Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-07 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
А.А. Кошман,курсант
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
А.А. Зотов, начальник кафедры военной педагогики и психологии
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитательной работы военного вуза, способствующие интеллектуальному, нравственному и эмоционально-волевому развитию личности военнослужащих. Предлагается одна из методик оценки уровня воспитанности личности.
Ключевые слова: военное образование, специалист военного вуза, воспитание, диагностика уровня воспитанности.
С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям, отношение к Отечеству и принципиально-требовательное – к самому себе, рождают системное свойство, от синергии их взаимодействия, особое качество - воспитанность личности.
Объект исследования: технология мониторинга личностных качеств военнослужащих.
Предмет исследования: обучение курсантов методике оценки уровня воспитанности военнослужащих.
Цель данной работы - изучить возможность диагностики уровня воспитанности личности военнослужащих.
Воспитанность представляет собой такое интегративное качество, в основе которого находятся нравственные черты характера.
Такое качество возникает в результате самовоспитания, как активной целеустремленной деятельности по систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечающей требованиям военной службы и с личной программой развития [2].
Рационально организованное самопознание осуществляется минимум по трем направлениям: самопознание себя в условиях обучения служебной деятельности, в системе взаимоотношений с курсантами взвода, роты, института и предъявляемых требованиях, и самоизучении и самооценке [4].
Согласно современным представлениям, мониторинг в образовании есть «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которые позволяют судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных, направленных на достижение заданных целей развития объекта» [1].
Процедура психолого-педагогической диагностики состоит из двух этапов: 1) сбора информации; 2) постановки «диагноза» и формулировки рекомендаций» [7].
Выделяем несколько уровней проявления сформированности нравственных деятельно-волевых черт характера. Низкий уровень характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий. Для пограничной части этого уровня характерно слабое проявление положительного, поведение регулируется требованиями старших и внешними стимулами. Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции [8].
Показателем высокого уровня является наличие устойчивого положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции.
Уровня сформированности качеств оценивается баллами 1, 2, 3.
Низкий (1): признает необходимость, но не ставит задачу самовоспитания данной черты характера.
Средний (2): признает необходимость, ставит задачу, пытается воспитать данную черту характера.
Высокий (3): признает необходимость, ставит задачу, формирует данные черты.
Для оценки таких качеств в методике предложено около двадцати. Рассмотрим только некоторые из них (Табл.) [3].
В результате есть возможность получить графическую иллюстрацию уровня воспитанности личности (рис. 1).
Результаты мониторинга позволяют конкретизировать цели воспитательной работы с военнослужащими; дифференцировать подход к личности каждого; обосновать выбор содержания и методов воспитания и самовоспитания; спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности в военном вузе [5].
Таблица
Признаки проявления уровней воспитанности
Черты харак-тера | Признаки проявления | ||
Проявляются ярко | Проявляются средне | Проявляются слабо | |
3 балла | 2 балла | 1 балл | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Пат-рио-тизм | Интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества, проявляет активную позицию в жизни малой Родины (своего села, района, города) | Интересуется историей и культурой своего Отечества, но активной позиции не проявляет | Мало интересуется историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества |
2. Ин-терна-циона-лизм | Интересуется культурой и традициями национальностей, пресекает неуважительное к ним отношение | Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей | Не проявляет интереса к культуре других национальностей |
3. Кол-лекти-визм | Уважает интересы коллектива, организует полезные дела коллектива и активно в них участвует | Считается с интересами коллектива, принимает участие в делах коллектива | Участвует в делах коллектива при побуждении со стороны |
4. Тру-долю-бие | Настойчиво стремится к развитию трудолюбия | Не проявляет настойчивости в трудолюбии | Безразличен к трудолюбии |
5. Само-критич-ность | Признает свои недостатки и ошибки, дает им адекватную оценку | Изредка видит свои недостатки и ошибки | Не признает свои ошибки и недостатки |
6. Оп-тимизм | Верит в доминирующее начало добра в мире, умеет во всем видеть светлые стороны и убеждает в этом других | Верит в начало добра в мире, умеет во всем видеть светлые стороны | Мироощущение ситуативно и зависит от настроя окружающих людей |
Рис. 1. Графическая иллюстрация уровня воспитанность личности
Таким образом, методика диагностика уровня воспитанности личности военнослужащих позволяет будущим офицерам управлять процессом воспитательной работы в военном коллективе [6].
Библиографический список
1. Бершацкий М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательных технологий. - М.: Август-принт, 2003. - С. 134.
2. Военная психология и педагогика / Под ред. П.А. Корчемного. Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайлевского. – М, 1998. – С. 282.
3. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Черноиванов А.В. Основы профессиональных деформаций в процессе адаптации будущих офицеров в подразделениях специального назначения // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2017. - Т. 8. № 2-2. - С. 209-212.
4. Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - № 44. Т. 18. – С. 392.
5. Олейникова О.Д., Сидорина Т.В., Чечулин А.А. Худорошко Л.А. Введение в психологию и технологию научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 220 с.
6. Сидорина Т.В. Алгоритмы образовательного процесса в формировании профессионализма выпускников // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона. Матер. Ш научно-практ. Конференции. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. - С. 176-181.
7. Сидорина Т.В. Основы управленческого консультирования. Учебн. пособие. – Новосибирск: СИУ, 2014. – 215 с.
8. Соломатин Е.В., Зотов А.А., Утюганов А.А. Психология управления подчиненными во внутренних войсках МВД России. Учебное пособие для курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений внутренних войск МВД России / Новосибирск, 2015. – 215 с.
9. Яковлева Н.Ф. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова. – М.: ФЛИНТА, 2014. – C. 112.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Л.М. Кочетова, кандидат философских наук, доцент
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования архитектуры образовательного пространства как инструмента усиления диалога высшей школы с современным обществом.
Ключевые слова: образовательное пространство, вуз, студенты
Объект данной работы - образовательное пространство вузов.
Предмет исследования – процесс формирования образовательного пространства вуза.
Цель данной работы – рассмотреть основы формирования образовательного пространства вуза. Одним из принципов государственной и международной политики в сфере образования и его организации является принцип единого образовательного пространства. Согласно ему «образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка для перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др.» [2]. Концепт «образовательное пространство» исследуется сегодня в философском, гносеологическом, семантическом, культурологическом и прочих аспектах, что дает возможность системно разрабатывать его в современной теории и практике образования. В научном сообществе выделены и изучаются личностно-средовой, ресурсный, культурно-гуманистический, социально-географический, системно-функциональный, сетевой и другие подходы к анализу образовательного пространства [5].
Поликультурное пространство включает в себя разнообразие во всех пространственных компонентах (целевых, содержательных, процессуальных), способах и характере взаимодействия субъектов, формах их организации, формируя толерантность поведения и создавая условия для самопознания и самореализации личности. Пространство образования является частью географического пространства как совокупности различных характеристик территории. Взятые в их отношении к образованию, они отражают социально-географический аспект. Такой подход дает возможность объединить учреждения и специалистов в творческий союз, установить общие правила, формы и методы территориального сотрудничества [4].
Рассматривая в пятом разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата», Стандарт выделяет в перечне профессиональных компетенций особую область – культурно-просветительскую деятельность. Очевидно, что формирование таких компетенций предполагает выход за стены вуза. Студент должен быть «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11)» [2, с. 7]. Но для формирования данной компетенции университет обязан обеспечить связи не только с объектами, но и с субъектами данной среды.
В седьмом разделе Стандарта «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» написано: «В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных образовательных учреждений, научных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов» [3, с. 15]. И далее читаем: «К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций» [4, с. 20]. Отраженная в стандартах идея расширения границ образовательного пространства стала знаковой для становления компетентностного подхода в образовании.
Новый взгляд на образование привел к рождению понятия «культурно-образовательное пространство». Обозначенный термин интегрирует весьма сложные сами по себе явления – культуру и образование. Соединение социокультурной и педагогической сред в данном пространстве обусловлено единством цели – стимулирование развития и саморазвития каждого включенного в него субъекта. Междисциплинарные исследования пока не решают проблемы формирования архитектуры единого культурно-образовательного пространства [1].
Библиографический список
1. Биржаков М.Б., Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Досуг и развлечения: теория и практика анимационного сервисного обслуживания. – Новосибирск, 2009. – 167 с.
2. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spiritual_culture.academic.ru.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal.
4. Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Новосибирск, 2008. – 232 с.
5. Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 31-35.
УДК 378
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!