффектов (не сильнее линейных), а также противодействующие эффекты. Но слабые эффекты можно скомбинировать и умножить, получая очень сильный эффект на уровне такой, сложно выстроенной композиции.

Но если в построенной композиции что-то не так (она в чем-то или существенно «неправильна»), то она работает гораздо хуже, чем выстроенная полностью «правильно» или совсем не работает. Как вариант: получаем эффект, противоположный желаемому.

В частном случае нужно целиком перестроить один комплекс «по свойству произведения» (в котором все составляющие критически необходимы) на другой (противоположный) комплекс «по свойству произведения».

 

Аналогичны задачи объединения силы, и другие перспективные задачи в биологии и для жизнедеятельности в широком смысле, включая социально-экономическую жизнедеятельность. Обсуждали выше это с той точки зрения, что здесь актуально объединить много слабых эффектов. В количественном выражении их представляют гиперболические зависимости, т.е. эффект не сильнее линейного… (см. выше).

Но не менее важно, что есть множество факторов, затрудняющих планирование, предсказания и измерения: это необозримость полного описания, неопределенность любой перспективы в силу свободы поведения и неточность определяемых характеристик и зависимостей в количественном выражении (представляемых в форме «толстых» кривых), особенно если характеристики объединять и представлять их некоторыми интегральными показателями.

А так при экономических проекциях в примерах выше и проекциях приближенной эквивалентности (по составляющим комплекса системы поведения).

Как следствие, актуальны и востребованы практически не количественные, а качественные вычисления.

А именно, качественные вычисления актуальны в силу «тройной» относительности:

1) сам эффект неоднозначен, например, при экономическом соизмерении;

2) эффект невоспроизводим в силу свободы воли;

3) нужно сделать выбор между малым числом вариантов.

Характерный выбор с малым числом вариантов поведения: сохранять действующую динамику или ее немного изменять. Разумеется, формально есть и множество других вариантов, но все они требуют огромных вложений (по сути, выступая как «революционные»).

Аналогия с путем химических превращений: формально можно разрывать связи или даже несколько связей, но все такие варианты невероятны (характерное время намного превосходит время существования Вселенной), поэтому наблюдаем вариант с наименьшим энергетическим барьером (без разрыва даже одной связи, а с некоторым относительно небольшим «растягиванием» одной связи или конструкции нескольких связей).

В частности нужны алгоритмические качественные вычисления, аналогичные инженерному подходу. Тогда можно понять и «починить» что угодно.

Все это приводит к тому, что применительно к жизнедеятельности имеем комплекс факторов, предопределяющих доминирование качественных вычислений.

В биологии все эти факторы выражены еще относительно слабо, поэтому там просто доминирование, при котором качественные вычисления вместе с ориентирующими оценками дают основную раскладку для любого анализа или обсуждения (см. например, «Объединяющую биологию»). Затем многое можно вычислить точно привычными математическими способами.

А в социальной жизнедеятельности эти факторы выражены в наибольшей мере – «на полную катушку». Главное, что неопределенность поведения очень высокая, а выбор происходит между малым числом вариантов, часто двумя вариантами или даже модификациями одного варианта (типа ждать кризиса или начинать его специально приближать).

В аналогии с химическим превращением для других вариантов слишком велика энергия активации.

Поэтому любая точная оценка теряет смысл в силу высокой неопределенности собственно вычисления. В этом смысле либо сравниваемые варианты существенно отличаются, тогда выбор очевиден. Либо они сравнимы в пределах точности как неопределенности поведения и формально нет оснований для однозначного выбора. Значит, можно выбирать любой, проблема не в этом, точная оценка и здесь большого смысла не имеет. Гораздо важнее затем построить (качественно «вычислить») перспективу развития любого выбранного варианта.

Формально список возможных вариантов поведения больше. Например, варианты поведения в конфликте (Добсон, Миллер «Айкидо: техника разрешения конфликтов»):

– «сдаться»,

– «противостоять»,

– «уйти»,

– «подождать»,

– «перевести воздействие на кого-то другого»,

– «слияние» (использовать силу воздействия одновременно для решения собственных проблем и проблем оппонента – инициатора конфликта).

Но в конкретной ситуации список потенциально возможных вариантов (реакций) существенно укорачивается. Например, нет сил, чтобы «убежать» или «сопротивляться». Или нет времени, чтобы «ждать» или успеть «развернуться» в «слиянии».

И шире, под «слияние» рационально готовиться гораздо раньше (заблаговременно), имея ресурсы силы и понимания динамики развития ситуации.

И т.д.

В силу такой комбинации факторов (в пользу качественных вычислений) в социальной жизнедеятельности неизбежно уже полное доминирование качественных вычислений, вплоть до того, что все количественные оценки практически очевидны и их можно делать устно или явно не представляя (см. например, «вставка_п_3_1» + «вставка_п_3_2»).

А в системе образования нужно заложить умение осуществлять и то, и другое, включая потребности в синтезе и переключениях – с пониманием универсальности этого общего подхода. Все это можно представить весьма компактно (пример дает «Объединяющая биология»). 

 

В целом освоение такого интегрированного универсального подхода обеспечивает соединение собственной силы с силой всего окружающего мира.

Можно осознать и освоить все эти новые возможности, строить и развивать «светлое будущее» вокруг себя.

Можно также ждать, пока все это само дойдет до всех и каждого, в конце концов, и до тебя. А можно надеяться, что до тебя не дойдет никогда.

 

Для дальнейшего всесторонне и широко продуктивного продвижения каждого участника социальных процессов можно сформулировать простое (типовое) решение: нет смысла и сил, чтобы влиять на неадекватного партнера, но можно строить и развивать свой мир как последовательно созидательный. По сути, это разбиение высокого информационного барьера (оно следует как очевидное из обсуждения выше, а более подробное качественное вычисление дано во «вставке_п_3_1»).

По мере освоения этого инструментария эффективность будет нарастать, а неадекватных участников будет выталкивать на периферию последовательно созидательного мира.

В этом смысле каждый уже может выбирать себе место и партнеров.

 

 

Приложение.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.