Организация спасательных операций — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация спасательных операций

2020-05-10 325
Организация спасательных операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При необходимости спасательных работ начальник КСП или спасотряда мероприятия обеспечивает готовность спасательного подразделения к выходу. Обычно к работе привлекается спасотряд мероприятия, в котором произошел несчастный случай, но могут быть использованы любые альпинистские подразделения в районе, а при согласовании с местными органами власти — и местное население.

Начальник КСП или спасотряда, ознакомившись с ситуацией, разрабатывает организационно-тактический план спасательной операции. В соответствии с планом подбирается ее руководитель (им может быть работник КСП или начальник спасотряда), назначаются начальники подразделений, определяющие выходы групп, порядок их взаимодействия и связи.

Руководство спасательной операцией строится на принципе единоначалия. В связи с этим ее руководитель подчиняется КСП или начальнику спасотряда мероприятия; ему и только ему подчиняются через своих начальников (а при необходимости и непосредственно) все подразделения, используемые при работах. Он непосредственно связан с начальником альпинистского мероприятия и через него — с бухгалтерией, кладовыми, транспортом, врачом и радистом. Начальник учебной части обеспечивает работы личным составом и совместно с тренерским составом — квалифицированными консультациями.

Руководитель спасательных операций находится там, откуда он может обеспечивать полноценное руководство работами. Это может быть КСП, базовый лагерь в зоне проведения работ и непосредственно место работы отряда.

В настоящее время на основе накопленного опыта работы КСП в горах создана структура спасотряда альпинистского мероприятия. Ее организационная схема дана на рис. 20. На схеме показаны все рабочие звенья, используемые обычно в наиболее трудной и сложной спасательной операции. На практике задачи, стоящие перед спасателями на отдельных участках, могут быть более простыми. Тогда схема упрощается за счет взаимодействия подразделений и объединения их функций. Существенно упрощает спасательные работы авиация, однако для ее привлечения организация, проводящая альпинистское мероприятие, должна иметь соответствующие средства и предварительные соглашения с местной авиационной службой. Рассмотрим отдельные звенья организационной схемы.

ГОЛОВНОЙ ОТРЯД

В его задачу входит: обнаружение пострадавшего или группы; оказание помощи; транспортировка в условиях сложного горного рельефа. Начальником головного отряда подбирают опытного работоспособного альпиниста, умеющего трезво оценивать обстановку и принимать самостоятельные решения. Он идет с одним из первых выходов и организует работу на месте происшествия.

В головной отряд входят группы: головная (I выход), тросового и другого снаряжения (II—III выходы), поисковые, наблюдения, наводки и корректировки.

Головная группа в любом случае продвигается с максимально возможной скоростью, чтобы первой подойти к месту аварии, оказать помощь и провести все начальные и подготовительные работы, обеспечивающие сохранение жизни пострадавшему и четкую организацию дальнейших операций. Если это возможно сделать без потери времени, головная группа должна маркировать маршрут и подготовить отдельные участки для движения II и III выходов (крючья, перила). Значение и объем работ, выполняемых головной группой, в каждом конкретном случае различны и определяются руководителем спасательных операций и меняющейся ситуацией.

Оптимальный состав головной группы — 4 человека (одна палатка). В нее входят квалифицированные спасатели, умеющие оказать первую медицинскую помощь (лучше, если в группе будет врач), наладить радиосвязь, сигнализацию и контакты с авиацией. Желательно иметь в группе спасателя, хорошо знающего маршрут.

При хорошей организации работы КСП или начальника спасотряда выход головной группы возможен через 30— 40 минут после сообщения о несчастном случае в любое время суток.

Задача группы тросового и иного спасательного снаряжения (II и III выходы) —подноска к месту происшествия транспортировочных средств и снаряжения, продуктов питания, бивачного снаряжения и транспортировка пострадавшего (совместно с головной группой). Состав группы, организация движения и маршрут выбирают такими, чтобы обеспечить наиболее быстрый подход к пострадавшему и начало работы с ним с максимальным использованием светлого времени суток. Так, если головная группа выходит ночью, то II выход будет перед рассветом. Численный состав этой группы в зависимости от количества снаряжения примерно 8 человек, чтобы участники не были перегружены и сохраняли работоспособность. Для ускорения движения групп на подходах I, II и III выходы могут сопровождаться подносчиками.

Задачи поисковых групп определяются характером поиска. Если работа проводится на сложном горном рельефе, с разных сторон одного массива, поисковые группы должны быть достаточно квалифицированными и иметь самостоятельное обеспечение.

При поисках в лавине на больших площадях поисковые группы работают под руководством головной. В этом случае они должны быть достаточно многочисленны, хорошо организованы и проинструктированы о работе в условиях лавинной опасности, хотя могут и не иметь высокой альпинистской подготовки. Начальники поисковых групп подчиняются только руководителю поисковых работ.

При работе головной группы на стенах, особенно при спуске к пострадавшему сверху, спуске или подъеме пострадавшего с сопровождающим на тросе на большое расстояние, обязательны наблюдение, наводка и корректировка работы снизу, со стороны, которые выполняются соответствующей группой наблюдения, наводки, корректировки.

Наблюдение производится с помощью оптической трубы, мощного бинокля или других средств. Связь со спасателем, находящимся на тросе, осуществляется при помощи радио с обязательным дублированием кодовой сигнализацией при отказе радио. Ведущий наблюдение, наводку и корректировку должен иметь большой альпинистский опыт и быть знаком с маршрутом, на котором идут работы. Для обеспечения непрерывности наблюдения за группой требуются 2 человека.

Следя за работой головной группы на сложном рельефе, наблюдатели ведут дневник, отражая все события в повременнной записи и на кроки. Анализ дневниковых материалов позволит руководителю, наблюдающему за ходом операции, принимать своевременные решения. Дневник необходим и при последующем квалифицированном разборе спасательных операций.

Таким образом, непосредственно спасательными работами занимаются 12—14 человек, массового же участия требует транспортировка.

ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЙ ОТРЯД

Задача этого отряда — транспортировка пострадавшего по сравнительно несложному горному рельефу или с места обнаружения его внизу.

Транспортировка производится с помощью штатных или подручных средств. Так как при этом нет необходимости в сложных системах индивидуальной страховки, а средства групповой страховки используются лишь в немногих местах, представляющих опасность или неудобство (переправы, узкие тропы), в транспортировочные отряды могут привлекаться альпинисты не столь высокой квалификации, как в головной отряд. Однако начальником транспортировочного отряда и руководителями групп транспортировки должны быть достаточно опытные альпинисты, способные обеспечить четкую организацию и полную безопасность работ.

На этом этапе спасательных операций при хорошей их организации можно обеспечить высокую скорость передвижения и тем самым необходимый выигрыш во времени.

Транспортировочная группа — часть транспортировочного отряда, которая укладывает пострадавшего на транспортные средства или, принимая его от головного отряда, приспосабливает эти средства для дальнейшей ускоренной транспортировки, а затем транспортирует.

Укладывают и увязывают пострадавшего под непосредственным руководством и контролем начальника транспортировочного отряда и врача. Необходимо избрать такой способ транспортировки, который соответствовал бы характеру травмы и обеспечивал быстрый доступ к ней при оказании помощи. В процессе транспортировки нужно иметь возможность быстро снять пострадавшего с транспортировочного средства для отдыха или переоборудования устройства, а также быстро организовать страховку пострадавшего и сопровождающих или замену последних.

Поскольку транспортировка проводится обычно с максимальной скоростью (часто бегом), оптимальный состав нескольких смен транспортировочной группы—16—24 человека в зависимости от рельефа маршрута и расстояния. Для поочередной быстрой и четкой замены сопровождающих транспортировочная группа обязательно разбивается на смены по 4—6 человек во главе со старшими смен. Свободные от работы при необходимости подстраховывают носилки и переносят рюкзаки сопровождающих.

При длительных транспортировках и достаточном числе людей в транспортировочном отряде весь путь разбивается на этапы. В конце каждого этапа организуются пункты подмены, куда заблаговременно высылаются группы подмены, полностью сменяющие предыдущие транспортировочные группы. В пунктах подмен целесообразно организовать пункты питания, здесь же врач проверяет состояние пострадавшего.

На маршруте транспортировки имеются участки, требующие предварительной подготовки пути, организации систем страховки, устройства искусственных сооружений, очистки маршрута от опасных камней. Это переправы через горные реки и трещины, места, где необходимы подъемные и спусковые системы, траверсирование неудобных или ледовых склонов с рубкой ступеней, наконец, узкие тропы в лесу. Руководитель спасательных работ должен предусмотреть своевременную подготовку и маркировку таких участков для транспортировки пострадавшего, которую осуществляют группы подготовки пути. При необходимости на сложных участках оставляются проводники с сигнальными и осветительными средствами. Группы подготовки пути после выполнения своей работы могут использоваться как группы подмены.       

Учет спасательных средств. Чтобы снабжение спасательной операции было упорядоченным, а затраты на ее проведение — минимальными, необходимы учет и контроль расходования материальных средств. Для организации, снабжения назначается ответственный. Он ведет учет снаряжения, выдаваемого из спасфонда, а также потребовавшегося в ходе работ дополнительного снаряжения и продуктов питания, контролирует их использование. Учет снаряжения можно вести по следующей форме (табл. 5).

Ответственный за снабжение при организации пунктов питания контролирует выдачу и расход продуктов, чтобы не допустить перерасходов.

Пункты питания могут быть организованы в месте окончания спуска головного отряда с пострадавшим, в пунктах подмен, в базовом лагере на месте спасательных работ или поисков в лавине.

Ответственным за радиосвязь при спасательных работах обычно является радист КСП или альпинистского мероприятия. При достаточной квалификации он может самостоятельно решать вопросы организации связи, выбора лиц, отвечающих за радиосвязь в группах, подбора аппаратуры. В зависимости от схемы радиооснащенности района или при разнотипных радиостанциях может возникнуть необходимость в организации пунктов ретрансляции, обеспечивающих надежную связь «низа» с «верхом».

Руководитель спасательной операции и ответственный за радиосвязь разрабатывают схему и расписание сигнализации и связи, назначают позывные и коды сигналов, решают вопрос о целесообразности дублирования радиосвязи радиостанциями других альпинистских мероприятий района. Все радиопереговоры ведутся по установленной форме и должны быть записаны в журналах радиосвязи каждого радиста отдельных подразделений.

Вспомогательный отряд

При крупных спасательных операциях для всех вспомогательных работ, не требующих альпинистской подготовки, могут привлекаться новички, туристы, горнолыжники. В этом случае может быть организован вспомогательный отряд, начальник которого организует и контролирует его работу, проводит инструктаж, отвечает за соблюдение правил безопасности. В состав вспомогательного отряда входят несколько групп.

Подносчики — группа носильщиков из физически хорошо подготовленных альпинистов в количестве примерно 2—3-кратного состава I выхода или других срочных выходов. Задача подносчиков: с максимальной скоростью, часто меняясь, доставить рюкзаки головного отряда возможно ближе к участкам гор, где начинается сложная альпинистская работа. Обычно это 2—3 часа движения на подходах. Основная рабочая группа на этом этапе идет без груза.

Носильщики — организованная в самостоятельное подразделение группа участников, которые могут не иметь альпинистской подготовки. Группа подносит грузы (снаряжение, питание, горючее) к базовому лагерю спасотряда или к началу сложных участков пути, зоне поисков. Начальник вспомогательного отряда должен проследить, чтобы носильщики были соответственно одеты и обуты, чтобы для них были организованы питание и бивак, приняты меры безопасности.

Связные — при необходимости организации связи через нарочных используются физически хорошо подготовленные участники. Все сообщения передаются только в письменном виде. Отправлять связных в одиночку допускается лишь в исключительных случаях, учитывая условия маршрута и обеспечение безопасности.

Вспомогатели — привлекаются при необходимости для ведения документации, работы на питательных пунктах, организации приема прибывших в лагерь родственников пострадавших и эвакуации самих пострадавших из лагеря.

Руководитель спасательной операции передает начальнику вспомогательного отряда все вспомогательные работы, чтобы максимально освободить от них группы, связанные с основными работами по оказанию помощи и транспортировке пострадавшего.

В заключение еще раз подчеркнем, что рассмотренная полная схема спасательной операции относится к самому сложному случаю, включающему все виды спасательных работ, отсюда и большое количество занятых в них людей.

ТАКТИКА СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИИ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ

При восхождениях или других мероприятиях в горах одно из основных средств преодоления опасностей — правильная тактика, т. е. оценка возможностей человека и выбор системы действий, позволяющих наиболее эффективно решить поставленную задачу с наименьшей затратой сил, времени, материальных средств, с обеспечением необходимой безопасности.

Тактика спасательной операции определяется:

1) поставленной задачей (поисковой, технической, транспортировочной, организационной);

2) контингентом людей, ее выполняющих (их квалификацией и физической подготовкой);

3) обеспечением материальными средствами (возможность использования авиации и транспорта);

4) особенностями маршрута (ледовый, снежный, скальный, комбинированный). Такие характеристики маршрута, как.крутизна, степень трудности, опасности, наличие трещин, карнизов, продолжительность, определяют необходимое техническое обеспечение спасательных подразделений;

5) наличием материальных и людских резервов, на которые можно, рассчитывать в случае чрезвычайного происшествия (например, несчастного случая в самом спасотряде).

Несчастные случаи в горах происходят на самых разнообразных участках рельефа. Поэтому спасателям каждый раз приходится решать свою задачу индивидуально.

Однако в подготовке спасотряда к выходу, его обеспечении, взаимодействии подразделений много общего, что позволило выработать наиболее рациональный комплекс организационно-тактических мероприятий. В нем необходимо выделить круг первоочередных, безотлагательных, действий, связанных с комплектованием и выходом головной группы. После ее выхода руководитель спасательной операции намечает общий план мероприятий и принимает меры к его выполнению. Назовем основные этапы этой работы.

1. Непосредственно после получения сообщения о несчастном случае проводится оценка положения пострадавшей группы, возможных путей подхода к ней, сил и средств спасотряда, возможности оперативного привлечения к спасательным работам других организаций.

2. Выбор организационной схемы конкретной спасательной операции (см. рис. 20), определение количественного состава необходимых для данного случая подразделений. Надежность их работы в ходе спасательной операции должна быть высокой, так что желательно, чтобы участники имели опыт восхождений по категории выше, чем порученный им маршрут в спасательных работах, а руководитель уже был знаком с этим маршрутом.

3. Разработка повременного плана движения и взаимодействия всех подразделений в ходе спасательных работ. Главная задача здесь — организация непрерывного, без задержек, движения пострадавшего вниз до точки эвакуации его в больницу. Этому должны быть подчинены все связи между подразделениями. Принципы разработки такого плана («совмещенного графика работ») освещены ниже.

4. Разработка общей схемы связи спасательной операции, определение позывных групп, времени и очередности связи с руководителем спасательных работ, установление места его пребывания.

5. Постановка задачи перед каждым подразделением как на участке его автономного движения, так и при взаимодействии с другими подразделениями. При совместной работе нескольких групп общая координация их действий возлагается на одного из руководителей взаимодействующих подразделений.

6. Обеспечение подразделений снаряжением, питанием и средствами связи.

7. Получив задачу и соответствующее обеспечение, каждое подразделение разрабатывает свой тактический план движения по заданному участку маршрута. Поскольку время движения уже определено общим планом операции, все внимание обращается на надежность выполнения в срок поставленной задачи и безопасность самого подразделения. Для этого достаточно знать или, если маршрут ранее не известен, грамотно составить тактическую схему маршрута. Квалифицированный альпинист составляет такую схему при консультации КСП или руководителя спасотряда в считанные минуты и не задерживает выхода подразделения. Еще более ускорится дело, если в КСП есть готовые тактические схемы восхождений на все вершины района.

8. Далее производятся последовательный выход подразделений спасотряда по своим маршрутам и оперативная работа руководителя спасательной операции, которая состоит:

1) в подготовке и контроле выходов очередных подразделений;

2) оперативной связи с подразделениями на маршруте, их руководстве и корректировке их действий;

3) подготовке базы мероприятия к приему пострадавших и эвакуации их;

4) контроле спуска с маршрута всех подразделений спасателей, сдаче снаряжения, оформлении документов, подведении итогов.

Таким образом, первоначально все усилия концентрируются на организации выхода головного спасотряда, а затем на выполнении намеченного плана мероприятий, связанных с последующими выходами.

Как видно из перечисленного, организационная, тактическая и оперативная работа руководства спасотряда собрана в единый комплекс, который и обеспечивает успех операции. Именно потому эту работу лишь условно называют «тактическим планом спасательной операции». Тут одновременно ставится несколько взаимосвязанных задач. Провал одной из них может привести к срыву всей операции.

Можно ли в таких условиях назвать главный критерий хорошо организованной спасательной операции? Да, можно. Это оперативность выхода спасателей по сигналу бедствия с минимальной затратой времени на подъем и спуск пострадавшего при безусловном обеспечении безопасности членов группы и спасотряда.

Необходимо учитывать, что состояние больного накладывает ограничения на способ и условия его транспортировки, что определяет врач-специалист, включаемый в состав головного отряда. При различных травмах эти ограничения, а значит, и время транспортировки меняются, однако в подавляющем большинстве случаев состояние больного требует наиболее быстрого спуска вниз.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.