Методика. Ритмо-двигательные упражнения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика. Ритмо-двигательные упражнения.

2020-06-05 202
Методика. Ритмо-двигательные упражнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подробно и систематизировано изложить методику занятий ритмической гим-настики мы не имеем возможности: нет материала. Известно что Далькроз оставил многотомное изложение ее (он неоднократно упоминает, в частности, 1-й том своей ритмической гимнастики), но в России эти труды не изданы. Предлагаем лишь от-дельные сведения.

 

Известно, что Далькроз «в своей практически-педагогической и музыкально-литературной деятельности ратует за коренное преобразование музыкального образо-вания, едко критикуя рутинности музыкального воспитания, построенного на системе «попугайского копирования» и «внешнего натаскивания учащихся» (М. с.2). «Педаго-гическая система Жак-Далькроза продолжает и развивает принципы Песталоцци. В процессе овладения знаниями следует опираться в первую очередь на непосредствен-ные чувственные восприятия и от них уже переходить к более общим, абстрактным понятиям. Так и в музыкальном воспитании должен быть осуществлен постепенный переход от непосредственности чувственных впечатлений и интуитивного схватыва-ния к рациональной ясности, умению расчленить и объяснить слышимое. Музыкаль-ный ритм (а через его посредство – и характер и само содержание произведения) должен быть не теоретически объяснен и усвоен, а телесно пережит учащимися, пре-творен в движении» (М. с.4-5).

 

«Большинство занимающихся музыкой смешивает музыкальный ритм с пласти-ческим ритмом, который есть только средство к цели, и что большинство ритмиче-ских ошибок проистекает от незнания простейших законов движения» (Д. с.20). «Мы раскрыли физическую природу Ритма, - пишет Далькроз, -: ритм есть движение ма-терии, логически и пропорционально распределенной во времени и в пространстве. Жизненная задача каждого мускула состоит в том, чтобы выполнить ряд движений с определенной силой, в определенном времени и пространстве. Логическое распреде-ление этих трех элементов движения способствует укреплению в мозгу ритмических впечатлений: каждый мускул укрепляет своей работой эти впечатления. Сумма этих впечатлений, претворенных в волю, создает рад правильных привычек, способность быстро реагировать на впечатления и полную свободу сознания» (Д. с.22).


 

 

11


О физиологии мышечных движений.

 

«Каждое движение слагается из действия и противодействия двух противопо-ложных групп мускулов. Соответственно с этим мы различает состояние активного и состояние пассивного напряжения мускулов.

 

Противодействие группы мускулов необходимо для того, чтобы направлять и уравновешивать самое движение. Эти две группы мышц носят в физиологии назва-ние: синергистов и антагонистов. Для того, чтобы движение до конца сохраняло из-вестную степень упругости, нужно, чтобы пассивное противодействие антагонистов было больше, чем сила активно действующих мускулов.

 

Сокращаясь, мускул становится толще и тверже. Такое состояние мы называем активным напряжением. Уступая активному напряжении действующего мускула, противодействующий мускул вытягивается и делается тоньше. Этим характеризуется состояние пассивного напряжения. Когда я на ф-но ударяю октавы стаккато, то му-скулы, расположенные на ладони, будут в последнюю минуту до крайности растяну-ты, они будут длиннее в этот момент, чем были мускулы тыльной стороны руки в со-стоянии покоя.

 

Злоупотребление активным напряжением связано с ущербом сократительной способности мускулов. Чрезмерное пассивное напряжение антагонистов может вы-звать разрывы мышечных волокон и нарушить способность мышцы к сопротивле-нию» (Д. с.23-24).

Далькроз классифицирует все движения на: - сознательные

– бессознательные (рефлекторные)

 

- автоматические

 

«Всего важнее для нас так называемые автоматические движения. Они были первоначально сознательными, но путем упражнения и привычки сделались непроиз-вольными. От рефлекторных движений они отличаются тем, что мы их во всякое время можем сознательно прекратить или видоизменить» (Д. с.29).

 

«Главное преимущество автоматических движений заключается в том, что они оставляют уму свободу заняться чем-нибудь другим. Поэтому является еще возмож-ность сочетать автоматические движения с сознательными. В нашем преподавании мы начинаем с обыкновенной маршировки, но как только ребенок научается пласти-чески изображать музыкальный такт, когда его сознание вполне осваивается с этим понятием, тогда мы присоединяем маршировке движение рук. А когда достигнуто автоматическое выполнение комбинированных движений рук и ног для изображения размера 2, 3, и 4, мы прибавляем новое движение ноги для обозначения нового разме-ра. Присоединяя новое движение руки или ноги, мы каждый раз отмечаем этим но-вую длительность и таким образом достигаем пластического изображения разнооб-разного ритма. По такому плану ведется все преподавание до тех пор, пока все дви-жения, изображающие определенные ритмические деления и ударения, не станут вполне автоматическими. Все движения выполняются либо по команде учителя, либо читаются с нот, либо диктуются музыкальным сопровождением. Переводя все движе-ния, воплощающие различные длительности и ударения в категорию автоматических, мы тем самым освобождаем ум для решения новых ритмических задач, и в результате усвоения музыки со стороны ритмической происходит необыкновенно быстро, легко

 

и точно. (Д. с.29-30).

 

«Цель наших стремлений – создание движений непроизвольных. Мы хотим раз-вить волю до таких пределов, чтобы высшие функции ее оказались свободными и могли служить свободным целям.


 

12


Мы желаем, чтобы все то, что поддается учету, что может быть отнесено к раз-меру, - словом – все то, что можно делить и множить, совершалось без вмешательства со стороны воли, перешло бы в плоть и кровь, стало инстинктивным. Пусть дух наш будет свободен для того, что нужно изображать при помощи ритма, для истинно-художественного воспроизведения.

 

Точно также должен быть воспитан и слух, начиная от простейшего – определе-ния высоты звука, усвоения мелодики и гармонии вплоть до способности импровизи-ровать.

 

Нужно установить границы непроизвольных процессов.

 

Разъясняю это подробно на примере. Предположим, что нужно научить воспи-танника в совершенстве изображать ритмическое отношение размера 3 и 4. Он дол-жен уметь отбивать правой рукою 4 удара и левою в то же самое время вполне точно 3 удара. За тем по команде «хоп» делать обратное: правой отбивать 3, а левой 4 уда-ра». (Д. с.53-54).

 

«Всё должно стать механическим, за исключением того, что не поддается расче-ту. «Мускулы–это органы,подчиненные нашему представлению» (Д. с.34).

 

«Когда элементы ритма перейдут в плоть и кровь, они перестанут требовать напряженного внимания.

 

Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства» (Д. с.55).

 

«Упражнения в различных ритмах должны повторяться до тех пор, пока участие

 

в них воли окажется излишним» (Д. с.43). «Маршировка скорее всего становится ав-томатической. Марш составляет омегу нашего метода».

 

«В каждом движении участвуют мышцы-сгибатели и разгибатели и их противо-положная работа необходима для сохранения упругости в движении. (…) Наша цель состоит только в том, чтобы одновременно развить противодействующие группы му-скулов и приучить тело к целесообразным движениям» (Д. с.32). «Только тогда про-тиводействующие группы мускулов будут вполне подчинены нашей воле, когда мы в точности будем знать, какую степень энергии нужно затратить на каждое данное движение и в каком направлении должны работать мышцы, а такие знания возможны только при развитом уже мышечном чувстве» (Д. с.37).

 

Лучшее средство развить мышечное чувство – «упражнения в crescendo и dimin-uendo мышечного напряжения.

 

Нужно стремиться к исключению всех излишних сокращений мышц. С этой це-лью хорошо давать какую-нибудь другую работу тем мышцам, которые невольно стремятся принять участие в данном движении, но не нужны для него».

 

«Упражнения делаются одновременно двумя или тремя различными членами, причем каждый член двигается в другом направлении». При этом важно выработать плавность и верность движения, и не допускать толчки.

 

«При одинаковой работе мускулов чувство утомления будет тем больше, чем больше требуется участие в ней наших умственных способностей, т.е. головного моз-га.

 

Из этого мы извлекаем для своего метода следующий вывод: упражнения в раз-личных ритмах должны повторяться до тех пор, пока участие в них воли окажется из-лишним» (Д. с.43).

 

Для проверки – владеет ли ребенок мышцами – Далькроз предлагает пантомим-ные упражнения. Например, «У тебя в руках камень очень тяжелый. Ты его медленно спускаешь». Если у детей без аналитического ума и фантазии это плохо получится,


 

13


помочь им разобраться в механике процесса. Камень заменить своей тяжелой напря-женной рукой. Главное объяснить сущность работы мускулов, и тогда сознательное владение ими в пантомиме у детей будет результатом рационального процесса управ-ления и согласования – ум (мозг), нервы, мускул; «станет понятно, что мускулы – это органы, подчиненные нашему представлению».

 

«Значение понимания этого внутреннего взаимоотношения между сознанием и мышечным действием неоценимо. На нем зиждется самосовершенствование орга-низма» (Д.с.34). «Если мы хотя бы однажды видели движение безупречной правиль-ности, воспоминания о нем запечатляются в нашем мозгу и мы невольно будем иметь его перед глазами, когда от нас потребуется выполнить подобное движение» (Д. с.35).»Весь курс гимнастики мы основываем на связи между мыслью, волей и мы-шечной силой, и эта связь должна быть ясна и преподавателю, и воспитаннику», - напоминает Далькроз (с. 36). «Всем, кто воображает, что простым усилием воли мож-но делать самому то самое движение, которое изучали на других, предстоит жестоко в этом разочароваться» (Д. с.45).

 

При занятиях с детьми Далькроз подчеркивает ряд установок, аксиом для наше-го времени (быть может, ставшими аксиомами не без его участия); - главное – «само-му (педагогу) проникнуть в детскую душу, уметь смотреть глазами ребенка, а не навязывать ему насильно собственные взгляды, понятия и мнения». (Это от Песта-лоцци).

 

«Характер занятий должен находиться в соответствии с настроениями и потреб-ностями детского возраста. Чтобы напасть на правильный путь, педагог должен руко-водствоваться особенностями душевного мира ребенка» (Д. с.56).

 

Первоначально ритмическая гимнастика, по видимому, мыслилась Далькрзом как система муз. воспитания для учащихся школьного возраста, для детей. Однако, в Хеллерау, в период деятельности института музыки и ритма, метод Далькроза был испытан на взрослых. В это время, - пишет Россихина, - для занятий с Далькрозом стали приезжать люди самых разных профессий со всех концов света: музыканты, ху-дожники, хореографы, врачи, педагоги. Для уроков со взрослыми пришлось разраба-тывать специальные учебные планы, куда, кроме ритмики, сольфеджио, включались художественна гимнастика (пластика), танец, хоровое пение и музыкальная импрови-зация. (Р. с.242-243). Метод Далькроза дал прекрасные результаты, что и определило массовость увлечения ритмической гимнастикой в страхах Европы и Америки.

 

Шторк перечисляет типы упражнений.

 

Маршировки в различных вариантах. «Хоп» - команда остановки, - неожидан-ность, развитие реакции, внимания.

 

Развитие автоматизации движения.

 

Перемены темпа в маршах.

Запоминание музыки. Развитие тем самым внутреннего слуха.

Ходьба с предварительным запоминанием музыки.

Ходьба каноном (с отставанием на 1 такт)

 

Комбинации с контрастами напряжений, например, руки свободные –ноги напряжены и наоборот.

 

Полиритмия в руках: правая ¾, - левая 4/4 и наоборот.

 

Ритмическая имитация движений, например, с увеличением или с уменьшением во времени, рука – нога, правя – левая.

 

Как итог, возможность отражения в ногах, руках, в теле полиритмии музыкаль-ной ткани произведения, фактуры, мелодики, динамики, аккомпанемента и т.п. всеми


 

 

14


членами тела в одновременности. При этом пластический вариант решения останется делом субъективным.

 

Пластическая импровизация совершенно необходима.Напомним,импровиза-ция – органическая часть метода Далькроза. Умение импровизировать поощряется и воспитывается с первых занятий ритмической гимнастикой до последних. Своеобраз-ный итог музыкальной ритмики – музыкально-пластические этюды. Их можно назвать искусством пластической импровизации, индивидуальным ритмо-двигательным пластическим претворением услышанного эмоционально-образного содержания музыкального произведения. (О музыкально-пластических этюдах речьпойдет ниже).

 

В системе ритмической гимнастика уделено самое серьезное внимание пробле-ме дыхания. «Безусловно необходимо,-говорит Далькроз,-наряду с гимнастикойтела делать особую гимнастику дыхания и тщательно следить за дыхательными функциями» (Д. с.46). «Соучастие дыхательного аппарата является чрезвычайно важ-ным фактором при всякого рода мышечной деятельности», пишет Далькроз (с.45), и дает в своих лекциях подробное психофизиологическое обоснование механизма ды-хания.

 

«Особо большое значение я придаю упражнениям, развивающим самопроиз-вольные функции воли», говорит Далькроз (с.51).

 

«Гармония и выразительность всех движений в совокупности достигается толь-ко лишь при правильном положении туловища» «Всякому движению, всякой дея-тельности соответствует известная осанка. Она подчинена законам естественной гра-ции, эстетики и равновесия» (с.52), и далее Далькроз дает рекомендации на основе анализа анатомического строения человека.

 

Польза ритмической гимнастики двоякая: «во-первых, развиваются общие спо-собности восприятия и выразительности движений, во-вторых, человеку облегчается возвращение к естественным движениям».

 

Необходимый момент в развитии гибкости тела, мышечной бодрости – массаж. Далькроз рекомендует различные системы оздоровительного массажа, в частности, систему Мюлера (с.41), объясняет терапевтическое действие массажа, с восхищением говорит о Японии, где массаж - каждодневное дело в каждой японской семье. Моло-дая мать с первых дней рожденья своего малыша каждодневно массажирует его, раз-минает все его суставчики.

 

Занятия ритмической гимнастикой проводились в «прохладных, тщательно про-ветриваемых помещениях, детей заставляли переодеваться в легкие свободные ко-стюмы, заниматься без обуви» (Р. с.242-243). «Одно из условий хорошей походки – чтобы обувь не стесняла и не мешала движениям стопы. Поэтому наши ученики носят свободные сандалии без каблуков или же ходят босые» (Д. с.53).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.