Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

2020-04-01 161
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок "да" или "нет".

. Я всегда сочувствую своему ребенку.

. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

. Я уважаю своего ребенка.

. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

. Мой ребенок часто мне неприятен.

. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

. К моему ребенку постоянно "липнет" все дурное.

. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

. Я жалею своего ребенка.

. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

. Я всегда считаюсь с ребенком.

. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.

. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

. Я разделяю увлечения моего ребенка.

. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

. Мой ребенок часто меня раздражает.

. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.

. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

. Я не доверяю своему ребенку.

. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

. Я восхищаюсь своим ребенком.

. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Таблицы процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

 

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
"сырой балл" 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
"сырой балл" 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
"сырой балл" 27 28 29 30 31 32      
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100      

Шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

Шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65

Шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

Шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0

 


Приложение 2

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Приведем некоторые приемы, позволяющие устанавливать благоприятную межличностную дистанцию.

Идти навстречу другим. Не нужно избегать людей, более того, можно взять на себя инициативу новых отношений. Сделайте первый шаг навстречу, попытайтесь установить контакт с теми, кто вам симпатичен. Помогите тому, кто просит вас о помощи. Поделитесь о чем-нибудь с окружающими (это может быть фильм, книга и т.п.).

Повернуться к внешнему миру. Чем бы ни был обусловлен страх перед другими людьми, он всегда заставляет нас чувствовать себя мишенью чужих взглядов и мнений. Чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, нужно прежде всего не зацикливаться на себе: интересуйтесь другими людьми, задавайте им вопросы и т.п. Не торопитесь дистанцироваться, наоборот, присмотритесь к ним внимательней. Научившись ценить окружающих, вы почувствуете, что и вы для них интересны и ценны.

Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи, а в нашем случае это страх общения, ограничивают нашу свободу, порабощают нас. Чем больше вы им будете подчиняться, тем сильнее они будут становиться. Относитесь к своему страху как к незваному, к незаконно вторгшемуся к вам гостю. Научитесь понимать, чего вы хотите (быть свободным), и чего хочет фобия (поработить вас).

Подумайте о причине своего страха (социофобии) и переходите к действиям. Всегда полезно узнать, откуда берется наш страх общения. Но посвящать все свое время поиску причин не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

Научитесь расслабляться. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх. Спровоцируйте, например, на воображаемый киноэкран пугающую ситуацию - приближайте и отдаляйте "изображение". Смотрите на себя со стороны, не забывая, что вы находитесь в спокойной и безопасной ситуации. Закончите "просмотр" самым рутинным для вас действием, которое вы часто делаете дома: выпейте чашку кофе или чая, начните читать и т.п.

Не прекращайте прилагать усилия. Чрезмерные страхи, как правило, говорят о повышенной эмоциональной чувствительности. Это качество позитивное, поэтому не стоит с ним безжалостно бороться. Привыкайте к пугающим ситуациям постепенно.

Как было отмечено выше, благоприятная межличностная дистанция напрямую связана с качеством жизни, которая начинает определяться для человека в категориях "счастливая - несчастливая". Что же представляет собой "счастливая жизнь"? Ответ на этот вопрос дает французский психотерапевт Кристоф Анри (Christophe Andre).

Счастливая жизнь - это здание, имеющее три измерения: материальное, межличностное и эмоциональное. Чтобы быть счастливым человеком, нужно уметь достигать своих целей, сохраняя хорошие отношения с людьми и свою репутацию и не жертвуя при этом внутренней гармонией.

Кристоф Анри (Christophe Andre) предлагает собственную программу внутренней "детоксикации" [11], которая на наш взгляд также способна помочь в преодолении одиночества.

. Решите, что у вас все хорошо. Известный французский философ Ален (Alain) писал: "Нужно хотеть быть счастливым и прикладывать к этому усилия. Если встать в позу беспристрастного наблюдателя и держать двери распахнутыми, дожидаясь, когда в них войдет счастье, то в них войдет печаль". Всегда легче отдаться во власть несчастья - это требует от нас меньших затрат психологической энергии. А чтобы продлить благополучие, нужны усилия.

. Не оставляйте слишком много места чувству несчастности. Постольку негативные эмоции возникают только время от времени, длятся недолго и не слишком сильно нарушают повседневную жизнь, можно было бы ожидать, что они пройдут сами собой. Однако, дав волю своим эмоциям мы продлеваем их. Несчастье питает само себя: чем больше мы ему поддаемся, тем дольше оно будет длиться. Более того, если мы отдаемся во власть несчастья, то ограниченная во времени отрицательная эмоция (в данный момент мы чувствуем себя несчастными - одинокими), постепенно перерастет в устойчивое негативное мироощущение (у меня несчастная жизнь).

. Заботьтесь о себе, особенно если дела идут неважно. Большинство людей имеют тенденцию - "чем хуже им, тем больше они себя запускают (перестают видеться с друзьями, бросают свое хобби и т.п.), а чем больше они себя запускают, тем хуже им становится". Таким образом возникает замкнутый круг. Заняться любимым делом, когда у тебя проблемы, вовсе не самый очевидный выход из ситуации, ведь у человека пропадает к этому желание. Однако, это желание необходимо пробудить, приложив усилия. Только не стоит заблуждаться относительно конечной цели: когда нам плохо, задача приятных занятий заключается не в том, чтобы сделать нас счастливее, а в том, чтобы помешать несчастью разрастись и укорениться внутри нас.

. Избегайте перфекционизма и не стремитесь к счастью "во что бы то ни стало". Размышляя о счастье, Густав Флобер писал: "Думал ли ты когда-нибудь, сколько слез было пролито из-за этого ужасного слова? Без него мы бы спали спокойнее и нам бы легче жилось". Поиски счастья не должны становится для нас навязчивым состоянием, а право каждого человека на счастье не должно превращаться в обязанность быть счастливым во что бы то ни стало. Ощущение несчастья, связанное с переживанием одиночества, - неотъемлемая часть человеческого существования, может иногда оказаться полезным, заставляя нас задуматься о том, правильно ли мы живем, или даже необходимым, когда побуждает нас взглянуть в лицо неприятным истинам. "Мы не можем избежать встречи с несчастьем, но в наших силах перестать этой встреч бояться и извлечь из нее пользу".

. Смакуйте мгновения счастья. Старайтесь извлекать как можно больше удовольствия из тех счастливых моментов, которые дарит нам судьба. Однако, это нелегко сделать. Современный французский философ Андре Конт-Спонвиль (Andre Conte-Sponville) говорит о том, как "невероятно трудно быть счастливым, когда у тебя все хорошо". Давайте же не будем дожидаться, пока превратности судьбы напомнят нам, что жизнь бывает прекрасна, и заставят пожалеть о том, что мы не распорядились ею лучше. Поэтому последуем самому древнему и мудрому совету философов carpe diem - лови момент; радуйся тому, что есть у тебя сегодня.

. Размышляйте о повседневных заботах, но не зацикливайтесь на них.

. Не культивируйте в себе враждебные эмоции. Многие наши несчастья происходят от того, что мы отводим слишком много места враждебным эмоциям. Эти эмоции очень сильны и направлены на определенных людей (злоба, горечь, ревность и т.п.). Чаще всего они развиваются потому, что мы ставим на первое место потребность доказать свою правоту ("Они не правы, они должны быть наказаны"), жертвуя при этом своим желанием чувствовать себя хорошо ("Я первый из-за этого страдаю, так что надо подумать, что я могу сделать полезного, а потом переключиться на другое"). В иных случаях негативные эмоции объясняются раздражением, которое мы испытываем по отношению к людскому несовершенству; эти эмоции заставляют нас смотреть на мир и его обитателей придирчиво или цинично. Кроме того, отсутствие доброжелательности часто свидетельствует о том, что человеку плохо, и всегда является источником чувства несчастности.

В заключение хочется привести слова известного философа М.К. Мамардашвили: "Меланхолическое состояние духа, само привлекает к себе несчастья, происходящие в мире, казалось бы независимо от состояния духа. И, наоборот, ровное расположение духа обладает тем странным и необъяснимым качеством, что оно как бы навлекает на человека удачу" [11].


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.