Основные критерии оценки реферата — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные критерии оценки реферата

2020-05-07 169
Основные критерии оценки реферата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы написать рецензию на исследовательскую работу, необходимо владеть критериями её оценки.

Реферат – наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат может не содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруп­пировать их по точкам зрения. Для реферата вполне дос­таточно, если студент сумеет обосновать, в чем он видит пре­имущество той или иной точки зрения.

Вместе с тем, реферат не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальнос­тью студента, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловлен­ные условиями подготовки работы.

Своеобразие реферата проявляется также и в том, что в ней студент упорядочивает по собственному усмотрению имеющиеся научные факты и доказывает практическую значимость тех или иных положений.

Следовательно, главное, что должен показать студент, – это умение работать с литературой, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников. Это совсем не мало и не так просто, как может показаться, если, конечно, делать все, как положено. А если студент взял одну книгу, переписал из нее несколько страниц, даже не сославшись при этом на автора, и этим ограничился, такую работу рефератом назвать нельзя. И она никому ничего не дает.

Реферат не должен сводиться к добросовестному хронологическому перечислению работ, написанных по теме. Он должен содержать поаспектный критический анализ всего, что связано с исследуемой проблемой.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель должен обращать внимание на умение работать с научной лите­ратурой, вычленять проблему из контекста, на навыки ло­гического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из основных критериев его оценки.

Задача автора реферата состоит в том, чтобы с максимальной пол­нотой использовать рекомендованную литературу, пра­вильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Исходя из вышесказанного, обычно рефераты и доклады в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим критериям:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень;

- глубина и полнота анализа факторов, явлений, про­блем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность;

- оригинальность изложения вопросов;

- ясность изложения: структурная организованность и логичность;

- грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в реферате;

- практическая значимость исследования.

Рецензирование работы

Как уже говорилось, для того чтобы реферат был рекомендован к защите или к публикации, необходимо получить на данную работу отзыв или рецензию.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – это разбор или оценка художественного (литературного, музыкального или те­атрального), научного или какого-нибудь иного произведения.

Рецензия должна содержать обоснованную оценку реферата. В зависимости от общего вывода рецензент может рекомендовать или не рекомендовать работу к защите (публикации).

Рецензия может иметь форму отзыва, опирающегося на основные критерии оценки работы, описанные выше.

Форма рецензии-отзыва может быть принята на выпускающей кафедре, выдержана структурно, но может иметь и свободный стиль изложения.

Рецензировать работу должны уметь и студенты. Исходить нужно из того, что написание рецензии для обучаю­щегося очень полезно, ибо приучает вдумываться в содержание и форму прочитанного, относиться к нему критически, а также способствует формированию умения в письменной форме вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Для выработки умения писать рецензии нужно изучать луч­шие образцы этого жанра, обращаться к критико-библиографическим отделам в журналах и газетах; сравнивать свои впечат­ления о прочитанных книгах, статьях с теми, что высказаны в журнальных и газетных рецензиях.

В содержании рецензии-отзыва необходимо отметить:

-  степень раскрытия избранной темы,

-  актуальность исследования,

-  глубину содержания,

-  соответствие выводов целям и задачам исследования,

-  наличие новизны и оригинальности постановки проблемы,

-  качество обзора имеющейся литературы,

-  наличие или отсутствие опытного материала.

В конце рецензии обязательно должен быть сделан вывод о рекомендации (или отсутствии её) к защите или публикации.

4.3. Рекомендации по подготовке к защите теоретической работы

Реферат, написанный для любого итогового испытания, является лишь его теоретической частью. Хорошо написанная работа, конечно, является определённым залогом успешной защиты, но, в то же время, не гарантирует высокого результата.

Атмосфера публичной защиты создаёт дополнительные трудности, связанные с волнением, поэтому целесообразно выстроить систему подготовки своего выступления. Обычно для успешной процедуры защиты реферата организуется её репетиция, которая именуется «предзащитой». В период подготовки можно составить памятку примерно следующего содержания:

Защита реферата это выступление с основными тезисами вашего реферата перед экзаменационной (Государственной аттестационной) комиссией.

Защищая свою теоретическую работу, вы должны помнить, что председатель комиссии, также, как и рецензент (рецензенты), внимательно ознакомились с вашей письменной работой, поэтому не нужно полностью пересказывать содержание вашего реферата!

Выстроить свою защиту вы можете по плану, который можно держать перед собой во время выступления.

Ваши тезисы также могут быть последовательными ответами на вопросы следующего содержания:

1. Почему вы обратились именно к данной теме, в чём её актуальность –  соответствие задачам современного этапа развития музыкальной педагогики и исполнительства? (обоснование темы).

2. В чём состоит основная проблема? (цель исследования).

3. Какие известные вам авторы обращались к данной теме? (степень разработанности темы).

4. Какие вопросы в изученных вами источниках остались нерешёнными? (необходимость дальнейшей разработки темы).

5. Является ли ваш подход к разработке данной темы отличным от других? (новизна исследования).

6. Если ваш подход не кажется вам новым, то в чем вы видите пре­имущество избранной вами точки зрения? (краткий анализ прочитанных работ по разрабатываемой проблеме).

7. Каковы задачи вашего исследования? (т.е. действия, которые необходимо было выполнить для достижения поставленной в работе цели – можно прочитать по тексту реферата).

8. Какова структура вашего исследования? (опишите её особенности в отличие от стандартной, если они имеются).

9. Чем объясняется последовательность расположения структурных элементов? (композиция  основной части).

10. Каковы основные тезисы каждой из глав вашей работы? (краткое изложение основных положений каждой из глав).

11. К каким выводам вы пришли в своей работе? (можно зачитать по тексту заключения).

12. Где могут быть использованы результаты вашего исследования? (практическая значимость).

13. Есть ли у вас предложения по дальнейшей разработке вопроса? Что не удалось охватить в рамках данной работы? (собственная оценка проведённого исследования).

14.   Положен ли в основу вашего исследования практический опыт? (описание приложений, если они есть, или примеры из практики).

 

Если вам удастся ответить на все эти вопросы, то, скорее всего, вы сможете избежать неожиданных ситуаций, вопросов, к которым вы не готовы или не знаете ответа.

Если вопрос экзаменатора покажется вам сложным, то вы можете уточнить его, попросить повторить или конкретизировать.

На защите реферата от вас требуется не столько знание (всё знать невозможно), сколько умение мыслить и ориентироваться в кругу профессиональных проблем.

Не бойтесь высказывать вашу точку зрения, в профессиональной дискуссии вы также можете продемонстрировать свою эрудицию. Однако если возникнет профессиональный спор, будьте корректны, уважайте мнение собеседников, защищайте не себя, а мнение авторитетных педагогов и исполнителей. Опора на авторитеты – весомый аргумент!

Основной вывод:

На защите реферата проявляется умение не только написать, но и представить исследовательский проект. Как показывает жизнь, это качество иногда играет даже большую роль, чем грамотно изложенная, насыщенная богатым содержанием работа. Воспитывать себе умение говорить, убеждать, аргументировать, коротко и ясно освещать содержание написанного можно в процессе всего обучения: в школе, среднем профессиональном звене, в вузе. Такая возможность представляется учащимся на семинарах, конференциях, круглых столах и прочих публичных мероприятиях. Умение выступать публично – особая способность, требующая отдельных навыков и умений, но это уже материал для другого исследования.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.