Часть 2: Ведение группы                                                        129 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Часть 2: Ведение группы                                                        129

2020-05-07 167
Часть 2: Ведение группы                                                        129 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я хочу узнать, какие чувства у вас вызывает то, что____

покидает группу. Пусть каждый расскажет о своих чув­ствах.

Что вас больше всего пугает, когда вы рассказываете о своих чувствах? Кто готов рассказать об этом?

Закончите предложение: «В следующем году я пойду в
среднюю школу, и поэтому я__________».

Средняя школа

Похоже, ваши мнения о том, что является важным в друж­бе, различаются. Пусть каждый из вас назовет одну-две черты, которые вы цените в друге (подруге). Каждый из вас пережил развод родителей. Давайте посмотрим, как вам удалось справиться с этим. Оце­ните по десятибалльной шкале, как вы приспособи­лись к новой ситуации. 1 — означает «плохо», а 10 — «отлично».

Как вы оцените свою обиду на родителей за то, что они развелись в настоящий момент? 1 — означает «очень ма­ленькая», а 10 — «очень большая».

Насколько важно для вас иметь друга или подругу? Пусть каждый выберет один из ответов «совсем не важно», «не очень важно» или «очень важно».

Старшая школа

Давайте посмотрим, что вы думаете о необходимости хо­дить в школу. Пусть каждый одним предложением ска­жет, насколько важно для него посещать школу. До конца группы осталось всего три занятия. Скажите по­жалуйста, что бы вы хотели еще узнать и чему научиться до окончания занятий?

Похоже, что мы рассмотрели этот вопрос поверхност­но. Мне бы хотелось услышать мнение каждого из вас о том, что еще мы должны обсудить, чтобы продвинуться дальше?

9 Р. Смид


«41'fflilfflflf


130                         Груп повоя работа с детьми и подростками

Литература

Corey.G. (1995). Theory and practice of group counseling. Pacific Grove,

CA: Brooks/Cole.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R.L (1994). Group counseling

strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove.CA: Brooks/Cole.

Muro, J.J., & Kottman, T. (1995). Guidance and counseling in the

elementary and middle schools (chap. 7). Madison, Wl: Brown &

Benchmark.

Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie,

IN: Accelerated Development.

Wubbolding, R. E. (1993). Reality therapy with children. In T. R.

Kratochwill & R.J. Morris (Eds.), Handbook of psychology with children

and adolescents (pp. 288-319). Boston: Allyn & Bacon.

Техника присоединения

Обзор

На начальном этапе групповой работы дети не ощущают един­ства группы, не чувствуют, что группа живет своей жизнью, а не является просто собранием отдельных лиц. Сплоченность груп­пы достигается по мере того, как участники включаются в про­цесс взаимодействия друг с другом, начинают делиться как по­ложительными, так и отрицательными впечатлениями, чувствами, мыслями. Присоединение (иногда называемое «связыванием» или «объединением») — один из основных приемов ведения группы, помогающий достичь групповой сплоченности.

По мнению д-ра Peg Carroll, присоединение психологически объе­диняет отдельных людей (Carroll & Wiggins, 1990). Находясь в груп­пе, мы не думаем о том, что наши проблемы, чувства, надежды и мысли могут быть близки и понятны другим членам группы. На­против, мы склонны думать, что мы единственные в мире, кто столь сильно переживает некоторые события, и обычно нам трудно поверить, что наши переживания могут быть очень схожи с пере­живаниями других людей. Присоединение — это способ научить


 

131

Часть 2: Ведение группы

членов группы сочувствовать, т. е. устанавливать сознательные и эмоциональные связи с другими людьми в те моменты, когда они проявляют сходные переживания. Такие человеческие взаимо­связи, понимание и поддержка необходимы в групповой работе. Они дают возможность членам группы помогать друг другу в стрем­лении изменить свое поведение и разобраться с личностными проблемами.

Обоснование

Основная цель присоединения — создать чувство общнос­ти, которое является главным целительным фактором груп­повой работы. Как сказал Irvin Yalom (1975), чувство общно­сти — это ощущение того, что «все мы плывем в одной лодке», что мы не одиноки в своих проблемах и пережива­ниях. Когда дети приходят в группу, они часто считают, что их ситуация уникальна и никто в мире не может понять, что они переживают и думают. Именно это заставляет их чув­ствовать себя самыми несчастными на свете. С каждым ра­зом я все больше убеждаюсь: осознание того, что и другие дети имеют схожие проблемы, переживания и тревоги, мо­жет снять непомерный груз с души ребенка и возродить надежду на лучшее. Например, ребенок, переживший раз­вод родителей, очень часто думает, что развод — это толь­ко его горе и никто из сверстников не знает, насколько тя­жело жить в такой ситуации. Когда дети узнают, что не только они так переживают развод, они приходят к ощущению об­щности друг с другом. Это укрепляет их отношения, под­держивает и вдохновляет их, помогает увидеть свою ситуа­цию по-другому.

Кроме того, присоединение может решать задачу измене­ния сугубо односторонних отношений между ребенком и ведущим в направлении установления многосторонних от­ношений ребенка с другими детьми. Одной из сильнейших сторон групповой работы является «взаимное лечение». Вам не следует брать на себя всю работу. Задавая связы­вающие вопросы, вы учите детей взаимодействовать друг с другом, а не только с вами.


ш


Групповая работа с детьми и подростками


Насть 2: Ведение группы                                                         133


 


0и< Еще один важный момент: присоединение позволяет пе­рейти от обсуждения нейтральных вопросов к работе с более актуальными проблемами. Дети очень быстро учатся поддерживать друг друга в попытках изменить свое пове­дение или освоить что-нибудь новое. Замкнутые и зас­тенчивые дети или дети с несформированными навыками общения гораздо охотнее начинают работать над серьез­ными вопросами, если получают поддержку со стороны других членов группы.

И, наконец, научившись «присоединяться» друг к другу, дети не только станут лучше работать в группе, но и полу­чат полезные навыки общения.

Практические рекомендации

В отличие от взрослых, дети не умеют самостоятельно ставить себя на место другого и осознавать, что их переживания сходны с чувствами других, этому их надо учить. Поэтому важно с самого начала занятий использовать утверждения и вопросы, которые помогут детям поделиться опытом и выразить сочувствие. На­пример, следующие вопросы могут помочь детям установить связь друг с другом:

Кто еще чувствует то же, что и Джимми? Скажите ему, что вы чувствуете.

У кого еще был похожий случай? Скажите Анжеле об этом.

Кто-нибудь чувствует то же, что и Пол?

Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рас­сказать это всем?

Мелисса, это должно быть очень тяжело для тебя. Кто-то может сказать что-нибудь Мелиссе по этому поводу?

Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и Майк? Ска­жите ему.

Кроме того, вы можете предложить детям использовать следую­
щую форму связующего утверждения:«_____, когда ты рас­
сказывал о______, я так же, как и ты, почувствовал (или по­
думал) _________, потому что______________». Ниже этот прием

рассмотрен более подробно.

 

Иногда бывает достаточно трудно добиться, чтобы дети устанавлива­ли связь непосредственно друг с другом. В присутствии взрослого дети предпочитают говорить друг о друге, а не друг другу. Поэтому всякий раз, когда ребенок обращается к вам, вы должны настойчиво напоминать ему: «Скажи об этом прямо Сандре» или «Говори прямо Джоссу о его злости». За время обучения в школе дети привыкли поднимать руку и говорить только с учителем, и эту многолетнюю привычку очень трудно преодолеть. Однако, если вы хотите достичь сплоченности в группе, детей необходимо научить присоединению. Это очень пригодится им в дальнейшем.

Пример

1. Обсудите с детьми какую-либо общую проблему в рамках упражнения и затем предложите им высказаться по кругу, дав при этом возможность каждому ребенку увидеть, у кого из детей есть сходные проблемы и переживания. Напри­мер, если группа обсуждает проблему утрат, каждый может рассказать о собственном опыте переживания потерь. Если это группа детей, переживших развод родителей, пусть каж­дый расскажет, что было для него самым трудным в этой ситуации.

2. После круга попросите детей «присоединиться» друг к другу^ выразить свое понимание и сочувствие, используя следующую форму предложения:

Я почувствовал то же, что и ты,________________, когда ты

сказал, что____________________, и мне было/я подумал

___________________, потому что___________________.

Ответы, например, могут быть такими:

Я почувствовал то же, что и ты, Шорт, когда ты сказал, что очень переживал после смерти твоей бабушки, и мне было тебя жалко, потому что прошлым летом умер мой дедушка.

Я почувствовал то же, что и ты, Джерри, когда ты сказал, что твои мама и папа постоянно ругались, потому что мои родители тоже все время ссорились до развода.


 


134                         Гр упповая работа с детьми и подростками

Я почувствовал то же, что и ты, Алана, когда ты сказала, что была в шоке, узнав, что твой брат болен лейкемией, потому что моя сестра умерла от рака в 14 лет, и я тоже был вне себя от горя.

Я почувствовал то же, что и ты, Фил, когда ты сказал, что твой отец потерял работу и вам пришлось переехать в плохую квартиру, потому что, когда мои родители разве­лись, нам пришлось уехать из нашего дома с большим двором, и я был очень зол на них за это.

3. После такого ответа попросите ребенка, которому он пред­назначался, сказать: «Спасибо, мне стало легче,» — или что-нибудь в этом роде.

Литература

Carroll, М. R., & Wiggins, J. (1990). Elements of group counseling. Denver: Love Publishing.

Yalom, I. (1975). The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic.

Активное слушание и невербальные способы
управления дискуссией ____________________

Обзор

Активное слушание — это вербальное или невербальное выраже­ние поддержки и понимания говорящему. Этот прием помогает ве­дущему улучшить взаимодействия в группе. Невербальные способы управления дискуссией — это действия, которые дают возможность регулировать время и очередность высказываний членов группы (Duncan, 1972,1974). Другими словами, это «сигналы регулировщи­ка», с помощью которых ведущий управляет ходом занятия.

Обоснование

Активное слушание и сигналы управления дискуссией дают воз­можность каждому ребенку понять, чего от него ждут, почувство-


 

135

Часть 2: Ведение группы

вать себя более свободно и уверенно в общении с другими деть­ми. Перекресток с интенсивным движением легче преодолеть, если он оборудован светофором, а не простым стоп-сигналом. Набор таких приемов позволит вам обеспечить плавное течение занятий.

Практические рекомендации Активное слушание

Чтобы показать ребенку, что вы его слушаете, принимаете его точ­ку зрения и хотите, чтобы он продолжал дальше, вы можете ис­пользовать следующие короткие высказывания:

Да-да (кивая головой).

Хорошо.

Я слушаю.

Продолжай.

Я понимаю.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.