Эпизодическая память и семантическая память — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эпизодическая память и семантическая память

2020-05-06 410
Эпизодическая память и семантическая память 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда последний раз вы были в театре? Где вы были, когда узнали результаты выборов? В какую сторону повернута голова Королевы на монетке в 1 фунт? В какой стране находится Эйфелева башня?

Ответы на эти вопросы исходят из двух элементов памяти – эпизодической и семантической, которые называются декларативной памятью.

Семантическая память – это знания о мире в целом, а также названия предметов и их узнавание. Если бы я сказал вам, что только что купил iPod, это осталось бы в вашей семантической памяти – конечно, вы можете забыть об этом уже на следующий день или даже раньше. Если вас представили девушке по имени Франческа, то эта информация отложится в вашей семантической памяти (а также в эпизодической – подробнее об этом позже), хотя вы можете забыть ее имя через пять минут. Имя премьер‑министра – это семантическая память. Помните тот портрет Мерилин Монро – это тоже семантическая память. Если вы знаете, что кусок металла на четырех колесах называется автомобилем – и можете узнать его, – это семантическая память. Когда вы проходите через вращающиеся двери в свой офис и нажимаете на кнопку лифта, это семантическая память. Цвет символа Лондона – двухэтажного автобуса «Рутмастер»? Цвет морковки? Вкус мяты? Вкус джина? Все это семантическая память.

Вы видите, насколько важна семантическая память в повседневной жизни. Каждый из нас располагает обширным запасом подобных воспоминаний. Помимо личной жизни, всегда есть огромный объем семантической памяти, связанной с работой. Вы обладаете особыми знаниями, по сравнению с другими людьми, например, касающимися исключительно области вашей специализации. Кроме того, вы знаете то, что связано с вашими хобби и интересами, чего не знают другие люди.

С памятью этого типа тесно связана эпизодическая память, которая охватывает воспоминания о событиях, произошедших в определенное время и в определенном месте. Часто эти два типа памяти – самые важные, связанные с нашим «осознанным» восприятием, пересекаются. Например, если вы помните, что встретились со своей девушкой в суши‑баре на прошлой неделе, то это эпизодическая память. Однако с этой встречей также связана немалая доля семантической памяти.

Прежде всего, это воспоминания о ней. Вы запомнили ее лицо, а это очень полезно. Благодаря этому вам не пришлось обедать с абсолютно незнакомым человеком, да еще и платить за него! Вы также запомнили ее имя – это помогло избежать неловкой ситуации (если бы вы назвали ее Ванессой, а не Эммой)!

Что касается места встречи, вы знали, где это происходит, как заказывать блюда и как их есть. Кроме того, вы примерно представляли себе, как оплатить счет с помощью кредитки в аппарате, расположенном в конце бара. Все это – семантическая память, связанная с данным эпизодическим событием. Итак, хотя два типа памяти связаны, они отличаются друг от друга. Когда вы извлекаете информацию из семантической памяти, она не связана с прошлыми событиями и вашим опытом, как эпизодическая память.

Ряд интересных открытий показывает отличия между двумя типами памяти и то, как мозг обрабатывает информацию, связанную с теми или иными воспоминаниями. Осмотр примерно 150 пациентов, страдающих амнезией, выявил нарушения эпизодической памяти во всех случаях и, напротив, лишь небольшие отклонения в семантической памяти. Следовательно, нарушения работы мозга больше воздействуют на эпизодическую память, чем на семантическую.

Другие исследования, связанные с ретроградной амнезией (нарушение памяти о событиях до амнезии), показали значительно худшие результаты работы эпизодической памяти, так как пациенты не могли вспомнить личный опыт до повреждения мозга (как показано в фильме «Идентификация Борна»). Семантические знания, приобретенные до травмы, остались нетронутыми практически во всех случаях, что подтверждает тот факт, что эти два типа памяти четко разделяются.

С появлением томографии головного мозга удалось получить дополнительные доказательства того, что эти типы памяти отличаются друг от друга. В 20 исследованиях участников эксперимента во время сканирования мозга просили выполнить различные задания, связанные с памятью. Посыл исследования заключался в следующем: если семантическая и эпизодическая память разделяется и отличается друг от друга, то на сканере высветятся разные области мозга во время получения (кодирования) и извлечения информации.

Оказалось, что в 20 исследованиях мозга, связанных с памятью, произошло следующее:

• в 18 случаях левая префронтальная кора была активнее во время эпизодического, а не семантического кодирования информации.

 

В 26 исследованиях мозга, связанных с извлечением информации:

• в 25 случаях правая префронтальная кора действовала активнее во время извлечения эпизодической памяти, по сравнению с семантической.

 

Его имя…

Многие люди рассказывают мне один и тот же интересный сценарий – с теми или иными вариациями – относительно имен и их значения для нас, что указывает на наше инстинктивное желание правильно запоминать имена!

 

Недавно мне рассказали об одном забавном случае:

«На прошлой неделе мы с женой пошли поужинать в наш любимый ресторан, неподалеку от дома. Там оказался один из наших соседей.

“Привет, Фил, как дела?” – сказал я.

Затем, когда нам принесли заказ, я вдруг вспомнил, что его зовут не Фил, а Стивен.

И вот в течение всего ужина я ругал себя за то, что назвал его Филом, и уже не мог насладиться едой, все время раздумывая, как исправить ситуацию.

Когда мы закончили десерт, который я так и не распробовал, переживая из‑за своей ужасной неловкости, я заметил, что Стивен идет в уборную!

Я помчался за ним, пока жена оплачивала счет. Я громко позвал его: “Стивен!” Я повторил его имя целых три раза. Мне так хотелось убедить его, что он, наверное, не расслышал, как я назвал его.

К сожалению, этим дело не кончилось. Когда я проснулся в воскресенье утром, одно имя крутилось у меня в голове: “Саймон, Саймон. Его зовут Саймон!”».

(Это типичный пример из повседневной жизни. Почему же имена так сложно запомнить?)

«Я помнил, что его имя начинается на ”С”, и мне в голову пришло имя “Стивен”».

(Уверен ли он, что соседа действительно зовут Саймон?)

«Абсолютно уверен – я спросил у жены. Она хорошо запоминает имена».

(Почему жена не сказала ему этого в ресторане?)

«Потому что ее там не было. Когда я назвал его «Филом», она брала номерок в гардеробе. Позже, когда я называл его «Саймоном», она оплачивала счет за столом!»

 

Ассоциации

Аристотель сформулировал закон ассоциаций (связывающих две идеи или концепции). Мы уже говорили об ассоциациях; это то, что вы делаете естественным образом, чтобы запомнить что‑то. Приведем пример: на вечеринке вас представили женщине, у которой есть трехлетняя дочь по имени Джоанна. Вашу сестру зовут Джоанна. Скорее всего, столкнувшись с этой женщиной и ее дочкой в супермаркете через месяц, вы, даже если не вспомните ее имя, вероятно, вспомните имя дочери, потому что у вас возникнет, как вы, наверное, понимаете (точнее, ваш разум), мгновенная и спонтанная ассоциация со своей сестрой. В тот момент вы, наверняка, вызовете в памяти визуальный образ сестры, и эта связь зафиксируется в мозге (мозг любит зрительные образы). Итак, информация попала в вашу длительную память с помощью сравнительно простого метода сохранения с потенциальной возможностью извлечения.

Следовательно, когда вы столкнетесь с ними – надеюсь, не с их тележкой с продуктами – около кондитерского отдела, вы уверенно скажете: «Привет, Джоанна. Что твоя мама собирается купить сегодня?»

Так почему же имена тяжело запоминать? Мы так легко забываем имена людей – и при этом раздражаемся, когда они забывают наше имя или даже не стремятся узнать его. Это напомнило мне одну сцену из сериала «Друзья», когда Рейчел (Дженнифер Энистон) жалуется своим верным товарищам на то, что она устала работать официанткой, устала от скудных чаевых, но больше всего устала от того, что ее называют: «Извините, пожалуйста».

 

Автобиографическая память

Теперь взглянем на важный аспект семантической и эпизодической памяти – автобиографическую память. Это воспоминания, связанные с нами или нашим взаимодействием с миром, за определенный период времени. Когда мы запоминаем что‑то о себе – детство, школа, где мы живем, работаем, играем, то это автобиографическая, а также отчасти личная семантическая память. И эти воспоминания, вероятно, самые важные для нас.

Они играют важную роль в формировании нашей самооценки и самоуважения. Вспоминать о том хорошем, что вы сделали или что произошло с вами, – это важнейший способ повышения настроения, когда вам плохо. Мы уже видели, как ошибочное мышление запускает цепочку негативных эмоций. Если не опровергнуть их с помощью логических вопросов, часто связанных с прошлым опытом и с тем, как вы справились с проблемой в прошлом и что чувствовали, то иррациональные убеждения и мысли одержат верх. Ученые говорят о памяти настроения, то есть о том, что мы вспоминаем негативные события, когда расстроены (см. предыдущие главы), вместо того чтобы вспоминать что‑то позитивное и оптимистичное.

Мы храним эти воспоминания как историю своей жизни (до настоящего дня), опираясь на обычные этапы – детство, юность, студенчество, работа, отношения, у каждого из которых своя особая эпизодическая память.

Иногда эти воспоминания откладываются в искаженном виде, так как в тот момент «данные» основывались на наших мнениях, а не на фактах.

Конечно, если ворошить автобиографические факты, основанные на «искаженном» мышлении, то невозможно изменить жизнь к лучшему. Канадский психолог Эндель Тальвинг (1972) предложил провести различие между эпизодической и семантической памятью, которое используется до сих пор. Он также ввел концепцию «мысленного путешествия во времени».

Тальвинг опирался на тот факт, что мозг позволяет вновь пережить определенные аспекты первоначального опыта; он позволяет посетить воспоминание, «оживить» события и использовать эту информацию для будущего.

Это означает, что мы обладаем способностью пересмат ривать воспоминания и менять свое отношение к ним, если в прошлом оно было основано на нездоровом и ошибочном мышлении. Это значит, что мы можем изменить свои сегодняшние чувства.

 

Запомните: никогда не поздно изменить воспоминания.

 

Мы можем помнить сенсорные ощущения во многих случаях, в зависимости от эмоциональной насыщенности или привязанности к событиям. Гроза во время экзамена по вождению. Выражение лица директора школы – 30 лет назад, объявившей, что вы получили награду. Серая, холодная комната для совещаний, где прошло ваше первое собеседование о приеме на работу. Зачастую именно «сенсорные» детали позволяют быстро вспоминать давнишние события. Информация, собранная нашими чувствами, также подтверждает, что наши воспоминания в основном точные, а главное, подлинные.

Воспоминания о чувственно насыщенных событиях обычно визуальные. Когда нас что‑то впечатляет или когда мы переживаем эмоциональное потрясение либо шок, визуальная память очень сильна, и именно поэтому мы вспоминаем неприятные события, как «флешбеки».

 

Эффективность мнемоники

Вы замечали, что при воспоминании о событии из прошлого часто запускаете целый каскад ассоциативных воспоминаний и удивляетесь, что вся эта информации все еще хранится в вашей голове? Это происходит благодаря связям синапсов с целым рядом нейронов. Когда событие произошло, оно отложилось в голове вместе с целым рядом ассоциаций, образов и чувств. Каждый раз при воспоминании о событии, помимо того, что укрепляются связи, всплывает море дополнительной информации, связанной с этим событием.

Так как память тесно связана с ассоциациями, мы можем значительно улучшить ее с помощью различных мнемотехник, облегчающих запоминание. Можно перехитрить мозг, ассоциируя ту или иную информацию с чем‑то другим. Формируются новые нейронные связи, и мы можем воспользоваться ими, чтобы вспомнить первоначальное событие.

Я хотел бы продемонстрировать этот принцип, показав один из самых эффективных методов запоминания. Если вы овладеете им, а вам понадобится немало времени для достижения продвинутого уровня, то сможете «запрограммировать» свой мозг так, чтобы он стал восприимчив к другим методам запоминания. Более того, вы сможете «сохранять» информацию так, чтобы ее легче было вспоминать. Это станет образом жизни.

Этот метод я использовал на своих «магических представлениях» по чтению мыслей, а также на курсах по тренировке памяти, когда надо было запомнить карты в колоде. Вы тоже можете это сделать. Это навык, а для развития любого навыка нужно время. А какое преимущество вы получите! Вы сможете использовать эту технику, чтобы запоминать любую информацию в повседневной жизни.

И, конечно же, вы можете заимствовать мой метод – без всяких извинений (передо мной!), чтобы беззастенчиво демонстрировать свою суперпамять, когда запомните все 52 карты из колоды. (Может, вам даже удастся кое‑что выиграть за покерным столом.)

Ключ к этому новому методу укрепления памяти – числовая система. Возможно, вам понадобится немного времени, чтобы понять смысл, но это прекрасное вложение для мозга. Ваш успех зависит от того, сколько времени вы уделите овладению этой системы.

 

Никогда не поздно изменить воспоминания.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.