Тема 1. Регион как предмет научного знания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Регион как предмет научного знания

2020-05-07 241
Тема 1. Регион как предмет научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество часов: 1 час

Основные вопросы/план темы.

1. Генезис и основные направления науки о региональной экономике. 

2. Понятие «региональная экономка» и «экономический регион»: их единство по смыслу и их различия по содержанию. 

3. Объект региональной экономики и управления. Основные направления исследований в       региональной экономике и управлении. 

4. Основные задачи региональной экономики и управления.

5. Основные научные и практические сферы региональной экономики и управления. Основыне методы исследования региональной экономики. Связь региональной экономики со смежными дисциплинами. 

Тезисы лекции

В сложных условиях формирования и развития рыночных отношений все в большей степени стала проявляться важная роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, а они существенно отличаются друг от друга по природно-географическим, социально-демографическим, экономическим и другим условиям. Это означает, что унифицированный подход к проведению экономических реформ, не учитывающий эти различия, совершенно непреемлим. Именно поэтому необходимо проводить такую экономическую политику, которая учитывала бы специфику конкретных регионов и в то же время обеспечивала экономическую целостность страны.

В связи с этим возникает объективная потребность в расширении научных исследований региональных аспектов национальной экономики, выделение в качестве самостоятельной отрасли знаний региональной экономики.

Главным предметом познания является экономика конкретных регионов: объективные предпосылки экономического развития региона, производственная структура, социальная сфера и условия жизни его населения и т.п., его экономические связи с внешним миром.

Поскольку регион является лишь частью национального государства, здесь формируются экономические связи между регионами и национальная экономика предстает как система взаимосвязанных регионов.

Размещение производительных сил как процесс целенаправленного распределения по территории страны объектов и явлений дополняет предмет изучения региональной экономики.

Основой функционирования региональной экономики является регион. Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью и взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Регион – это понятие типологическое. Регионы выделяются из территорий в соответствии с определенными целями и задачами. Регион может совпадать с существующими в стране административно-территориальными делениями (области, края, автономные образования и т.д.), а может и не совпадать. Здесь используются разные принципы выделения регионов. Они могут выделяться с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, функционирования рынка труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем и т.д.

Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство. Это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, транспортные и инженерные сети и т.п.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования существуют две фундаментальные дисциплины – макроэкономика и микроэкономика, дающие основные знания об экономических закономерностях развития общества. Однако они не охватывают пространственное развитие экономики. Именно региональная (пространственная) экономика в совокупности с макро- и микроэкономикой составляет ядро экономической науки.

Литература.

1. Турекулова Д.М. и др. Государственное управление экономикой в Казахстане: Учебное пособие/Бейсенгалиев Б.Т., Жуманова Б.К., Курманов Н.А. – Алматы: Эверо, 2015. – 288 с.

2. Сейтхожина Д.А. C Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – Алматы: CyberSmith, 2017. – 288 с.

3. Рыманов Д.М., Купанова С.А. Основы теории управления: учебно-методический комплекс / Рыманов Д.М., Купанова С.А. – Алматы: «Эверо» баспасы, 2015. – 98 с.

4. Сембиева Л.М. «Денежно-кредитное регулирование экономики» для студентов и магистрантов экономических специальностей. 1-том. Учебное пособие по дисциплине – Алматы: Эверо, 2017 г. – 320 с.

5. Цеховой А.Ф. Теория и практика управления проектами: Учебное издание. / А.Ф. Цеховой, М.А. Винницкая, М.А. Карлинская. – Алматы: изд-во «Эпиграф», 2016 –172 с. Илл. 21, табл. 61.Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 1 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У.Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 332 с.

6. Актаева А.У., Галиева Н.Г., Байман Г.Б. Управление проектами: информационные технологии: учебник для ВУЗов, 2 часть / А.У.Актаева, Н.Г.Галиева, Г.Б.Байман / под общ. ред. А.У. Актаевой.– Алматы.: Эверо, 2016.– 384 с

Формат проведения занятия:лекция – презентация с раздаточным материалом.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.