Новые мысли, чувства или поведение — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Новые мысли, чувства или поведение

2020-05-07 217
Новые мысли, чувства или поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры вопросов, относящихся к этому уровню: Что нового ты узнал сегодня в группе? Какие новые идеи возникли сегодня в группе? Какие навыки ты приобрел или о каких новых способах по­ведения ты узнал сегодня?

Что нового ты почувствовал сегодня на занятии по сравне­нию с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что понравилось/огорчило тебя сегодня на занятии? Что тебя удивило? Что тебе хочется Делать по-другому после этого занятия?

Возможности применения новых знаний

Следующие вопросы следует задать, чтобы узнать, как дети соби­раются применять полученные знания:

Над чем вы хотели бы поработать на этой неделе? (Спра­шивайте в отношении определенной задачи, например, задачи подружиться с кем-нибудь, или попросить помо­щи, или стать более уверенным в себе). Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли и т.п.)? Большинство занятий слишком коротко, и может показаться, что времени на обсуждение просто нет. Однако если вы не уделяете внимания этому этапу, то все предыдущие этапы занятия лиша­ются смысла. Дети просто забудут большую часть того, чему вы


пытались их научить. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия и дает ребенку возможность четко и ясно по­нять, что произошло. Выйдя за дверь, дети должны быть способ­ны сказать: «Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать то-то и то-то». Если вы не оставите время для обсуждения, вы, по сути, лишите детей возможности закрепить новый опыт. Групповое время очень дорого, и вы должны использовать каждую минуту для того, чтобы реально дать детям новый опыт.

Пример

Это упражнение можно использовать в качестве «разогрева» на первом или втором занятии. Отведите 10-15 минут на упражнение и 6-8 минут на обсуждение. Для проведения упражнения используйте рекомендации из раздела «Практические задания и упражнения».

1. Попросите детей показать остальным что-нибудь для них доро­гое или ценное. Это может быть что-то, что они все время но­сят с собой (фотография, редкая монета, бабушкино колечко, игрушка, любимая заколка для волос), или то, что они специаль­но принесли для этого занятия.

2. Попросите каждого ребенка показать остальным свою любимую вещь и рассказать о ней то, что ему захочется. Во время рас­сказа ребенка используйте технику присоединения.

3. Обсудите упражнение, задавая вопросы, приведенные ниже.

Внутриличностные процессы

Что вы чувствовали, когда рассказывали группе о своей лю­бимой вещи?

Что ты думал или чувствовал, пока ждал своей очереди по­делиться с другими?

Межличностные взаимодействия

Что ты заметил из того, что делали остальные?

Какие чувства ты заметил у остальных? На какое поведение обратил внимание?

Понравилось ли тебе быть членом группы?


И Р. Смид


162


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы


163


 


Новые мысли, чувства или поведение

Какие новые идеи или способы сделать что-то ты узнал в группе?

Что ты чувствуешь сейчас по сравнению с тем, что ты чув­ствовал перед началом занятия? Что тебя удивило на этом занятии? Что огорчило/понравилось на этом занятии?

Возможности применения новых знаний

Как ты можешь применить то, о чем узнал на этом занятии? Над чем бы ты хотел поработать до следующего занятия?

ПРИЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ

Обзор

В детстве вам наверняка говорили, что перебивать других — не­вежливо. Однако для того, чтобы успешно вести группу, вам при­дется научиться этому. В работах Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другой литературе термин «прерывание» используется для обо­значения необходимости прекратить разговор по различным обо­снованным причинам. В литературе по групповому консультиро­ванию также употребляются термины «блокировка» (Trotzer, 1989) и «вмешательство» (Dyer & Vriend, 1980).

Обоснование

Вы должны владеть приемами прерывания для того, чтобы не дать группе «увязнуть» в посторонних разговорах, которые часто возни­кают в детской аудитории. Некоторые дети, особенно помладше, склонны «ходить вокруг да около» темы, не приближаясь к существу вопроса. Это отнимает массу времени, члены группы начинают ску­чать и терять интерес к работе. Другие дети, похоже, настолько нуж­даются в слушателях, что начинают перескакивать с темы на тему, торопясь рассказать сразу все, что они знают. Подростки иногда на­чинают фантазировать и выдавать, мягко говоря, неточную информа-


цию по обсуждаемой проблеме, например, по поводу того, какие методы контроля над рождаемостью наиболее эффективны; как ку­рение, алкоголь или наркотики влияют на образ жизни; сколько нужно сдать экзаменов, чтобы окончить среднюю школу. Зная о предмете понаслышке, они внезапно попадают в роль экспертов и стремятся во что бы то ни стало соответствовать ей. В таком случае детей следует поправлять.

Возможно, вы ощущаете неловкость оттого, что вынуждены кого-то перебивать. Однако у вас есть веская причина не быть столь «лю­безным» и не позволять отдельным детям болтать о пустяках. Груп­повая работа должна быть максимально эффективной, поэтому вы обязаны остановить ребенка, который болтает чепуху, фантазиру­ет, спорит, рассказывает длинные истории или занимает групповое время другим способом.

Практические рекомендации

Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к действиям. Кроме того, момент остановки дол­жен быть выбран очень точно, чтобы случайно не прервать ребенка, который начал рассказывать что-то очень для него важное. Jacobs и др. (1994) приводят семь ситуаций, в которых руководитель группы может прервать выступающего. Я добавила еще две ситуации, кото­рые часто встречаются при работе с детьми (два последних пункта).

OL

Ситуации, требующие использования приемов прерывания:

• Участник группы отходит от темы обсуждения.

• Комментарии не соответствуют целям группы.

• Ребенок говорит что-то ошибочное.

• Вы хотите переключить внимание участников на что-то дру­гое.

• Занятие заканчивается.

• Начинается спор между членами группы.

• Вы чувствуете, что группа устала.

• Один ребенок выносит моральное суждение по поводу по­ведения другого.

и*


t


164


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы                                                    1$5


 


• Кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе. В момент прерывания не забудьте объяснить ребенку, почему вы это делаете. Это поможет ему понять, что произошло, не обидит его, и он не потеряет доверия к вам и к группе. Например:

Джереми, я вынуждена тебя остановить, потому что ты говоришь не по существу. У тебя есть что сказать по на­шей теме?

Жанна, давай остановимся на минутку. Мне кажется, что твои сведения о контроле над рождаемостью ошибочны, а нам нужна точная информация для того, чтобы осталь­ные могли обоснованно принять решения. Таня, я вынуждена тебя прервать, потому что время на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты на­шей сегодняшней работы.

Кармен, нам необходимо послушать остальных, пожалуй­ста, заканчивай.

Тоня, нас интересует, что Майкл чувствовал, а не то, прав он был или нет. Говорите мягко и доброжелательно, чтобы ребенок не подумал, будто вы сердитесь. Для робких и замкнутых детей необходимо некоторое время, прежде чем они смогут открыться в группе. По­этому не останавливайте их, если они делают замечания по су­ществу. Даже если такой ребенок начинает рассказывать исто­рии, перескакивать с темы на тему или монополизировать внимание, следует быть очень внимательными и осторожными. Вы можете ос­тановить его как раз в тот момент, когда он начнет рассказывать действительно важные для него вещи!

Вы должны знать, что вы будете делать сразу же после того, как остановите ребенка. Jacobs и др. (1994) предлагают четыре ва­рианта: (а) позволить ребенку, которого вы прервали, продол­жать говорить дальше, (б) передать слово другому, (в) сменить тему, (г) перейти к другому упражнению или другой части занятия. Когда мне приходится кого-то останавливать, я всегда вспоминаю случай, произошедший со мной во время путешествия по Англии. В Англии нет светофоров на перекрестках. Вместо этого там орга-


низовано круговое движение. Если вы не знаете заранее, куда вам надо свернуть, вы можете довольно долго двигаться по замкнуто­му кругу. И добавьте сюда левостороннее движение, к которому вы только-только стали привыкать! Прежде чем начать движение по кругу, вам необходимо решить, куда вы собираетесь сворачи­вать. Аналогично, если вы кого-то останавливаете, вы должны знать, для чего вы это делаете: собираетесь ли вы передать слово дру­гому, сменить тему или позволить прерванному ребенку продол­жать дальше.

Ниже приводится пример, в котором используются приемы управ­ления вниманием, однако условия, при которых необходимо исполь­зовать именно прерывание, возникают практически на каждом за­нятии, и вы можете к ним смело прибегать.

Пример ____________________________________________

Тема данного упражнения — «За и против употребления лекарственных средств»актуальна для детей от шестого класса истарше. Детям младшего возраста можно предложить обсудитьспособы выражения своей агрессивности.

1. На отдельных карточках напишите следующие инструкции:

• Уйти от темы.

• Давать оценку тому, что было сказано.

• Вступить в спор с остальными.

• Дать неверные сведения.

• Рассказать скучную историю.

 

2. Объясните, что упражнения должно продемонстрировать, как важ­но следовать теме и не тратить время впустую. Поэтому, если кто-то будет отклоняться от темы, вы будете останавливать его и просить вернуться к обсуждению.

3. Раздайте карточки трем или четырем детям и попросите их в процессе обсуждения делать то, что на них написано.

4. Начните обсуждение вопроса. (Например, кто-то может привес­ти аргумент за использование лекарств: «Вот у меня астма, и я пользуюсь ингалятором, без него у меня были бы сильные при­ступы»).


166                         Групповая работа с детьми и подростками

5. В процессе обсуждения дети начнут делать замечания не по существу. Используйте приемы остановки, чтобы вернуть об­суждение в нужное русло. Не забудьте доброжелательно объяснять им причину вашего поведения.

6. При обсуждении упражнения спросите детей, что они чувство­вали в момент, когда их прервали, что они чувствовали затем, когда им объяснили причину и попросили вернуться к теме или перейти к другой. В конце концов вы обнаружите, что дети тоже освоили приемы прерывания!

Литература

Carroll, М. R. (1985). Critical issues in group work in education: Now and 2001. Journal for Specialists in Group Work, 10(2), 98-102.

Dyer, W., &Vriend, J. (1980). Group counseling for personal mastery. New York: Sovereign.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L (1994). Group counseling: strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.

ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ

Обзор

Дети могут отказываться от участия в групповой работе по мно­гим причинам. Опытный ведущий знает, как разговорить ребен­ка без авторитарного давления или угрозы наказания. «Включе­ние» — термин, используемый Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другими авторами, означает вовлечение в работу члена группы, который по определенным причинам уклоняется от нее. На эту проблему ссылаются и другие авторы, занимающиеся группо­вой работой, в основном имея в виду молчаливых и замкнутых членов группы. Включение в работу означает вовлечение детей в происходящее на группе, чтобы они принимали все более актив­ное участие в групповой работе.


Часть 2: Ведение группы                                                    167

Обоснование

Групповая работа предполагает полноценное участие всех присут­ствующих. Уклонение или отказ кого-либо от участия означает су­жение круга обсуждаемых и демонстрируемых идей, чувств и моде­лей поведения, что ставит под вопрос успешность группового консультирования. Самовыражение дает энергию для взаимодей­ствия, создает атмосферу доверия и сплоченности. Как ведущий группы, вы должны работать с детьми, которые боятся говорить, имеют недостаточные навыки общения или застенчивы по своему характеру. Вам следует пробовать мягко и ненавязчиво включить их в групповой процесс.

Практические рекомендации

Для включения ребенка в работу вы можете использовать косвен­ные или прямые методы, различные задания и упражнения, теплое отношение (невербальная забота). Наибольшие проблемы возника­ют при работе с молчаливыми детьми.

Косвенные методы

Обычно лучше начинать с косвенных методов, например:

Мы еще не всех выслушали сегодня. Кто еще хочет сказать

что-нибудь о____? (Бросьте быстрый взгляд на тех, от

кого вы ждете высказываний.)

А теперь хотелось бы услышать, что скажут остальные.

Не хочет ли кто-нибудь, кто еще не выступал, сказать нам

что-нибудь?

Прямые методы

Если ребенок не откликается на косвенное предложение высту­пить, вы можете прямо предложить ему высказаться. Например: Лана, не хочешь ли ты рассказать нам что-нибудь о том, как ты пережила конфликт с мамой? Сюзанна, нам было бы интересно узнать, что ты сейчас чув­ствуешь и о чем думаешь, если ты, конечно, не против.


168


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы


169


 


Джесс, расскажи, пожалуйста, что ты узнал сегодня о других детях и о том, как они переживают конфликт с друзьями? Джейк, мне бы хотелось знать, что мы можем сделать, что­бы тебе было хорошо в группе. Скажи нам пожалуйста, что ты об этом думаешь?

Практические задания и упражнения

Практические задания и упражнения также помогают детям вклю­читься в работу. Вы можете поставить в пару с пассивным или молчаливым ребенком более активного, чтобы тихий ребенок мог ориентироваться на него. Кроме того, вы можете попросить де­тей нарисовать что-нибудь, сделать аппликацию, коллаж по теме групповой работы или вовлечь их в другую творческую деятель­ность, предполагающую высокий уровень взаимодействия. Выс­казывания по кругу дают возможность каждому ребенку расска­зать о своих отрицательных чувствах или опасениях, которые вызывают у них другие дети или вы. Например:

Мне бы хотелось узнать, насколько вам сложно расска­зывать о своих переживаниях в группе. Что для вас явля­ется наиболее неприятным, когда вы говорите о себе пе­ред всеми?

Что бы вы сказали остальным о том, каким должен быть ведущий группы, если бы меня не было на занятии?

С кем из группы вам больше всего хотелось бы сидеть рядом и работать вместе? С кем вы не хотели бы сидеть рядом и работать вместе?

Последний вопрос можно развить: «Что нужно для того, чтобы

ты чувствовал себя хорошо, работая вместе с____?» Проблема

доверия, подобная этой, может вызвать напряжение у детей, но ее необходимо открыто обсудить. В противном случае скрытые негативные переживания не дадут группе нормально работать.

Теплое отношение (невербальная забота)

Используйте подкрепляющие жесты, когда приглашаете детей к уча­стию в работе. Посмотрите на ребенка с улыбкой, кивните головой и чуть подайтесь в его сторону. Вы можете прямо смотреть на ре-


бенка, к которому обращаетесь, но не очень долго. Примерно че­рез 5 секунд отведите взгляд, чтобы дать ему возможность откло­нить приглашение и избежать ситуации, если ему станет неловко, страшно или обидно. Вы можете сесть рядом с молчаливым ребен­ком, не теряя контакта глазами с другими детьми, или составить с ним пару, попробовать разговорить его и сообщить остальным то, что он вам рассказал.

Если ребенок застенчив и робок по своему темпераменту или в силу отсутствия навыков общения, будьте крайне осторожны. Ис­пользуйте прием присоединения, если вы чувствуете, что ребе­нок хочет что-то сказать, но боится насмешек, стесняется кого-то из группы или, возможно, чувствует, что его ситуация сильно от­личается от других. В этом случае вы можете сказать: «Галл, как тебе кажется, кто еще в группе чувствует то же, что и ты?» После ответа ребенка скажите ему: «Можешь сказать Мадди, что ты чув­ствовал то же, что и она (обиду, ярость, печаль, страх)?»

Молчание

Приемы включения очень важны для ведущего, однако следует быть очень осторожными, применяя их к молчаливому ребенку. Опытные руководители знают, что даже если ребенок постоян­но молчит, он так или иначе учится у остальных. Некоторые дети впоследствии могут открыто сказать, чему они научились за это время, у других вы можете заметить изменения в поведении или настроении, которые произошли под влиянием группы. Ка­кие-то изменения будут заметны только родителям или учите­лям, и о них вы узнаете позже во время обсуждения результа­тов работы.

В зависимости от причины, по которой ребенок отказывает­ся от участия в работе, вы можете сделать следующее: Оставить его в покое.

Дать ему время, чтобы он мог привыкнуть к новой обстановке. Попытаться понять, что с ним происходит. Привести в пример других.

Принять его таким, какой он есть, и тем самым повлиять на его сопротивление работе.


 



 


170                         Групповая работа с детьми и подростками

Ниже перечисляются некоторые ситуации, в которых лучше не тре­вожить молчащего ребенка:

1. Ребенок обещал сделать что-то к следующему занятию, но ни­чего не сделал. Он мог забыть или не сделать этого в силу об­стоятельств, возможно, у него не хватило решимости или он просто не понял, что нужно делать. В такой момент лучше всего не акцентировать на этом внимание, так как это вызовет только отрицательные переживания, например, ощущение провала.

2. Ребенок открыто сопротивляется работе и использует мол­чание в качестве формы протеста. В этом случае его лучше всего поставить в пару с активным ребенком, пользующимся большим авторитетом в группе. Тогда у него будет возмож­ность получить позитивный опыт групповой работы в паре с активным партнером. Вам совсем не обязательно делать всю работу в одиночку. Вы можете позволить другим членам группы разделить с вами ответственность и работать вместе.

3. Иногда ребенок настолько подавлен своими чувствами, что про­сто не в состоянии рассказывать о них остальным. Ребенок, по существу, работает в группе, но его проблемы настолько тя­желы, что он просто сидит молча, погруженный в свои пере­живания. Такого ребенка лучше всего выключить из групповой работы и заняться с ним индивидуальной психотерапией, ис­пользуя, например, приемы игровой терапии или психодра­мы, чтобы разрядить его эмоциональное напряжение.

Иногда ребенка нужно приглашать к участию несколько раз, прежде чем он почувствует, что это необходимо. Ребенок должен понять, что вы и остальные члены группы заинтересованы в его активном участии, но при этом полностью принимаете его выбор. Если вам удастся включить ребенка в работу, не прибегая при этом к давле­нию, поддерживая его во всем и давая возможность видеть пример нормального участия в групповой работе, то дальше он самостоя­тельно начнет проявлять активность. Ваша цель — сделать так, что­бы каждый ребенок начал полноценно работать и постепенно при­шел бы к более глубоким взаимоотношениям. В результате каждый участник группы сможет обогатиться новыми идеями, чувствами и моделями поведения.


 

171

Часть 2: Ведение группы

В завершение следует еще раз отметить, что приемы включения должны применяться очень осторожно. Я полностью согласна с высказыванием др-а Peg Carroll: «Не существует легких решений при работе с молчаливыми детьми в группе» (Carroll & Wiggins, 1990, p. 59). Такое признание со стороны опытных экспертов в данной области много значит и должно убедить нас в том, что наши усилия не пропадут даром.

Пример

Вы можете использовать в своей работе любой из приемов, описан­ ных ниже.

1. Если в группе есть два или более не участвующих в работе де­
тей, попробуйте сказать следующее:«_______ и_________, я

заметила, что вы еще ничего не сказали сегодня. Мне бы очень хотелось услышать, о чем вы думали во время занятия. Это по­может мне и остальным понять вас лучше. Не хотите ли поде­литься своими мыслями?»

2. Разбейте детей на пары так, чтобы в одной паре оказались дети с разным уровнем активности, и попросите их рассказать друг другу: (а) что для них является самым полезным из того, что они узнали на занятиях; (б) как это им помогает; (в) что бы еще они хотели узнать за оставшееся время. Предупредите, что после работы в парах им предстоит рассказать об этом всей группе.

3. Выпишите на доске или большом листе бумаги следующие неза­конченные предложения и предложите детям завершить их:

Я думаю, что две наиболее важные вещи из____________

(тема группы/занятия) — это___________.

Наиболее неприятным для меня в____________ (тема) являет­
ся______________.

Три вещи, которые я хотел бы узнать о____________ (тема) —

это_____________.

Я бы очень хотел узнать на группе________________.

Больше всего в группе мне нравится________________.


172                         Групповая работа с детьми и подростками

Я думаю, что, если я расскажу всем что-нибудь ужасное,

то_____________.

4. Разбейте группу на пары и в пару к молчаливому ребенком по­ставьте более активного. Дайте им кукол или предложите сде­лать их из бумаги. Скажите, что их куклы должны сказать друг другу то, что они сами боятся сказать в группе. Не забудьте предупредить заранее, что им не надо будет повторять все, что расскажут куклы перед всей группой. После упражнения собе­рите детей вместе и обсудите, было ли им легче рассказывать о своих болезненных чувствах с помощью кукол, а не лично.

Литература

Carroll, М. R., & Wiggins, J. (1990). Elements of group counseling: Back to the busies. Denver. Love Publishing.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L. (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.

УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Обзор

Управление вниманием — это использование приемов, позволяю­щих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент вре­мени, и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действи­ям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене на­правления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров по­ведения и будет напоминать затор на перекрестке.

Н

Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос-


Часть 2: Ведение группы                                                    173

ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием:

• фокусирование,

• переключение,

• поддержание.

Обоснование

Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять внима­нием группы.

Управление вниманием, по существу, является управлением энер­гией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, пере­ключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискус­сии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание ус­ловий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить.

Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания:

• С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о ва­шей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».)

• С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)

• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».)


174                         Г рупповая работа с детьми и подростками

• С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различ­ные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».)

• С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуж­дение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».)

• С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».)

• С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».)

• С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты расска­зал нам о своем сводном брате. Теперь ты,_________________________________________, не хочешь ли

что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?»)

Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предос­тавления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению.

Поддержание означает концентрацию внимания группы на опре­деленной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно.

Практические рекомендации

Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с опреде­ленной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими воп­росами. Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражне­нию, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в дан­ный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.


 

175

Часть 2: Ведение группы

Привлечение внимания

На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно в дружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каж­дый из вас рассказал остальным, что он считает важным в такой дружбе».

Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интерес­ного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похо­же, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к ос­новной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье».

Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попро­бовать использовать на практике между занятиями?»

Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражне­ния, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музы­ка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, со­ставление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п. Вы можете сказать:

Сегодня у нас есть много разного материала для поделок: цветная бумага, краски, пластилин. Вы можете выбрать себе, что понравится, и пусть каждый из вас нарисует или слепит, как он представляет себе злость.

Сегодня мы будем использовать музыку для того, чтобы выразить напряжение и отрицательные чувства. Выберите музыкальный инструмент или песню и с их помощью поста­райтесь показать остальным, как вы снимаете напряжение и расслабляетесь.

Сегодня мы обсудим все «за» и «против» употребления нар­котиков. Вот здесь на стене закреплены листы, на которых каждому из вас надо будет написать, какие положительные и отрицательные стороны использования наркотиков видите вы. Затем мы все вместе обсудим эту проблему.


176                         Групповая работа с детьми и подростками

Переключение внимания

Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно го­ворит о необходимости завершить текущую деятельность и перей­ти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети при­выкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключе­ние внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, кото­рые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не сле­дует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, не­обходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями.

Поддержание внимания

Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете под­держивать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро уста­ют и нуждаются во внимании.

Ниже приводится несколько примеров, как можно поддерживать вни­мание в различных ситуациях:

Похоже, мы отклонились от нашей темы, что значит быть другом. Давайте вернемся к ней, хорошо? Мне кажется, мы должны продолжить обсуждать, какими спо­собами можно справиться с гневом. Мы обсудили далеко не все.

Давайте послушаем Тайлера еще чуть-чуть и посмотрим, сможем ли мы ему помочь найти способ разговаривать с отчимом более вежливо.

Луис, ты почти не говорил сегодня. Давай мы послушаем тебя еще немного.


Часть 2: Ведение группы                                                         177

Похоже, что многим из вас есть что сказать о разрыве от­ношений между друзьями. Давайте поговорим об этом еще несколько минут.

Ланель, еще не все высказались, позволь и другим расска­зать о своих родителях.

Я понимаю, что говорить о прощании с близкими людьми очень тяжело, но давайте продолжим эту тему, потому что нам надо выслушать каждого.

Хорошо, давайте продолжим обсуждение отношений между мальчиками и девочками. Мы перейдем к следующей теме только после того, как каждый расскажет все, что его волну­ет, и будет готов двигаться дальше.

Всякий раз, когда я обучаю приемам управления внимания, я вспо­минаю слова из песни Кении Роджерса «The Gambler (Игрок)»: «Ты должен знать, когда держать, и знать, когда закрыться. Когда оста­вить позади, когда внезапно смыться!» Также и в группе вы должны знать, когда держать (поддерживать тему), когда оставить позади (сме­нить тему) и когда закрыться (завершить обсуждение и закончить групповые занятия). Умение привлекать, поддерживать и переклю­чать внимание поможет вам чувствовать себя более свободно на за­нятиях и управлять событиями. Кроме того, это придаст детям уве­ренность, что вы контролируете все, что происходит в группе.

Пример ____________________________________________

Предлагаемая для обсуждения тема будет интересна детям из средней истаршей школы. Если вы работаете с детьми из начальной школы, вы можете обсудитьс ними другие темы, например, драки в школе, взаимо- отношенияс родителями.

1. Сфокусируйте внимание детей, сказав о том, что сегодня вы будете обсуждать положительные и отрицательные стороны курения. Отведите примерно 5 минут, чтобы дети могли выска­заться по этой теме.

2. Переключите внимание на упражнение. Поделите доску пополам и попросите детей выписать все преимущества и недостатки


12 Р. Смид



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.