Определение места звука «Т» в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Определение места звука «Т» в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА.

2020-05-10 346
Определение места звука «Т» в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Артикуляционная разминка.

Произношение звука Т (Т1) в сочетании с гласными: та, -то, ту, ты, тя, те, тю, тё.

Учим скороговорку:

На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Или: Вышел кот из ворот, Кот рябой, хвост — трубой! А ну, попробуй повтори, Да не раз, а целых три!

Определение места звука «Т» в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА.

Загадки

Стоит свеча из кирпича. (Труба)

Сидит на крыше, всех выше, Дымом дышит. (Труба)

Весь день на воде,

А водой не насытится. (Утка)

Пестрая крякушка Ловит лягушек. (Утка)

«Придумай слова со звуком «Т». Дети называют слова с данным звуком в любой позиции. Например: топор, тарелка, трос, матрос, крот, рот, кот, котенок, ботинки, платье, костюм; имена: Тома, Таня, Тимур, Тима, Тимофей и др.

•     Интонационно звук выделяется

Характеристика звука Т. Звук глухой (произносим его шепотом, тихо), произносится без голоса — согласный.

Дети это проверяют, приложив тыльную сторону ладони к горлу. Передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами. (Эти сведения для педагога.)

— Как вы думаете, дети, какой это звук — гласный или согласный? Докажите.

Анализ буквы Т.

—   Звук Т обозначается буквой Т. (Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)

Т на крыше очутилось И в антенну превратилось.

На что ещё похожа эта буква?

5.    Чтение слогов с договариванием до целого слова (по магнитной азбуке):

ТА ТАрслка
ТО ТОпор
ТУ ТУлуп
ты ТЫква

УТ  УТро

АТ  салАТ, акробАТ

ОТ  бегемОТ

6. Чтение слоговой таблицы, а затем слов:

КАР НА ТА
ПАР УТ КА
СО КА РО

 

КАРТА УТРО ПАРТА УТКА НАТА СОРОКА

Физкультминутка

Снег идёт, снег идёт.

Дворник улицу метёт.    ^

Стороной народ идёт.

Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень.

Мы немножко разомнёмся,

За дела опять возьмёмся. (П роизвольная имитация движений.)

Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут —

Тигру я сродни. (Токкот)

Дети составляют слово ТОК: переставляя буквы, образуют слово КОТ.

7.1. Из букв составить слова: РОТ, ПУХ, ПАР, ПОЛ.

Загадка

Он лентяю ни к чему, Руки просятся к нему. Размахнется едва — Берегитесь, дрова! Он тяжел, он остер, Твой помощник... (Топор)

7.2. Из слогов составить слова: ТОПОРЫ, СОТЫ (объяснить значение слова).

Со словом ТОПОР составить предложение.

8.    Игра для развития связной речи «Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах года.

Оборудование. Квадратики четырех цветов у каждого ребенка: белый — зима; зеленый — весна; красный — лето; желтый — осень.

Содержание. Педагог задает вопросы, дети поднимают соответствующую карточку.

Когда опадают листья?

Когда дети катаются на санках?

Когда собирают овощи и фрукты?

Когда цветут на лугах цветы?

Когда люди купаются в морях, реках и озерах?

Когда распускаются листья?

Выслушиваются полные ответы детей. Поощрение фишками или чем-либо другим.

Итоги занятия.

Тема. Закрепление звука Т (Т'), буквы Т.

Артикуляционная разминка.

Скороговорки

Три сороки-тараторки Тараторили на горке.

Три вороны на воротах.

Трое трубачей трубили в трубы.

Три сороки — три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три — сегодня,

Три — вчера,

Три — еще позавчера!

У калитки — маргаритки. Подползли к ним три улитки.

Темп произнесения постепенно ускоряется.

Занимательное упражнение «Звук заблудился».

Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Педагог читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка.

На пожелтевшую траву роняет леВ свою листву.

Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С. Вместо слова лев надо сказать лес.

Чтение слоговой таблицы.

 

ЛО ПА НА
ТЫ МЫ РО
КО ТА ТО
МА РА РЫ

ПАРА НАТА РАМЫ РОМА МАРА ЛОПАТЫ ЛОТО МЫЛО КОМАРЫ ТАМАРА

 

Загадки

Из-за тебя бью себя, Из-за себя бью тебя — Прольется кровь моя. (Комар)

Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит.

(Комар)

Со словом КОМАРЫ составить предложение.

Физкультминутка

Вот идет черный кот,

Шаги с высоким подниманием ног.

Притаился — мышку ждет.

Приседания, руки к коленям.

Мышка норку обойдет

Встать, повернуться.

И к коту не подойдет.

Руки в стороны.

Игра «Поменяли твое имя».

Педагог каждому ребёнку дает имя: «Ты будешь МАША, САША, ШУРА, РОМА, КЛАРА, ЛУША, ПАША, ТОМА, ЛОРА...» Дети составляют имена из букв.

4.2. Из слогов составить ответ на загадку:

Утром падаю всегда —

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

Кроме слова РОСА из слогов дети составляют слова: НАТАША, КОРА, НОРЫ.

5.    Лексическая игра «Кто знает, пусть продолжит».
Дидактическая задача. Учить детей классифицировать понятия.
Содержание. Педагог называет обобщающее слово, а дети — видовые понятия. Например: мебель — стол, шкаф, стул; деревья — дуб, береза, липа; цветы — ромашка, василек, роза и т. д.

6.    Итоги занятия.

Тема. Звук Д (Д'), буква Д.

Игра «Дятел».

Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Вместе с педагогом дети хором произносят скороговорку:

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

•     Следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе.

Когда они замолкают, ребёнок, изображающий дятла, говорит: «Д-д-д...» — и бьёт кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.

— Какой звук в этой скороговорке произносится чаще?

•     Звук Д.

Назовите слова со звуком Д. В чьих именах есть этот звук?

•     Надя, Даша, Фёдор и т. д.

Педагог показывает серию картинок любой тематики и предлагает детям определить, есть ли в изображенном предмете звук Д. Если есть — хлопок в ладоши; нет — руки на колени.

Анализ буквы Д.

Д — стоит, и очень твердо.

Рассматривая букву, дети выявляют сходство ее с домиком, выделяют элементы буквы, «прописывают» ее в воздухе.

Физкультминутка

Раз — два, раз — два. Я колю, колю дрова. Я колю на чурочки Для маленькой печурочки.

Имитирующие движения.

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей!

Соответствующие движения,

8.       Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить отгадки на загадки

—   из букв:

Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез. Что топором не перерубишь? Что в руки не схватишь? (Дым)

—   из слогов:

Тянется как нитка, а в клубок не смотаешь.

(Дорога)

9.   Чтение карточек с трехбуквенными словами. Игровая фор­
ма с привлечением сказочного персонажа.

10. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 42

Тема. Сопоставление звуков Д и Т. Орфография и орфоэпи­ческое чтение (садик — сад, рады — рад и др.).

1.       Артикуляционная разминка.   ,

—   Вспомним скороговорку:

На дворе — трава, на траве — дрова.

2.    Характеристика звуков Д и Т.

—   Что общего между звуками Д и Т?

Оба звука согласные, их нельзя тянуть. Чем отличаются эти звуки? Звук Д произносится звонко, звук Тглухо.

3.   Чтение по подобию (метаграммы).

Педагог преобразует слова путем замены одной буквы на другую. Дети читают новые слова. Формируется понимание зна­чимости буквы.

ТРУД ПЛОД ДУШИ ТИМА ДАША

ПРУД ПЛОТ ТУШИ ДИМА САША

ПРУТ       СУШИ ЗИМА САМА

                                          МАМА

4. Чтение слоговой таблицы. Предлагаются два варианта:

ЛОШАДИ

ДОРОГА

САДЫ

САМА

САША САЛО ДИМА РОГА

Один ребенок указкой показывает слоги, все читают;

Педагог называет слова, а дети составляют их из слогов.

 

ло ДО СА
РО ША ГА
МА ДЫ ДИ

Физкультминутка

Дима, Тима и Иван Весело плясали. Покружились, поклонились, На местах остановились.

Соответствующие движения.

Упражнения для глаз. 1. Посмотрим вдаль. 2. Вращение гла­зами по кругу; движения глаз в стороны, по диагонали, по квад­рату, вверх-вниз.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал!

(Луг)

Показать репродукцию. Обратить внимание на орфографию и орфоэпическое чтение слов: луг — лук, садсадик, рад — рады и др.

— Из букв составьте слово луг. Прочитайте слово справа налево (гул). В начале слова поставьте букву П. Что получилось? (плуг). Такие игры можно использовать чаще.

Загадка

Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, Что плод мой мелок.

(Дуб)

— Из слогов составьте слово дубы.

•    Показать желуди. Рассмотреть репродукцию с картины
И.И.Шишкина «Дубы».

6.    Выучить пословицу Труд человека кормит.

—   Как вы понимаете значение этой пословицы?

^

•    При затруднении с ответом объяснить ее смысл.

7.    Игровая форма индивидуальной работы по разрезным азбукам.

—   Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается задание — «построить» из букв:

ДОМ ПОЛ

ДОМИК ПОТОЛОК
ГАРАЖ ОКНО
МОСТ КРЫША

ЗАБОР

—   Кто будет жить с вами в доме? Задание — составить слова:

МАМА   КОТ ПАПА   СОБАКА МАША

И т.д.

Чтение карточек.

Итоги занятия.

 

 

КОР ДИ КИ

— Какие слова спрятались в слове кормушка? корм, мушка.

7. Упражнение «Переставь слова в предложении». Дидактическая задача. Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл. Содержание. Предложить детям составить предложение со словом КОРМУШКА, а затем изменить порядок слов. Что изменилось?

Дети повесили на дерево кормушку. Кормушку дети повесили на дерево. На дерево дети повесили кормушку.

Физкультминутка

Раз — два, раз — два. Я колю, колю дрова. Я колю на чурочки Для маленькой печурочки.

Имитирующие движения.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Соответствующие движения,

8.    Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить отгадки на загадки

—   из букв:

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез.

Что топором не перерубишь? Что в руки не схватишь? (Дым)

—   из слогов:

Тянется как нитка, а в клубок не смотаешь. (Дорога)

9.    Чтение карточек с трехбуквенными словами. Игровая форма с привлечением сказочного персонажа.

10.  Итоги занятия.

 

Тема. Сопоставление звуков Д и Т.

1.    Артикуляционная разминка.      

—   Вспомним скороговорку:

На дворе — трава, на траве — дрова.

Физкультминутка

Дима, Тима и Иван

Весело плясали.

Покружились, поклонились,

На местах остановились.

Соответствующие движения.

Упражнения для глаз. 1. Посмотрим вдаль. 2. Вращение глазами по кругу; движения глаз в стороны, по диагонали, по квадрату, вверх-вниз.

Анализ буквы В.

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки.

«Р» — одну, а буква «В» — две.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки! (Буква В)

Показать очки в вертикальном положении. Затем дети рас­сматривают букву В; уточняется, из каких элементов она состоит, «Прописывают» ее в воздухе.

5. Анализ предложения, которое дети составляют из букв большого формата.

У МАМЫ ВИЛЫ. Задание: а) выделить короткое слово «У»;

б)    определить количество слов;

в)    меняя знак в конце предложения, произнести его с соот­
ветствующей интонацией;

г)    составить схему:

6.    Чтение слогов с договариванием до целого слова.

ВА...ВАта

ВУ...зоВУ

ВО...ВОва, ВОлосы

ВЫ...соВЫ

Игра «Звук заблудился».

На глазах у детворы Красят крысу маляры.

«Заблудился» звук Ш: крысу — крыту.

11. Итоги занятия.

Тема. Закрепление согласного звука В (Вь), буквы В.

Артикуляционная разминка.

Поговорка. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

•     Полная бессмыслица, чепуха в речи, рассуждении.
Скороговорка. Сидели, свистели семь свиристелей.

•     Произносится 3—4 раза в возрастающем темпе. Каждое слово произносится чётко, с соблюдением общепринятых норм произношения.

2.    Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова.

ВА...ВАля ВО...ВОва ВУ...зоВУ ВИ...ВИтя

ЗА...ЗАмок ЗО...ЗОренька ЗУ...ЗУбы ЗИ...ЗИна

Игра «Кто звонил?»

Составить из слогов имена: Вова, Вика, Саша, Маша, Миша, Кира и т. д.

Загадка-шутка

Что за обедом всего нужнее? (Рот)

Чтение карточек.

Лексическая игра «Скажи в рифму».
Дидактическая задача. Учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух. Примеры слов:

 

ДОЧКА РЕЧКА БАЛКА ДОМ
БОЧКА ПЕЧКА ПАЛКА СОМ
ПОЧКА СВЕЧКА ГАЛКА КОМ
ТОЧКА ОВЕЧКА   ЛОМ

4. Итоги занятия.

Тема. Глухой согласный звук Ф (Ф'), буква Ф, ф.

1. Характеристика звука.  

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щеки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя воздуха узкая.

2.    Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф?»
Педагог читает, интонационно выделяя звук Ф:

Фокусник-ветер флага коснулся —

Факелом в небо флаг мой взметнулся.

Фокусник-ветер, флагом играй!

Факел мой алый, гори — не сгорай!

В. Лунин

— Кто запомнил слова со звуком Ф?

Ответы детей.

Анализ буквы Ф, ф.

С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.

Элементы буквы. На что похожа.

Чтение карточек.

10.  Итоги занятия.

 

Тема. Согласный звук 3 (3'), буква 3, обозначающая этот звук.

Анализ звука.

— Дети, давайте вспомним песенку комара. На что похож звон комаров?

Сердитый звон комаров напоминает звук 3. Комары звенят звонко, слышен голос.

Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее спе­реди и произнесите звук 3-3-3-3. Что вы ощущаете?

•     Горло дрожит. Голосок так звонко поёт песни, что даже стенки, его «домика» (горла) дрожат.

Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?

Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос. Дети подводятся к выводу, что это согласный звук, звонкий.

2.    Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ (слышим —с, пишем —з).

Дети приводят примеры слов со звуком 3 в разных позициях. Педагог читает четверостишие, выделяя звук 3, и предлагает детям назвать слова с этим звуком.

Берегите руки, ноги, Закрывайте уши, нос. Ходит, бродит по дороге Старый дедушка Мороз!

Аналогичная работа проводится и при чтении загадки:

Как взялась она за дело,

Запилила и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Слова со звуком 3: завод, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, береза, узел, земля, зеленый, зерно и т. д.

Анализ буквы 3.

3 — простая завитушка!

На эту букву посмотри —

Она совсем как цифра «три». С. Маршак

В звезде найдешь ты букву 3, И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе.

Загадка

Какой вещи человек очень верит? (Замку)

- Сравним слова ЗАМОК и ЗАМОК. Слова эти пишутся одинаково, а звучат по-разному.

Дети составляют, два предложения с этими словами.

Физкультминутка

Игра «Комары». Дети делятся на две группы: одни изобра­жают комаров, другие — гуляющих детей. Комары, пгю'-ч«оо<-звук «з-з-з...», бегут за ребятами, которые стараются сирнта I вс* от них в «домики» (отгороженные уголки). Потом участники игры меняются ролями.

5.    Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с
договариванием до целого слова:

ЗА  АЗ ЗАбор КамАЗ

ЗО ОЗ ЗОлото паровОЗ

ЗУ УЗ ЗУбы УЗдечка

ЗЫ ЫЗ роЗЫ

С одним из- слов или несколькими словами составляются небольшие предложения.

6.    Чтение слогов и слов по слоговой таблице (вслух, совместно с педагогом).

ЗИМА ЗОРИ ШАРЫ КУРЫ КОЗЫ

Варианты чтения: все вместе; только девочки, потом маль­чики. Читать с различной силой голоса: тихо, очень тихо, громко.

 

ЗИ КУ РИ
30 КО РЫ
ША ЗЫ МА

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадки на загадки:

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождик пройдет —

Сделает наоборот. (Зонт)

•     Обратить внимание на стечение согласных в слове ЗОНТ.

Растет на суше, Голова из плюша. (Рогоз)

•     Отгадку сопровождать иллюстративным материалом,

Из слогов составить отгадку (ЗИМА) и слова: ЗАНОЗА, РОЗА, ЗИНА, ЛИЗА.

Загадка

Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки — Над миром пушинки. (Зима)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук, А побелит все крыши вокруг. (Зима)

Дополнительный материал: Игра «Гости».

— Представьте, что скоро у вас день рождения. Надо еще многое купить (МАСЛО, МОЛОКО, СЫР, РИС, СОК, САЛО), сварить СУП, испечь ТОРТ, приготовить МОРС.

•     Каждый ребенок получает задание составить одно слово.

Характеристика звука С.

- «С» — песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта — теплая или холодная?

А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произ­нести звук, то горло не дрожит. Горло — домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произноситься твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек).

Анализ буквы С.

•     Рассматривается большая буква, маленькая, а затем они сравниваются. «Прописывание» буквы в воздухе.

— На что похожа эта буква?

•     Ответы детей. (На месяц, на банан и др.)

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Примечание. Можно показать бублик, спросив: «На какую букву он похож?» Затем отломить кусочек и задать вопрос снова.

6.    Чтение слогов, составленных из букв наборного полотна большого формата (хоровое чтение) с договариванием до целого слова. Например: СА...(ша), СУ...(шу) и др.

СА АС СО ОС СУ УС

Чтение слов оса, сама. Составление предложений.

Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составление слогов из букв.

СА МА СО МО СУ МУ

Внимание] Дети обязательно поощряются фишками за правильные ответы и выполненное задание. В конце занятия фишки подсчитываются.

9. Игра с заданием «Назови слова». Дети вспоминают зверей или птиц, в названиях которых есть звук С. Дети становятся в круг:

Становитесь в круг опять.

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Педагог с мячом — в середине круга. Если в слове есть звук С — дети ловят мяч, если нет — отталкивают. Например: сокол, слон, соловей, синица (заданный звук интонационно выделяется): воробей, корова и др. Хорошо использовать загадки.

Днём слепа, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. (Собака)

Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

8. Итоги занятия.

Тема. Звук П (ПЬ), буква П.

Артикуляционная гимнастика.

Мы прижмём язык зубами — та-та-та,

А теперь прижмём губами — па-па-па.

Скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу — привечу. (Шапка)

Какая одежда состоит из ста частей без единого шва? (Перо птицы)

Гребень имею — не пользуюсь им. Шпоры имею — не езжу верхом. (Петух)

Стальной конек

По белому полю бегает

И за собой черные следы оставляет. (Перо)

Объяснить два значения слова «перо».

Игра «Назови слова».

Содержание. Дети называют слова со звуком П в любой позиции: полка, укроп, пароход, суп, пудель и др., а затем слова со звуком П': пион, пила, пение, капелька и т.д.

За каждое названное слово дети получают фишку.

4. Анализ звука П. Звук тихий, его нельзя тянуть. Значит, это согласный звук.

Анализ буквы П.

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота.

· * *

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

 Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди-ка, подтянись!

— Какие предметы напоминает буква П?

6.    Чтение слогов по магнитной азбуке. Прямые слоги читаются с договариванием до целого слова.

ПА АП
ПО ОП
ПУ УП
ПЫ ЫП

ПАша, ПАпа

саПОги, ПОле

ПУшистый, ПУля, ПУдель

ПЫшный

Водя указкой по слогам, педагог задает определенный темп чтения.

 

Чтение слоговой таблицы.

 

  ПА КА

ША

 
  НА РО

МА

 
  ПУ ШУ

РЫ

 

ПАША

ПУМА

КАША

ШУРА

МАША

ШАРЫ

НАША

ПАНАМА

РОМА

 

           

Можно для разнообразия составлять смешные слова.

Игра «Поищи слово».

В русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова. Они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например: КУЛАК, а в нем «спря­талось» слово ЛАК. И т. д.

3. Чтение слоговой таблицы. В роли педагога — один из детей. Он указкой показывает слоги, остальные хором их произносят.

 

УК ПА РА
ПОЛ СО КА
УШ РОХ МА
ПО КО РУ

Физкультминутка

Я прошу подняться вас — это «раз»,

Повернулась голова — это «два».

Руки вниз, вперед смотри — это «три».

С силой их к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Соответствующие движения.

4.    Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить слово КОШКА.

Загадки

Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

Я бел, как снег, В чести у всех. Я нравлюсь вам Во вред зубам. (Сахар)

5.    Подгрупповая работа по разрезным азбукам. Игра «Что съедим?» Составить из букв слова:

1-я группа: СУП  2-я группа: СОК

3-я группа: УХА  4-я группа: СЫР

Составить из слогов отгадку на загадку:

Подрастают ножки — И растут сапожки. (Копыта)

Составить из слогов слова: ЛАПА, ПАПА, КОСЫ, СУПЫ, НОРЫ, КОРА, КАША.

Загадка-шутка

Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

6.    Игра на развитие связной устной речи «Кто лучше расскажет?»
Дидактическая задача.
Выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование. Различные игрушки (звери, птицы).

Содержание. Из коробки или «волшебного мешочка» на ощупь каждый ребёнок достает игрушку — зверя или птицу. Нескольки­ми фразами он должен рассказать все, что он знает об этом звере или птице. Ответы детей поощряются.

Вариант. Детям предлагаются любые темы: транспорт, профессии, рыбы, насекомые и т. д. Можно использовать пред­метные картинки по темам.

7. Итоги занятия.

 

Тема. Закрепление звука Б (Б'), буквы Б. Сопоставление звуков Б и П.

1.    Артикуляционная разминка.
Скороговорка. Купила бабуся бусы Марусе.
Пословицы. Близок локоть, да не укусишь. (Казалось бы, и легко что-то сделать, да нет возможности.)

Быть бычку на верёвочке. (Придётся расплачиваться за свои поступки, не избежать неприятностей.)

Анализ букв Б и П.

Дети вспоминают стихи, рифмованные фразы о буквах:

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди-ка, подтянись.

4.    Коллективное составление слова БОРОВИК. Работа над словом и предложением.

Загадка

И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружён своей семьёю,

Первый найден... (Боровик)

Показать иллюстрацию, муляж и т.д.

4.1. Детям раздаются буквы, и они сами составляют слово.

4.2. Дети определяют количество слогов и ударный слог; находят «спрятавшееся» в слове боровик слово бор.

4.3. Дети составляют предложения с этим словом; рассказы­вают все, что они знают об этом грибе. Педагог дополняет их ответы.

5.    Чтение слогов. (Проследить, чтобы слоги были прочитаны и произнесены слитно, четко, в темпе, заданном педагогом. Затем каждый из них договариваем до целого слова.)

БА БО БУ

ПА ПО ПУ

— Что в словах общего? Чем они отличаются? балка палка, бочка почка, бил пил и др.

6.    Чтение слоговой таблицы.

КА

—   Что общего у всех этих слов?

•     У них по два слога, а последний слог один и тот же.

—   Чем слова отличаются?

•     У слов разное значение.

Физкультминутка

Мой Борис такой лентяй,

Развести руки.

Только отдых подавай!

Присесть, руки под подбородок.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить отгадки на загадки:

—   из слогов:

Не проедешь, не пройдёшь,

Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.

Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек —

Государство журавлей,

Уток и лягушек. (Болото)

—   из букв:

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

—   Какое слово «спряталось» в слове болото?

•     ЛОТО. Дети убирают слог ВО.

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

Чёрные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает. (Буквы)

Игра «Подарки».

Содержание. Сюрпризный момент: вносится любая игрушка — кукла, мишка, зайчик и т. д.

— Кукла Мальвина приготовила вам подарки. Тебе — лыжи, тебе — сани. И т. д.

Каждый ребёнок получает индивидуальное задание — составить название своего подарка.

РИС СЫР КОШКА     МЫШКА МЫЛО РЫБА САЛО ШАПКА ШУБКА

БАНАНЫ ЛИМОНЫ

Артикуляционная разминка.

Произношение звука Т (Т1) в сочетании с гласными: та, -то, ту, ты, тя, те, тю, тё.

Учим скороговорку:

На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Или: Вышел кот из ворот, Кот рябой, хвост — трубой! А ну, попробуй повтори, Да не раз, а целых три!

Определение места звука «Т» в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА.

Загадки

Стоит свеча из кирпича. (Труба)

Сидит на крыше, всех выше, Дымом дышит. (Труба)

Весь день на воде,

А водой не насытится. (Утка)

Пестрая крякушка Ловит лягушек. (Утка)

«Придумай слова со звуком «Т». Дети называют слова с данным звуком в любой позиции. Например: топор, тарелка, трос, матрос, крот, рот, кот, котенок, ботинки, платье, костюм; имена: Тома, Таня, Тимур, Тима, Тимофей и др.

•     Интонационно звук выделяется


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.402 с.