Роль внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Роль внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти

2020-05-08 158
Роль внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.Н. Давыдова

Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Волгоград)

 

Ни один механизм не может функционировать без эффективной системы контроля. Контроль как управленческая функция имеет своим непосредственным назначением установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности, управляемых заданному им состоянию (а оно определяется директивными установками, нормативными актами, планами и разовыми заданиями).

Международное закрепление и признание важности контроля выражается в Лимской декларации руководящих принципов контроля [1], принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме в (республика Перу) в 1977 г., положения которой являются универсальными для осуществления всех видов контроля.

В силу декларации контроль признается неотъемлемой частью системы регулирования, цель которой – раннее выявление нарушений законности, эффективности и экономности расходования материальных ресурсов, для возможности своевременного их устранения и недопущения в будущем. В силу статьи 3 декларации выделяется внутренний контроль, функционирующий внутри организации, осуществляемый ее сотрудниками.

В современной экономической литературе представлены различные определения термина «внутренний финансовый контроль».

По мнению зарубежных ученых Ю. Бригхэма и Дж. Хьюстона [3], система внутреннего контроля представляет собой «политику организации, направленную на предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажений информации в финансовой отчетности».

Е.В. Овчарова [5] определяет внутренний финансовый контроль как «систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению».

Организация внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти имеет существенные особенности. Исполнительная власть представляет собой подсистему (ветвь) государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах ведения путем реализации государственно-властных полномочий через свои органы, финансируемые за счет бюджетных средств. Органы исполнительной власти имеют особый статус государственных учреждений, среди которых выделяется три типа: автономные, бюджетные и казенные.

В силу пункта 4 статьи 154 и статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Бюджетное финансирование – основной вид финансовых ресурсов государственных учреждений, предоставляемый при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования.

Е.А. Мизиковский [4] подчеркивает, что бюджетное финансирование предполагает необходимость контроля за сохранностью имущества, использованием его по назначению, а также за целевым использованием бюджетных средств.

О.И. Усенко [9], разрабатывая модель внутреннего финансового контроля в бюджетном секторе пришла к выводу, что под внутренним финансовым контролем в бюджетном секторе следует понимать «обеспечивающее обратную связь в процессе управления, осуществление контрольных процедур уполномоченными должностными лицами сектора государственного управления, направленных на повышение эффективности деятельности и обеспечение законности, эффективности и результативности использования средств, выделяемых из бюджетов бюджетной системы РФ».

Подобная точка зрения требует уточнения в том смысле, что внутренний финансовый контроль осуществляется сотрудниками самого учреждения, а кроме того, его следует понимать широко, включая в него также контроль в сфере закупок и контроль выполнения государственных заданий.

В. Горегляд [8] обозначает «возрастающую роль всех видов финансового контроля», «обеспечение эффективного использования общенародных ресурсов», «соблюдение установленных правил», «защиту собственников ресурсов». У.Ю. Блинова и М.С. Вихарева [6] говорят, что роль финансового контроля заключается в «быстром обнаружении существующих проблем и выявлении ресурсов для их устранения».

И.И. Антропова [10] считает, что «контроль осуществления государственными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности (вне зависимости от его вида) направлен, первостепенно, на прекращение нарушений бюджетного законодательства и на исключение недостатков в сфере бюджетных правоотношений».

Н.В. Васина, А.Д. Данилов и Н.Г. Иванова [7] подчеркивают направленность внутреннего финансового контроля в организациях госсектора на соблюдение установленных внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Учитывая мнения авторов о роли рассматриваемого контроля, необходимо отметить, что роль внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти состоит в таком управлении их финансами, при котором достигаются стратегические цели этих органов и обеспечивается целевое и некоррупционное расходование ими выделенных госбюджетом средств. Таким образом, внутренний финансовый контроль в органах исполнительной власти играет важную роль, так как от уровня его организации и результативности в значительной мере зависит не только эффективность деятельности соответствующих органов, но и реализация социально-экономических процессов в стране в целом.

Библиографический список

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля: [принята IX Конгрессом INTOSAI в г. Лимев 1977 г.]. – URL: http://www.ksp.mos.ru/ru/docs/declaration/lima_declaration.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998 г.]: офиц. текст: по состоянию на 27.12.2018.

3. Бригхэм, Ю. Финансовый менеджмент / Ю. Бригхэм, Дж. Хьюстон. – СПб: Питер, 2015.

4. Мизиковский, Е.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / Е.А. Мизиковский, Т.С. Маслова. – М.: ИНФРА-М, 2017.

5. Овчарова, Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации / Е.В. Овчарова. – М.: Зерцало-М, 2016.

6. Блинова У.Ю. Развитие внутреннего контроля в бюджетном учреждении / У.Ю. Блинова, М.С. Вихарева // Вестник Университета. – 2015. – № 1. – С. 127-130.

7. Васина, Н.В. Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора / Н.В. Васина, А.Н. Данилов, Н.Г. Иванова // Наука о человеке: гуманитарные науки. – 2018. – № 1(31). – С. 160-167.

8. Горегляд, В.В. Модернизация системы финансового контроля / В.В. Горегляд // Государственная служба. – 2015. – № 1. – С. 6-9.

9. Усенко, О.И. Модель внутреннего финансового контроля в бюджетном секторе как базис системы государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации / О.И. Усенко // Вестник Российского экономического университета. – 2015. – № 6(84). – С. 94-106.

10. Антропова, И.И. Внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении / И.И. Антропова // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. мат. 3 Международной научно-практической конференции. – Москва: Изд-во Московского гос. ун-та, 2018. – Вып. 1. – С. 114-118.

 

Научный руководитель – О.С. Олейник, д.э.н., профессор

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.