Предпосылки системы Жак-Далькроза. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Предпосылки системы Жак-Далькроза.

2020-06-05 335
Предпосылки системы Жак-Далькроза. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кто непосредственно учителя Далькроза, изучая и обобщая труды которых, Далькроз смог создать свою систему? Напомним, система музыкального воспитания Жак-Далькроза «цельная» и научная (см. об этом Баренбойма, Шторка), и, естествен-но, не могла быть создана без изучения и обобщения достижений в этой области сво-их предшественников.

 

Самое прямое указание – Песталоцци.


 

5


Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827 – швейц. педагог-демократ, основопо-ложник дидактики научного обучения.

 

Ему принадлежит идея «развивающего обучения». Суть этого - возбуждение ума детей как активной деятельности, развитие их познавательных способностей, вы-работку у них умения логически мыслить и коротко выражать словами сущность усво-енных понятий.

 

Задача обучения - привести в движение присущее силам человека стремление к деятельности.

Исходный момент – чувственное восприятие предметов и явлений окружаю-щего мира. От беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира, которые они сперва получают через свои органы чувств, к определенным восприятиям, затем от них к ясным представлениям, и, наконец, к четким понятиям.

 

В обучении большое значение имеет наглядность. Обучение и воспитание воз-можно лишь в условиях трудовой деятельности ребенка.

Пед. энциклопедия.

Предшественницей метода Далькроза явилась система Фр. Дельсарта.

 

«Основное различие между системами (Далькроза и Дельсарта), пишет Шторк (с.39), состоит в том, что Дельсарт не исходит из музыкальных основ. Его за-слуга заключалась в создании как бы научного обоснования телодвижения; он дал словесное наименование всем движениям и проработал их синтаксис, уяснив, каким образом сочетание отдельных движений, параллельных или противоположных, может служить материалом выразительности».

 

«Для Жак-Далькроза большое значение имело положение, подтвержденное Маттиа Люси, что всякая музыкальная выразительность имеет физическое обосно-вание»,-читаем у Шторка,с. 40

 

(Сведений в словарях о Маттиа Люси не найдено)

 

Россихина В.П. упоминает о прочных связях Далькроза с врачами-психофизиологами, в том числе с известным ученым Клапаредом. По их совету Даль-кроз обратился к изучению специальных трудов, а также гимнастических, пластиче-ских систем (Р. 242-243).

Клапа 1873-1940. Швейцарский психолог, проф. Женевского ун-та. Представитель т.н. функциональной психологии. Настаивал на том, что учителю знание психологии абсолютно необходимо. Основная задача психологии по Клапареду – учить учиться, вырабатывать характер, потребность к труду, развивать волю, качества лично-сти. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребенка, близкая, по существу, к биологической концепции К.Гроса.

Пед. энциклопедия, Мед. энциклопедия.

Психологические обоснования многих положений своего метода, в частности, довольно частое упоминание проблемы бессознательного и сознательного в психоло-гии ученика, соответствующие психологические установки, непременные при заняти-ях ритмической гимнастикой, дают основание предположить, что Далькроз был зна-ком с исследованиями своего старшего современника (старше на 9 лет) австрийского врача-психиатра, психолога Зигмунда Фрейда. Вслушаемся в высказывание Далькро-за: «Цель воспитания – создать действительную гармонию и согласие между бессо-знательным и сознательным, сделать из них одно существо» (Д. с.118).

 

В лекциях Далькроза упоминаются в разной связи имена ученых, врачей, пси-хофизиологов, искусствоведов и их труды: система доктора Вандера, «Моя система» Мюллера, доктор Nuys, Lagronge; цитируется Гельмгольц, Спенсер.

 

Далькроз обращается к древнегреческой истории, к высказываниям др.греч. мыслителей. Неоднократно Далькроз цитирует Лукиана и других, находя в их сужде-ниях поддержку своим идеям возродить древнегреческое искусство орхестику, синте-зирующее пластику, музыку и слово. «Рмтм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств, - пишет Далькроз. - Мы снова увидим расцвет греческой орхестики и воскликнем вместе с Лукианом: «Что может быть прекраснее зрелища, которое обостряет все способности нашей души, заставляет звучать все наше тело [курсив ВНЛ],передает музыку движениями,сливает воедино резвые зву-ки флейт и скрипок с изгибами и позами гармоничных тел, которое, говоря короче, чарует одновременно глаза, уши и ум!»» (Д. с. 112).


 

6


Общая характеристика системы. Предварительная оценка.

 

Напомним, Жак-Далькроз - «создатель системы музыкального воспитания – «Ритмической гимнастики» (М. с.1), - системы «приобщения учащихся к музыке пу-тем передачи ее движения, динамики, эмоционального характера и образного со-держания посредством пластических движений под музыку» (М.с.4).

 

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - под-вести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодоли-мое желание выразить себя, что можно делать после развития их эмоциональных спо-собностей и их творческого воображения» (Г.Франио, И.Лифшиц. Методическое пособие по ритмике. М., 1987. с.3. Цитируется по кн. Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962, с.174-175).

 

«Жак-Далькроз (повторим фрагмент статьи Л.С.Мухаринской в Муз.Энц.) создал систе-му приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального ха-рактера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Жак-Далькроз стремился развить и усо-вершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приоб-ретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музы-кальный ритм должен быть не объяснен, а «телесно пережит, претворен в движе-нии».

 

«Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телес-ного, пластического отклика не все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у учащихся чувство гармонии, радостного осво-бождения и обогащения сил человека. Приобщение к музыке посредством ее телесно-го переживания и двигательного претворения по новому организует и само музы-кальное восприятие: ученик, прошедший курс ритмической гимнастики умеет «слу-шать музыку»:он свободно ориентируется в ее внутреннем движении,динамическом

 

и тональном развитии, в форме произведения. Параллельно развивается и его способ-ность к музыкальной импровизации, столь необходимая педагогу-ритмисту (М. с.8-9)

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.