Глава 26. Бенедикт XVI: курс на мировое правительство — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 26. Бенедикт XVI: курс на мировое правительство

2020-04-03 204
Глава 26. Бенедикт XVI: курс на мировое правительство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Суть того процесса, который происходил при Иоане Павле II, можно выразить так: католицизм слабел духовно, но укреплялся политически. Папа вывел Ватикан на позиции важного игрока на мировой арене, занявшего вполне определённую нишу и крепко связавшего свою политику с американскими стратегическими планами и интересами транснациональных элит.

Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер), избранный папой в апреле 2005 года, будучи, как считается, наиболее преданным Иоанну Павлу II человеком, его другом и советником, остался верен курсу своего предшественника, что гарантировало сохранение «войтылизма без Войтылы».

 

 

Кардинал Йозеф Ратцингер причащает Иоанна Павла II

 

Многие даже считали, что он возьмёт себе имя Иоанн Павел III. Неудивительно, ведь выбирали его на конклаве, 95 % кардиналов которого были назначены Иоанном Павлом II[684]. Он сохранил на всех высоких постах прежних чиновников Курии, вновь назначив госсекретарём кардинала Анджело Содано[685] (напомним, друга А. Пиночета), который одновременно стал деканом Коллегии кардиналов. Уйдя в отставку с поста госсекретаря осенью 2006 года, Содано остался деканом и, пребывая в ближайшем окружении понтифика, продолжал оказывать большое влияние на политику Курии. Вместо него госсекретарём стал салезианец[686] Тарчизио Бертоне.

Хотя Бенедикт XVI и объявил во время интронизации, что у него нет программы, так как избрание для него было неожиданностью, 25 апреля он в ходе своего послания кардиналам обозначил три приоритетных направления своего понтификата: обеспечение коллегиальности — поиска сотрудничества между понтификом и епископами; воплощение в жизнь решений II Ватиканского собора по следам его предшественников и вместе с тем «в соответствии с двухтысячелетней традицией Церкви» (имелась в виду классическая месса); наконец, «работать над восстановлением полного и видимого единства всех последователей Христа», для чего уже недостаточно проявлений чувств, а нужны конкретные жесты.

 

 

Кардинал Тарчизио Бертоне

 

Что касается коллегиальности, то это оказалось лишь декларацией, а вот те решения Собора, которые касались достижения «полного и видимого единства», воплощались новым папой очень последовательно. Изменения, внесённые им, касались лишь методов и способов осуществления политики: в отличие от Иоанна Павла II, привыкшего работать открыто и на массы, Бенедикт XVI действовал более скрытно и осторожно, но вместе с тем и более жёстко и наступательно. Выставляя себя в качестве представителя умеренно-консервативных кругов церкви, он активно прибегал к консервативной риторике и к определённым консервативным жестам, но делал это для того, чтобы сохранить их лояльность, не допустить радикализации консервативных кругов и роста внутренних противоречий в церкви.

Стремясь обеспечить активное присутствие церкви во всех сферах общественной жизни, Бенедикт XVI сделал ставку на интегристские организации мирян. Последние приобрели особый потенциал в условиях постоянного сокращения числа католических священников (что стало характерно даже для Польши). Показательно, что в декабре 2007 года Конгрегация по делам священства в целях возмещения недостатка священников опубликовала письмо, в котором обратилась ко всем диоцезам католического мира с призывом создавать «настоящие кружки» «для поддержания верующих на пути к святости», в которых последние будут пребывать «в духе причащения к постоянному евхаристическому поклонению в течение 24 часов».

Главная роль в формировании «святых мирян» была уделена всё тому же «Опус Деи», с которым Бенедикт XVI был связан так же тесно, как и его предшественник, и который, по свидетельствам ряда исследователей, способствовал его приходу к власти. Как сообщила Washington Post от 21 апреля 2005 года, кандидатура Ратцингера давно и настойчиво поддерживалась тремя влиятельными кардиналами — членом ордена Хулианом Эррансом Касадо и близкими к «Опус Деи» Дарио Кастрийоном Ойос и Альфонсо Лопесом Трухильо. Не случайно прелат ордена Хавьер Эчеваррия отметил, что в плане отношений с «Опус Деи» между Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI разницы нет и что новый папа знал эту организацию даже лучше, чем его предшественник[687]. В том же 2005 году в декабрьском номере бразильской газеты О Globo со ссылкой на признания анонимного бразильского кардинала, принимавшего участие в конклаве, на котором выбирали папу, сообщалось, что победа Ратцингера стала результатом той «большой кампании», которую он лично вёл «с помощью наиболее важных кардиналов Римской курии и групп давления влиятельных движений Церкви, главным образом «Опус Деи»»[688].

Интересно, что первоначально, когда «Опус Деи» только начинал своё восхождение, Ратцингер считал необходимым ограничить его растущую власть. Однако после того, как орден значительно укрепил свои позиции и превратился в «финансовую цитадель» Церкви, кардинал изменил своё отношение, став его последовательным защитником. «Опус Деи» не раз приглашал Ратцингера на свои конгрессы и симпозиумы и даже наградил титулом почётного доктора Наваррского университета. Став папой, Ратцингер назначил своим личным секретарём немецкого прелата Гансвейна, преподававшего на факультете теологии Римского университета «Опус Деи», и сохранил в течение первого года на посту главы пресслужбы Ватикана Хоакина Наварро-Валльса.

 

 

Статуя Эскрива де Балагера в Ватикане

 

При нём была воздвигнута 5-метровая статуя Эскрива на внешней стороне собора свв. Петра и Павла, торжественное открытие которой совершилось в его присутствии.

 

 

«Легионер» Марсиаль Масиель Дегойядо

 

Наряду с «Опус Деи» резко активизировала свою деятельность и конгрегация «Легион Христа», традиционно концентрировавшая свои силы на работе в Латинской Америке. Она была основана в 1941 году мексиканским священником Марсиалем Масиелем Дегойядо (1920–2008 г.) и признана Ватиканом в 1965 году. Как указывают исследователи, союз между Римом и «Легионерами Христа», основанный при Павле VI и углублённый при Иоанне Павле II, при Бенедикте XVI достиг своего апогея. Папу привлекал в этой организации её крайне наступательный миссионерский характер, позволяющий противостоять не только секуляризации и догматическому релятивизму, но и агрессивной прозелитической деятельности евангелистских сект. В силу крайней активности «Легионеров» руководство Ватикана долгое время закрывало глаза на двойную жизнь, которую вёл Марсиаль Масиель, нравственный облик которого совсем не соответствовал христианским нормам поведения. Только после его смерти в феврале 2008 года было оглашено, что он совершил поступки, не совместимые с католической моралью (о чём мы упоминали выше), и Ватикан начал расследование (апостольскую визитацию) деятельности «Легионеров» по всему миру, исключая Италию[689].

Конгрегация насчитывала в 2008 году более 500 священников и 65 тысяч мирян, объединённых в ассоциацию Regnum Christi, которые присутствуют во всех сферах деятельности: в экономике, в образовании, в коммуникациях[690]. Ей принадлежат богатые школьные учреждения, 15 университетов (2 из них в Риме), множество небольших семинарий и «гуманитарных центров» и большие семинарии под Нью-Йорком, в Саламанке и Риме. В них учатся более 2,5 тысячи семинаристов[691].

«Легионеры Христа» всегда имели крепкие структуры в Испании, заложенные ещё во времена франкизма, так что подготовленные ими консервативные политики обладают здесь значительным влиянием (например, в правительстве Хосе Мария Аснара два легионера занимали посты министра внутренних дел и министра юстиции и готовили законопроект об обязательном религиозном обучении в начальных школах). Однако в начале 2000-х годов они стали проникать в высшие слои экономической элиты и других европейских стран. Главным центром их деятельности на этом поприще стал Фонд Гиле (Fondation Guilé)[692], созданный в Швейцарии в 1997 году богатой семьёй Буррус (имя Фонду дано по названию их имения). Он организует семинары и встречи представителей бизнес-элиты для обсуждения проблем развития предпринимательства, разработки стратегии совместных действий и согласования поведения в условиях глобализации. На этих встречах присутствовали такие влиятельные фигуры, как эрцгерцог Мишель Габсбургский и Отто Габсбургский, являющиеся сторонниками праворадикальных католических сил, Родриго де Рато и Фигаредо, директор МВФ в 2004–2007 годах, Жорж Блюм, почётный президент Общества швейцарских банков, Жан-Лу Дёрсе, бывший вице-президент Всемирного банка, Жан-Филипп Дуэн, бывший глава Французского генштаба, входивший в своё время в почётный Комитет Фонда, и другие[693].

 

 

Подписание «Меморандума о взаимопонимании» между Фондом Гиле и центром Глобального договора

 

Фонд участвует в инициативах в рамках Глобального договора (Global Compact) — инициативы ООН, запущенной в 2000 году и направленной на достижение «устойчивого развития», социально ответственной политики предприятий, утверждение принципов, касающихся прав человека и международных норм труда. Программа Фонда в рамках этой инициативы предполагает частные конференции, семинары и диалоги, на которых особое внимание уделяется вопросам корпоративной ответственности в контексте ускоряющегося процесса глобализации. Фонд организует и проводит частные мероприятия в ходе заседаний Всемирного экономического форума в Давосе для представителей крупных компаний и правительств[694]. Так, в ходе Форума в январе 2009 года Фондом была проведена встреча генерального секретаря ООН с 35 представителями международных компаний, а в январе 2010 года — инициирован проект «Концепция корпоративного лидерства за устойчивое развитие в контексте Глобального договора ООН»[695].

«Легионеры Христа» пользуются большим авторитетом у Св. Престола, высоко оценивающего деятельность их высших учебных заведений, в частности Европейского римского университета, который периодически выступает в качестве дипломатического рупора Ватикана.

Важную роль также играет созданное ими в 1999 году международное информационное агентство Zenit[696], бесплатно публикующее в Интернете информацию об актуальных событиях в мире и Ватикане так, как они видятся из Рима. Здесь даются интервью, обзоры различных средств массовой информации Св. Престола, а также те высказывания и мнения кардиналов и епископов, которые должны быть донесены до всей Церкви.

В 2006 году в ходе I Всемирного конгресса католического телевещания, организованного в Мадриде Понтификальным советом по социальным коммуникациям, консультант этого Совета, легионер Иисус Колина представил новое мультимедийное агентство H2onews, рассчитанное на 20 миллионов человек[697]. Его партнёрами стали радио «Ватикан» и телевизионный центр «Ватикан-CTV» (при этом Ватикан поспешил заверить, что это Агентство будет независимо от «Легионеров»), До 2011 года Колина был директором агентства Zenit и ушёл в отставку по настоянию своей конгрегации, неудовлетворённой его деятельностью[698].

Кроме ведущих интегристских объединений, Ватикан обладает целой сетью неправительственных католических организаций, которые под видом миссионерской деятельности последовательно отстаивают его интересы и проводят в жизнь нужную ему политику как в отдельных государствах, так и в международных организациях.

В целях консолидации консервативных организаций Бенедикт XVI предпринял шаги и для сближения со Священническим братством св. Пия X, объединявшим в то время тысячи католиков и насчитывавшим 491 священника, 215 семинаристов, 6 семинарий, 88 школ и 2 университета. Уже летом 2005 года папа принял у себя Бернара Фелле, ставшего генеральным настоятелем Братства после смерти Лефевра в 1999 году. После чего последний заявил: «Мы пришли к согласию в вопросе о поэтапном продвижении в решении наших проблем»[699]. Продвижение, действительно, было, поскольку в 2007 году Бенедикт XVI, применявший гибкую тактику, подписал указ о возможности свободно служить Тридентскую мессу, а в январе 2009 года им было заявлено об отмене отлучения четырёх епископов Братства, которых назначил Лефевр. В тех же целях примирения с консервативными католиками понтифик рекомендовал чаще использовать латынь во время службы и проводить богослужения священникам, обращаясь лицом на Восток.

При Бенедикте XVI произошли изменения и в отношениях с Орденом иезуитов, к которому Иоанн Павел II испытывал определённое недоверие и который оставался при нём на втором плане (известно, в частности, что были составлены «чёрные списки» 250 иезуитских теологов, которым было запрещено преподавать в некоторых университетах). Падение авторитета «Легионеров Христа» (как следствие уже указанного нами скандала), усиливающаяся «закрытость» «Опус Деи», но главное, гибкий курс Бенедикта XVI на собирание всех имеющихся сил и особое внимание к классическим орденам способствовали восстановлению позиций и влияния Общества Иисуса внутри Св. Престола, тем более что и с иезуитами его связывал особый интерес к науке и исследовательской и образовательной деятельности.

 

 

Глава пресс-службы Св. Престола (Зала Печати) иезуит Фредерико Ломбарди

 

Явным знаком доверия к ордену стало назначение в 2005 году иезуита Фре-дерико Ломбарди, который до этого 14 лет работал программным директором Ватиканского радио, его генеральным директором, а в 2006 году — ещё и главой пресс-службы Св. Престола (Зала Печати) вместо опусдеиста Наварро-Валльса. С учётом того, что с 2001 года Ломбарди являлся генеральным директором CTV,можно заключить, что в информационной сфере Ватикана иезуиты стали играть главную роль. Опорой папы стал и издаваемый иезуитами журнал La Civiltà cattolica. В том же 2006 году понтифик посетил находящийся под руководством иезуитов Григорианский университет, тепло отозвавшись об их работе, и принял членов иезуитского Понтификального восточного института. Двое иезуитов были и среди назначенных новых кардиналов[700].

Более тесное сотрудничество понтифика с иезуитами стало возможным после избрания в 2008 году новым генералом ордена прелата Адольфа Николаса, ставшего преемником ушедшего в добровольную отставку X. Кольвенбаха (это был второй случай в истории иезуитов избрания руководителя при жизни предыдущего). Николас, долго проработавший в Японии и являвшийся большим знатоком Востока, считался сторонником сближения разных культур и мог обеспечить более эффективную миссионерскую деятельность католиков в Азии, которую ещё Войтыла называл «континентом третьего тысячелетия». Значение именно этой способности иезуитов подчеркнул понтифик во время приёма участников XXXV генеральной конгрегации ордена в феврале 2006 года, заявив, что главным препятствием для распространения Евангелия являются не географические, но культурные границы, разделяющие веру и человеческие знания, и что Церковь нуждается в людях, обладающих одновременно крепкой верой и высокой культурой.

Это был гимн Ордену иезуитов: «Верный своей лучшей традиции, он должен продолжать заботливо формировать своих членов на основе науки и добродетели и избегать удовлетворяться посредственностью, так как обязанность сталкиваться и вступать в диалог с различными социальными и культурными контекстами и различными менталитетами современного мира — это одна из самых трудных и самых трудоёмких задач». Понтифик вновь призвал иезуитов полностью осознать смысл «четвёртого обета» — послушания преемнику Петра, которое требует быть готовым не только выполнять миссии в далёких странах, но и «любить и служить» викарию Христа на Земле с той преданностью, которая делает иезуитов ценными и незаменимыми соработниками на службе «универсальной Церкви»[701].

 

 

Бенедикт ХVI и генерал ордена иезуитов Адольфо Николас

 

В свою очередь Николас подтвердил «своё персональное уважение наместнику апостола Петра и желание всего Общества Иисуса служить Церкви во всех частях света» и сообщил о создании специальной комиссии для изучения папского обращения к генеральной конгрегации, в котором была изложена просьба вновь подтвердить полное принятие католического вероучения, в особенности в той части, которая касается морали и нравственности[702].

Сегодня иезуиты издают более 1100 журналов, которые читают более 40 миллионов человек, руководят 195 университетами во всём мире[703], среди которых Папский Григорианский университет в Риме, Сент-Луисский, Фордхэмский и Джорджтаунский университеты в США (последний является единственной в США дипломатической школой) и другие. Это позволяет им выдвигать своих людей на ключевые посты в государственных структурах не только Европы, но и США. Достаточно напомнить, что иезуитские частные высшие учебные заведения окончили бывшие руководители ЦРУ У Кейси (Фордхэмский университет), Д. Тенет (Джорджтаунский университет), Р. Гейтс (Джорджтаунский университет), Л.Э. Панетта (университет св. Клары), Джон Бреннан (Фордхэмский университет).

Заручившись поддержкой указанных организаций, Бенедикт XVI стал проводить политику, приоритетным направлением которой была концентрация усилий на европейском континенте, а основной темой — религиозно-этическое обоснование строящейся Единой Европы как модели нового мирового порядка и консолидация европейских правящих элит на единой идейной основе[704].

 

 

Присутствие ордена иезуитов в странах мира

 

К началу XXI столетия стало окончательно ясно, что попытки обосновать необходимость европейского единства чисто светской идеей идентичности зашли в тупик. В этих условиях возможность придать этому проекту сакрально-религиозный характер, связав его с католицизмом как с традиционным символическим ориентиром, стала приобретать особое значение. И Ватикану, оказавшемуся перед лицом глубокого духовного кризиса западного общества, это давало возможность укрепить свои позиции в качестве идейного лидера. В итоге сложилась крепкая основа для немыслимого ещё недавно открытого единения Католической церкви с верхами европейского общества, поменявшими свою риторику и заговорившими на языке евангелических проповедников.

Уже в своей первой энциклике Deus Caritas Est папа заявил, что Церковь не должна оставаться в стороне от общественных дискуссий, а в марте 2006 года, во время встречи с группой парламентариев Европарламента, представлявших Европейскую народную партию (объединение консервативных и христианско-демократических партий), он подчеркнул, что голос римского католицизма был услышан в политических дискуссиях на континенте. Речь уже шла о христианских корнях Европы и о христианском европейском наследии как «руководящей этической линии» в поисках социальной модели, а также об отказе относить религиозные убеждения в сферу частной жизни. Эти вопросы становятся главными в процессе обсуждения.

Показательным в этом отношении стал римский конгресс на тему «Ценности и перспективы для завтрашней Европы», проведённый в марте 2007 года КЕЕС и посвящённый проблеме усиления роли религии в развитии ЕС. В послании, адресованном участникам Конгресса президентом Италии Джорджио Наполитано, отмечалось: «Церковь и ассоциации религиозного характера… призваны участвовать в подъёме Европейского союза, свидетельствуя о самых глубинных ценностях, положенных в основу строительства единой Европы»[705]. На собрании был рассмотрен доклад, подготовленный «Комитетом мудрецов», сформированным членами КЕЕС, куда вошли 25 человек, среди которых уже известные Мишель Камдессю (член Папского совета по вопросам справедливости и мира), Питер Сутерланд (глава Совета директоров «Бритиш Петролеум» и финансовый советник Ватикана, бывший генеральный директор ГАТТ и ВОТ), Пат Кокс (бывший председатель Европарламента), Лойола де Паласио (бывший вице-президент Еврокомиссии), Томас Галик (бывший советник Вацлава Гавела) и другие важные политические фигуры. А в заключительном документе, названном «Римское послание», указывалось: «Всё более необходимым становится сближение граждан с далёкими и трудными для понимания политическими институтами (ЕС. — О.Ч.). Пройденный путь должен быть срочно подтверждён новым обоснованием ЕС. Это позволит ему восстановить свой первоначальный динамизм, чтобы всё большее число молодых европейцев стали главным богатством Европы…»[706]

Этот вопрос активно обсуждался и на Берлинском собрании глав государств Европы, проходившем в том же году под председательством Ангелы Меркель по случаю 50-летия подписания Римского договора. Романо Проди накануне официальных церемоний заявил, что во времена интегризма «церкви являются одним из самых стабильных элементов нашего общества», и он желал бы, чтобы они получили роль консультантов. А вице-президент Еврокомиссии берлусконец Франко Фраттини подчеркнул, что «тема христианских корней должна найти своё место в повестке дня Европы, так как это означает возможность утвердить и отстаивать суть нашей европейской идентичности в перспективе религиозного пространства, которое вновь начинает утверждаться» [707]. Та же мысль звучала во многих выступлениях, в частности Ангелы Меркель, хотя при этом чаще всего вместо христианского наследия речь шла об «иудейско-христианской традиции».

В 2008 году, после последней пленарной ассамблеи епископов — членов КЕЕС, ими было опубликовано коммюнике, в котором было предложено создать внутри будущей Европейской службы по внешней политике специальное подразделение, которое будет отвечать за «религиозное измерение международных вопросов»[708].

 

 

Николя Саркози на приёме у Бенедикта ХVI

 

Показательно при этом, что наиболее ярко поворот в отношении Церкви проявился в деятельности одного из самых проамерикански настроенных европейских политиков Н. Саркози, который, будучи прагматиком, удачно приспособил католицизм к своим политическим целям. Предвыборная кампания его проходила под знаком возвращения христианства в качестве важнейшей составляющей французской национальной идентичности. Заявив в ходе неё, что отказ от включения положения о христианских корнях Европы в Конституцию ЕС было ошибкой, он подтвердил это и в начале 2008 года на партийной конференции в присутствии А. Меркель, подчеркнув: «Если мы отвергаем своё прошлое, то не подготовимся к будущему». Более того, в своей книге «Республика, религии, надежда», написанной в соавторстве с Тибо Коленом, членом Фонда социальной политики, близкого к «Опус Деи», Саркози высказал идею о возможности изменить закон 1905 года, утверждающий отделение Церкви от государства и являющийся опорой французской светскости, что многие оценивают как невиданное покушение на сами основы политической культуры Франции. Ещё более показательным стал его визит в Ватикан в конце декабря 2007 года, в ходе которого он произнёс речь, выдержанную в духе опусдеистского понимания мира. В частности, сравнивая свою деятельность с миссией папы, он заявил: «Знайте, что мы имеем, по крайней мере, одно общее — это призвание. Мы не можем быть священниками наполовину, мы являемся ими во всех проявлениях нашей жизни. Знайте, что нельзя быть президентом наполовину. Я понимаю, чем Вы жертвуете, чтобы отвечать Вашему призванию, так как я знаю, что сделал я, чтобы реализовать моё призвание»[709]. Как отметил один из французских наблюдателей, Н. Саркози «нам делает религию по-американски, давая фундаменталистское и непримиримое видение католицизма в своём отношении к миру».

Этот подход, воспроизводящий фактически американский фундаменталистский взгляд на мир, проявился и в том, что Н. Саркози, очень умело и тонко реагируя на психологический настрой французского общества, стал в апокалиптических терминах описывать «столкновение цивилизаций». Эта идея впервые была им изложена летом 2007 года в речи перед послами, в которой он заявил, что один из главных вызовов, которому должна противостоять Франция, заключается в том, «как предотвратить столкновение между исламом и Западом»[710]. В таком же духе были выдержаны его монологи во время приёмов премьер-министров Ирландии и Швеции в сентябре и октябре того же года, которые журналисты оценили как антимусульманскую тираду. Это было накануне подписания Лиссабонского договора странами Евросоюза (декабрь 2007 г.), и Н. Саркози в целях обеспечения его поддержки со стороны французского общества, резко настроенного против вступления Турции в ЕС, делал всё, чтобы показать свою преданность интересам Франции. Однако об истинном отношении президента к исламу, и особенно к радикальному исламу, свидетельствует его самая активная поддержка самопровозглашённого криминального государства в Косове[711].

Что же касается проекта Единой Европы, то, как мы указывали, он всегда рассматривался Ватиканом в общей глобальной перспективе. Поэтому после того, как в 2008 году мир оказался ввергнут в управляемый всеобъемлющий кризис и правящие элиты уже открыто заговорили о необходимости введения мирового наднационального управления, Св. Престол превратился в важнейшего участника информационно-пропагандистской кампании, направленной на обоснование создающихся новых мировых органов наднационального контроля за потребностями религиозно-этического характера.

В преддверии встречи «Большой восьмёрки» (G8) в Аквиле, состоявшейся в июле 2009 года, Бенедикт XVI опубликовал энциклику Caritas In Veníate[712], в которой говорилось о необходимости срочного установления настоящей «мировой политической власти», которая должна признаваться всеми и пользоваться реальными полномочиями для обеспечения безопасности, уважения и прав каждого, быть способной добиваться признания различными сторонами как своих решений, так и тех мер, которые согласованно принимаются различными международными форумами. Странам всего мира было предложено реформировать ООН и другие международные организации таким образом, чтобы они смогли стать основой для создания «единой семьи народов» и взять на себя решение вопросов разоружения, продовольственной безопасности и иммиграционной политики. Говорилось здесь и о необходимости реформирования мировых финансовых институтов и экономической системы в плане ориентирования их на соблюдение моральных принципов.

Между тем, перечисляя те серьёзные проблемы, которые принесла с собой глобализация, энциклика не указывала их истинные причины и не называла конкретных виновников. Хотя в ней и говорилось о нарушении нравственных основ капиталистической системы как о главной причине нынешнего кризиса, сама суть этой системы, в основании которой лежит власть процента и устремлённость на получение прибыли, не подвергалась критике. Речь в ней шла лишь о необходимости более справедливого распределения в соответствии с принципами милосердия в условиях сохранения долгового характера экономики. Поэтому, будучи проникнуто пафосом справедливости и заботы о человечестве, но предлагая новую систему управления на базе ныне существующих и «этически откорректированных» бизнес-структур, это многостраничное папское послание придавало нравственную легитимность транснациональной власти тех самых финансовых кланов, по вине которых человечество ввергнуто в настоящее время в глубочайший кризис.

 

 

Встреча президента Б. Обамы и Бенедикта ХVI в Ватикане

 

Важное символическое значение в смысле всё той же моральной поддержки утверждаемого нового порядка имела и состоявшаяся в дни заседания «Большой восьмёрки» встреча Бенедикта XVI с американским президентом Обамой, воплощавшим собой в глазах мировой общественности надежду на успешное строительство «посткризисного мира». В ходе 40-минутной беседы Обама обсудил с папой вопросы, связанные с решением мировых проблем, и, хотя взгляды американского президента по вопросам морали и нравственности (аборты, однополые браки и пр.) расходились с взглядами Католической церкви, папа остался, по словам представителя Ватикана, «глубоко удовлетворён» ею.

Энциклика Caritas In Veritate готовилась Ватиканом в течение двух лет, однако её главные идеи созвучны тем положениям, которые содержатся в цитированном нами документе 2001 года «Мировое управление: Наша ответственность за то, чтобы глобализация стала шансом для всех». И с началом кризиса изложенные в нём идеи о Группе глобального управления (GGG) стали воплощаться в жизнь. На саммите G20, состоявшемся в Питтсбурге в сентябре 2009 года, тогдашний премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил, что «Большая двадцатка» отныне становится основным международным механизмом управления мировой экономикой, призванным бороться с экономическим кризисом и обеспечить лучшую подготовку мира к будущим экономическим трудностям. Интересно, что, кроме руководителей 19 крупнейших экономик мира и председателя Еврокомиссии, на саммите присутствовали также руководители Голландии, Испании, Сингапура и Швеции — страны, председательствующей в ЕС (всего 24 руководителя), а также главы международных финансовых и экономических организаций, включая генсека ООН. Так что «двадцатка» превратилась в GGG, а папская энциклика была направлена на подготовку общественного мнения к «ответственной глобализации» и «моральной экономике». Не случайно «избранный» Бильдербергским клубом на пост президента ЕС в ноябре 2009 года правоверный католик ванн Ромпёй заявил на своей первой пресс-конференции, что этот год стал «первым годом глобального управления».

 

 

Постер, созданный с использованием самого популярного плаката в ходе предвыборной кампании Б. Обамы «Надежда — Папа»

 

С вступлением в силу в декабре 2009 года Лиссабонского договора руководство ЕС стало оказывать религии подчёркнутое внимание, тем более, что 17-я статья документа признаёт «специфический вклад» религий в жизнь общества, и, как заявил президент Европарламента Ежи Бузек, регулярный «диалог» с церквями стал законодательным обязательством для ЕС. В Европарламенте появился вице-президент, отвечающий за религиозный «диалог».

 

 

Протоиерей Антоний Ильин с руководством ЕС в Брюсселе

 

Действительно, по мере проведения в жизнь плана строительства наднациональной системы глобального управления с её разрушительными социальными последствиями «анестезирующее» воздействие официальных религиозных проповедей приобретает растущее значение. После разработки ЕС новой Европейской стратегии-2020, направленной на борьбу с бедностью, представители церквей превратились в исключительно важных партнёров Евросоюза. Как подчеркнул Ж.М. Баррозу на встрече руководства ЕС с религиозными деятелями Европы в Брюсселе в июле 2010 года, посвящённой борьбе с бедностью, «церкви и религиозные сообщества несут активное социальное служение в странах — членах ЕС, и если Евросоюз хочет эффективно бороться с бедностью и социальной незащищённостью, то существенно важно извлечь пользу из их многолетнего и всеохватывающего опыта»[713].

Эта встреча стала шестой по счёту в ряду ежегодных встреч, проводимых Баррозу начиная с 2005 года. На ней присутствовали более 20 представителей христианства, иудаизма, ислама и других традиционных религий из 14 стран Евросоюза. Был здесь и и.о. представителя Московского патриархата при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин который, как пишет сайт ОВЦС МП, заявил в своём выступлении, что «если Европа действительно претендует на то, чтобы стать союзом ценностей и «мягкой силой» в сегодняшнем мире, своего рода «будущим сценарием» глобального управления, реализуемом на региональном уровне, то она должна стать прежде всего диалоговым сообществом, основанном на сетевом взаимодействии наднациональных институтов с важными публичными акторами, прежде всего церквями и традиционными религиями». Он также отметил «уникальность того факта, что благодаря вступлению в силу Лиссабонского договора и его 17-й статьи впервые на уровне наднациональных структур появились законодательные основания для религиозного диалога, а успех данной инициативы может стать примером и «возможным сценарием» для будущего «диалога» церквей с международными организациями и на глобальном уровне»[714]. Это стало свидетельством значительного «прогресса» в сфере утверждения глобального мышления среди экуменистов Московской патриархии (см. ниже).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.