Глава 32. «Великий теоретик диалога» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 32. «Великий теоретик диалога»

2020-04-03 152
Глава 32. «Великий теоретик диалога» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если отношения Бенедикта XVI с мусульманами начались со скандала и стимулировались твёрдым намерением Ватикана реформировать ислам, то отношения с иудаизмом, как и при Иоанне Павле II, развивались по пути дальнейших уступок последнему. Иудейское сообщество хорошо восприняло избрание Ратцингера, прекрасно понимая, что прошлое нового папы, а именно его пребывание в своё время в рядах Гитлерюгенда и служба в немецкой зенитной батарее, делали его достаточно уязвимым и зависимым, чтобы оказывать давление для обеспечения «правильной» позиции. В этом отношении действительно глубоко символичен тот факт, что в момент перехода Католической церкви к заключительному этапу «покаяния» («тешува») во главе её стоял папа-немец с нацистским прошлым.

Но не это определяло особый характер отношений между Ратцингером и иудеями. В соответствии с утверждениями некоторых исследователей (среди которых и аббат Луиджи Билля), как и в случае с Войтылой, предки Ратцингера по материнской линии были выходцами из иудейской общины[806]. Его прабабка Мария Елизавета (Бэтти) Таубер, принявшая католицизм, происходила из семьи Якова Таубера и Жозефины Кнопфельмахер, в роду которых были раввины. Причём, предком Жозефины был крупнейший галахический авторитет XVI века (Галаха — законодательная часть Талмуда), главный раввин Праги Йехуда Лива бен Бецалель, известный как Махараль из Праги («Махараль» — аббревиатура слов «Марину» — «Наш Господь», «харав» — «великий раввин» и «лев»). Это один из главных мудрецов-каббалистов в иудейской истории, основатель пражской йешивы и общества по изучению Мишны, внёсший особый вклад в теорию познания[807]. Чётко разделяя религиозное и научное знание, он пользовался большим авторитетом среди неиудеев благодаря своим знаниям в области математики, астрологии и других наук, в том числе тайных. Считается, что с ним часто общался сам император Священной Римской империи Рудольф И. Наследие Махараля настолько значимо, что, хотя он не имел прямых последователей, каждое направление в иудаизме считает его одним из своих учителей. В частности, его рассматривают как предтечу хасидизма, гуманизма и религиозного сионизма[808]. Именно с именем Махараля связана и иудейская легенда о Големе — искусственном человеке, созданном раввином из глины с помощью соответствующих магических ритуалов для защиты иудеев от преследований. Однажды, выйдя из-под контроля своего хозяина, он начал убивать мирных жителей, в силу чего бен Бецалель вынужден был его уничтожить.

Эти факты из родословной Ратцингера объясняют его глубокий интерес и симпатию к иудаизму, увлечение трудами Мартина Бубера, который сыграл важную роль в его идейном формировании. Интересные подробности в этой связи сообщает Поль Жиньевски в своей статье «От Иоанна Павла II к Бенедикту XVI: та же еврейская политика?», опубликованной через два месяца после избрания Ратцингера папой.

 

 

Памятник раввину Йехуде Лива бен Бецалелю в Праге

 

Задавшись вопросом, чем будет определяться политика нового понтифика, он отметил: «Мы не рискуем сильно ошибиться, предсказав, что Бенедикт XVI предрасположен всей своей прежней деятельностью в плане иудео-христианских отношений стать, с еврейской точки зрения, «хорошим» папой и что он будет этого желать. Один журналист, отметив преемственность между новым и старым папами, назвал Бенедикта XVI «хранителем войтыловского храма». А Йозеф Ратцингер назвал своего предшественника «Иоанном Павлом II Великим». Ещё во время своего обучения в семинарии он увлёкся Мартином Бубером, немецко-еврейским, а затем израильским философом, великим теоретиком диалога, сближения и мира между противниками. Будущий папа имел также долгие беседы с другими еврейскими философами, в частности с Эммануэлем Левинас. Но в особенности в качестве профессора теологии и (с 1981 г.) префекта Конгрегации доктрины веры (который определяет курс и следит за работами теологов и религиозным образованием) он был постоянным сотрудником Иоанна Павла II, главным редактором понтификальных текстов, в первую очередь посвящённых иудеям и еврейскому государству. Он был в значительной мере творцом исключительных успехов папы, инициатором политики покаяния за преследования и очищения памяти. Идеи Йозефа Ратцингера мы находим в формулировках Иоанна Павла II. В интервью, данном в 1990 году американскому еврейскому ежемесячнику Midstream, Йозеф Ратцингер, говоря о готовящемся тогда новом Катехизисе Католической церкви и о «глубокой» преемственности между Ветхим и Новым Заветами, заявил: «При написании Катехизиса нашим намерением было показать, что без Ветхого Завета и без постоянных контактов с живым и вечным иудаизмом христианский мир не может быть верен своим собственным истокам»»[809].

О симпатии Ратцингера к иудаизму свидетельствует и директор Центра библейской теологии им. св. Павла Скотт Хан, заявивший в своём интервью агентству Zenit в июле 2005 года: «Папа Бенедикт XVI является сам крупным библейским теологом, пропитанным идеями Отцов и учителей Церкви, особенно св. Августина и св. Бонавентуры, а также иудейской и раввинистической традициями. Я не думаю, что найдётся другой папа со времён св. Петра, который в такой степени изучил бы древних раввинов»[810].

Заметную роль Ратцингера в налиживании отношений с еврейской общиной в бытность его кардиналом выделил также после избрания его папой и главный раввин России Берл Лазар, напомнивший, что именно под его руководством в 2000 году была издана книга «Память и Согласие: Церковь и ошибки прошлого», где приводятся документы, указывающие на упущения и ошибки Католической церкви в отношении евреев. И именно он руководил публикацией в 2002 году книги «Еврейский народ и его Священные Книги», в которой выражалось сожаление, что некоторые тексты христианской Библии, где осуждались поступки отдельных иудеев, использовались для оправдания антисемитизма[811].

 

 

Иоанн Бенедикт ХVI в Кёльнской синагоге

 

Что же нового внёс Бенедикт XVI в сближение с иудаизмом? Как указал один из исследователей, если папа Иоанн Павел II показал, каким должно быть общение, то Бенедикт XVI — что именно надо обсуждать в процессе общения[812]. Будучи в первую очередь теологом, главное внимание он уделил «общим корням» и общему «богатому духовному наследию», стремясь найти такую единую и исчерпывающую теологическую формулу, которая отразила бы полноту двух абсолютно несовместимых идей — искупления Христа и вечность завета Бога с иудеями.

Найденная Бенедиктом XVI формула заключалась в следующем. Для христианства теологически важно и даже необходимо, чтобы евреи продолжали придерживаться иудаизма и не принимали христианства. По его утверждениям, Иисус не завершил исполнение мессианских пророчеств и мир ещё «недоискуплён», а завершится искупление мира лишь со Вторым Пришествием. Поскольку же евреи не могут признать Иисуса Мессией, пока вся мессианская работа не будет завершена, их непризнание Иисуса Мессией постоянно напоминает христианам о незавершённости глобального процесса искупления мира. Лишь при Втором

Пришествии евреи смогут согласиться с мессианством, а пока этого не произошло, они в принципе не должны становиться христианами. Таков был инновационный вклад Бенедикта XVI в теологию христианско-иудейских отношений.

Одним из первых знаков дружбы нового папы стало посещение им летом 2005 года во время Всемирных дней молодёжи Кёльнской синагоги и принятие там участия в богослужении. А в апреле 2008 года, во время своей поездки в США, за несколько часов до иудейской Песах понтифик посетил синагогу «Парк-Ист» в Нью-Йорке, став первым понтификом, побывавшем в американской синагоге. Визит этот носил камерный и закрытый характер, став частным делом понтифика, — он не только не был показан по телевидению, но и отсутствовал как пункт в официальной программе. Опубликованным оказалось только краткое выступление папы перед его уединением с иудейской делегацией, в которой он заявил: «Я особо заверяю вас в своей близости в это время, когда вы готовитесь прославлять великие деяния Всемогущего и петь хвалу Тому, кто сотворил чудеса для Своего народа.

Прошу всех вас передать мои приветствия и наилучшие пожелания членам иудейской общины. Да будет благословенно имя Господне!». Бенедикту XVI преподнесли здесь подарки — чеканное блюдо для седера — ритуальной семейной трапезы во время Песах, Агаду (историю исхода из Египта) и пачку мацы, на что он заявил: «Я буду есть её завтра вечером», заслужив одобрительный смех аудитории[813].

 

 

Бенедикт ХVI в синагоге «Парк-Ист» с раввином Шнайером

 

Продемонстрированное папой стремление к сближению вписывалось в более широкую перспективу.

В 2005 году Католическая церковь торжественно отметила 40-летний юбилей Nostra aetate, которую кардинал Каспер назвал только «началом процесса примирения и мира», отметив, что «необходимо написать ещё много исторических и теологических работ», так как христианская теология иудаизма на данный момент носит «фрагментарный» характер[814]. Для стимулирования более глубокого ознакомления католиков с иудаизмом значительная группа католических кардиналов и епископов в конце марта 2006 года впервые посетила йешива — религиозные иудейские школы[815].

В целях углубления теологии иудаизма Св. Престол стал разрабатывать «инновационные» подходы. Одним из таких шагов, направленных на искоренение самого корня антисемитизма, стала попытка фактической реабилитации Иуды Искариота, на которую пошли церковные чиновники. В январе 2006 года глава Папского совета по вопросам истории, монсеньор Вальтер Брандмюллер и писатель Виттори Масури — оба близкие друзья Бенедикта XVI — заявили, что образ Иуды стал жертвой «теологической инсинуации», которая послужила затем толчком к появлению и развитию антисемитизма, и что они намерены продвигать в массы идею, что он не был предателем, а лишь исполнял волю Божью, как и остальные участники этой истории. Проект был одобрен самим папой, посчитавшим, что он может оказать серьёзную помощь в налаживании отношений между христианами и иудеями.

Для продвижения новой трактовки образа Иуды Масури и Брандмюллер впервые организовали совместно с Географическим национальным обществом публикацию найденного в XX веке апокрифического текста «Евангелие от Иуды», принадлежащего одной из гностических сект, в соответствии с которым Иуда был единственным, кто понял истинную весть Иисуса Христа и предал Его по Его же просьбе. И хотя, в силу разразившегося среди верующих скандала, Ватикан вынужден был выступить против этого текста, брешь была пробита.

После этого стали появляться многочисленные книги об Иуде, выставляющие его в положительном свете, а в ноябре 2008 года ему был посвящён целый коллоквиум, организованный совместно ассоциацией Иудейско-христианская дружба Франции (ИХДФ) и Бнай Брит. Материалы его были опубликованы в последнем за 2009 год номере журнала Sens («Смысл»), являющегося органом ИХДФ. Как заявил первый докладчик Алэн Леллюш, являющийся председателем ложи Бнай Брит Бен Гурион в Париже, идея проведения данного коллоквиума принадлежала её бывшему председателю Ёжену Лейба. Темы докладов были следующие: «Литературный анализ некоторых выдержек из Нового Завета, посвящённых Иуде», «Другой взгляд на Иуду», «Эксплуатация мифа об Иуде в многовековой молве» и другие. В каждом из них полностью искажался образ Иуды, данный в Новом Завете. Вот, в частности, некоторые основные положения доклада профессора А. Абекассиса: «Иуда предатель, его любовь к деньгам… — всё это абсурдные шаблоны или выдумки», «Св. Иоанн ненавидел Иуду и ревновал к нему. Он несёт главную ответственность за негативный образ Иуды, сложившийся у христиан», «Иуда не предавал Христа, напротив, он хотел его спасти», «В Гефсиманском саду, когда Иисус молился, Иуда один не спал. Его вера во Христа была полной, он больше всех в него верил», «Иуда был жертвой заговора», «Историю Иуды надо пересмотреть». «Это, — заключил Абекассис, — наконец, будет способствовать завершению антииудейской полемики, скрытой в имени Иуды и в том образе, который о нём создал Иоанн и который переняла Церковь»[816].

Новаторским стало и выступление папы в сентябре 2008 года перед делегацией представителей французского иудейского сообщества во время посещения Парижа, в ходе которого он не только повторил известную фразу папы Пия XI «мы, христиане, являемся духовными семитами и не можем быть антисемитами», но и пошёл на то, чтобы процитировать вавилонский Талмуд, желая показать общность учений двух конфессий. Это явилось уникальным случаем в истории папства — на такое не решился даже Иоанн Павел II. Поэтому не случайно Давид Нёхоз, генеральный секретарь ивритоязычного Католического викариата в Израиле назвал этот акт «молчаливой революцией»[817].

Ещё одним новшеством стало приглашение Бенедиктом XVI на общее заседание Синода епископов в октябре 2008 года главного раввина Хайфы Шеара Иешува Коэна, что стало также первым случаем присутствия на таком собрании некатолика. Он выступил перед собравшимися с докладом на тему о центральном значении иудейского Писания в иудейской традиции, хотя темой Синода была «Слово Божье в жизни и миссии Церкви». Коэн является членом постоянной рабочей двусторонней израильско-ватиканской комиссии, регулярно собирающейся для подготовки заключения юридическо-финансового соглашения, касающегося церковной собственности и налоговых льгот на доход от коммерческой деятельности христианских сообществ и юридического статуса Католической церкви в Израиле. Судя по всему, результаты этих переговоров во многом зависят от степени поддержки со стороны Ватикана усилий Израиля, направленных на достижение его целей. Так что Коэн, видимо, имел полное основание заявить, обратившись к собравшимся: «Мы надеемся на вашу помощь как религиозных руководителей… в деле защиты, протекции и спасения Израиля, одного и единственного суверенного государства «людей Писания», от рук его врагов». Относительно приглашения он заявил, что они «высоко оценивают последствия этого жеста» и что его присутствие является «очень показательным»[818].

 

 

Раввин Шеар Иешува Коэн на заседании Синода епископов

 

Действительно, показательно, что именно на этом заседании Синода в главном докладе было указано, что «отношения между христианами и иудеями должны стать объектом, касающимся не только специалистов «диалога», но и всех христиан» — то есть была выделена как раз та задача, решением которой был так озабочен уже цитированный нами Поль Жиньевски — «просвещать» и мобилизовать католические «низы», не знакомые с теоретическими новшествами богословов. Было подчёркнуто, что это требует конкретного поведения: всегда говорить об иудеях в настоящем времени, считать выживание иудейского народа духовным фактом, принять универсальное значение иудаизма, избегать любой теологии замещения в христианском чтении, при христианском прочтении Ветхого Завета оставлять место для иудейского прочтения и разделять вместе с иудеями эсхатологическое ожидание.

Всё это свидетельствовало о том, что, в соответствии с планами Жюля Исаака, Католическая церковь окончательно перешла к «учению уважения» и начинает готовить мир к приходу иудейского Машиаха.

Пользуясь крайне толерантным отношением к себе со стороны понтифика, иудейское руководство позволило себе активно вмешиваться уже во внутренние дела Св. Престола. Примером этого стала история с британским епископом Ричардом Уильямсоном, одним из четырёх епископов Братства св. Пия X, с которых в январе 2009 года Бенедикт XVI снял отлучение. Однако буквально накануне этого события шведское телевидение показало интервью с Уильямсоном, снятое ещё в ноябре 2008 года (!), в котором последний заявил, что нацисты во время Второй мировой войны не использовали газовые камеры для истребления евреев, а само число погибших в концлагерях евреев сильно преувеличено и составляет в реальности 200–300 тысяч человек. Было ли совпадение этих двух событий случайно или оно было специально организовано, неизвестно, но решение папы о снятии отлучения с Уильямсона тут же вызвало резкое негодование широкой еврейской общественности и руководства иудейских общин. Главный раввинат Израиля в знак протеста решил разорвать официальные отношения с Ватиканом, поставив под вопрос планируемую поездку папы в Израиль, а директор раввината Одед Вейнер заявил, что «без публичного извинения и пересмотра (решения папы. — прим. О.Ч.) будет трудно продолжить диалог».

 

 

Епископ-лефеврист Ричард Уильямсон

 

Всё это вынудило Бенедикта XVI долго оправдываться и объясняться за свой поступок. Папа велел Уильямсону «безоговорочно и публично» отмежеваться от своих позиций, заявив при этом, что он был не в курсе заявлений епископа и что считает его взгляды совершенно неприемлемыми и решительно их отвергает. Официальный представитель Ватикана Федерико Ломбарди выразил надежду, что после заявлений понтифика главный раввинат пересмотрит своё решение и продолжит «плодотворный и умиротворённый» диалог. Однако уже известный нам главный раввин Хайфы Коэн подчеркнул в интервью газете Jerusalem Post, что для возобновления отношений с израильской иудейской общиной Уильямсон должен публично отказаться от своих предыдущих заявлений о Холокосте. «Я разделяю усилия папы, направленные на восстановление единства в Церкви. Но он должен понимать, что таким образом он косвенно обидел евреев. Мы ждём, что он сделает всё от него зависящее, чтобы исправить ситуацию», — отметил Коэн[819].

Более определённо высказаться о неприемлемости отрицания Холокоста призвала папу и Ангела Меркель. Это произошло в условиях, когда прокуратура Регенсбурга завела уголовное дело на епископа Уильямсона, а многие немецкие католики заявили о своём выходе из Церкви. После длительного разговора с Меркель Бенедикт XVI снял Уильямсона с поста главы католической семинарии Да Реха в Буэнос-Айресе. Как передала Deutsche Welle, в ходе конструктивного разговора понтифик и Ангела Меркель подчеркнули важность «постоянного напоминания» о трагедии Холокоста. Наконец, 12 февраля Бенедикт XVI принял еврейскую делегацию из глав 60 крупнейших объединений и вновь заверил их в своей абсолютной преданности курсу на сближение с иудаизмом.

Между тем, епископ Уильямсон, хотя и извинился за то, что создалась сложная ситуация, от взглядов своих не отказался[820], что вызвало горячую дискуссию внутри Церкви, так что Бенедикт XVI вынужден был через два месяца после начала скандала обратиться с объяснительным письмом к епископам. В нём говорилось, что он вынес из этого события важный урок, поскольку снятие отлучения должно было быть лучше организовано, и выражалась благодарность «еврейским друзьям, которые помогли устранить недоразумение»[821]. Папа сместил с занимаемого поста кардинала Дарио Кастрильона Ойоса, принявшего решение вернуть в лоно церкви епископа Уильямсона, и решил оставить решение об отлучении в силе, пока епископы-лефевристы не будут готовы проявлять уважение к другим конфессиям[822]. Только после этого состоялась встреча папы с представителем главного раввината Израиля Давидом Розеном, положившая конец напряжённости в двусторонних отношениях.

В мае 2009 года состоялась, наконец, самая трудная поездка понтификата Бенедикта XVI — «паломничество с политическим уклоном» (как её назвали журналисты) на Ближний Восток, в ходе которой он посетил Иорданию, Израиль и Палестину, встретившись и с политиками, и с религиозными деятелями разных конфессий. Однако первым местом, что посетил папа, прибыв в Иерусалим, был мемориальный комплекс жертв Холокоста «Яд ва-Шем» и Стена плача, после чего последовала встреча с двумя главными раввинами Иерусалима. Но и здесь понтифик остался верен свой гибкой линии: хотя он всячески подчёркивал приверженность иудейско-католическому «диалогу», израильские политики и раввины так и не дождались от него услышать извинение от имени Ватикана за пассивную позицию Церкви во время Второй мировой войны. Как было указано в редакционной статье израильской газеты Haaretz, «в речи папы отсутствовало одно главное слово — «простите»»[823].

 

 

Бенедикт ХVI на встрече с двумя главными раввинами Израиля

 

Однако, хотя в Иерусалиме было произнесено много речей, папа, чтобы не раздражать Израиль, ушёл от всех острых политических вопросов. Когда глава шариатских судов Палестины шейх Тайсир аль-Тамими на Межрелигиозной ассамблее в Иерусалиме заявил, что ислам и христианство должны объединиться против «израильской оккупации и помочь созданию независимой Палестины», и обратился к папе с призывом осудить преступления государства Израиля и призвать израильское правительство остановить агрессию против палестинского народа, Бенедикт XVI тут же покинул собрание[824]. Он также не посетил церковь евреев-католиков, перешедших в католицизм из иудаизма и обречённых на роль маргиналов. Он не стал поднимать щекотливую тему о передаче имущества и недвижимости Католической церкви в её распоряжение[825]. А в Назарете, как заметили комментаторы, жители города радовались не столько визиту папы, сколько внезапному преображению города: «Про наш город правительство вспомнило лишь благодаря визиту понтифика. Вдруг на благоустройство одного из важнейших христианских городов нашлись бюджетные средства»[826]. Как точно подметил журналист С. Минин, «когда нужно быть дипломатом, Бенедикт XVI предпочитает роль богослова, честного, как сама правда. Когда нужно быть пастырем для своей паствы, он предпочитает роль дипломата, осторожного до абсурда»[827].

Визит папы в Иерусалим не оправдал всех ожиданий иудейского руководства, зато оно осталось полностью удовлетворено другим крайне важным событием, оценённым им как «решительно позитивное» — посещением Бенедиктом XVI Римской синагоги, являющейся центром жизни старейшей иудейской общины в мире за пределами Израиля. Это произошло 17 января 2010 года, в День христианско-католического «диалога» (именно на эту дату, начиная с 1990 г., приходятся встречи теологов обеих конфессий). За несколько часов до прибытия в синагогу в ходе традиционной воскресной проповеди в Ватикане папа, вспомнив «исторический визит» своего предшественника, заявил: «Несмотря на проблемы и сложности между верующими двух религий существует атмосфера большого уважения и диалога, свидетельствующая о том, насколько более зрелыми стали наши отношения при совместном осознании того, что нас объединяет»[828]. А объединяет «в первую очередь, вера в единого Бога, а также защита жизни и семьи, стремление к социальной справедливости и миру». Подчеркнув, что иудеи и христиане «молятся одному и тому же Господу», папа несколько раз напоминал о «близости и духовном братстве» двух религий, закончив свою речь на беглом иврите. Таким образом, встреча прошла успешно, но, как заметил аббат Флориано Абрамович, «единственным, кто на ней отсутствовал, был наш Господь Иисус Христос».

Как и в случае с предшественниками Бенедикта XVI тут возникает риторический вопрос: «Какому же богу молится понтифик?».

 

 

Бенедикт ХVI во время посещения Римской синагоги

 

Оценивая данное событие, директор L’Osservatore romano Джованни Мария Виан заметил: «Найдётся мало католиков в XX веке, которые сделали столько же, сколько Йозеф Ратцингер, как теолог, епископ, глава Конгрегации доктрины веры, а теперь и как папа для сближения между иудеями и католиками».

 

 

Бенедикт ХVI в зале Павла VI с устрашающей подсветкой статуи Христа

 

Показательно в этом плане и отношение Бенедикта XVI к вопросу о беатификации Пия XII. Этот проект был инициирован ещё Иоанном XXIII и Павлом VI, но вызвал недовольство среди иудеев. Пий XII до сих пор подвергается с их стороны острой критике за своё молчание по поводу политики нацизма в отношении евреев, а в экспозиции музея в «Яд ва-Шеме» в Иерусалиме имеется соответствующая надпись, вменяющая в вину папе преступления Холокоста. Но для Католической церкви беатификация этого понтифика имеет принципиальное значение, так как его «святость» призвана обеспечить поддержание благородно-героического образа католицизма в период нацистского режима и одновременно символизировать собой иудейско-католическое примирение нашего времени. Сам Бенедикт XVI в год 50-летия смерти Пия XII (2008 г.) устроил масштабную пиар-кампанию понтифику, заявив, что тот является чуть ли не главным вдохновителем II Ватиканского собора, обеспечившего экуменическую открытость Церкви (а в документах Собора имеется более тысячи отсылок к его текстам, и имя его встречается более 200 раз).

 

 

Бенедикт ХVI c новой митрой

 

Но интересно, что в этом вопросе в итоге ни одна, ни другая сторона не заняла категорических позиций, а использовали его для достижения взаимных уступок. Завершению подготовки к беатификации понтифика требовалось только официальное признание чуда, совершённого по его молитвам. Однако в силу того, что представители еврейских организаций добиваются предоставления для независимой экспертизы материалов из ватиканских архивов времён Пия XII, папа объявил, что беатификация не состоится, пока не будут открыты соответствующие архивы, на что уйдёт 6–7 лет[829]. В ноябре 2008 года скандал вокруг Пия XII фактически было решено «замять»: как сообщило католическое агентство Zenit, на иудео-католической конференции в Будапеште была принята специальная декларация, в которой было сказано, что «о разногласиях, время от времени возникающих между нами, надлежит говорить в духе взаимного уважения и ни в коем случае не использовать язык, усиливающий напряжение»[830].

 

 

Бенедикт ХVI утверждает революционные символы

 

В связи с особым интересом Бенедикта XVI к древнему иудейскому наследию надо отметить, что его богословские взгляды — это особая тема, требующая специального анализа. Как написал в своей книге «Странная теология Бенедикта XVI» епископ-традиционалист Бернар Тиссье де Мальрэ, рукоположенный епископом Марселем Лефевром, «приходится констатировать, что по двум основным вопросам: отношениям между верой и разумом, с одной стороны, и искуплением — с другой, теология Бенедикта XVI впечатляющим образом отдаляется от Традиции Католической церкви. Это основная причина современного кризиса в Церкви»[831]. Но если разобраться в тонкостях богословских размышлений рядовому католику крайне сложно, то чисто внешние проявления пристрастий понтифика, выразившиеся, в частности, в символике, говорят сами за себя.

 

 

Папа Бенедикт ХVI приветствует свою паству

 

Особое внимание традиционалистов привлекли митры Бенедикта XVI. В день его «коронации», которую теперь называют «началом апостольского служения» и которая представляет собой событие, имеющее большое символическое значение, на Ратцингера возложили митру, на которой не было ни одного христианского символа, а были лишь изображения оккультного масонско-гностического происхождения, главным из которых был бог Пан. В июне 2009 г. он предстал в митре, на которой были изображены 4 звезды Давида. А ещё до этого, в июне 2008 г. папа надел и новый омофор (длинная широкая лента с изображением крестов — принадлежность богослужебного облачения епископа), который тоже стал революцией в сфере символов. Священник Гидо Марини, ответственный за понтификальные торжества, следующим образом объяснил мотивы этого поступка: «Большие революции проявляются всегда в малых вещах. И защита кредо исходит всегда из символов более или менее древних, более или менее забытых и из-за этого всегда более сильных. По-своему следуя пути, связующему духовное и физическое, Бенедикт XVI совершает великую революцию с помощью малых жестов: пытается придать новый импульс католической религии, используя физическую и символическую силу ритуала, предметов, символов и орнамента»[832]. В данном случае «новый импульс» был придан путём замены пяти традиционных красных крестов с удлинёнными вертикальными линиями на 6 тамплиеровских крестов — изображение их на папском омофоре стало первым в истории Католической церкви случае. Но если 5 традиционных крестов символизируют у католиков 5 ран Христа, то тамплиеровские кресты взяты из символики масонско-каббалистической доктрины и имеют антихристианское значение[833]. Примеру Бенедикта XVI последовал и его преемник.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.