Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространсва ребенка — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространсва ребенка

2020-04-01 173
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространсва ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обоснование методик и описание выборки исследования

 

В нашем исследовании мы предположили, что при развитии ребенка в семье существует близкая взаимосвязь между такими показателями межличностной дистанции родителя и суверенностью психологического пространства ребенка как:

"близость - удаленность" родителя от ребенка, (т.е. степень выраженности симбиотического поведения родителя (Варга А. С, Столин).

эмоциональное отношение к ребенку родителя, заключающееся в "симпатии-антипатии", "уважении-неуважении к ребенку".

"понимание-непонимание" ребенка родителем

"принятие - неприятие" ребенка родителем.

И такими характеристиками суверенности психологического пространства как:

переживание безопасности физического пространства, в котором находится ребенок,

наличие личных вещей, которыми может распоряжаться он сам,

возможность иметь временную форму организации жизни ребенка, комфортный для него распорядок.

возможность иметь друзей и знакомых, которые нравятся и важны для ребенка,

иметь свое собственное мировоззрение.

Мы полагаем, что при обнаружении наличия тесной связи между данными характеристиками мы сможем составить программу оптимизации межличностного общения ребенок-родитель по приведенным выше параметрам, что позволит сформировать нормальный уровень суверенности психологического пространства у ребенка, что в свою очередь позволит ему повысить его уровень адаптированности к средовым влияниям.

В связи с поставленной гипотезой, целью проводимого исследования были оценка и измерение следующих психологических переменных:

Показатели родительского отношения к ребенку:

"близость - удаленность" родителя от ребенка, (т.е. степень выраженности симбиотического поведения родителя (Варга А. Я, Столин В. В.).

эмоциональное отношение к ребенку родителя, заключающееся в "симпатии-антипатии", "уважении-неуважении к ребенку".

"понимание-непонимание" ребенка родителем

"принятие - неприятие" ребенка родителем

Характеристики суверенности психологического пространства как:

переживание безопасности физического пространства, в котором находится ребенок,

наличие личных вещей, которыми может распоряжаться он сам,

возможность иметь временную форму организации жизни ребенка, комфортный для него распорядок.

возможность иметь друзей и знакомых, которые нравятся и важны для ребенка,

иметь свое собственное мировоззрение.

Выборку проводимого исследования составили 17 семей, имеющих детей-подростков 13-15 лет, которые обратились за помощью в психологический центр в связи со сложностью взаимопонимания между родителями и детьми.

 

Алгоритм проведения исследования

 

Эксперимент состоял из двух этапов:

1. Первичное психодиагностическое обследование.

2. Проведение 3-х встреч с родителями детей по результатам обследования.

На первом этапе была проведена психодиагностика родителей и детей, которая проходила в индивидуальной форме, с предварительной разъясняющей беседой, направленной на создание мотивации у родителей и подростков к участию в эксперименте. Исследование проводилось в соответствии с выдвигаемыми методиками требованиями: индивидуально, в отдельном, хорошо проветриваемом и изолированном от посторонних звуков помещении.

В процессе проводимого исследования был использован ряд методик:

-  опросник "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартова-Бочавер;

-  методика определения социально-психологической индивидуальной дистанции в межличностных отношениях "СПД-2010";

-  опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Предъявляемые методики чередовались по степени сложности, в следующем порядке:

Для родителей:

. Методика определения социально-психологической индивидуальной дистанции в межличностных отношениях "СПД-2010";

2. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Для детей:

1. Опросник "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартова-Бочавер;

Описание методик

Опросник "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартова-Бочавер [36]

Данный опросник использовался для исследования психологического пространства. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости членов семьи и дистанционных отношений внутри семьи. Опросник разработан и предложен С.К. Нартова-Бочавер и

Предполагаемый адресат теста - подростки, начиная с 11-12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются.

Опросник содержит 80 вопросов, делящиеся на шесть шкал, отражающих измерения психологического пространства. Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом.

Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей.

Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ.

Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи.

Суверенность привычек (СП) - это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок.

Суверенность социальных связей (CС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека.

Суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность - насильственное принятие не близких ценностей.

Теоретически предполагается, что ответ, соответствующий ключу, увеличивает показатель суверенности (1), а ответ, не совпадающий с ключом, - показатель депривированности (-1). Выбирая " Да" или " Нет", респондент подразумевает также промежуточный ответ " Не знаю", вариант которого, однако, в бланке не представлен, а при более дробном шкальном оценивании это был бы 0. Общий показатель суверенности подсчитывается путем сложения баллов.

Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использована для изучения суверенности психологического пространства личности по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.

Респондентам предлагается заполнить лист ответов в соответствии со следующей инструкцией:

"Вам предлагается оценить утверждения теста, который описывает детство человека. Если содержание утверждения относится к Вам, следует поставить галочку в ячейке, соответствующей "Да". Если в Вашей жизни подобных ситуаций не встречалось, поставьте галочку в ячейке, соответствующей "Нет". Если Вам трудно вспомнить, как было на самом деле, представьте себе наиболее вероятное положение дел. Этот тест не измеряет интеллектуальные способности, поэтому правильных или неправильных ответов не существует; каждый вариант встречается в реальной жизни. Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста - 20 минут. Спасибо!"

Результаты теста обрабатываются в соответствии с ключом ответов и количество баллов суммируется по каждой шкале.

(Список вопросов, лист ответов, ключ ответов к методике прилагается см. Приложение 1).

Методика определения социально-психологической индивидуальной дистанции в межличностных отношениях "СПД-2010"

Методика была разработана для определения индивидуальной дистанции в межличностных отношениях. Методика представляет собой опросник, который содержит 41 высказывание, касающихся различных характеристик индивидуальной дистанции в межличностных отношениях:

. Когнитивная дистанция

. Коммуникативная дистанция

. Эмотивная дистанция

. Поведенческая и деятельностная дистанция

. Положительный - отрицательный образ самого себя

Респонденту предлагают заполнить лист ответов, предверяя процесс следующей инструкцией:

"Перед Вами опросник содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуациях общения со значимым для Вас человеком. Укажите оценку с каким человеком вы производили (мужем, женой, другом, сыном и т.п.). Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны Вашим отношениям с этим человеком, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени".

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить с помощью семи балльной шкалы:

1 - полностью не согласен

2 - согласен в малой степени

3 - согласен почти на половину

4 - согласен на половину

5 - согласен более, чем на половину

6 - согласен почти полностью

7 - согласен полностью

При обработке результатов полученные сырые баллы переводятся в стандартные, используя ключ к методике.

(Список вопросов, лист ответов, ключ ответов к методике прилагается см. Приложение 1).

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопросов, которые распределены по 5-ти шкалам:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, н неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Отвечая на вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок "да" или "нет". Респондентам предлагается следующая инструкция:

"Вам предлагается оценить вопросы, которые касаются вашего отношения к ребенку и выразить свое согласие или несогласие с помощью оценок "да" и "нет". Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста - 20 минут. Спасибо!"

Обработка результатов осуществляется следующим образом: за каждый ответ типа "да" испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа "нет" - 0 баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-  отвержение,

-  социальная желательность,

-  симбиоз,

-  гиперсоциализация,

-  инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

Полученные тестовые баллы по каждой шкале могут быть проинтерпретированы следующим образом:

Высокие баллы по шкале "принятие - отвержение" - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале "кооперация" - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале "симбиоз" - 6-7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале "контроль" - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале "отношение к неудачам ребенка" - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

(Лист вопросов, ключ ответов по шкалам, таблицы процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160. См. Приложение 1).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.