Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-03 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вторым известным яркинским сказочником был слепой Никон Власович Колпаков (1888 – 1953 гг.). Никон стал слепым вследствие травмы головы на охоте в возрасте 22 лет. Женатый был уже, как «отемнел». Этот тяжёлый недуг отлучил его от хозяйственной деятельности, но открыл в нём дар сказителя. Он людей всех по голосу различал. И от порчи лечил.
Никона Власовича и сейчас помнят многие старожилы деревни. Галина Александровна Кулакова (1944 г.р.) помнила самого деда и атмосферу «сказочных» вечеров: «У нас здесь один дедушка по деревне ходил, сказки рассказывал, дедушка Никон. Который раз у него собирались и по домам его водили, по околоткам сказки рассказывать. Дед хороший был. Он уж выжился, годы же, слепой был. Я пойду приведу его за бадог. Ходить он плохо ходил, токо за батогом, он сам никуды, а память… Сказок полно знал! Вот думаешь, ну вот где он их взял? Тогда люди не читали никого. Где вот он взял-то их?
У него батожок, вот за него берёшь, он идёт. А он бодро шагал! Он не отказывался никогда. Потом собиратся вся околотка, соседи-то. От он с вечера сядет, мы соберёмся все ребятишки, даже взрослые слушать приходили. И вот он всю ночь рассказыват.
Умер дедушка Никон в шестидесятых годах. Дед хороший был!»**
В дом к Никону Власовичу собиралось столько людей, сколько он мог вместить. Долгие зимние вечера гости коротали, слушая народные сказы и сказки про царевичей-королевичей, про змеев летучих, про богатырей могучих.
В книге выходца из Яркино Владимира Александровича Рукосуева «Яркино. Кружева истории» есть такая зарисовка: «Тихо потрескивала горящая лучина в каменке, бледные тени двигались по бревенчатым стенам избы, а люди внимательно слушали сказочника, оказываясь где-то в тридесятом царстве, в другом государстве. Многие слушатели лежали прямо на полу. Сказки Никон рассказывал, как правило, поздно вечером, когда все домашние дела были переделаны. Иногда он прерывал свой рассказ и спрашивал:
|
– Ребята, вы не спите?
Убедившись, что все внимательно слушают, продолжал повествование».
Владимир Александрович хотел для своей книги записать несколько сказок дедушки Никона от его внука, но Александр Корнилович был уже серьёзно болен. На какое-то время ему стало получше, и буквально за десять дней до смерти он смог рассказать две сказки, которые приведены в книге «Яркино. Кружева истории» с непритязательными названиями: «Женитьба» и «Про солдата Ивана».
Волшебная сказка «Женитьба» имеет традиционный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», но тут же рассказчик уточняет: «именно в том, в котором мы живём». Традиционны имена родителей – Иван да Марья, а вот троих сыновей они назвали на букву «М»: Миколай, Микита и Митрий. Пускать стрелы для выбора невест (знакомый сюжет) они поднимаются на Бор, к казённому амбару, а это местные, яркинские приметы. Двое сыновей через три месяца привели красавиц, а Митрий через три года появился в карете со столетней старухой. Отец спокойно принял выбор сына, а вот мать обиделась за то, что лучше не нашёл. Первое отцовское испытание невесткам было вполне в местной традиции: велел каждой истрепать сноп конопли, растеребить, спрясть нитку и что-нибудь соткать из полученного материала. Третья невестка удивила всех – она изрубила конопляный сноп на кусочки. Но результат у неё оказался лучше, чем у других: первые две невестки изготовили полотенца, вышитые петухами и курицами, а третья преподнесла родителям мужа наряды необычайно тонкой работы. Мать, принарядившись, подобрела к невестке, даже села за стол с угощеньем. И хлеб третья невестка испекла вкуснее всех.
Когда Митрий сжёг кольцо, превращавшее девушку в старуху и обратно, Маша упрекнула его в опрометчивости и исчезла. В сказке никак не мотивированы волшебные превращения героини, не сказано, кто наделил её чудесными способностями, богатырским посвистом.
|
Полжизни ушло у Митрия на поиски жены. Мораль сказителя: «люди, будьте терпеливы, не спешите, когда спешить нельзя».
В сказке есть слова и обороты местного диалекта: «Миколай изнурился и отошшал», «пристал», «то ли гармошка, то ли балалайка играт», «направленный (предназначенный) им дом». «Чудесная» еда в избушке старухи состояла из молока, хлеба, сметаны, яиц всмятку – простая крестьянская еда. В сказке, пересказанной внуком Никона, употреблена и современная лексика: был физически покрепше, костюмы, холодный приём.
В сказке «Про солдата Ивана», в которой герой прошёл путь от отставного солдата до царя, тоже есть параллели с крестьянским прошлым солдата. Первое его испытание, чтобы получить коня,– вырастить хлеб на заброшенном участке: распахать да засеять поле пшеницей, вырастить урожай, а по осени всё убрать. Оказалось, за двадцать пять лет службы Иван не забыл крестьянскую работу, дела у него шли хорошо. Всё убрал, обмолотил и в амбар ссыпал. За труд получил обещанного коня, а в придачу сани и сбрую.
Второе испытание: вырастить коня, три года поддерживать дом в хорошем состоянии в отсутствии хозяина. Кроме выращенного им коня, Иван получил богатырскую силу, отделанную золотом узду и волшебный меч.
Но яркинским ребятишкам, жадно слушавшим сказки дедушки Никона, гораздо интереснее следующая часть многоплановой сказки, где Иван, приглашённый на службу к московскому царю, сражается с войском иностранного принца, возлюбленного царской дочери, отданной Ивану в невесты: «Выхватил Иван меч из ножен, конь его заржал, встал на дыбы и помчался на неприятеля. Взмахнёт Иван мечом с правой стороны – сразу улица, взмахнёт с левой стороны – переулок, а конь топчет пеших». Так он выиграл два сражения, а в третьем погиб, так как его коварная невеста выведала секрет силы Ивана и подменила волшебный меч на обыкновенный.
После битвы верный конь примчал останки Ивана к тому старику, у которого солдат работал. Путь воскрешения Ивана оказался чрезвычайно сложным и замысловатым, как и положено в волшебной сказке. Но в конце концов добро победило зло: вероломная дочь, приказавшая выколоть отцу глаза, – в темнице, царь освобождён из тюрьмы и исцелён волшебником, Иван снова непобедимый богатырь, которому царь уступил трон. И стал он править государством.
|
2.4. Заключение по разделу II
К сожалению, мы располагаем только несколькими текстами кежемских сказок.
Архивы, в которых находятся рукописи собирателей по нашему региону, не имеют электронных версий материалов А.А. Савельева и А.А. Макаренко. Обращение в центральные библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга не дало результатов. Но мы надеемся воплотить идею создания «Ангарского сборника сказок».
Литература
1. Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. – Иркутск, 2007 – 2018.
2.Большая энциклопедия Кежемского района / ред.-сост. Диденко Н. А. – Красноярск: Буква Статейнова, 2017.
3. Краткий словарь кежемского говора (Кежемское Приангарье). Карнаухов А. Ф. – 2-е изд., перераб. и испр. – Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2016.
4. Макаренко А.А. Две сказки русского населения Енисейской губернии // Живая ст а рина. –1912. – Вып. 2-4.
5.Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. – СПб, 1913.
6.Мифологическая проза славянского населения Красноярского края. Хрестоматия в 2 томах / сост. Н.А. Новосёлова, С.В. Калинина. Красн. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2011.
7. Рукосуев В.А. Яркино. Кружева истории. – Красноярск: ПИК «Офсет», 2014.
8.Хрестоматия старожильческих говоров Приангарья. Белоусова Г.Г.– Красноярск, КГПУ, 1996.
[1] Матица – балка посередине потолка, на которую опираются потолочные доски.
[2] Серянки – спички. Раньше головка спички делалась из серы.
[3] Цветной угол – то же, что «красный», «передний», т.е. угол, где находились иконы, как правило, с восточной стороны дома.
[4] Трафилось – повезло, удалось
[5] Тожно – тогда, вроде
[6] Куть – кухня
[7] Залаживать – замыкать, закрывать на замок
[8] Имать – ловить
[9] Жёлуб – водосток
[10] Князёк – украшение на крыше в виде коня или птицы
[11] Изур о чить – испортить, сглазить
[12] Вычуги – возможно, ичиги – бродни, кожаная обувь с задником и голенищами, мягкие самодельные сапоги
[13] Чирки (черки) – самодельная мягкая кожаная обувь с оборками
[14] Грезить – в знач. озорничать, хулиганить
[15] Изголовь – конец, окончание острова
[16] Матер а – материк, в отличие от острова
[17] Веснов а ть – жить, работать всю весну где-то (чаще на островах)
[18] Д е каться – казаться, мерещиться, чудиться, представляться в воображении.
[19] Ростани – перекрёсток дорог
[20] Квашонка – небольшая квашня
[21] Варнак – хулиган, разбойник, каторжанин
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!