Техническое обеспечение спасательных операций — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Техническое обеспечение спасательных операций

2020-05-10 165
Техническое обеспечение спасательных операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СНАРЯЖЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Основная цель этого раздела — выработка правильного подхода к выбору, способам использования и условиям работы того или иного вида снаряжения, его техническим характеристикам. Мы остановимся лишь на некоторых вопросах, недостаточно, с нашей точки зрения, освещенных в литературе и имеющих принципиальное значение.

Следует помнить, что к снаряжению в спасательных работах предъявляются более жесткие требования, ведь оно подвергается повышенным нагрузкам и от его качества зависит жизнь спасаемого и спасателя. В этой связи представляется целесообразным изложить основные требования Международного альпинистского союза (УИАА) к наиболее употребимым видам снаряжения, и прежде всего к веревке.

К сожалению, не на все виды снаряжения имеются окончательно сформулированные требования УИАА, так что в некоторых случаях мы вынуждены приводить лишь технические характеристики лучших образцов. Кроме того, квалифицированный спасатель должен четко представлять себе степень уменьшения прочности снаряжения, и в первую очередь веревки, в зависимости от износа и способа использования.

Мы не располагаем статистически достоверными результатами испытаний отечественной веревки, которые можно было бы сопоставить с зарубежными образцами. Необходимо лишь отметить, что результаты испытаний образцов веревки ТУ-62-3931-76 по методике УИАА показали, что она не выдерживает стандартного рывка (масса груза 80 кг, коэффициент падения 2)*. Разрыв происходит на верхнем карабине, разрывное усилие в пределах 1300—-1750 кг, т. е. веревка обладает повышенной по сравнению с зарубежными образцами жесткостью.

Квалифицированный спасатель должен также учитывать снижение прочностных качеств из-за реального состояния веревки, например намокшей или бывшей в длительной эксплуатации.

Веревка, выдержавшая рывки при срывах, не должна применяться для спасательных работ. Ее вообще следует изъять из снаряжения восходителей, ибо прочность ее уменьшена.

Ниже приводятся данные по веревкам, включая и уменьшение прочности их за счет узлов (см. табл. 6—7).

В табл. 6 приводятся сравнительные технические данные веревок зарубежного и отечественного производства.

Данные по ослаблению прочности веревки в зависимости от конструкции завязанных на ней узлов приводятся в табл. 7.

Прочность узлов на веревках и репшнурах в процентах к статической прочности веревки показана в табл. 8.

Как видно из табл. 7 и 8, практически все узлы уменьшают прочность веревки, что необходимо учитывать при организации спасательных операций.

Усилия, действующие на крючья, веревки, карабины в различных страховочных системах и полиспастах, рассмотрены в приложениях 4 и 5.

* Коэффициент падения — отношение глубины падения к длине выданной веревки. Коэффициент падения 2 означает, что груз находился на 2 м выше точки закрепления и пролетел до остановки 4 м (без учета растяжения веревки).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ СПАСАТЕЛЯ

Специальное, или штатное, спасательное снаряжение обязательно для каждого спасательного пункта. Набор его строго регламентирован.

Тросовое снаряжение. В комплект входят тросы основные, диаметром 5 мм, и вспомогательные, диаметром 2,5 или 3 мм.

По требованиям, предъявляемым Международной комиссией по спасательным работам в горах (ИКАР) к тросовому снаряжению, расчетное разрывное усилие для 6-миллиметрового троса составляет не менее 1990 кг. В соответствии с рекомендациями ИКАР при спуске и подъеме на тросе необходим пятикратный запас прочности; таким образом, нагрузка будет равняться 250 кг. При организации подвесной дороги для углов наклона более 45° нагрузка на трос не должна превышать 175 кг, а при угле наклона менее 45°—125 кг. Угол перегиба троса 180° допускается при радиусе перегиба не менее 50 мм. Растяжение при нагрузке 200 кг равняется 125 мм/100 м.

Остаточное удлинение нового троса после соответствующей максимальной нагрузки — до 0,5%.

Комплект тросового снаряжения показан на рис. 22.

Трос длиной 200 м наматывается на стандартную катушку а. Для переноса троса имеется также стандартный каркас на две катушки б. Для торможения и временного закрепления троса служат блок-тормоза г. Вытягивание троса осуществляется зажимами-лягушками е, схватывающими его при приложении усилия в определенном направлении. Наращивание тросов производится с помощью соединительных звеньев ж, в которые вставляются концы тросов, снабженные коушами.

Кроме перечисленных основных деталей в комплект тросового снаряжения входят вертлюг з, ролики и, усиленные карабины д, ручки для вращения катушек в. Зарубежные комплекты включают также большие направляющие ролики для уменьшения трения троса на перегибах л. Для закрепления троса на монолитных скалах полезно иметь в комплекте шлямбур с набором шлямбурных крючьев.

Подъем пострадавшего на тросе осуществляется с помощью лебедки (рис. 23). Все модели лебедок, применяемых в системе ИКАР, действуют по принципу кабестана. Массы их различаются незначительно: австрийская лебедка с планетарной передачей, прототип отечественной, — 9 кг, лебедка ФРГ— 15 кг, швейцарская— 12 кг. В швейцарской лебедке в отличие от первых двух моделей имеется тормозное устройство барабанного типа.

Приводим сведения об усилиях трения и предельных нагрузках, выдерживаемых разными лебедками. Так, при вытаскивании груза массой 160 кГ через скальный кант с помощью троса длиной 8 м (угол перегиба 90°) получены следующие величины усилий на тросе:

1) при наличии ролика на перегибе—125 кГ;

2) через скальный гребешок с радиусом закругления 2 см — 370 кГ;

3) через еловую чурку — 225 кГ.

При нагрузке 1000 кг два человека уже не могут прокручивать ручку немецкой лебедки. В швейцарской модели при нагрузке 900 кг деформируется рама, поэтому новые лебедки выпускаются с усиленной рамой. Таким образом, нагрузку 700—800 кг можно считать предельной для лебедки любого типа.

К специальному снаряжению относятся также универсальные разборные носилки (рис. 24), представляющие собой сварную трубчатую раму, на которой крепится алюминиевый лист или брезент. Ручки носилок могут устанавливаться независимо под нужным углом. Носилки легко разбираются на две половинки. Для транспортировки пострадавшего по травянистым склонам и осыпям можно прикрепить колесо. Имеются также подставки с валиком Для размещения под коленями пострадавшего и крепежные ремни.

Лодка, сани-волокуша «Акья» (рис. 25) бывают двух типов — разборные и цельнометаллические, применяемые на горнолыжных трассах. Они также снабжены валиком под колени, съемными ручками и специальными креплениями для колеса. Такие сани особенно удобны для транспортировки по снегу.

Рюкзак-носилки (рис. 26, а) — полотнище с лямками для несущего и коротким тросом для крепления к спусковой веревке или к тросу. Применяется для спуска пострадавшего с сопровождающим на крутых участках.

Шест-носилки — разборная, регулируемая по длине трубчатая конструкция, к которой крепится транспортировочный мешок. В концы трубы вставляются вилообразные изогнутые ручки, удобно укладывающиеся на плечи несущих. При необходимости шест-носилки может тащить вниз по склону один человек, как волокушу. Применяется в основном на тропах.

Транспортировочный мешок (рис. 26, б). Несколько модификаций такого мешка применяются для создания более комфортных условий пострадавшему при транспортировке на любом рельефе, особенно при использовании Шестов. Мешок должен быть влагонепроницаемым, теплым и по возможности легким.

В спасфонде альпинистского лагеря или КСП необходимо иметь лавинные зонды, лавинные лопаты, горные лыжи, средства для сборки из них примитивных саней (см. стр. 131).

Более подробно о специальном спасательном снаряжении см. в книге Ф.А.Кропфа «Спасательные работы в горах». В этой же книге основное внимание уделяется подручным техническим средствам, используемым самостоятельными группами.

УЗЛЫ, БЕСЕДКИ, ОБВЯЗКИ

Наиболее распространены при спасательных работах следующие узлы (рис. 27): стремя а, проводник одинарный, одинарный с карабином и без него б, проводник двойной в, схватывающий г, схватывающий с карабином — узел Бахмана д, ткацкий е.

В практике альпинизма находят все более широкое распространение петли из тесьмы разной ширины. Для связывания их пользуются только встречным узлом, иногда его называют петельным ж.

Незаменим в спасательных работах узел УИАА з: он применяется для торможения веревки при динамических способах страховки, при спуске пострадавшего.

Для привязывания к веревке применяются: булинь, проводник одинарный и двойной и в на рис. 27), двойная беседка (см. рис. 28). Ныне в связи с повсеместным распространением индивидуальных страховочных систем, двух- и трехзвенных, привязывание к веревке значительно упрощается.

Следует, однако, помнить, что пользоваться любыми самодельными системами можно только после многократного опробования их путем тренировочных срывов на стенде, с тщательной страховкой, желательно в присутствии и с участием опытных альпинистов-спасателей. Надо также помнить, что, несмотря на большое разнообразие систем обвязок для лазанья, получивших широкое распространение на западе, ни одна из конструкций не признана оптимальной, ни одна до сих пор не получила одобрения комиссии по безопасности УИАА.

Так, по данным спасательной службы ФРГ, зависание на веревке в случае срыва более чем на 30 минут смертельно опасно даже при наличии беседки, ибо из-за нарушений кровообращения в организме могут произойти необратимые изменения. Эта немалая опасность также должна учитываться при организации спасательных работ подручными средствами.

Приведем один из простейших способов вязки беседки на конце веревки с помощью вышеописанных узлов (рис. 28, а) при отсутствии стандартной беседки.

В качестве сиденья для пострадавшего при транспортировке по простым участкам могут быть использованы (рис. 29): рюкзак а, основная веревка бив, палки г и д, шесты е, лыжи (см. рис. 39), носилки из различных подручных средств, а также носилки, сплетенные из основной веревки (см. рис. 35).

Выбор того или иного средства транспортировки зависит от технического оснащения группы и физических возможностей участников, однако знать разнообразные способы обязательно всем членам группы; это облегчит задачу оптимального выбора.

В большинстве случаев группа имеет весьма ограниченный набор снаряжения, что и ставит ее перед необходимостью использования простейших средств для спуска пострадавшего, если его состояние позволяет осуществлять такой спуск подручными средствами. Как правило, он производится с помощью веревки и простейших тормозных средств. Очень часто приходится спускать пострадавшего или спускаться самому наполовину длины веревки, используя одну из плетей для страховки.

СИСТЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВЕРЕВКИ

Следующая задача, решаемая группой — закрепление спусковой веревки и организация надежной страховки, торможения для спускаемого, сопровождающего и всех членов группы. Обычно для закрепления веревки или троса предпочитают системы из нескольких сблокированных крючьев (рис. 30, а, б), причем зачастую не обращают внимания на выступы, хотя три-четыре петли веревки, обмотанные вокруг выступа, не менее эффективны, чем крючьевая система. При выборе мест страховки и закрепления веревки надо в первую очередь осмотреться и попытаться осуществить закрепление через выступ; только при отсутствии подходящих выступов следует начинать прибегать к крючьевому закреплению. При этом нужно помнить, что спусковая петля или система петель нагружается двойным весом, пострадавшего и сопровождающего, и в случае срыва должна выдерживать рывки до 3000 кг.

До последнего времени в практике альпинизма для закрепления тормозного устройства использовалась система из трех петель. При всей надежности она имеет один недостаток— неравномерность нагрузки на крючья и петли веревки, обусловленную общим для всех петель основным узлом или фиксированной длиной петель. От этого недостатка свободна рассмотренная Ю.С.Саратовым система из перекрестных петель (см. приложение 5), обеспечивающая постоянные нагрузки на все крючья и петли веревки. Вяжется она быстрее, а при вырыве одного крюка равномерно перераспределяет нагрузку на два оставшихся. В дополнение к такой системе при подъемах по веревке на дополнительном крюке вяжется страховочная система, используемая как звено полиспаста для вытаскивания веревки или закрепления ее при наращивании.

При закреплении веревки на льду и на снегу могут быть использованы ледовые столбики (см. рис. 30, в), ледовые проушины, ледорубы и ледобуры. Один из таких способов закрепления — на трех ледорубах — показан на рис. 31, а. Следует помнить, что абсолютно надежных способов закрепления веревки или троса на снегу нет, поэтому всякое усиление закрепления за счет лавиных лопат или специальных фирновых и снежных якорей (рис. 31, б, в) повышает безопасность спуска.

После того как выбран способ закрепления веревки, нужно определить необходимую степень торможения и найти технический способ его реализации.

СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ

Торможение веревки при спуске пострадавшего подручными средствами осуществляется посредством узла УИАА (см. рис. 27, з), карабинного тормоза — одинарного или двойного (рис. 32, а, б), молоткового тормоза (аналогичен карабинному, только для торможения трением используется молоток), а также за счет различных восьмерок (рис. 33, а), шайб Штихта (рис. 33, б), тормозных систем типа Мунтера и т. п. (см. приложение 3).

Наиболее удобны, по нашему мнению, шайбы Штихта и восьмерки, отличающиеся малым весом и простотой изготовления, однако и им присущ общий недостаток — на них нельзя закрепить веревку, чтобы высвободить руки и заняться другими операциями. От этих недостатков свободна так называемая букашка Б. Л.Кашевника (рис. 33, в), незначительно отличающаяся по весу от восьмерки, но имеющая специальный выступ для закрепления веревки.

Очень важно спуск, а следовательно, и торможение осуществлять плавно, равномерно, без рывков и быстрых проскальзываний, которые могут привести к расплавлению веревки. Необходимо также помнить, что при спуске по некрутым скалам или льду вполне достаточно одной тормозной ступени, а при спуске на отвесах обязательны две ступени торможения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.