И . С . Бах . WTKI. Фуга Es-dur. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

И . С . Бах . WTKI. Фуга Es-dur.

2020-05-07 326
И . С . Бах . WTKI. Фуга Es-dur. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта фуга представляет собой образец активного варьирования материалы темы и кодетты. Анализ темы дан в разделе в «Тема фуги», поэтому напомним лишь ее основные черты: основана на опорных точках аккордов тоники, доминантсептаккорда к доминантовой тональности, т.е. модулирующая в тональность доминанты, что влечет за собой кодетту и тональный ответ. Структура темы «блочная». Ее можно трактовать двояко: как блоки А и А 1 или же как блоки А В. Вторая трактовка может быть оправдана тем, что скрытое в первом блоке поступенное движение в элементах «а», «а1» и секундовом элементе γ (гамма)реализуется во втором блоке: после элемента«b»следует интонема «d» – поступенное движение. Кодетта состоит из интонемы «e» – доминантового секундаккорда и ее варианта «e1», включающего и неаккордовый звук, прилегающий к тону g, терции тонического трезвучия Es-dur.

В тональном ответе варьирован первый элемент («a2»), поэтому обозначим этот блок А 1. Блок В в тональном ответе изменений не имеет, но в кодетте варьирован ее первый элемент («e2»).

В фуге Es-dur одно удержанное противосложение, которое имеет варьированные проведения в развивающем разделе.

Тема фуги подвергается ритмическому варьированию: «затягивается» ее первый тон в ответах, снимая арсис (первую ударную долю) и перемещая начало темы на слабые доли предыдущего такта, в чем видится традиция смещения тем имитаций и интонем, идущая от строфических форм эпохи Возрождения. В пятой интермедии в верхнем голосе (такты 22 и 23) секвентно проводится первый блок темы (А 4),что сначала воспринимается как проведение темы в варианте и в усечении, однако секвенция переосмысливается затем как материал интермедии.

Композиция фуги обладает многими индивидуальными чертами. Ее тематизм состоит из минимума интонационных элементов, подвергающихся активному варьированию в противосложениях и интермедиях с очень немногими повторами вариантов элементов и их последовательности. Если подробно проанализировать интонационную драматургию каждого голоса, то мы видим их разную насыщенность составляющими интонационными элементами.

В верхнем голосе преобладают варианты элемента «с» (8 вариантов) и элемента «d» (12 вариантов). Возникают также производные элементы «е» и «f».

В среднем голосе развиваются все элементы (9 вариантов элемента «с» и 9 вариантов элемента «d», 2 варианта элемента «е», один вариант элемента «f» и 4 варианта элемента γ.

В нижнем голосе преобладают элементы «с» и «d»с включением вариантов скачка.

    В мелодическом развитии фуги мы находим типовой для Баха блок на ритмической формуле xxe  и даже последовательность элементов тем фуг WTKI c-moll (αβγ), а также WTKII C-dur, c-moll; этот блок в разных вариантах элементов встречается и  в других фугах Баха.

    Постоянное варьирование элементов темы, кодетты и удержанного противосложения рассчитано на изощренный слух, так как гармоническая основа темы и кодетты сливается в общий поток мелодического развитиия с достаточно ясной гармонической функциональностью мажоро-минора.

    При активном тематическом варьировании тональный план фуги предельно прост: экспозиция в Es-dur; в развивающем разделе  проведение темы и ответа в тональности параллельного минора, c-moll (что весьма типично для фуг Баха и его последователей). Общефактурный каданс в c-moll резко отделяет экспозицию фуги от развивающего раздела, поэтому третья интермедия относится к экспозиционному разделу. Однако проведение тонального ответа как дополнительное проведение темы уже ритмически варьировано (начало ответа увеличено на одну восьмую с перемещением начала на последнюю восьмую предыдущего такта). Однако следует обратить внимание на проведение темы в репризе фуги в верхнем голосе (такты 28–30): первый блок (А 3)тонального ответа не только ритмически варьирован, но и проведен в тональности As-dur, тональности субдоминанты, а следующий блок темы (блок В) звучит в тональности D-dur, причем его звуковысотное положение отвечает проведению темы в основной тональности Es-dur. Таким образом, область субдоминанты в репризе представлена проведением блока А3. Тональное смещение блока темы в репризном разделе фуги (да и для развивающего раздела) – явление не типичное для И.С. Баха, хотя мы знаем некоторые проведения темы с модуляцией (например, дополнительное проведение темы в экспозиции фуги d-moll WTKI).

    К особенностям композиции фуги Es-dur явно относится соотношение проведений темы и тонального ответа. Если в экспозиции Бах сохраняет парность проведений тема – тональный ответ (с дополнительным проведением тонального ответа), то уже в начале развивающего раздела проводится тональный ответ в c-moll и лишь затем (после небольшой интермедии) – тема также в c-moll.  Бах здесь меняя местами тему и ответ, в сущности, меняет их драматургические функции (что композитор весьма активно использует в цикле «Искусство фуги» как один из формообразующих принципов всего цикла). Эти два проведения (ответ – тема) в c-moll вместе с интермедиями и составляют развивающий раздел фуги, причем преобладает «производный» материал с вариационным развитием как в противосложениях, так и в интермедиях.

    Но наибольший интерес представляет реприза фуги. Она представлена только тональным ответом с вариантами (первый и второй варианты), причем один вариант с проведением блока А в тональности субдоминанты (см. выше). В репризе тональный ответ проходит во всех голосах фуги. Следовательно, Бах намеренно поставил тональный ответ в начале развивающего раздела первым.

    Из девяти проведений темы в фуге Es-dur 6 проведений отданы тональному ответу. Налицо преобладание именно тонального ответа. Это обусловлено, возможно, тем, что тональный ответ «держит» тональный уровень, тогда как тема фуги – модулирующая. А так как акцент в данной фуге поставлен на вариантном развитии интонационных элементов, резкие тональные «перепады» не отвечали замыслу композитора.

    Еще один важный аспект композиции фуги Es-dur связан с фактурой и функцией голосов. При трехголосии Бах явно мысли фугу «четырехголосно». Это сказывается не только в выключении голосов, но и в их тесситуре. Так, с учетом диапазона хоровых голосов, складывается следующая драматургия формы. Экспозиция – сопрано, альт, тенор, передающий свою «партию» басу в третьей интермедии, расположенной между экспозицией и развивающим разделом.

    Развивающий раздел фуги начинает пара сопрано – тенор (с паузирующим басом), затем подключается бас, а альт «заменяет» тенор.

    В репризе фуги средний голос совмещает функции альта и тенора (захват низких звуков) и даже фрагментарно (такты 31–32) сопрано. В завершающем разделе фуги Бах приводит к четырехголосию по хоровой партитуре (сопрано, альт, тенор, бас). В этом аспекте мы можем констатировать, что в инструментальной фактуре фуге композитор ориентировался и на традиции хорового четырехголосия; мы наблюдаем совмещение вокально-хорового и инструментального мышления И. С. Баха.

    И еще один существенный момент, отличающий фугу Es-dur и одновременно вводящий ее в типологическую группу клавирных и хоровых фуг Баха, и относится он к ладоинотационной системе мышления композитора.

    Несмотря на явно выраженную систему параллельного мажоро-минора, отраженную в тональном плане фуги, опоре тематизма на функциональную гармонию данной ладовой системы, в мелодике фуги прослеживается и второй план – хроматический, но он растворен в мелодике голосов и обнаруживается лишь при пристальном к нему внимании. Хроматические интонации присутствуют фрагментарно, в опорных мелодических точках, не повторяя свои ряды и комбинации. Скрытые хроматические ряды представлены в Нотной таблице элемента «h». В Таблицу вошли и два момента «рассредоточенного хроматизма» между голосами: верхний–средний (такт 16, тоны b и h), между средним и нижним голосами (такт 29, тоны des –d).

    В распределении по голосам фуги хроматический элемент «h» дважды «скрыт» в верхнем голосе, дважды – в нижнем голосе, четырежды – в среднем голосе и последнее, уже явное проведение хроматической интонации (в нисходящем направлении) «выплывает» в последнем такте фуги, в ее каденции в дополнительном голосе (среднем). Следовательно, хроматические интонации являются производными и имеют свое драматургическое значение в тексте фуги.

    Но какова же их «первопричина»? Помимо того, что в циклах WTK, как и в «Искусстве фуги» сопрягяются три ладовых системы (диатоническая марорная и минорная; одноименные и параллельный мажоро-минор; хроматическая система), ответ на этот вопрос мы находим в среднем голосе, такт 19, IV интермедия: здесь скрыта тема-монограмма BACH в варианте-перекомбинации C–H – B–A! Этот тип комбинации встречается в тексте «Искусства фуги». Здесь необходимо упомянуть о том, что тема-монограмма в разных комбинациях встречается в клавирных фугах Баха и даже в основном ее виде-последовательности, но в иной тональности (тема-«крест» в теме фуги cis-moll WTKI). Однако открыто она формулируется лишь в последнем, XV Contrapunctus цикла «Искусство фуги» как третья тема тройной фуги. (О присутствии в музыке И. С. Баха темы-монограммы можно предпринять и специальное исследование).

    В фуге Es-dur Бах использует свободное интонационное развитие, оно в большой степени ограничено специфическими приемами полифонического варьирования, преимущественно обращением интонем и их элементов (здесь Бах является преемником полифонической техники великих предшественников и прежде всего Палестрины). Звуковысотные формулы интонем варьируются ритмически, ритмические формулы имеют несколько звуковысотных вариантов. Так, в интонеме «с» и ее варианте «с1», составляющих кодетту, основа ритической формулы одна, но с измененной длительностью последнего звука: xxxx    и    xxxe. Остальные варианты элемента с (их 21 вариант) представляют собой или звуковысотные варианты (их большинство), или же немногие ритмические варианты с удлинением последнего звука. То же самое мы наблюдаем в интонеме «d», но в ее развитии применены и обращенные варианты (точные и неточные); всего же интонема «d»имеет в фуге26 вариантов. Обращение наблюдается и в элементе γ(секунда).Обращенные направления хроматического движения прослеживаются в комбинациях элемента «h».

    Следовательно, полифоническое варьирование пронизывает текст фуги Es-dur WTKI на самых разных уровнях, сохраняя традиции полифонической техники эпохи Возрождения и привнося новые черты, свойственные инструментальной музыке эпохи барокко.

 

 

Таблица 2.

 

Бах WTKI. Фуга Es - dur. Тематическая таблица вариантов

Тема

               Блок А                       Блок В               Кодетта    

Тональный ответ

         Блок А 1                                           Блок В        

Первый вариант Тонального ответа (S, т. 10–11)

         Блок А 2

Второй вариант тонального ответа (S, т. 29–30)

         Блок А 3                              Блок В

Первый вариант темы (S, т. 22)

        Блок А4


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.