Высказывания по кругу («крут») — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Высказывания по кругу («крут»)

2020-05-07 201
Высказывания по кругу («крут») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обзор

Этот прием активно используется в групповой работе с момента ее возникновения. Эта техника полезна для всех типов групп.

Несмотря на относительную простоту, этот прием дает широкие возможности для концентрации внимания, углубления и усиле-


ния того, что происходило на занятии. Суть его заключается в том,
что каждый член группы может ответить на вопрос или высказаться
по определенной теме. Вводная часть может иметь форму незакон­
ченного предложения, например: «Сегодня я чувствовал_», или

форму вопроса, например: «Скажите пожалуйста, что бы вы хотели узнать на этом занятии?»

Jacobs, Harvill и Masson (1994) выделяют три типа высказы­ваний по кругу: фиксированный ответ, краткое выска­ зывание и высказывание с комментарием.

Фиксированный ответ

Этот тип высказываний предполагает выбор варианта ответа из за­ранее заданных. Например:

Пусть каждый из вас ответит на вопрос, нравится ли ему ходить на занятия? Выберите один из вариантов: «очень», «немного», «нет».

Насколько напугал вас развод родителей — «чуть-чуть», «напугал», «очень напугал»?

Мне хотелось бы знать, насколько вы продвинулись в до­
стижении своей цели? Пожалуйста, закончите предложе­
ние: «Мне кажется, что сегодня я_________________ (су­
щественно продвинулся, продвинулся, не продвинулся) в
достижении своей цели».

Мне интересно, научились ли вы по-другому выражать свой гнев? Пожалуйста, выберите вариант ответа: «Се­годня я много/кое-что/немного/совсем ничего не узнал о правильных способах выражения гнева».

Оцените по десятибалльной шкале, много ли вы узнали на сегодняшнем занятии. 1 балл — ничего, 10 баллов — очень много.

Краткие высказывания

Краткие высказывания полезны в тех случаях, когда вы хотите оценить состояние ребенка, но не хотите заставлять его раскры­ваться полностью. Это экономит время и, кроме того, позволяет детям понять, у кого какие проблемы, кто чего достиг и кто испы­тывает сходные чувства. Ниже приведены некоторые примеры:


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы                                                        127


 


Пусть каждый из вас скажет в нескольких словах, что он чувствовал, когда пришел на первое занятие группы.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас коротко сказал о том, какие чувства он испытывал, когда поссорился со своим другом.

Что вы чувствовали после успешной сдачи экзамена — бук­вально несколько слов?

Что вы ощутили, когда перешли в среднюю школу и поня­ли, что это такое? Ответьте в нескольких словах.

Развернутые высказывания

Этот тип высказываний предполагает развернутый ответ о чув­ствах, мыслях, мнении и т.д. Вы можете попросить ребенка дать его собственный комментарий по какому-либо вопросу:

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о том, что нового он узнал сегодня на занятии.

Не могли бы вы рассказать, что еще хотелось бы вам уз­нать до того, как закончатся занятия?

Как вы считаете, не стоит ли нам приготовить торт на пос­леднее занятие?

Мне хотелось бы узнать, что вы думаете о приближаю­щемся окончании наших занятий?

Для того, чтобы помочь ребенку разговориться, вы можете за­
дать ему вопрос или начальную фразу. Например: «Не можешь ли
ты более подробно рассказать, что нового ты узнал о том, как
справляться со своим гневом? Начни со следующего предложе­
ния: Я узнал, как еще можно справиться со своим раздражени­
ем. Например, я могу______».

Обоснование

4. л ЛХ

Высказывания по кругу помогают достичь нескольких важ­ных целей. Возможно, самая главная — это организация процесса сбора информации о состоянии детей. Некото­рым детям легче работать, когда групповая работа струк­турирована. «Круг» особенно полезен при работе с деть-


ми, которые не принимают активного участия в работе из-за застенчивости, недостатка навыков общения или по дру­гим причинам. Начните упражнение с более раскованных детей. Это даст возможность робким детям послушать и понять, какого рода ответ от них ожидается.

С помощью этого приема вы можете получить достаточную информацию о состоянии каждого ребенка и при необходи­мости оказать помощь в продвижении к индивидуальным це­лям. Например, высказывания по кругу позволяют узнать об эмоциональном настрое группы. Вы можете попросить де­тей дать быстрые ответы на вопросы, а потом переключить­ся на более плодотворную деятельность.

Кроме того, с помощью высказываний по кругу можно до­биться более активного участия детей в работе группы и более глубокого понимания сути происходящего. Зада­вая целенаправленные вопросы, вы можете заставить детей глубже заглянуть в себя. «Круг» также помогает удерживать внимание группы на определенной теме.

Делясь со всей группой и получая информацию от других детей, каждый ребенок получает возможность понять, что происходит на занятии, и подвести итог своей работы.

Практические рекомендации

«Круг» можно начинать по-разному:

• Вы можете дать вводное утверждение и предложить кому-ни­будь ответить первым. Например, сначала вы можете привес­ти пример ответа, затем посмотреть на ребенка, сидящего слева от вас, невербально предлагая ему продолжить. После его ответа перевести взгляд на следующего и так далее.

• Вы можете дать вводное утверждение и подождать, пока кто-нибудь не ответит первым. Дальше ответы будут идти по же­ланию.

• Вы можете дать вводное утверждение и сказать детям, что они могут отвечать в любом порядке.

Я предпочитаю последний вариант, потому что вы всегда можете рассчитывать на общительных детей. После того, как один или


128                         Групповая работа с детьми и подростками

два ребенка дадут свои ответы, остальная часть группы «получает разрешение двигаться». Кроме того, этот вариант позволяет зас­тенчивым детям сначала посмотреть и послушать остальных. В ре­зультате они лучше настраиваются на ответ и меньше боятся ока­заться в центре внимания. Если у вас есть конкретная цель, например, вы хотите завершить упражнение на определенном ребенке, уста­новите порядок ответов самостоятельно, однако, как правило, ва­риант произвольных ответов дает лучшие результаты. Постарайтесь не переусердствовать с этой техникой. Ответы по кругу предназначены для быстрой фокусировки на определенной теме, после чего необходимо перейти к более глубокому обсуждению или завершить занятие. Дети устают от частого повторения одного и того же приема. Ну и конечно, начав «круг», не забудьте завершить его! Иногда разговорчивые дети могут рассказывать длинные исто­рии, задавать вопросы или комментировать ответы остальных де­тей. Держите ситуацию под контролем и дайте возможность выска­заться каждому.

Если у вас есть время и вы хотите помочь детям установить отно­шения и повысить сплоченность группы, после завершения отве­тов примените технику присоединения, описанную ниже. Напри­мер, вы можете сказать: «Спасибо за то, что вы поделились чувствами, которые вы испытали на похоронах любимого чело­века. Вы заметили, что похожие ситуации и чувства были и у других? Вы наверняка сочувствовали им, когда они рассказыва­ли об этом. Сейчас вы можете сказать об этом тем, кому вы сопереживали».

Пример ____________________________________________

Вы можете использовать примеры, приведенные ниже, в процессе груп­повой работы или при обсуждении результатов занятия. При необходи­мости внесите коррективы.

Начальная школа

Я хотела бы, чтобы каждый рассказал о чем-нибудь од­ном из того, чему он научился сегодня. А мы все послу­шаем и узнаем, понравилось ли вам это занятие.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.