Тема 4. Экономический потенциал региона и его оценка — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 4. Экономический потенциал региона и его оценка

2020-05-07 133
Тема 4. Экономический потенциал региона и его оценка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество часов: 1 час

Основные вопросы/план темы.

1. Основные составляющие потенциала региона: структура, показатели развития.

2. Природно-экологический потенциал. Ресурсно-производственный потенциал. Трудовой потенциал.

3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Сущность специализации и комплексного развития. Межотраслевые взаимодействия. Экономические связи региона с центром, другими регионами и остальным внешним миром.

4. Преобладающие формы экономических отношений: торговые, финансовые. Проблемы функционирования региональной собственности.

5. Производственный сектор экономики регионов и их естественно-экономический потенциал. Индустриальный, аграрный, инвестиционно-строительный и производственно-инфраструктурный потенциал регионов Казахстана.

Тезисы лекции

В экономической науке имеются глубокие исследования, оказавшие значительное влияние на последующее формирование теорий пространственной и региональной экономики. Становление теорий размещения (локализации) производства принято связывать с именем немецкого экономиста Й.Тюнена. Главным содержанием его работ было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Й.Тюнен доказывает, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства такова: - это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность, тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже продукт, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Главное открытие В.Лаунхардта – это метод нахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Здесь решающим фактором размещения являются транспортные издержки, а производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения находится в зависимости в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Позже немецкий экономист А.Вебер ввел в теоретический анализ новые факторы размещения, кроме транспортных еще рабочую силу и агломерацию и поставил задачу минимизации общих издержек производства.

Эти теории и учение А.Леша, а так же появившиеся в ХХ веке другие теории размещения (теория центральных мест и др.) позволяют определить более совершенные направления размещения производства и расселения в различных странах.

Закономерности размещения отображают наблюдаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. К числу важнейших закономерностей относятся:

1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

2) комплексное развитие хозяйства конкретных регионов;

3) рациональное территориальное разделение труда между регионами в пределах конкретной территории;

4) выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Принципы размещения производительных сил конкретизируют и дополняют эти закономерности. В число наиболее используемых принципов относят: 1) приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; 2) равномерное размещение производства по территории страны; 3) специализация регионов с целью максимизации использования эффекта территориального разделения труда; 4) комплексное развитие хозяйства региона; 5) укрепление обороноспособности.

Факторы размещения – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при решении соответствующей проблемы. Это: экономико-географическое положение, население и трудовые ресурсы, созданный производственный аппарат, территориальная инфраструктура, локализованные природные ресурсы, научно-технический потенциал, качество управления, социальный климат и другие.

Региональное размещение производительных сил имеет как бы несколько срезов своего изучения.

Первый срез – определение существующей структуры производства, как она исторически сложилась под воздействием природно-ресурсной и политической обусловленности.

Второй срез – характеристика уровня и региональной специализации размещения производительных сил как по территории страны в целом, так и ее отдельным таксономическим единицам.

Третий срез – выявление диспропорции в размещении производительных сил и определение основных направлений его реструктуризации.

Литература.

1.Турекулова Д.М. и др. Государственное управление экономикой в Казахстане: Учебное пособие/Бейсенгалиев Б.Т., Жуманова Б.К., Курманов Н.А. – Алматы: Эверо, 2015. – 288

2.Сейтхожина Д.А. C Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – Алматы: CyberSmith, 2017. – 288 с.

3.Рыманов Д.М., Купанова С.А. Основы теории управления: учебно-методический комплекс / Рыманов Д.М., Купанова С.А. – Алматы: «Эверо» баспасы, 2015. – 98 с.

4.Сембиева Л.М. «Денежно-кредитное регулирование экономики» для студентов и магистрантов экономических специальностей. 1-том. Учебное пособие по дисциплине – Алматы: Эверо, 2017 г. – 320 с.

5.Цеховой А.Ф. Теория и практика управления проектами: Учебное издание. / А.Ф. Цеховой, М.А. Винницкая, М.А. Карлинская. – Алматы: изд-во «Эпиграф», 2016 –172 с. 6.Илл. 21, табл. 61.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 1 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У.Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 332 с.

7.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 2 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У. Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 384 с

Формат проведения занятия:лекция – презентация с раздаточным материалом.

 

Тема 5.   Организационно-правовые основы регулирования развития экономики регионов

Количество часов: 1 час

Основные вопросы/план темы.

1. Конституционные основы упарвления социально-хозяйственным развитием регионов. Компетенция местных представительных и исполнительных органов и порядок организации их деятельности.

2. Основные задачи и функциональные обязанности местных органов государственной власти. Их динамичночть и приорететность.

3. Структура и система органов местного государственного управления, их соподчиненность взаимодействие с центральными органами управления экономикой.

4. Вопросы разграничения административно-организационных функций центральных и местных органов управления и процесс их решения в услровиях  Казахстана

Тезисы лекции

Выбор эффективной модели управления регионом зависит от теоретического и практического признания преимуществ различных моделей, известных в мировой практике. Чем больше та или иная модель управления соответствует существующим в регионе специфическим условиям, чем более она теоретически обоснована и является адекватной реалиям жизни региона, тем управление регионом более эффективно.

Методологическую основу построения системы управления регионом должны составить следующие теоретические принципы:

1.принятая модель управления должна соответствовать характеру и уровню развития общественного производства как в стране, так и в регионе;

2.отражать и наиболее полно реализовывать цели развития управляемой экономической системы;

3.интегрировать различные экономические интересы всех участников хозяйственного процесса в соответствующее экономическое поведение;

4.выражать все стоимостные категории производства в денежном измерении как конечных экономических формах воспроизводственного процесса;

5.оптимизировать комбинацию факторов регионального производства и обеспечить эффективность их использования во всех фазах общественного воспроизводства;

6.обеспечивать высокую мотивацию работников и их ориентирование на высокоэффективный труд.

Оценивать эффективность управления невозможно без четкого определения цели и объекта управления, поскольку субъектов управления на данной территории может быть несколько, в основном, это региональные органы управления, государство и местные органы. Здесь следует отметить отличия региональной системы управления от муниципальной и государственной систем. Во-первых, главным объектом управления муниципальных органов являются «поселения», «муниципии», «коммуны», т.е. разнообразные формы совместного проживания людей в городах и поселках, а региональное управление в качестве объекта своего воздействия имеет «территорию», «регион», «район», т.е. административно-пространственную среду жизнедеятельности людей. Во- вторых, муниципальное управление есть местное самоуправление, т.е. жители городов и сел сами организуют и регулируют протекание социально-экономических процессов, а региональный менеджмент как часть государственного управления регулирует процесс воспроизводства территорий в их основных формах проявления – природно-ресурсный блок, производственно-хозяйственный, бюджетно-финансовый, экологический.

Разграничение объектов управления позволяет на базе выявленной специфики этих объектов более четко сформулировать те задачи и функции, которые должны решать и выполнять соответствующие структуры управления.

Государство воздействует на хозяйственные процессы в регионе через управление и регулирование. Хотя часто эти два понятия подаются как тождественные понятия, все же следует отметить, что регулирование – это составная часть управления, реализующая одну из его задач, управление значительно шире регулирования. Сущность управления проявляется, во-первых, в формировании целей развития объекта управления, во-вторых, в планировании системы мер, способных обеспечить реализацию поставленных целей, в-третьих, в создании такой организационной структуры объекта управления, при которой будут задействованы все мотивации эффективной работы, в- четвертых, в организации контроля за деятельностью управляемого объекта.

Регулирование своей задачей ставит не определение цели развития объекта, а обеспечения поддержания или изменения экономических явлений и их связей, т.е. речь о сохранении или корректировке уже намеченного курса развития; во-вторых, важным здесь считается не планирование как таковое, определяющее логику развития управляемого объекта, а

методы такого планирования (директивное, индикативное), которые либо усиливают, либо ослабляют прямой эффект планового воздействия на экономику; в-третьих, все процессы регулирования уже являются целенаправленными, т.е. предопределенными действием более глобального, целевого механизма управления.

Литература.

1.Турекулова Д.М. и др. Государственное управление экономикой в Казахстане: Учебное пособие/Бейсенгалиев Б.Т., Жуманова Б.К., Курманов Н.А. – Алматы: Эверо, 2015. – 288

2.Сейтхожина Д.А. C Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – Алматы: CyberSmith, 2017. – 288 с.

3.Рыманов Д.М., Купанова С.А. Основы теории управления: учебно-методический комплекс / Рыманов Д.М., Купанова С.А. – Алматы: «Эверо» баспасы, 2015. – 98 с.

4.Сембиева Л.М. «Денежно-кредитное регулирование экономики» для студентов и магистрантов экономических специальностей. 1-том. Учебное пособие по дисциплине – Алматы: Эверо, 2017 г. – 320 с.

5.Цеховой А.Ф. Теория и практика управления проектами: Учебное издание. / А.Ф. Цеховой, М.А. Винницкая, М.А. Карлинская. – Алматы: изд-во «Эпиграф», 2016 –172 с. 6.Илл. 21, табл. 61.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 1 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У.Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 332 с.

7.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 2 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У. Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 384 с

Формат проведения занятия:лекция – презентация с раздаточным материалом.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.