Раздел II . Сказки и сказочники Кежемского Приангарья — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел II . Сказки и сказочники Кежемского Приангарья

2020-04-03 188
Раздел II . Сказки и сказочники Кежемского Приангарья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А за рекой бурьян-травою

Моя Заимка поросла.

В ней сказка с рыжей бородою

Чаи брусничные пила…

Собиратели сказок

Наиболее прочными, устойчивыми для сказочного творчества оказались старопоселенческие традиции, особенно те, истоком которых была сильная севернорусская струя. По количеству и хронологической широте фиксации сказок в Восточной Сибири выделяется енисейско-приангарский бассейн.

Сказочный фонд этого района Восточной Сибири составили записи конца XIX – XX веков политссыльных А.А. Макаренко, А.А. Савельева, неизвестного собирателя Григория Бондаря, одного из активных фольклористов-собирателей первой половины XX века учительницы М.В. Красножёновой. Народное сказительство сохранялось и в XX веке. В 1970-е и последующие годы в Приангарье сказки записывали Р.П. Матвеева, Н.А. Новоселова, Н.В. Соболева и др.

Выявленный богатейший сказочный материал еще мало освоен, большая часть хранится в архивах и рукописных фондах. Достоянием архивов остаются чрезвычайно ценные для исследования духовной культуры сибиряков материалы, собранные в Приангарье А.А. Савельевым. Среди них рукопись «Сибирско-русские сказки и детские игры в Енисейской губернии и уезде». А.А. Савельев записал 66 сказок в Приангарье. В письме к редактору «Живой ст а рины» Э. К. Пекарскому Савельев в 1917 году сообщал из Богучан, что собрал большой фольклорный материал, в том числе около ста сказок, но мог бы собрать и в двое-трое больше. Большую часть в его собрании составляют волшебные сказки. Собиратель приводит сведения о том, где, когда и от кого записан текст. Позднее, в 1920-е годы, будучи сотрудником Красноярского краеведческого музея, Савельев задумал издать «Ангарский сборник», куда бы вошли сказки, записанные им самим и его корреспондентами в Приангарье. Сборник остался неопубликованным, хранится в Государственном литературном музее (г. Москва).

Одним из яркинских сказочников был Исап Фёдорович Рукосуев, имя которого давно и прочно забыто в деревне. Его сказки записывал в 1910 – 1911 годах Савельев, когда сказителю было 83 года. В.А. Рукосуев в своей книге «Яркино. Кружева истории» публикует две сказки Исапа Фёдоровича, найденные им в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства. Правда, они имеют помету – «сказки для взрослых».

Лишь частично опубликованы сказки, записанные А.А. Макаренко, Первые публикации приангарского сказочного эпоса появились в первом крупном издании сибирских сказок – в «Записках Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества». Макаренко были подготовлены к публикации два выпуска русских сказок и песен Сибири 1902, 1906 годов.

 

  2.2. Ефим Михайлович Кокорин (Чима) из Кежмы

  А.А. Макаренко изучал народную культуру в Приангарье в живом её бытовании. Он дал тонкий анализ творчества одного из больших мастеров русской сказки «слепого страдальца» 50 лет Ефима Максимовича Кокорина (Чимы) из Кежмы (см. фото А.А. Макаренко)

Замечательного «посказителя сказок» Макаренко встретил в 1904 году в селе Кежма на правом берегу реки Ангары. «Это был пожилой крестьянин-старожил, полный слепец с ранних годов женитьбы, крайне бедного положения, поддерживаемый трудами своей жены и сына, которые вели скромное сельское хозяйство. Имя ему было Ефим Максимович, а по фамилии Кокорин; в общежитии называли его попросту Чима. Это был доброй души человек, приветливый, полезный для окружающих своим острым умением вести на память календарное днеисчисление. У Чимы, кроме того, имелся богатый запас поговорок, загадок, задач, присказок, песенного и сказочного материала, а главное – он обладал живым воображением, горячей фантазией и незаурядной плавностью речи, чем положительно увлекал своих слушателей. Они собирались то к нему в избу, то приглашали его на устроенное где-либо собрание. Чима занимал их побасёнками, сказками. Так коротали кежемцы долгие тёмные зимние ноченьки. <...> В сказке Ефим Максимович упражнял свою речь, красовался её благозвучностью и гладкостью или рифмой, вычурностью и образностью выражений, которые он сам творил или черпал в сказочном стиле неведомого творца, как и тот юмор, каким бывает пересыпана иная сказка, иная побасёнка. Сказка собирала ему аудиторию». От Е.М. Кокорина Макаренко записал сказки «Иван Кобыльников сын» и «Иван царской сын золотых кудрей». (Макаренко А. А. Две сказки русского населения Енисейской губернии // Живая ст а рина. –1912. – Вып. 2-4).

Настоящим шедевром народного художественного творчества не только сибирской сказочной традиции, но и общерусской, как по сюжетному составу, композиции, так и стилистическому оформлению, является сказка «Иван царской сын золотых кудрей». Сказка состоит из нескольких прекрасно разработанных сюжетов, соединённых между собой общим героем. В результате причудливого соединения различных сюжетов, мотивов, эпизодов получилось многоплановое произведение, не имеющее себе подобного во всей русской сказочной традиции. Для связи отдельных повествовательных моментов у сказочника выработались индивидуальные переходные формулы, например: «Оставим нынче это дело, возьмемся за Ивана Кошкина сына: такой жа человек он, только сила не та уж».

Многие мотивы в такой разработке, как у Чимы, нигде более не встречаются: Следует отметить и тонкий психологизм сказки. Ефим Максимович останавливает внимание на мотивах, движущих поступками героев, на душевном состоянии героев, внешнем выражении этого состояния. Сказка чрезвычайно богата изобразительными средствами, отличается ритмичностью, мелодичностью. Великолепны общие места, переходные фразы, сказочник искусно пользуется пословицами, поговорками, афоризмами, общеэпическими формулами. Употребляет древнюю форму обозначения длительности времени через перечисление выполненных дел. На вопрос Кащея Бессмертного, как скоро его конь сможет догнать Ивана царского сына, троеногой конь отвечает: «А расчисти новины, распаши и посей новой хлебы, узорь и сними, измолоти, высуши и смели, и двенадцать ларь пива навари, и двенадцать печей хлеба напеки. И теперь, – говорит, – это съедим и выпьем. Тогда, – говорит, – садись – догоним».

Печатанием сказок Е.М. Кокорина (Чимы), по словам А.А. Макаренко, почтена достойная память «посказателю» народных сказок. А заодно и воздвигнут нерукотворный памятник затопленному в XXI веке приангарскому селу, подарившему миру удивительного сказочникаконца XIX – начала XX века, сказки которого вошли в золотой фонд народной поэзии.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.