Основные этапы работы над рефератом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные этапы работы над рефератом

2020-05-07 192
Основные этапы работы над рефератом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над рефератом принесет пользу его автору, а сам реферат вызовет интерес других лиц (сокурсников, преподавате­лей), если студент отнесется к его подготовке серьезно, соблю­дая все необходимые требования.

В организационном плане написание реферата есть процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, испол­нительский и заключительный.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя выбор темы ипоиски литературы по выбранной теме с использованием различных библиографических источников.

Выбор темы – наиболее ответственный момент подготовительного этапа, поскольку он обуславливает весь ход дальнейшей работы. Останавливаться на выборе той или иной темы целесообразно в том случае, если она отвечает определённым условиям, а именно:

- тема находится в рамках вашей профессиональной компетенции,

- по избранной теме имеется достаточное количество доступной для пользования литературы,

- по теме не было в ближайшее время исчерпывающего потока информации (т.е. она «не набила оскомину»),

- тема не является близкой к диссертационному исследованию вашего возможного оппонента,

- есть руководитель, знакомый с данной проблематикой и готовый оказать вам консультационную помощь,

- для разработки избранной темы имеется достаточно времени.

Поиск литературы, как уже было сказано, самым непосредственным образом связан с выбором темы на начальном этапе, т.к. перед началом работы необходимо прежде всего выяснить: какая литература вообще существует по данной теме. Количество книг, газет, журналов и других произведений печати, изданных в прошлом и выпускаемых в настоящее время, настолько велико, что любой человек неминуемо потеряется в хаосе печатной продукции, если не подготовлен к работе с большим информационным потоком.

Среди множества книг и статей по тому или иному вопросу имеются произведения различной степени трудности и различ­ной научной и практической ценности, могут встретиться рабо­ты устаревшие, утратившие свое значение, опровергнутые в дальнейшем развитием науки и опытом производства.

Вот здесь на помощь человеку приходит библиография. Ее задача состоит в том, чтобы разобраться в научной ценности книг, указать читателям лучшую литературу и тем самым помочь выбрать из массы печатных изданий наиболее нужные.

Для написания студенческой исследовательской работы проще всего воспользоваться последним видом рекомендательной библиографии. Задача рекомендательной библиографиизаключается в отборе лучших произведений научной и художественной литературы и рекомендации их широким кругам или отдельным группам читателей. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые интересы, расширяет кругозор. 

Такой список рекомендованной литературы можно найти в изданиях справочного характера, в учебниках, соответствующих области вашего исследования, в конце книг и статей, посвящённых избранной вами проблематике. Из имеющихся в конце книг списков литературы вы можете составить свой, сориентировав его на соответствие вашей теме.

Для того чтобы найти намеченную литературу, вы можете воспользоваться любой библиотекой – своей вузовской, городской, областной. Лучшим вариантом будет посетить все доступные вам библиотеки, т.к. в вашем библиографическом списке могут быть издания редкие, которые существуют в одном-двух экземплярах и, следовательно, не могут находиться сразу во всех библиотеках. Кроме того, в библиотеке вы можете найти самого серьёзного помощника – это каталоги. Каталог – необходи­мая принадлежность каждой библиотеки. Он служит посредни­ком между книгой и читателем. Это путеводитель, облегчающий читателю знакомство с библиотекой, с богатством ее фондов.

Определение круга справочных пособий – важный этап в работе над рефератом, т.к. правильно, точно отображенные сведения составляют основу содержания любого справочного издания и строго соответствуют принципу научности. Беря в руки энциклопедию или словарь, вы можете быть уверены в том, что пользуетесь данными достоверными. Зафик­сированные в справочных изданиях данные выверены и апробированы, чтобы их можно было использовать в научной и производственной деятельности.

Типы справочных изданий: энциклопедии, словари, справочники. С помощью справочной литературы вы сможете уточнить определения необходимых вам понятий и категорий, получить краткие сведения о явлениях, которые на данном этапе вами недостаточно изучены. После того как вы «вооружились» необходимой литературой можно приступить к работе над рефератом.

Исполнительский этап

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников); ведение записей прочитанного.

Чтение книг на первый взгляд не представляет особого труда, однако, это поверхностное впечатление. Когда отбор литературы (и другого материала) завершился, и нужные источники оказались у вас в руках, важно переключить себя на новую работу, а именно – на восприя­тие текстов, которые собираетесь изучать. Психологически под­готовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного.

Существенной закономерностью любого восприятия являет­ся его избирательность (апперцепция), основанная на сопостав­лении ожидаемой и полученной информации.

Подготовка к восприятию с внутренней стороны означает максимальную активизацию всей системы мотивационных ус­тановок, ожиданий, предвосхищений, предположений о том, что должно быть в тексте книги, статьи, лекции. Тогда материал ложится, как говорят, на подготовленную почву.

Особая психологическая подготовка к восприятию источника требуется в том случае, если вы с ним знакомились (или изу­чали) ранее. Здесь у многих возникает ощущение полной извест­ности материала, препятствующее вдумчивому его восприятию. Поэтому нужно вспомнить все, что вы знаете о данной работе, о проблемах, затрагиваемых в ней, и на этой основе уточнить, что же все-таки вами забыто, что воспроизводится обобщенно, какие вопросы остались неясными. Тогда изучение текста по знакомой теме будет носить активный характер. В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное.

Ознакомительное чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление.

Для того чтобы научиться быстро и в то же время вниматель­но просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые чита­тели упрощают процесс просмотра книги, сводя его к знаком­ству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а, во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге.

При беглом просмотре книги в основном нужно придержи­ваться следующего порядка:

 – внимательно прочитать титульный лист (не обложку), где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания;

 – найти в книге «Содержание» («Оглавление») и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения, т. е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;

- прочитать или бегло просмотреть «Введение» (или «Предисловие»), чтобы представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, содержащихся в книге;

 – выяснив общее содержание книги и ее назначение, следует познакомиться с основным текстом произведения, про­читав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее цен­ные и интересные разделы;

 – важно просмотреть «Заключение» («Послесловие») к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении.

Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т. е. вспомогательным материалам. Необходимо познако­миться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым мож­но судить о степени глубины и характере изложения вопросов.

Изучающее чтение имеет своей целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Так читаются первоисточники, документы, учебники и учебные пособия, мо­нографии, статьи.

Изучающее чтение обычно бывает медленным, неторопли­вым, с многочисленными возвратами для углубленного понима­ния и самопроверок.

По своему характеру чтение бывает сплошным или выбороч­ным. При сплошном чтении не делается никаких пропусков, весь текст читается целиком; при выборочном – в поле зрения находятся лишь отдельные части, а все остальное только про­сматривается. Выбор того или иного способа зависит как от ха­рактера материала, так и от интереса читателя.

По темпу чтение бывает быстрым и медленным. Ознакоми­тельное чтение обычно характеризуется быстротой, а изучающее – замедленностью. В результате тренировок можно научиться одновременно быстро читать и воспринимать полно и точно.

Чтение – не механический, а своего рода творческий труд. Но таким его делают обдумыва­ние, размышление, работа мысли при чтении. Умение вести за­писи по ходу чтения – один из важнейших признаков культу­ры умственного труда.  Для чего и почему нужно записывать прочитанное? В пользу записей можно привести много доводов:

- запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали); записи облегчают запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее;

- запись дисциплинирует читающего, заставляет его внимательно отнестись к делу, помогает проникать в такие сто­роны каждый книги, которые без этого могли бы просто ускользнуть;

- записи ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе;

- записывание повышает уровень культуры речи – устной и письменной, вырабатывает у читателя собственный стиль изложения.

Полноценные записи отражают не только содержание прочи­танного, но и являются результатом мыслительной деятельно­сти читателя. Кроме того, если вы ведёте запись с помощью компьютера, то вы закладываете уже основу для написания рукописи

В процессе ведения записей особенно внимательно нужно относиться к тем выдержкам из текста, которые впоследствии можно будет использовать в качестве цитат. Цитаты (от лат. zito – «призываю в свидетели») – это выпис­ки из текста книг (статей) выдержек, извлечений, сведений словами автора. Правила оформления цитат уже рассмотрены нами выше, повторим основные моменты:

1. Цитировать нужно по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзаца­ми).

2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки. В случае пропуска одного или нескольких слов в середине ци­тируемого текста вместо пропущенного также вставляют три точки. Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста. Если пропущен весомы кусок высказывания, то можно поставить следующие обозначения: <…>.

3. Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т. п.), если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено.

4. После каждой цитаты нужно указывать ее источник. Существуют два способа оформления ссылок на источник цитирования: сноски и приме­чания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится ее поряд­ковый номер на этой странице. Все сноски и подстрочные применения пишутся (печатаются) мелким шрифтом.

Подстрочные ссылки удобны при чтении книг – источник цитирования виден сразу, его не нужно искать. Существует и другая система – ссылки в форме приме­чаний. Оформляются они так: все цитаты в тексте нумеруются сквозной нумерацией (т. е. по порядку от начала работы до конца). В конце реферата, курсовой или дипломной работы вы при­водите список использованной литературы. Номер цитаты должен соответствовать номеру источника, под которым он значится в списке использованной литературы. А в тексте вашей работы после указания номера источника в списке нужно только указать конкретную страницу (в квадратных скобках). Например: «» [14, с. 205].

Кроме цитатв процессе чтения книгцелесообразноделать записи в тезисах. Тезисы (от греч. tezo – «утверждаю») – более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат только одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами. Работа по составлению тезисов требует от студента умения глубоко продумать, хорошо понять содержание книги или статьи, уметь выделить главные положения, правильно и кратко их формули­ровать. Все это является хорошим средством развития логического мышления.

Хорошую помощь в фиксации прочитанного текста может оказать и конспект. Конспект (от лат. conspectus – «обзор, изложение») – наиболее сложная и совершенная форма записи прочитанного, потому что объединяет в себе многие виды записей – пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.

Конспекты бывают текстуальными, свободными, смешанны­ми.

Конспект будет текстуальным, если запись идет в соответ­ствии с расположением материала в книге и в основном слова­ми конспектируемого текста.

Конспект будет свободным, если при записи не придержива­ется порядка изложения, которому следует автор книги, и мыс­ли излагаются собственными словами.

Конспект – универсальная форма записи, поэтому в нем на­ходят место и цитирование, и запись, близкая к тексту, и сво­бодное изложение материала. Конспект, содержащий все эти элементы, называют смешанным.

Конспектирование – сложный вид работы. Освоить его уда­стся не сразу. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат.

Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя обработку имеющих­ся материалов и написание реферата, а также составление списка использованной литературы.

В ходе работы над рефератом вы прочитали много книг (или хотя бы несколько), некоторые из них законспектировали, из других сделали выписки. Но все источники, как вы убедились, не одинаковы и по степени глубины научной прора­ботки, и по стилю изложения. Все ваши записи – это только материал, который нужно осмыслить, привести в какую-то, оп­ределенную вами систему и, что очень важно, хорошо изложить, т. е. в строгой логической последовательности, соблюдая единый стиль речи (хотя могут быть стилевые оттенки). Логическая последовательность достигается соблюдением обязательных правил, речь о которых шла выше.

Итак, вы проделали большую работу: вы­явление литературы по теме реферата, изучение вопроса по различным источникам, составление выписок, справок, планов, тезисов, конспектов. Первоочередная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученные материалы – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану работы (реферата, доклада). 

Как уже говорилось ранее, при систематизации собранного материала в реферате лучше сочетать два принципа – хронологический и проблемный. Реферат не должен сводиться к добросовестному хронологическому перечислению работ, написанных по теме. Он должен содержать поаспектный критический анализ всего, что связано с исследуемой проблемой. В процессе этого анализа должно быть уяснено, по каким этапам шла разработка вашей темы, как менялись подходы к её изучению, в чем причины того, что в более ранних исследованиях не были решены те или иные проблемы и т.д.

С точки зрения логики, реферат есть доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса). Выбор того или иного способа построения реферата зависит от многих факторов, начиная от темы и кончая ва­шими привычками и склонностями. Конкретные рекомендации и советы даст вам преподаватель, под руководством которого вы пишете реферат.

Приступая к написанию реферата, вы должны помнить, по каким критериям будет оцениваться ваша работа людьми, которые будут ее читать. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующих разделах, здесь же остановимся на основных моментах.

Обычно рефераты и доклады в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериям:

- соответствие содержания реферата заявленной теме (значение каждого слова в названии темы должно получить развитие в исследовании, иначе тема будет считаться не раскрытой)

- актуальность содержания, глубина и полнота анализа факторов, явлений, про­блем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения:

- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность выводов, сделанных в реферате (докладе).

Что касается языка, здесь важно не повторять, не копировать стиль источников, с которыми вы работали, а выработать свой собственный, который, по вашему мнению, соответствует харак­теру реферируемого материала.

К работе над рукописью можно приступать тогда, когда весь материал в достаточной степени изучен, систематизирован, и вы можете не отвлекаясь работать над текстом исследования. Любое переключение на другой вид деятельности, даже на чтение книг, может сбить вас с мысли, от чего изложение потеряет свою логику.

Обязательное условие успешного написания любой научной ра­боты – необходимость составления ее подробного плана. Общий план рукописи, как уже отмечалось, отражается в ее плане-содержании. Но этого мало. Прежде чем начинать писать тот или иной раздел (главу, параграф, подпараграф), следует также составить и его подробный план.

Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспек­тивно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить, закончив написание раздела. Лишь детально проработав план раздела, можно начинать пи­сать, следуя этому плану. При этом имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое следует выделить для изло­жения того или иного раздела или его отдельных частей. Конечно, в процессе дальнейшей работы эти пометки могут исказиться, их при­дется корректировать, но кое-какие ориентиры все же сохранятся и позволят работать дальше более осмысленно.

Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от задуманной темы. Увлечься какими-либо одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых момен­тов, чрезвычайно легко.

Следите также за тем, чтобы все части рукописи были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объе­му. Как уже говорилось ранее, все части должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

В конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего изложения в виде отдельных фраз-резюме: «итак, (таким образом и т.п.) мы рассмотрели то-то и то-то», а следующую за ней часть начинать словами: «Теперь перейдем к рассмотрению (описанию, обоснованию и т.п.) того-то».

Не обязательно в конце каждой главы или параграфа формули­ровать выводы по пунктам, как это часто делается, но резюме, итог каждого раздела должен быть. В нем нужно четко и конкретно сфор­мулировать, что же вытекает из всего изложенного в данном разделе, какие задачи здесь решены. Кроме того, желательно одной фразой обозначить переход к последующему разделу и показать, как полу­ченные результаты будут в нем (или в параграфе, главе) использова­ны.

Очень часто в рукописи работы встречаются материалы, лишние по отношению к рассматриваемым вопросам, или могут от­сутствовать необходимые сведения. В процессе критического прочте­ния написанного надо исключить все лишнее и восстановить недо­стающие звенья, выстроив их в логически обоснованный ряд [18].

Составление списка использованной литературы совершенно необходимо отложить на самый конец вашей работы. Дело в том, что в тех случаях, когда вы делаете ссылки с помощью указания на номер источника в списке использованной литературы, вы фиксируете это внутри текста, и номер источника уже менять будет нельзя. Многие студенты сталкиваются с большими трудностями переоформления ссылок, если вдруг получается, что какая-то из книг оказывается неучтённой в списке использованной литературы, составленном, скажем, по алфавиту.   Именно поэтому оформление ссылок и списка литературы нужно проводит в конце работы и одновременно. В соответ­ствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, список литературы, которую вы использовали в работе над ним, является обязательным элементом структуры.

Следует напомнить (об это уже шла речь выше), что к аждый включенный в библиографический список источник должен иметь отражение в тексте реферата.Не следует вклю­чать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы.

Составить список по последним требованиям оформления библиографии (они всё время изменяются) очень трудно. Есть хороший способ обойтись без лишних затруднений: можно обратиться к сотрудникам любой библиотеки, и они с удовольствием вам помогут компетентным советом или возьмут ваш библиографический список на переработку.

Подготовка рукописи к печати

Теперь, когда основная работа над рефератом окончена, нуж­но его правильно оформить. Прежде всего, необходимо определиться с объе­мом. Если материала много и черновой вариант ре­ферата получился очень объемным, то весь этот материал не нужно переносить в чистовик. Посмотрите, что можно убрать, какие подробности и детали опустить, без чего можно обойтись, не нанося ущерба качеству работы. Точ­ный объем реферата по гуманитарным дисциплинам (реферата именно в нашем, учебном, понимании) никем не установлен, но, как говорилось ранее, наиболее уместным можно считать объём, не превышающий 25-30 страниц компьютерного набора по указанным выше стандартам.


Защита реферата

Для процедуры защиты реферата, написанного для сдачи итоговых испытаний разного уровня необходимо наличие одной-двух (порядок устанавливается выпускающей кафедрой) рецензий. Для работ, написанных в учебном процессе, наличие рецензий может быть не обязательным, а вот рекомендовать работу к публикации должно не менее двух специалистов, желательно из числа «незаинтересованных» лиц. Так, например, ваш непосредственный руководитель не должен писать рецензию на вашу работу, его точка зрения может быть объявлена не объективной. Для рекомендации работы к публикации необходимо, как правило наличие двух рецензий (внешняя и внутренняя), хотя часто решение по размещению рукописи в том или ином издании принимает только редакционно-издательский совет.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.