Коррупция в России и пути ее преодоления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коррупция в России и пути ее преодоления

2020-05-08 113
Коррупция в России и пути ее преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.Д. Кочетков

 

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(г. Москва)

Коррупция. Столь известное и в то же время локальное явление. У абсолютного большинства людей это понятие вызывает негатив, т.к. многие статьи Уголовного кодекса РФ посвящены коррупции.

В России коррупция начинается при получении дошкольного образования, а именно при устройстве ребенка в детский сад. В настоящее время, действительно, существуют проблемы с устройством детей и получением ими дошкольного образования (тенденция снижается). Некоторые родители встают в очередь чуть ли не до рождения ребёнка. Обстоятельства принуждает граждан к совершению правонарушения. Например, за платное дошкольное учреждение придётся платить не малые деньги. Проще дать взятку один раз и не беспокоиться. Для решения этой проблемы необходимо развивать инфраструктуру дошкольного образования, вести деятельность по прогнозированию необходимого количества мест, развивать частную инициативу для увеличения доступности коммерческих дошкольных учреждений.

Продолжение коррупции наблюдаем в медицине, на предприятиях, в государственных закупках и т.д. И для рассмотрения примеров в каждой сфере жизни общества не хватит и целого дня. Власть, имеющаяся у должностных лиц, воспринимается некоторыми из них не как ответственность, а как источник дохода. Однако, как известно, у большинства государственных служащих хорошие заработные платы. Так, средняя заработная плата государственных служащих сегодня составляет около 100 тысяч рублей [3]. Показатель намного выше среднего по стране. Но, как известно, потребности человека растут вместе с его доходами. Получается, что коррупция – это отчасти явление почти биологическое. Но человек умеет сдерживать свои биологические порывы, тем более те, которые негативно сказываются на обществе. Получается, что при должном контроле в данной сфере со стороны государства, это явление возможно подавить.

В 2017 г. в России зарегистрировано почти 30 тыс. преступлений коррупционной направленности [4]. Сложно дать оценку данной цифре при латентности коррупции, не известно сколько реальных лиц совершили преступления и сколько при этом было посредников. Правоохранительная система РФ далеко не совершенна и не гарантирует абсолютную раскрываемость всех преступлений.

В мире вообще нет совершенных правоохранительных систем. Процессы в обществе и контроль за ними постоянно меняющиеся. Ст. 7 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» [2] раскрывает основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, например, «создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества», которые не обхватывают выявление и раскрываемость от начала до конца.

На сегодняшний период гражданское общество в России слабо развито, как следствие взаимосвязь с правоохранительными органами по пресечению коррупционных преступлений минимизирована. Единицы граждан указывают органам на приготовление и покушение к коррупционным преступлениям. Сложность заключается в процессе доказывания самого коррупционного преступления и покушения на его совершение.

Например, распространённым случаем является дача взятки инспектору ГИБДД. Сложно обнаружить данное правонарушение. Однако возможно оснастить дороги камерами наблюдения и исключить прямой контакт должностного лица с правонарушителем. Но если это можно осуществить на практике в области дорожного движения, то сложно представить подобное решение в сфере государственного аудита предприятий и т.п.

Предлагается минимизировать возникновение коррупционных составляющих:

Во-первых, ужесточить наказания за коррупцию, в том числе преступлений небольшой тяжести. Это позволит нарастить внешний предупредительный барьер противодействия данным преступлениям.

Во-вторых, необходимо не только обеспечивать безопасность тем людям, которые заявляют о фактах коррупции, но и материально поощрять их. И тогда будет реальный стимул к способствованию отправления правосудия. И не нужно этому удивляться. В современном мире людям «неинтересно» подвергать себя опасности во имя справедливости.

Эти предложения касаются внешнего контроля. Самоконтроль можно обеспечить лишь воспитанием. Воспитанием в семье, в образовательных учреждениях, в информационной среде и так далее. Развитию тенденции к повышению самообладания и правосознания в данном вопросе также может способствовать государство с помощью поддержки и координации вышеперечисленных институтов.

В СМИ не наблюдается программы, в том числе и на федеральных каналах, связанной с проведением независимого расследования о коррупции, её возможном проявлении, уязвимых местах системы государственной власти. Гражданское общество, которое заинтересовано в процветании своего государства было бы заинтересовано в такого рода программах.

Государство контролирует телеканалы и исключает появление подобных материалов, дабы не спровоцировать социальную напряжённость и недоверие к власти. В этом случае реальная возможность победить коррупцию сводиться к нулю.

Конституция РФ ч.5 ст. 29 гласит: «цензура запрещается» [1], но об обратном говорили и приводили примеры Владимир Познер, Александр Невзоров, Николай Досталь и другие известные личности, непосредственно имеющие отношение к телевидению, что даёт право предположить, что данное положение Конституции РФ не реализуется в полной мере.

Другой способ предупреждения коррупции является сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов. В России сейчас насчитывается около 1,5 млн. государственных служащих, что в выражении на одного гражданина на 20 % больше, чем было в СССР в самый рассвет бюрократии в середине 80-х годов 20 в. [3]. А в 2014 и в 2012 годах состав Правительства пополнили новые министерства по делам Северного Кавказа и Дальнего Востока и не только, которые во многом дублируют свой функционал с руководством данных регионов и их представительствами.

Необходима оптимизация аппарата государственных служащих. Помимо огромных трат бюджета на оплату труда таких работников, раздувается коррупционных потенциал. В то время, как некоторые чиновники, говоря простым языком, просто «просиживают» на своих местах. Выполнять должностные обязанности должны квалифицированные лица, в том числе и в области противодействия коррупции.

Действия государственной власти порой противоречат системе противодействия коррупции, созданной им же. И такие противоречия вполне разрешимы при должном усилии и желании.

Достаточное количество качественных принципов и идей содержит законодательство России по противодействию коррупции. Но не стоит пренебрегать опытом зарубежных партнёров.

Например, в США государственные служащие высшего ранга проходят проверку на полиграфе, а в Южной Корее антикоррупционный комитет обязан начать расследование по любому заявлению гражданина по факту о коррупции [5].

Таким образом, законодательство в сфере противодействия коррупции имеет достаточную правовую основу. Однако, часто не реализуется из-за внутренних противоречий системы и разности интересов политических элит. Стоит окончательно расставить приоритеты: что важнее, реальная борьба с коррупцией или мнимая социальная стабильность. И при выборе настоящей борьбы, совместно с гражданами страны, государственная власть имеет возможность качественно снизить уровень коррупции, в чем заинтересовано все гражданское общество.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398.

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – ст. 6228.

3. Сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2 (дата обращения: 12.03.2019

4. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 апреля 2018 года [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news_events/news-1366820/ (дата обращения: 12.03.2019).

5. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. – URL: http://dorogisk.ru/antikorruptsionnaya-politika/metodicheskie-materialy/1154/ (дата обращения: 12.03.2019).

 

Научный руководитель – Е.В. Красненкова, к.ю.н., доцент

Факторы мотивации сотрудников государственного учреждения:

предварительные результаты исследования

 

О.Б. Кучерова

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

В настоящее время никто не будет спорить, что немаловажным ресурсом организации являются ее работники. Но не все руководители осознают, как сложно руководить данным ресурсом. От того, насколько эффективным окажется деятельность работников, зависит успех любой организации. Цель руководителя заключается в том, чтобы наиболее результативно применять потенциал работников. Какими бы удачными не были решения управляющих, результат может быть получен только тогда, когда они успешно воплощены в дела работниками организации. А такое может быть только в случае, когда сотрудники заинтересованы в результатах собственного труда. Большое значение для управления персоналом организации имеет система мотивации и стимулирования. Понятие мотивация носит неоднозначный характер в толковании. Первое толкование – это психологическая категория, завязанная на процессе осознания своих потребностей и выбора модели поведения для их удовлетворения. Второе – это категория управления, которая подразумевает процесс управления поведением работника путем воздействия на него всевозможными факторами внешней среды (материальные и нематериальные ресурсы организации) [2, с. 11]. Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных или организационных целей. В самом общем виде мотивация – совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий [3, с. 32].

Системы мотивирования персонала становятся просто необходимыми при появлении у сотрудников предприятия симптомов профессионального «выгорания»: снижение энтузиазма и потеря интереса к работе, а также замещение профессиональных интересов другими интересами, не связанными с работой. Рассмотрим, что же является мотиватором в работе сотрудников государственного учреждения.

В пилотажном исследовании принимали участие 17 учителей, из них 2 представителя мужского пола и 15 женского пола. Возрастная характеристика респондентов от 20 и старше (1 человек находится в возрасте от 20 до 24 лет, 2 человека от 36 до 40 лет, 1 человек от 41 до 45 лет, 4 человека от 46 до 50 лет и 9 человек в возрасте от 51 и старше). Стаж работы в данной сфере разнообразный (1 человек – 3 месяца, 1 человек – 5 лет, 1 человек – 10 лет, 3 человек – 20 лет, 1 человек – 23 года, 1 человек – 28 лет, 5 человек – 30 лет, 1 человек – 31 год, 2 человека – 32 года, 1 человек – 35 лет).

Для исследования мотивации в профессиональной деятельности нами была применена методика К. Замфир в модификации А. Реана, которая определяет мотивационный комплекс личности – соотношение между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). В результате исследования мы увидели, что для всех сотрудников имеет значение деятельность сама по себе. Они стремятся достичь в своей деятельности позитивных результатов, имеют потребность в интересной работе, которая приведет их к творческому росту.

Для определения структуры мотивации и выделения превалирующих факторов удовлетворенности или неудовлетворенности трудом был использован тест Герцберга (Рисунок 1). Ф. Герцберг выделял две группы факторов, влияющих на деятельность людей – гигиенические и мотивирующие.

Рисунок 1. – Группы мотивов по Ф. Герцбергу

 

Из модели Ф. Герцберга мы знаем, что «факторами удовлетворения от работы или факторами мотивации» являются ответственность, достижение цели и потребность профессионального роста. А к «факторам неудовлетворенности» относятся неадекватная заработная плата, недостаточная безопасность труда, плохие условия труда и др. Задача руководителя обеспечить наличие обоих факторов, чтобы добиться мотивирующего воздействия [4, с. 57-58]. В нашем случае, для сотрудников государственного учреждения преобладающую важность имеют два фактора – это достижение личного успеха и сотрудничество в коллективе. И для того чтобы добиться повышения эффективности и производительности труда, руководителю необходимо ставить конкретные цели перед работниками, создавать условия для творческого и делового роста, а также благоприятный микроклимат, который можно организовать путем проведения выходных мероприятий (спортивных, танцевальных мероприятий, прогулки на свежем воздухе).

Для успешного мотивирования главное – коммуникации. Руководителю необходимо общаться со своей командой как можно чаще, индивидуально и коллективно, используя различные способы (совещания, конференции, совместные обеды, командные мероприятия). Необходимо поощрять активность и самостоятельность сотрудников. И нельзя забывать о базовых способах мотивирования, то есть о материальной стороне дела.

 

Библиографический список

 

1. Горленко, О.А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 249 с.

2. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. — Москва: Юрайт, 2019. – 398 с.

3. Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. – Москва: Юрайт, 2018. – 482 с.

4. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Родионова, В.И. Доминяк, Г. Жушман, М.А. Экземпляров; под ред. Е.А. Родионовой. – Москва: Юрайт, 2018. – 279 с.

Научный руководитель – Н.П. Гончарова, к.соц.н., доцент


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.