Поверья, былички и бывальщины о духах природы: леший, водяной, русалка — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поверья, былички и бывальщины о духах природы: леший, водяной, русалка

2020-04-03 331
Поверья, былички и бывальщины о духах природы: леший, водяной, русалка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леший – дух, хозяин леса, по-ангарски – лешак. Лешим пугали детей: «Вот лешак придёт, тебя утащит в лес. Не ходи в лес далеко, лешак утащит, в болото затащит, да и всё».* (Кухтина Евдокия Семёновна, 1930 г. р. Записано в Кодинске).

В рассказах ангарцев леший выглядит как обычный человек: может показаться высоким стариком, дедушкой, мужиком, часто похожим на знакомых мужчин, мальчишкой. В то же время он может отличаться от людей тем, что имеет длинные волосы, волосатые руки или у него нет бровей. По Рассказывают, что леший живёт в лесу один на дереве, и это дерево очень старое, и его никто не срубит.

Рукосуевой Аксинье Ефимовне из деревни Яркино однажды зимой в лесу пришлось услышать лешего. «Он кричал и хохотал. (В лесу же кричать не принято). Если кто нарушает покой в лесу, леший может хохотать так, что всем страшно станет. Леший не любит шума в лесу, и когда в лесу ночью работают, сильно не любит. Если кого за работой ночью захватит, то накажет: дети могут заболеть, урожая не будет, скот помереть может».*

Константин Иванович Карнаев (1932 г.р., п. Болтурино) рассказал «давнишнюю историю», услышанную от бабушки по матери: «Говорит, раньше городьбы были, огораживали, ну, поля огораживали (…). И вот, говорит, идёт один мужик. Глядит: обпёрся на городьбу человек. Но, говорит, громадного возраста. И пошёл, говорит, захохотал, аж, ну, счас уж не расскажешь. Это как леший был, нечистая сила была. И пошёл, гыт, от городьбы и:

– Ха-ха-ха!

Аж, говорит, чё-то падало даже».**

Если человек вынужден ночевать в лесу, нужно просить разрешения переночевать под деревом или в лесной избушке, потому что хозяином такой избушки является леший.                        Рукосуева Варвара Ефимовна из д. Яркино знала от отца один оберег: «У той же Кулюгомы лежу я в избе, спать собралась. А мне тятя говорил: «Ты, Варча, в избу заходи и из избы выходи с благословением: «Благослови, Христос!» Если есть в избе нечистая сила, она ветром пойдёт, всё ветром унесёт». И вот лежу и вспомнила, что зашла не благословясь. Я сказала благословение, ветер-то вспыхнет, три обруча стукнут».*

Косолапова Варвара Васильевна из Кежмы помнила такое таёжное правило: «Ну, если ночуешь в лесу, надо проситься у леса: «Матушка-деревинка, пусти меня ночку ночевать, век вековать». Как-то раз мужик ночевал в лесу, а у лесу не попросился. Так его деревиной и прибило».* Ей вторит Рукосуева Аксинья Ефимовна из Яркино: «Даже в лесу ходишь по ягоды, ночуешь: «Матушка-деревинка, пусти меня ночку ночевать». Вот двое ночевали в лесу, и один попросился, а другой говорит: «Да ты что, это сказки». Его деревиной убило».*

Многие замечали, что обилие ягод и грибов встречается именно тогда, когда уже пора выходить из леса. Старожилы говорят, что это «леший водит», заманивает азартных людей в глубь тайги. Отсюда ещё одно таёжное правило: не жадничай при сборе грибов и ягод – не попадёшься на уловки «хозяина леса».

В Красноярском крае и в нашей местности считают, что если леший «водит», то защититься от него можно с помощью христианских оберегов: молитвы, кр е стного зн а мения, благословения, упоминания имени Божьего.

Верхотурова Агафья Петровна (д. Заимка) пересказала такую поучительную историю: «У одних тут родился маленький. Кричит да кричит. А мать говорит: «О, бы тебя леший забрал!» В субботу истопили баню, мужики ушли. Бабы слышат: ветер потянул. И так тянет ветер! Страшно! Свекровка и говорит: «Алёна, открой-ка сенцы». Открыли и видят: лошадь такая высокущая-превысокущая стоит и говорит: «Ну, кого ты мне сулила, отдай!» Свекровка всё обежала, все окна перекрестила и молитву прочитала. Мужики вышли из бани, никого не видят. А они плачут. «Вы что плачете, в баню не идёте?» – «Ой, леший был!». Тут ветер потянул: ву-у-у-у-у! Как даст об угол, аж вся изба сговорилась. И ушёл».*

Варвара Васильевна Косолапова из Кежмы рассказала свой случай: «Попросил как-то сын мой Толик на гулянье пойти. В клуб на гулянье, а я его не пускаю. Долго не пускала: на огороде дел полно было, а потом возьми и скажи: «Поведи тебя лешак!» Сбегал он в клуб, пришёл рано и спать лёг. А ночью я сплю и вижу: дверь открывается и ручища такая, большущая такая, лохматая. «Кто это?» – спрашиваю свекровку потихоньку. А она: «Это он, лешак». Я вскочила, смотрю, а Толик уж сапоги надел, на меня не смотрит, себе под нос бурчит что-то. Я за руку его схватила, давай крестить, еле-еле дома оставила».*

Из языческих средств защиты от лешего жители края называют матерную брань, выворачивание одежды наизнанку и манипуляции с обувью: блуждающему в лесу человеку нужно перевернуть стельки или надеть обувь не на ту ногу.

Василий Алексеевич Колпаков (1934 г.р., с. Заледеево), рассказал историю, произошедшую в деревне Карам ы шевой с одним мужчиной. Он чуть не заблудился в лесу, куда его манила голосом какая-то старуха, которую он не видел, но отчётливо слышал голос. «Он на голос шёл. Ну, какая-то, гыт, старуха манила меня, и всё, и пошёл. (…) Старуха манила-манила, манила-манила, и я, говорит, иду, говорит, и чисто, говорит, всё, говорит. Никого ничё нет нигде. Ну, хлама нигде никого, говорит, нету, ну, валёжника в лесу. Потом, гыт, вижу, что-то неладное, не то. Давай, говорит, разулся, стельки, гыт, перевернул, и всё, говорит, я, гыт, в память, гыт, вошёл. Обратно пошёл, еле-еле вышел. Завалёно, гыт, всё, еле-еле, гыт, вылез».**

Повсеместно считалось, что особенно сильна власть «хозяина» над тем, кто был, хотя бы и сгоряча, послан к лешему (см. тексты выше). Поэтому даже в минуты ссоры запрещалось произносить слова типа «поведи / забери тебя лешак»: «Ой, да сгинь ты с моих глаз, чтоб мои глаза не видели, не слышали». На ребёнка так могут сказать, чтобы отстал. Но и он обязательно куды-нибудь девается, кончится где-то или чё. (…) Было, было! Проклинают. А клясти нельзя».** И таких

Верхотурова Агафья Петровна, родом из Заимки, наставляет: «Нельзя говорить: «Поведи тебя лешак!» Один раз мать сказала на свою маленькую дочку: «Ох, уведи тебя лешак!» Её увёл какой-то старик (…). Девочку потом долго искали, кричали, но она не отзывалась. Один старик кое-как нашёл её, испуганную».*

В Паново был подобный случай, о котором рассказала Нина Васильевна Гафнер (1937 г.р., с Паново). Мать взяла сына Ваню на поле, где она снопы вязала. «А она вяжет снопы, идёт, идёт, идёт. Ну и она чё, отвернулась от него: ей же работать надо. Но и всё. Ваня в лес ушёл. Ваня в лес ушёл, проходит пять дней, убились искать. Вани нигде нету. И когда его уже нашли через неделю, Ваня пришёл голодный, он вышел сам. Его вывел, с ним был человек. Он, Ваня, рассказывал. С ним был человек, гыт, стало быть, лешак, потому что мать, видно, его отправила один раз:

         – Иди ты к лешаку.

Слегка так просто. Клясти нельзя!»**

Фаина Алексеевна Быкова (1935 г.р., д. Чадобец) предложила альтернативу проклятьям: «А детей нельзя клесть, нельзя. Не надо. Если вот ребёнок чё бы ни сделал, никогда не надо ругаться вот этим вот лешим:

– Иди, – говорят, – к лешему.   

Нельзя клесть. А посылай с Богом, и всё. Как бы ни было, легко тебе, тяжело, а с Богом отправь. Спокойней. Куда бы ни пошёл, куда ни поехал или как, чё:

– Ну, с Богом.

Оно, может, и не случится от этого слова, а вот вдруг да чё, и потом будешь всю жизнь сам себя мучить, корить, что я сказала да что я сделала. А с Богом отправишь, и ты не виновата.

– Идите с Богом!

Всё».**

Те, кто по разным причинам «гостил» у лешего, теряли временные границы. Встреча с лешим, как правило, имеет плохие последствия.

Брюханова Ирина Васильевна (1901 г.р., с. Кежма) рассказала такую бывальщину: «Был у нас случай. Отец послал сына на ярмарку продать товар. Сын собрался, поехал. Приехал туда, расположился. Вдруг подбегает к нему мужик, дрожит весь, ежится и говорит: «Ох, я замёрз, а мне надо спешить к обедне в Москву. Есть у вас вычуги[12]? Сын говорит: «Есть». Мужик спрашивает: «Сколько за них купец просит?» Сын отвечает: «Я их вам дарю». Уж очень не понравился ему этот мужик, страшный был сильно и непонятный: бровей у него совсем не было (а это же у чёрта бровей нет). Вот сын купца и отдал ему их так, чтоб избавиться поскорее от него, – так испугался этого мужика. И вернулся домой.

Прошёл год. Собирается этот парень в лес со своими товарищами. Один в одну сторону поехал, другой в другую, и вот к этому пареньку снова выбегает тот мужик и говорит: «О, товарищ, пойдём ко мне в гости». Парень испугался, но виду не подал, пошёл. Мужик угощает его вином и кушаньями разными. А гость-то вино пьёт и не пьянеет. «Ну, – думает, –  пора уходить». И засобирался. «Ты пешком пойдёшь или поедешь?» – спрашивает мужик. «Пешком!» – говорит парень. Тогда чёрт подаёт ему лису-чернобурку да чирки[13].

Возвращается он домой благополучно. А дома его потеряли. С тех пор как он ушёл, три дня прошло. А он думал – один. Когда парень домой вернулся, онемел, долго не мог говорить, а потом отошёл. С тех пор он в лес перестал ходить».*

Медведникова Ирина Семёновна (1917 г.р., родом из Верхней Кежмы (Мозговой) подтверждает, что встреча с лешим плохо конается: «У нас раньше место было такое. Там всё лешак появлялся. Многие его там видели. Это в том месте, где сейчас Новую Кежму строят. Дак вот, мой дядя его видел да и умер с этого.

Поехал он как-то в соседнюю деревню. Доехал до этого места, и у него живот заболел. Слез он с коня и вдруг слышит: кто-то ему говорит: «Бедняжка!» Посмотрел вокруг: вроде нет никого. Потом смотрит: на высоком пне сидит лешак. Страшный такой. Волосы сидит расчёсывает и говорит: «Ты меня не видел. Никому не говори…» Сказал и исчез.

А дядюшка приехал домой и рассказал. А на следующий день его мёртвым нашли. Забрал его лешак».*

Рассказы о лешем имеют своеобразно выраженную педагогическую функцию: они напоминают о правилах поведения и речевых табу, предостерегают от легкомыслия, учат соблюдать меру при сборе лесных даров, заставляют осознать то, что человек – не царь природы, а гость в лесу.

В старожильческом Приангарье хозяева воды – это «водяной чёрт» или просто чёрт. Но водяные чёрт и чертиха не имеют ничего общего с чёртом, известным по религиозным воззрениям. Живущий в воде чёрт – это более древний персонаж, отражающий языческие представления. Именно с таким чёртом сражался Балда в известной пушкинской сказке, «морща» верёвкой воду. Это было с Володей Пановым в двенадцать лет. Володя с отцом и матерью пошли рыбачить на Ангару. Пристали к берегу, отец пошёл добыть уток, а Володька остался в лодке рыбачить. Только он остался один, как кто-то начал поднимать его вместе с лодкой вверх. Он закричал так, что мать его услыхала. И он, который поднял лодку, испугался и лодку отпустил».* (Записано в д. Дворец в 1979 г.).

Для ангарских быличек характерна такая деталь внешности водяного чёрта, как длинные чёрные волосы. Это человекообразные существа, покрытые чёрной шерстью. С приближением человека персонаж смеётся или ныряет в воду. В Яркино: его видели таким: «Чёрт живёт в воде. Утром пойдёшь на реку, чёрт сидит и волосы чёрные чешет. Сам в виде рыбины. Вечером боялись из-за него купаться и вообще забредать в воду».* (Рукосуева Аксинья Ефимовна)

Чаще всего водяной топит людей и скотину. «На Кове есть место, где чёрт живёт. Как конь к тому месту подплывёт – так его чёрт утаскивает. И его никто не видел, чёрта. А конь всплывает уже мёртвый».* (Колпакова Мария Спиридоновна, родилась в д. Костино в 1923 г.).

Избежать контакта с водяным помогает знание местных запретов. В частности, нельзя купаться и даже приближаться к воде после заката и до восхода солнца. Однако водяной может напасть и днём, тогда спастись от него можно с помощью молитвы или громкого крика.

Разновидностью водяного духа у славян является русалка. Её видели жители Заимки. Верхотурова Агафья Петровна рассказала об одной такой встрече: «Отец мой самоловы ставил на красную рыбу. Вот плывём мы из Заимки, а на острове, на большом камне, видит, чёрт, русалка-то эта самая. Да как бросится в воду! Ну, а я её хорошо запомнила: волосы длинные, чёрные, до пятки. Чёрные, что уголь. Руки, ноги – всё есть. И одета во всё чёрное».* Русалок видели и в других местах.

 

1.3. Поверья и рассказы о чертях и шул и кунах

Чёрт – это собирательное наименование мифологических персонажей, воспринимаемых народом как нечистая сила. Этим словом в народе могут обозначать собственно чёрта, покойников и шул и кунов. Этот персонаж вездесущ, он может появляться в неосвоенном пространстве (на лесных дорогах), на границе между освоенным и чужим пространством (например, на мостах), но, так как ему нужны людские души, чёрт часто приходит в деревню. В Кежемской волости А.А. Макаренко записал пословицу: «Что город, то Бог, что деревня – то чёрт».

Образ чёрта нередко вбирает черты лешего, водяного, банника, домового и других представителей нечистой силы. Например, чёрт, как и леший, является в виде вихря или заставляет людей искать дорогу. Подобно домовому, он может в доме пугать людей или лишить сна.

Наталья Васильевна Колпакова (1929 г.р., п. Болтурино) рассказала, как оказалась во власти нечистой силы в Карам ы шевой, куда она приехала в составе колхозной рыболовецкой бригады: «(…) Оне меня оставили стряпать, а сами уехали рыбачить. Тесто намясила – всё нормально. Потом я калачик посадила и упала. У печи прямо упала – давит дав о м. Потом я второй посадила, опеть падаю. Падаю, печка открыта, заслонки не поставлено. Ну, думаю. Потом идёт! Идёт из подполля, ну, здоро-овый! Здоровый, взял меня на руки – качат. От так качат-качат, качат-качат. И говорит:

– Стряпай, старуха, стряпай.

И положил меня на пол. И ушёл обратно.

– Господи, бослови,– говорю, – Господи, бослови, сохрани меня, Господь, – говорю.

Калачики вытаскиваю и опеть падаю, и опеть падаю».

Когда вернулись рыбаки, рассказчица специально затопила печь и все увидели, как из трубы вылетают красные чёртики. «Аж огонь горит! Их видно, как огонь, оне выскакивают из трубы, как огонь! (…) А это как змеи эти, с гривами вот такими, с гривами, как чёрт, и с рёвом. И с рёвом:

–Ау, ау!

И ушли в другой дом, перяшли в другой дом и там живём».**

Ряд сюжетов повествуют о том, как чёрт может появляться в виде близких людей, в виде умерших супругов. Как правило, это случается, если об умершем сильно тоскуют. Для человека такое общение грозит утратой жизненных сил.

Брюханова Ирина Васильевна из Кежмы рассказала такую бывальщину: «Померла у одной женщины дочь – удавилась на верёвке. Схоронили её, а на следующий день после похорон слышит мать стук в дверь. Открывает, а на пороге дочь её стоит. Вначале-то мать испугалась, а потом пришла в себя. Чаем посадила поить дочь свою. На следующий день «дочь» снова пришла. Так повадилась она каждый день ходить, чай пить. Всё в одно и то же время приходит, сядет, пьёт чай и молчит. И уходит в одно и то же время.

Собралась однажды утром женщина и пошла к монашке. Рассказала ей всё как есть. А монашка и говорит: «То к тебе не дочь холит, бедная женщина, то дьявол тебе в образе дочери является». Научила её монашка, как избавиться от дьявола. Та пришла домой, приготовилась. Настал вечер, снова приходит дьявол. Снова чай пить сели. А женщина давай потихоньку наговаривать и делать то, чему её монашка научила. Я уж не знаю, ково она делала. Тогда эта девка дьявольска надулась, раскраснелась, чуть живая, и говорит женщине: «Ну, матушка, три дня тебе жить осталось, кабы ты не извела меня». Только успела она сказать это, как надулась ещё пуще и исчезла».*

Предотвратить контакт с нечистой силой можно, соблюдая правила бытового поведения: в частности, не посылать к чёрту, не нарушать временные установления (не переобуваться в полночь, не спускаться ночью в подполье, не задерживаться за полночь на вечёрках). Согласно широкой мифологии, избавиться от визитов нечисти можно разными способами: иногда достаточно обнаружить истинную сущность гостя. В других случаях человека могут защитить христианские обереги: молитва, крест, упоминание Бога.

Верхотурова Агафья Петровна помнила эти запреты: «Нам мама всё время говорила: «Если даже на кого-то на ночь сильно осердишься – нельзя посылать к чёрту». В это верили. Наш дядька (а было ему тогда лет семнадцать) рассказывал: «Паш у я как-то пашню, и выходит здоровый мужик и манит меня к себе: «Ну, что же ты не идёшь? Тебя мать с отцом мне отдали». Я испугался, начал молитву читать, «Отче наша». И он стал удаляться, удаляться. И исчез».*

Одной из разновидностей нечистой силы являются шуликуны. Представления о шуликунах широко распространены на Русском Севере, откуда они были принесены в Красноярский край, но зафиксированы лишь в Приангарье. Шуликунами называют нечистую силу, активную только в «страшн ы е вечера», то есть от Нового года до Крещения. Это излюбленное нечистой силой время, время «без креста», когда новорождённый Христос еще не был окрещён. Святочная нечисть – сезонные духи, которые накануне Рождества или Нового года выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в реки и проруби. По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Появление шуликунов считается плохим предзнаменованием – год будет несчастливым.

Слово «шуликун» одни исследователи связывают с тюркским шулюк (пиявка), другие полагают, что оно происходит из татарского шульган (злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота). Третьи ученые считают это слово славянским и выводят его из древнерусского прилагательного шуй ( левый), шуйца  (левая рука), поскольку в славянской мифологии мир нечистой силы связан с левой стороной. Христиане считают, что за левым плечом у каждого стоит чёрт, а за правым – ангел. Шуликунами, шиликунами на Русском Севере называют маленьких человечков, стайками появляющихся на Святки, всячески вредящих людям и исчезающих с окончанием этого периода. Шуликуны вылезают на землю из воды – из речной проруби или болота. Они очень маленького роста – размером с кулачок, и с заостренными конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю. Согласно поверьям, шуликуны бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «калёных» печах. Шуликуны на Святки толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кроме этого, они бродят ночью по деревне, заглядывают в окна и пугают детей, останавливают лошадей. Поэтому в «страшн ы е вечера» не разрешалось ездить на конях.

В Приангарье шул и кун (шул и гин, шул ю кин и т.п.) – разновидность чёрта. Одни ангарцы считали, что шуликуны невидимы, другие отмечают их лохматость. По представлению некоторых жителей, шуликун имеет человеческий облик, но иногда в нём проявляются демонические черты: заячьи зубы, сверкающие глаза.

В одном из ангарских селений их называли «путешественниками». «На Новый год путешественники называлися. Так-то шул ю кины были, а мы путешественниками называли», – говорила Арина Дмитревна Гуржей, жившая во Дворце. Но, несмотря на нейтральное слово «путешественник», предупреждала: «Шулюкин – это не от чистого духа, может болезнь принести и испугать может». Детей пугали тем, что эти маленькие черти водятся в кожухах на мельнице, их можно встретить в бане. На Святки, в «страшн ы е вечера», запрещено было прясть, так как шул и куны могут истыкать веретеном женщин, нарушающих запрет.

Позднее шул и кунами стали называть не только мелких демонов, но и ряженых на Святки, которые группами бегали по селу и пугали прохожих. Часто в такие группы входили только парни, которые одевались в рваную одежду, вывернутые тулупы, закрывали себе лица и пугали девушек, стараясь догнать их и вывалять в снегу. «В Святки наряжалися в ремуги да маску – машкировалися, грезили[14], то сеном трубу забьют, то входную дверь приморозят».** Эта разбойная сила в «страшн ы е вечера» бегала во всех деревнях, но только в Бидее появился и реализовался миф о том, что эти носители нечистого духа оставляют детям подарки. С вечера взрослые вешали на куст во дворе или на забор «меш е чки» или наволочки. «Бабушка или мама чё-нибудь стряпаное положат, чё-нибудь сладкое, завернут там чё-нибудь и положат. Дети есть дети. Мы верили, что на самом деле». Утром взрослые будили детей:

              – Вот вам шул и кины принесли.

              Или:

              – Иди проверяй, что шул и кины принесли тебе.**

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.