Неправомерное завладение информацией (ст. 208 УК РК) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Неправомерное завладение информацией (ст. 208 УК РК)

2020-05-07 299
Неправомерное завладение информацией (ст. 208 УК РК) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объективная сторона уголовного правонарушения выражается в несанкционированном копировании либо ином направомерном завладении предметом, наступлении последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства.

Как отмечается в специальных публикациях «копирование компьютерной информации представляет собой создание ее дубликата на другом машинном носителе либо перемещении оригинала компьютерной информации при условии сохранения собственником доступа к ней»[326].

Под иным неправомерным завладении можно понимать хищение носителей информации при условии, что были приняты меры к их охране.

В объективную сторону входят также действия по введению в информационную систему заведомо ложной информации. Следует иметь ввиду, что к неправомерному завладению не может относится вымогательство, так как законодатель выделил самостоятельный состав (ст.209 УК РК), предусматривающий ответственность за принуждение к передаче информации путем угрозы или шантажа.

Состав уголовного правонарушения – материальный. Для квалификации деяния как оконченного необходимо, чтобы наступило хотя бы одно из последствий, упомянутых в исчерпывающем перечне.

Субъективная сторона уголовного правонарушения предполагает обязательное наличие прямого или косвенного умысла.

Ч. 2, 3 статьи включают совершение неправомерных уничтожения или модификации информации: в отношении государственных электронных информационных ресурсов или информационных систем государственных органов; группой лиц по предварительному сговору; преступной группой, повлекшей тяжкие последствия.

Субъектом уголовного правонарушения – общий.

Создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов
(ст. 210 УК РК)

Непосредственным объектом создания, использования, распространения вредоносных программ являются общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность защищаемой законом информации, имущественные и иные права собственника и других законных владельцев информации, безопасность личности, общества и государства. В число предметов посягательства входят и носители компьютерной информации, могущие быть выведенными из строя.

Законодатель под программным обеспечением понимает – совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации. (п.37 Закона РК «Об информатизации»).

Программный продукт – самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией. (п.38 Закона РК «Об информатизации»).

Сервисный программный продукт – программный продукт, предназначенный для реализации информационно-коммуника-ционной услуги. (п.53 Закона РК «Об информатизации»).

Абонентское устройство – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора связи. (п.4 ст.2 Закона РК «О связи»).

Компьютерная программа – это совокупность данных и команд на машинном языке, предназначенных для решения определенной задачи; алгоритм решения. Поэтому оконченным рассматриваемое преступление считается лишь с момента создания такой программы, которая может быть введена в соответствующие оборудования и устройства. Предшествующие этапы разработки могут квалифицироваться как приготовление или покушение на преступление.

Вредоносность программ определяется как способность несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования, использования информации, а также нарушения работы компьютера, абонентского устройства, компьютерной программы, информационной системы, сетям телекоммуникаций. Понятие вредоносной программы, использованное уголовным законодательством, шире, нежели бытовое употребление понятия «компьютерный вирус».

Объективную сторону уголовного правонарушения составляет факт создания вредоносных компьютерных программ и программных продуктов или внесение изменений в существующие программы или программные продукты, а равно использование либо распространение таких программ или носителей
с такими программами.

Данный состав уголовного правонарушения формальный и не требует наступления каких-либо последствий. Наличие исходных текстов вирусных программ является основанием для привлечения к ответственности.

Субъективная сторона уголовного правонарушения характеризуется прямым умыслом и специальной целью – неправомерное уничтожение, блокирование, модификация, копирование, использование информации, нарушение работы информационных систем или соответствующих устройств.

Субъект рассматриваемого уголовного правонарушения – общий, лицо, достигшее шестнадцати лет. Достаточную распространенность имеет создание, использование, распространение вредоносных программ «вундеркиндами», не достигшими указанного возраста. Эти действия нельзя оставлять безнаказанными.

«При этом вредоносные компьютерные программы, также как и оружие, наркотики, сильнодействующие или психотропные вещества, взрывчатые вещества, наносят не меньший вред обществу. Поэтому лица, приобретающие компьютерные вирусы, должны нести уголовную ответственность наравне с лицами, их создающими»[327].

Квалифицирующие признаки (ч. 2, 3 ст. 210 УК РК) в целом аналогичны отягчающим обстоятельствам, указанным в статье 205 УК РК с одним лишь отличием, что субъектом уголовного правонарушения может быть специальный. Под использованием служебного положения законодатель в п.2 ч.2 ст.201 УК имеет более узкий смысл этого понятия, когда должностное лицо (служащий) вправе беспрепятственно иметь доступ к компьютерной информации, ее носителям в силу своего служебного статуса. Говоря о наличии доступа, закон подразумевает лиц, которые имеют возможность находиться в соответствующем помещении и вступать в физический контакт с пультами управления ЭВМ, их системами и сетями, в силу того что их непосредственные трудовые обязанности связаны с обслуживанием компьютеров или поддержанием необходимых условий для их работы (операторы, охранники, уборщики и т.д.).

Неправомерное распространение электронных
информационных ресурсов ограниченного доступа
(ст. 211 УК РК)

Данное уголовное правонарушение может являться «продолжением» криминальных деяний, указанных в ст.205, 208 УК РК. Соответственно, необходимо учитывать правила квалификации при множественности. Предметом уголовного правонарушения являются электронные информационные ресурсы и содержащиеся в нем самого различного характера, охраняемые законом персональные данные граждан или сведения юридических лиц. В связи с этим, следует учесть, что согласно п.35 ст.1 Закона РК «Об информатизации» открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде.

В соответствии с постановлением Правительства РК от
26 февраля 2016 года №117 перечень персональных данных физических лиц, включаемых в состав государственных электронных информационных ресурсов включает: Ф.И.О., транскрипцию фамилии и имени, данные о рождении (дата и место рождения), национальность, пол, семейное положение, данные
о гражданстве (гражданство, в т.ч. прежнее гражданство, даты приобретения и утраты гражданства Республики Казахстан)[328].

Объективная сторона уголовного правонарушения выражается в незаконной передаче вышеуказанных материалов посторонним лицам, организациям без разрешения собственника или владельца.

Важно правильно квалифицировать данное деяние, отграничивая его от смежных, например, от нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 142 УК РК), нарушения авторских, изобретательских, патентных прав (ст. 184, 184-1 УК РК), незаконных получений сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 200 УК РК) и др.

Состав уголовного правонарушения – формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Рассматриваемая статья имеет не только основной, но и ряд квалифицированных составов.

Так, ч. 2 статьи включает совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо; из корыстных побуждений; лицом, с использованием своего служебного положения.

Субъектом рассматриваемых уголовных правонарушений может быть любое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект квалифицированного состава по п.3 ч.2 статьи – специальный.

Часть третья статьи предусматривает ответственность за создание, те же вышеназванные деяния совершенные преступной группой или повлекшие тяжкие последствия. В последнем случае состав уголовного правонарушения материальный.

Неправомерные изменение идентификационного кода
абонентского устройства сотовой связи, устройства
идентификации абонента, а также создание, использование, распространение программ для изменения
идентификационного кода абонентского устройства
(ст. 213 УК РК)

Данная норма призвана обеспечить уголовно-правовую охрану абонентов сотовой связи. Соответственно объектом данного деяния выступают общественные отношения, связанные
с обеспечением качественной связи и соответствующих прав потребителей в этой сфере между оператором сотовой связи (услугодателем) и абонентом (услугополучателем) в рамках заключенного договора.

В соответствии с Законом РК «О связи» от 5 июля 2004 г. связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Республики Казахстан, предназначенной для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц и обеспечения потребности безопасности, обороны, охраны правопорядка, государственных органов в услугах связи. Различают несколько разновидностей связи – почтовая, телефонная и сотовая, специальная, правительственная и фельдъегерская и т.д.

Сотовая связь – вид электрической связи, использующий деление обслуживаемой территории на ряд ячеек, обеспечивающий возможность непрерывности связи при перемещении абонента из ячейки в ячейку и предназначенный для двустороннего (многостороннего) обмена информацией преимущественно в виде речи, передаваемой посредством радиоволн. (п.66 ст. Закона РК «О связи»).

Абонентом согласно вышеназванному закону признается физическое или юридическое лицо, с которым заключен договор на оказание услуг связи с выделением для этих целей абонентской линии, абонентского номера и (или) идентификационного кода.

В свою очередь идентификационный код – код абонентского устройства или абонентской станции, присваиваемый заводом-изготовителем, который передается в сеть оператора связи при подключении к ней этого устройства (п.52).

В Правилах оказания услуг сотовой связи, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 24 февраля 2015 года №171 (с изменениями от 4 декабря 2015 года)

Абонентское устройство – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи. В качестве абонентских устройств могут использоваться сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки со встроенными модемами, а также USB-модемы, мобильные Wi-Fi роутеры и другие средства связи (пп. 7, п.2 Правил).

Объективная сторона уголовного правонарушения включает в себя: изменение идентификационного кода – то есть, манипуляции со сведениями относительно идентификационного кода абонентского устройства либо создание дубликата карты идентификации абонента с тем, чтобы присвоить себе соответствующие права услугополучателя, не имея к тому реальных законных оснований. В данном случае виновный нарушает требования законодательства о связи, о правах потребителя. Состав уголовного правонарушения формальный, то есть не требуется наступление последствий.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле.

Субъект уголовных правонарушений – общий. 

Квалифицированный состав (ч.2) предусматривает ответственность за деяния, связанные с интеллектуальным подлогом в отношении идентификационного кода абонентского устройства при помощи создания, использования либо распространения программ, способных либо изготавливать такие коды либо их дубликаты.

Ч.3 ст.213 УК РК содержит такое отягчающее обстоятельство как совершение вышеназванных уголовных правонарушений преступной группой.

В целом, данная система уголовно-правовых норм видимо выполняет свою превентивную роль. К сожалению, при анализе общего состояния уголовной правонарушаемости, по данному виду деликтов статданные в общих справках не выделяются. Представляется, этот пробел следовало бы устранить. Конечно, есть и объективные причины, связанные с латентностью, которые также и взаимосвязаны и с профессионализмом лиц, призванных выявлять и раскрывать киберпреступления. Поэтому
в данный момент в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» выделены финансовые средства для подготовки высококлассных IT-специалистов, способных достойно противостоять этой современной глобальной угрозе.

В завершении отметим следующее, что в вышеупомянутом Послании Главы государства 2018 года цифровизация, противодействие коррупции и обеспечение верховенстваправа – ключевые приоритетов системной работы всех государственных органов и институтов гражданского общества в рамках стратегических и концептуальных документов в сфере правовой политики. 

На наш взгляд, здесь можно выделить ряд основополагающих аспектов.

Идеологический (ценностный)

Реализация парадигмы клиенто (сервисно)ориентированной модели государственной службы, в том числе его правоохранительного блока. Это основывается на общепризнанном принципе приоритета прав, свобод человека и гражданина, которые в социальном и правовом государстве признаются высшей ценностью. 

Открытость, прозрачность, подотчетность народу с ориентацией на постоянное улучшение качества государственных услуг и стремление к результативному рассмотрению каждого заявления, жалобы физических или юридических лиц. Сегодня растет уровень правосознания, и граждане активно пользуются конституционными правами на доступ к информации, к правосудию, на квалифицированную юридическую помощь.

Институциональный (механизм)

Достигнут значительный прогресс в сфере модернизации органов полиции, прокуратуры, суда, пенитенциарной системы, адвокатуры, нотариата, исполнительного производства с акцентом на качественное ведение предварительного расследования, осуществление надзора за законностью, отправления правосудия, гуманизацию уголовной политики, смещения акцента на усиление защиты прав потерпевших. В целях соответствия стандартам Организации экономического сотрудничества и развития введена и работает местная полицейская служба. Важное достижение – пересмотр критериев эффективности за счет стремления к объективизации показателей правовой статистики, к повышению доверия населения к правоохранительным органам. В соответствии с официальными отчетами за 2016, по итогам социологического опроса, проведенного общественным фондом «Астана-Зерттеу» доверие органам прокуратуры выразили 77,3 % респондентов[329].

Инструментальный (средства и способы)

Значительно расширены возможности использования информационно-коммуникационных технологий законотворческой, правоохранительной и правозащитной деятельности. По линии Генеральной прокуратуры успешно функционирует геоинформационная система «Карта уголовных правонарушений»[330], запущены инновационные проекты «Аналитический центр»[331],
«Е обращения»[332], «Е уголовное дело»[333].

Верховный Суд страны в рамках Плана нации «Современное государство для всех» значительно преуспел в цифровизации в части примененияаудиовидеофиксации судебных заседаний в режиме реального времени, работы электронных судебных кабинетов. При этом, сейчас в рамках приоритетного проекта Верховного Суда РК «Семь камней правосудия» только за 2018 год была поставлена задача достигнуть т.н. «37 быстрых результатов», в том числе повышение уровня доступа к правосудию, введение виртуального суда, упрощение документооборота и дебюрократизация за счет оптимизации различных процедурно-процессуальных аспектов судебной деятельности.

Помимо того, что местные полицейские службы снабжаются гаджетами для составления электронных протоколов о правонарушении, поставлена задача дальнейшей «цифровизации» путем внедрения интеллектуальных систем управления в сфере охраны общественного порядка, безопасности по видеонаблюдению и распознаванию на улицах и в местах массового пребывания граждан, контролю за дорожным движением. Что сохранит актуальность в свете перманентной урбанизации, увеличения количества автотранспортных средств и т.п.

Уже есть первые результаты. Так в столице страны благодаря применению современных умных систем, а именно видекамер «Сергек» ощутимо уменьшилось количество транспортных правонарушений.

По словам градоначальника[334] дороги главного города страны стали самыми безопасными по республике, вдвое сократилась смертность (48%), на 15% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 16% уменьшилось количество раненых в ДТП

Акимат немерен завершить работу по формированию каркаса» умного города» в Астане. При этом уже применяются технологии Smart Astana, начат первый этап реализации проекта Интернет вещей (Умное освещение), Big Data, Smart Образование, Smart Медицина, электронное КСК, в том числе и первый аукцион на основе технологии блокчейн в реализации программы «1000 мест уличной торговли» – это первый в стране проект такого формата.

Кроме того, с помощью Единого контакт-центра акимата iKомек еженедельно формируется и анализируется рейтинг системных проблем. В частности, за предыдущий год поступило и рассмотрено более 1 млн.обращений.

В целом, перспективными направлениями являются: правовая кибернетика (информатика), юридическое прогнозирование коррупционных рисков, криминогенных факторов, экономико-правовой анализ (исследование) «цены преступности» (реальных масштабов преступности, уровня ее латентности) и эффективности правоохранительной системы (уровень доверия населения).     

Среди общих тенденций развития права в условиях глобализации – тенденция расширения юридического сектора, касающегося прав и свобод человека, взаимопроникновение и взаимовлияние правовых систем (появление международного финансового центра «Астана»), технологизация или виртуализация юридической деятельности. 

Мы только вначале в пути в деле построения Государства, общества и права Будущего, но самое главное у нас есть четкая стратегия и хороший задел.

Глава 9.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.