Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-06-05 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Ученики Далькроза, казалось, никогда не испытывали утомления. При первых же признаках усталости сложные музыкально ритмические задания сменялись на ритмические упражнения с предметами, превращавшиеся в веселые ритмизированные игры с мячами, шарфами, серсо», - пишет Россихина (с.242-243). «Отсутствие пред-варительного заучивания, элемент внезапности, пластически свободные импровиза-ции на заданную педагогом музыкальную тему, радостное подчинение учеников
15
увлекательным импровизациям самого Далькроза, сидевшего у рояля, - придавали всему зрелищу необычайную привлекательность!» (Р. с.241).
«Главная ошибка нашей современной системы преподавания – его отвлечен-ность», - говорит Далькроз. Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». «Игра, с одной стороны, служит про-явлением естественной потребности к деятельности, с другой стороны, выражением детской радости». «Мы не знаем более могущественного и более благотворного сред-ства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости» (Д. с.56). «Из всех чувств радость всего лучше влияет на развитие способностей ребенка, он охотнее всего отдается этому чувству и на этой почве душа его легче всего откры-вается для воспитательного воздействия». (Д. с.57).
«Способность самозабвения в играх ценна для искусства. Она вытекает из непреодолимой потребности осуществлять свои фантазии. Впоследствии она примет более серьезный характер и обнаружится в занятиях искусством или наукой» (Д. с.63-64). «Разумный метод преподавания должен стремиться к тому, чтобы на место понятия долга поставить понятие свободного желания» (с.63).
|
«Нам нужна гармонически развитая нервная система для того, чтобы до-стигнуть гармонии между духом и телом. Дух в плену,если он лишен возможно-сти проявлять себя. Откроем же двери навстречу фантазии, и дадим детям новую иг-ру: упражнения ритмической гимнастикой должны быть игрой для детей» (с.59-60).
«Игра – могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания» (с.65).
«Лучшим результатом наших занятий ритмической гимнастикой будет то чув-ство радости, наслаждения жизнью, которое она породит в учащихся, развитие воли и уменья переводить представления в действие» (с.68).
«Вся наша жизнь – игра. Жизнь – искусство, осуществление того, что было создано воображением заранее», - восклицает Далькроз (с.60). «Игра ребенка – искусство взрослого человека. Ритмическая игра состо-ит в новом объединении искусства». Все это в большой мера повторяет выводы известной в то время книги Карла Бюхера «Работа и ритм» (Гер-мания,1896). Игра, искусство, работа, ритм составляют единство понятий
и взаимообусловленность. Выводы Бюхера стали хрестоматийными. Они прослеживаются в «психоанализе» Фрейда, упоминаются у Выгодсткого в «Психологии искусства», в учебниках эстетики, например, у Борева.
О сольфеджио
Из биографии.
С 1892 по 1910 год Далькроз – профессор гармонии и сольфеджио Женевской консерватории.
Как уже упоминалось, «педагогическая система Жак-Далькроза продолжает и развивает принципы Песталоцци. В процессе овладения знаниями следует опираться
в первую очередь на непосредственные чувственные восприятия и от них уже пере-ходить к общим, абстрактным понятиям. (…) Музыкальный ритм (а через его посред-ство – и характер, и само содержание произведения) должен быть не теоретически объяснен и усвоен (не устаем мы повторять мы это важнейшую установку системы Далькроза), а телесно пережит учащимися, претворен в движении. «Пережиты» и ис-
|
16
пытаны на собственном слуховом опыте и на практике интонирования должны быть также и ступеневые отношения в звукоряде мажорного и минорного лада (М. с.4-5).
Упоминания о сольфеджио у Шторка:
До мажор – начало в сольфеджио.
Ходьба по Т. и П.Т. (тону и полутону).
Расширение звукоряда введением хроматических заполняющих звуков.
Изучение тональностей.
Упражнения для развития абсолютного слуха.
Изучение духордов, трихордов, пропуски в гамме соответствующими ритмиче-скими движениями.
Изучение интервалов по количеству ступеней в них, что дает возможность узна-вать и запоминать мелодии.
Первоначально на уроке сольфеджио, сообщает Шторк, отбивали такт руками. Возник вопрос: нельзя ли одновременно и ногами передавать до мельчайших подроб-ностей ритм мелодии.
«При первых попытках были найдены телодвижения, соответствующие всем музыкальным элементам. Создалась в некотором роде полная система для всех этих телодвижений, сходная с обычной тем, что она давала возможность делить время движениями до последних пределов» (Ш. с.40).
Далькроз: Следует всячески изощрять свою изобретательность придумыванием самых разнообразных форм для тех или иных упражнений, из каждой ритмической фигуры может быть сделана полезная игра. Так например, восьмая с точкой и шест-надцатая … - галопирование лошади, половинная – поклон и т.д..
Раньше чем ознакомить ученика с различением размеров, можно изощрить слух
в определении силы ударов (f, mf, p, pp). Ребенок в центре круга с завязанными гла-зами. Нужно угадывать количество ударов, громкость, направление, поочередно и вместе.
О дыхании, о вокальных условиях сольфеджирования.
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить. Ритмическое дыхание нужно поставить на первом плане, так как оно влияет на ритмичность пе-ния» (Д. с.15-16).
«Наряду с ритмическими упражнениями мускулов мы особенно настойчиво ре-комендуем гимнастические упражнения в глубоком и ритмическом дыхании» (Д. с.48).
Некоторые игровые формы упражнений для дыхания:
дуть на горячий суп,
сдувать пыль, задувать свечу, сдувать пенку с молока,
согревать дыханием руки, и т.д.
продышать дырку в обледенелом окне,
|
научить свисту, подражать чиху и кашлю,
дать покричать при выдохе и т.д. - Это не только для сольфеджио, но для заня-тий с духовиками, хоровиками, вокалистами. Далькроз обосновывает свою методику, ссылаясь на физиологию дыхания..
Принципы Далькроза получили претворение и развитие в наше время. Ритмиче-ская гимнастика – составная часть системы музыкального воспитания К.Орфа. Ритмо-
17
двигательные упражнения (и именно на сольфеджио) рекомендуются учебными про-граммами и вводятся рядом преподавателей сольфеджистов как незаменимое сред-ство освоения элементов музыкальной речи, средств выразительности. Наконец, это и отдельные формы работы у некоторых педагогов. Например, у Струве (хор «Пионе-рия») в распеве: слушают ф-но, если звучит тон, делают шаг, полутон – полушаг.
«Разработанная Жак-Далькрозом специальная система тренировки учащихся в наилучшем овладении ладовоступеневыми отношениями (система ладового воспита-ния слуха) до известной степени продолжает традиции школы Гален-Шеве-Пари, не переходя, однако, в преемственно с ней связанную систему «относительной сольми-зации» (М. с.5).
Эмилдь Шеве (1804 -1864) фр. Учитель музыки, врач и мате-матик. Развил цифровой метод обучения «метод Галена -Шеве». Метод Галена -Шеве в 1883 был официально рекомендован для обучения пению в начальных школах, получил известность во многих странах, в России в том числе. Это метод ладового воспи-тания слуха, метод «Относительной (релятивной) сольмизации». При пении использовалась не слоговая система названия звуков (до, ре, ми и т.д.), а порядковый номер ступени лада (первые сло-ги) на фр. языке: un, de, tro, qua и т.д..
Метод Галена-Шеве с использованием первых слогов рус-ских порядковых номеров при обозначении ступеней лада: пе, вто, тре, че, пя, ше, се, столь же эффективен и в наше время,например,в Тверском музыкальном училище.
«Стремясь выработать у своих учеников абсолютный слух и умение ориентиро-ваться в тональном плане произведения, он применяет цикл тренировок с постоянным «до» в качестве звукового ориентира. Изучение и пение гамм от неизменных звуков до, до-бемоль, до-диез служит промежуточной ступенью к определению на слух то-нальности исполняемого произведения. После прослушивания уч-ся интонирует неизменное «до», поет от него гамму в данной тональности (со всеми присущими ей знаками альтерации) и заканчивает S, D и T тональности.» (М. с.6).
|
Говоря о проблеме выработки псевдо абсолютного слуха, на метод Далькроза указывает Б.М.Теплов (в кн. «Психология музыкальных способностей».- АПН., 1947. с. 130): В этой системе «…все гаммы поются от до … Благодаря этому тон до с такой силой запечатлевается в ухе, что абсолютный слух является естественным результа-том упражнения, т.е. все остальные звуки размещаются уже относительно этого до». Прдолжают эту проблему слова С.Волконского (Художественные отклики. Петер-бург, 1912. с.156). «Мы должны запечатлеть до в себе, - сказал Далькроз на одном уроке: - абсолютный слух возможно приобрести лишь через относительный; до будет нашим мерилом, по нем мы будем судить о других тональностях»
«Единообразная и «правильная» ритмическая организация, непременное дири-жирование, общее состояние мобилизованности, связанное с задачей интуитивного улавливания звукового строя исполняемой музыки произведения, слухового «раство-рения» в сфере данной тональности придают выполнению данного упражнения ха-рактер внутренней необходимости, в которой сливаются ratio и intuitio человека» (Мухаринская).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!